Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Перспективы реформирования пенсионного законодательства в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Последние новости о пенсионной реформе дают понять, что изменений в законопроектах бояться не стоит. Следует внимательно изучить требованиям реформы, поскольку она будет продолжаться и углубляться. По крайней мере этого требует Евросоюз.
Действующие эксперты по вопросам социальной политики, сообщили позитивную новость для украинских пенсионеров: пенсионная реформа в Украине в 2021 году для работающих пенсионеров продолжится, как и в предыдущем периоде.
В ближайшее время должен стартовать второй этап обновления. Он будет связан с открытием персональных счетов для пенсионеров. Эксперты заявляют, что государство должно с каждым годом будет все меньше вмешиваться в сферу страхования.
Основными контролирующими органами, которые должны следить за реализацией страховой модели, будут: Фонд страхования и Фонд безработицы. Таким образом у работодателей появится больше свободы. Они самостоятельно смогут выбирать в какой из указанных структур страховать работников.
Ранее говорилось, что накопительная система, запланированная ранее оправдает себя в том случае, если у будущего пенсионера будет, хотя бы 15 лет своей трудовой деятельности.
Положительными оказались последние новости для женщин 55 лет о пенсионной реформе в Украине. Конституционный Суд отменяет изменения в законе о пенсионном обеспечении в той части, где речь идет об определенном возрасте, как одного из условий получения выплат от государства.
Большинство нынешних депутатов и лидеров политических сил резко осуждают повышение пенсионного возраста. Протестуют против этого и трудоустроенные граждане.
Учитывая это, представители «слуг народа» приняли решение инициировать отказ от такого варианта. Эксперты считают, что реформа в стране будет осуществлен таким образом, что украинцы самостоятельно смогли решать сколько им продолжать свою трудовую деятельность.
Досрочный выход на пенсию пока возможен только для некоторых категорий населения. Все остальные должны доработать до 59-65 лет.
Планируемые изменения позволят работникам всех служб и ведомств, а также тем, кто был официально трудоустроен, занимался предпринимательской деятельностью, выходить на заслуженный отдых сразу после достижения ими соответствующего страхового стажа.
Как стало ясно, такие лица будут получать выплаты дольше, чем те, кто, скажем, вышел на отдых в 60 лет. Поэтому понятно, что их выплаты будут меньше.
Как минимум выплаты пенсионерам будут подниматься дважды в год, что связано с законом о минимальной сумме выплат от государства.
Для всех лиц пенсионного возраста она не может быть меньшим, чем установленный на текущий период (в Украине – полугодие) прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность. К концу года она может приблизиться к отметке 2000 грн.
Последние новости для шахтеров о пенсионной реформе в Украине 2021 указывают на то, что их минимальная пенсионная выплата будет определяться как 80% от их зарплаты.
Основными нюансами, которые нужно учесть в этом случае, являются следующие:
- пенсионер должен был официально занимать одну из шахтерских должностей, которые определяет правительство;
- минимальный стаж в шахте для мужчин – 15 лет, для женщин – 7,5 лет.
Параллельно устанавливается и максимальная сумма, на которую может претендовать украинский пенсионер.
Согласно законодательству, месячная сумма выплат не может быть выше, чем 10 ПМ для нетрудоспособного.
Принятые ранее правительством законы и дополнения относительно пенсионных доплат и надбавок меняться не будут. Это коснется различных категорий населения, как дает понять новая пенсионная реформа в Украине для женщин.При этом суммы выплат будут разными.
К примеру, те лица, что были на иждивении у шахтера, который умер во время выполнения своих рабочих обязанностей или профессионального заболевания, должны иметь доплату к своей пенсии менее 100% ПМ для нетрудоспособного.
В наступающем периоде кардинальных изменений в отношении пенсионной реформе ожидать не стоит. Все силы государства направлены на борьбу с коронавирусной инфекцией. Если же нововведения произойдут, ознакомиться с ними можно будет на официальном правительственном сайте.
В конце октября 2019 года Минфин и Банк России представили новый вид системы накопительной пенсии — гарантированный пенсионный план, который позволит россиянам создавать накопления самостоятельно или при помощи работодателя, добровольно перечисляя средства из зарплаты в негосударственные пенсионные фонды.
В качестве мотивирующего фактора разработчики системы представили ряд налоговых льгот, которые будут доступны пользователям счетов ГПП. Граждане смогут получить 13-процентный вычет по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) на ежемесячный взнос, не превышающий 6% от зарплаты. Для работодателей, перечисляющих взносы по ГПП своих работников, также предусмотрены налоговые льготы. В частности, они смогут получить льготу по налогу на прибыль, отнеся понесенные расходы на себестоимость.
3 октября 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно увеличения пенсий». Что изменится в начислении и пересчете пенсий? – узнавал prostopravo.
Во-первых, размер всех пенсий будет приведен в соответствие с прожиточным минимумом. Таким образом, все, кто имеет право на минимальную пенсию, будут получать не менее 1312 грн., с декабря 2017 года – 1373 грн., с декабря 2018 года – 1497 грн.
Во-вторых, отменяется несправедливое положение о пожизненном понижении пенсий для женщин, вышедших на пенсию досрочно, в 55 лет. Теперь, по достижении определенного возраста, они будут получать ту пенсию, которую заслужили за годы работы.
Отменяется и снижение на 15% пенсий работающих пенсионеров. После вступления Закона в силу, работающие пенсионеры будут получать пенсии в полном размере.
Кроме того, все ранее назначенные пенсии пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине за 2014, 2015 и 2016 годы. Автоматически ( а не по воле правительства) будет проводиться индексация пенсий, в соответствии с ростом потребительских цен и средней заработной платы по Украине.
Но у тех, кто еще пока не собирается на пенсию, поводов для радости меньше. Во-первых, постепенно будет увеличиваться размер страхового стажа, необходимый для выхода на пенсию. К 2028 году, для того, чтобы претендовать на пенсию по возрасту в 60 лет, нужно будет иметь не менее 35 лет страхового стажа.
Во-вторых, уменьшается коэффициента оценки одного года стажа в солидарной системе- с 1,35% до 1%. Что касается накопительной системы пенсионного страхования, то пока до конца непонятно, когда она заработает.
В-третьих, некоторые категории работающих больше не смогут выходить на пенсию досрочно. Как, например, учителя, медики, социальные работники по выслуге лет.
На сегодняшний день коэффициент страхового стажа работника, который применяется при определении размера его пенсии, рассчитывается по формуле:
Кс= См*Вс/100%*12, где: Кс — коэффициент страхового стажа; См — сумма месяцев страхового стажа; Вс — определенная в соответствии с Законом «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» величина оценки одного года страхового стажа (в процентах).
Так, согласно ранее действовавшему законодательству, за период участия только в солидарной системе величина оценки одного года страхового стажа равняется 1,35%, а за период участия в солидарной и накопительной (напомним, что накопительная система в Украине все никак не заработает) системах пенсионного страхования — 1,08%.
После вступления в силу «пенсионной реформы» величина оценки одного года страхового стажа в солидарной системе составляет 1%.
Сама же пенсия рассчитывается по такой формуле: П= Зп*Кс, где Зп – заработная плата, определенная в соответствии с законодательством; Кс – уже известный нам коэффициент страхового стажа.
Поскольку размер пенсии напрямую зависит от коэффициента страхового стажа, чтобы не заявляло правительство, уменьшение значения коэффициента с 1, 35% до 1% повлечет и уменьшение размера начисленной пенсии.
Теперь украинцам будет недостаточно иметь страховой стаж 15 лет для выхода на пенсию по возрасту в 60 лет.
Только до 31 декабря 2017 года минимальный размер страхового стажа для выхода на пенсию будет составлять 15 лет.
Начиная с 1 января 2018 года для назначения пенсии по возрасту по достижении возраста 60 лет нужно будет иметь такой стаж:
- с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 — не менее 25 лет;
- с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 — не менее 26 лет;
- с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 — не менее 27 лет;
- с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 — не менее 28 лет;
- с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 — не менее 29 лет;
- с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 — не менее 30 лет;
- с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 — не менее 31 года;
- с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 — не менее 32 лет;
- с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 — не менее 33 лет;
- с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 — не менее 34 лет;
- начиная с 1 января 2028 — не менее 35 лет.
В случае отсутствия, начиная с 1 января 2018 года, необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту по достижении возраста 63 лет будут иметь украинцы при наличии страхового стажа:
- до 31 декабря 2018 — от 15 до 25 лет;
- с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 — от 16 до 26 лет;
- с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 — от 17 до 27 лет;
- с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 — от 18 до 28 лет;
- с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 — от 19 до 29 лет;
- с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 — от 20 до 30 лет;
- с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 — от 21 до 31 года;
- с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 — от 22 до 32 лет;
- с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 — от 23 до 33 лет;
- с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 — от 24 до 34 лет;
- начиная с 1 января 2028 — от 25 до 35 лет.
А с 1 января 2019 года, в случае отсутствия необходимого страхового стажа, право на назначение пенсии по возрасту в 65 лет будет у тех, кто имеет следующий стаж:
- с 1 января 2019 по 31 декабря 2019 — от 15 до 16 лет;
- с 1 января 2020 по 31 декабря 2020 — от 15 до 17 лет;
- с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 — от 15 до 18 лет;
- с 1 января 2022 по 31 декабря 2022 — от 15 до 19 лет;
- с 1 января 2023 по 31 декабря 2023 — от 15 до 20 лет;
- с 1 января 2024 по 31 декабря 2024 — от 15 до 21 лет;
- с 1 января 2025 по 31 декабря 2025 — от 15 до 22 лет;
- с 1 января 2026 по 31 декабря 2026 — от 15 до 23 лет;
- с 1 января 2027 по 31 декабря 2027 — от 15 до 24 лет;
- начиная с 1 января 2028 — от 15 до 25 лет.
Всем же остальным придется выходить на пенсию в том возрасте, в котором «позволит» стаж или же получать социальное пособие.
А вот начиная с 1 января 2028, при наличии 40 и более календарных лет страхового стажа, пенсия будет назначаться независимо от возраста.
В период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 лицам, достигшим возраста, определенного частью первой статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», но не имеющим страхового стажа, предусмотренного нормами указанной статьи, при условии наличия у них не менее 15 лет страхового стажа, будет назначена временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату. Указанная временная государственная социальная помощь назначается органами социальной защиты населения и выплачивается до достижения такими лицами возраста, с которого они приобретают право на назначение пенсии. Временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату, назначается с учетом его имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, и выплачивается за счет средств государственного бюджета.
Согласно действующему законодательству, заработная плата (второй показатель, от которого зависит размер пенсии, наравне с коэффициентом стажа), рассчитывается по такой формуле:
Зп = Вс х (Ск: К), где Зп — заработная плата (доход) застрахованного лица для исчисления пенсии, в гривнах;
Зс — средняя заработная плата (доход) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году обращения за назначением пенсии. Порядок определения показателей указанной заработной платы утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с центральными органами исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, государственной политики в сферах экономического развития, статистики;
Ск — сумма коэффициентов заработной платы (дохода) за каждый месяц (Кз1 + Кз2 + Кз3 + … + Кзn)
К — страховой стаж за месяцы, учтенные для определения коэффициента заработной платы (дохода) застрахованного лица.
Согласно изменениям, в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года, заработная плата (доход) для назначения пенсии будет определяться из средней заработной платы (дохода) в Украине за 2016 и 2017 годы, а не за три предыдущих года (2015, 2016 и 2017), но с коэффициентом оценки одного года страхового стажа 1% (а не 1, 35% как сейчас).
Ранее назначенные пенсии с 1 октября 2017 пересчитываются с применением средней заработной платы по Украине, исчисленной как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%.
С 1 октября 2017 по 31 декабря 2017 при назначении пенсии применяется средняя заработная плата, исчисленная как средний показатель за 2014, 2015 и 2016 годы с применением величины оценки одного года страхового стажа 1, 35%.
Новая система пенсионных накоплений может заработать с 1 января 2022 года
Еще одна новелла, которая отразится на благосостоянии пенсионеров в лучшую сторону: автоматическая индексация пенсий. До этого индексация проводилась по решению Кабинета Министров.
После внедрения пенсионной реформы, для обеспечения индексации пенсии ежегодно будет производится перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, и который учитывается для исчисления пенсии.
Показатель средней заработной платы (дохода) в Украине, который будет применяться для исчисления пенсии, будет ежегодно увеличивается на коэффициент, соответствующий 50 процентам показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50 процентам показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине, с которой уплачены страховые взносы, за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение по сравнению с тремя календарными годами, предшествовавших году, который является предыдущим относительно года, в котором проводится увеличения. Однако в полной мере это правило начнет действовать с 2021 года, в 2019-2020 годах решение будет приниматься на год, в соответствии с возможностями государственного бюджета.
В случае отсутствия дефицита средств Пенсионного фонда размер ежегодного увеличения показателя средней заработной платы (дохода) в Украине, который применяется для исчисления пенсии, может быть увеличен до 100 процентов показателя роста средней заработной платы (дохода) в Украине. Такое увеличение уже будет происходить по решению Кабинета Министров.
Также с 1 января 2016 года в случае увеличения размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом, а также в случае увеличения размера минимальной заработной платы, установленной законом о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, повышается размер минимальной пенсии (кроме работающих пенсионеров).
Перерасчет пенсии проводит ся со дня установления нового размера прожиточного минимума или минимальной заработной платы. Пенсионерам, которые работают, после увольнения с работы пенсия будет пересчитывается с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность / минимальной заработной платы, определенных законом на дату увольнения .
Таким образом, все неработающие пенсионеры должны начать получать пенсию не ниже прожиточного минимума.
Напомним, что в 2015 году было введено временное понижение пенсий до 85% работающим пенсионерам, чей размер пенсии превышает 150% прожиточного минимума (кроме инвалидов 1,2 группы, инвалидов войны 3 группы, участников боевых действий). Также временно не выплачивались пенсии пенсионерам — государственным служащим. Временная мера была введена до 31 декабря 2017 года, правительство же посчитало возможным отменить ее уже с 1 октября 2017 года.
Важно также, что уменьшение размера пенсии женщинам, вышедшим на пенсию досрочно, в 55 лет, будет применяться не пожизненно, а до достижения пенсионного возраста, предусмотренного частью первой статьи 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», и в течение периода, равного количеству полных и неполных месяцев досрочного выхода на пенсию по достижении женщиной пенсионного возраста. После завершения этого периода размер пенсии пересматривается без применения снижения пенсии со дня, следующего за днем завершения этого периода.
Право выхода на пенсию на льготных условиях сохранится за работавшими в особо тяжелых и тяжелых условиях (по Спискам №1 и №2). Причем финансирование таких пенсий будет происходить через профессиональные и корпоративные фонды. Также право на льготную пенсию (т.е. возможность выйти на пенсию раньше) сохранится за трактористами-машинистами, доярками, работницами текстильного производства, занятыми на сельскохозяйственных работах матерями 5 детей, водителями, шахтерами.
Право на пенсию по выслуге лет сохраняется за артистами (при наличии страхового стажа от 25 до 30 лет). А вот другим категориям, которые имеют право на пенсию по выслуге лет согласно действующему законодательству (в том числе: педагогам, медикам, социальным работникам, спортсменам) о возможности досрочного выхода на пенсию придется забыть. Исключение составляют те, у кого на момент вступления изменений в пенсионное законодательство в силу уже будет необходимый для назначения пенсии по выслуге лет стаж. Такие работники смогут выйти на пенсию по выслуге лет по их заявлению.
Размер пенсии за выслугу лет военнослужащим установлен следующий: —за выслугу 20 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет — 3%, но всего не более 85 процентов этих сумм; —имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет — 50% соответствующих сумм денежного довольствия и за каждый год стажа свыше 25 лет — 1%. Пенсия за выслугу лет для инвалидов выше обычной. Прибавка рассчитывается в процентах к социальной пенсии и зависит от группы — первой, второй или третьей. Исходя из этого рассчитывается и размер военной пенсии, назначенной по причине получения инвалидности. На сумму влияют и сами причины.Размер пенсии по потере кормильца зависит от причины его смерти. Если военный служил по контракту, то пенсию дают каждому нетрудоспособному члену семьи в процентах от денежного довольствия кормильца. 50% полагается: —семьям умерших вследствие военной травмы; —семьям умерших военных инвалидов; —детям, потерявшим обоих родителей; —детям умершей одинокой матери. Если военный умер из-за заболевания, полученного на службе, его семье будут выплачивать 40% денежного довольствия военного.Если военный проходил службу по призыву, пенсию рассчитают в процентах от социальной пенсии. Ее назначат каждому нетрудоспособному члену семьи в размере, который зависит от причины смерти призывника:—смерть из-за военной травмы — 200%; —смерть из-за заболевания, полученного в период службы — 150%.
Пенсионное обеспечение: что изменится с 1 января 2022 года
Чтобы получать пенсию по выслуге лет, нужно подать пакет документов в пенсионный орган силового ведомства, в котором служил военный (Минобороны, МВД, ФСИН, ФСБ и т.д.). Документы можно направить лично или отправить по почте. Их рассмотрение обычно занимает от 2 до 3 месяцев и зависит от сроков получения военкоматом или другим уполномоченным органом личного дела с денежным аттестатом военнослужащего. Днем обращения за назначением военной пенсии является дата подачи заявления о ее назначении. В пакет документов, необходимый для оформления пенсии по выслуге лет, входят:—заявление о назначении пенсии; —денежный аттестат — документ обо всех видах довольствия, которые получал военный за время службы (хранится у кадровых работников или в бухгалтерии); —копия паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства; —выписка из приказа об увольнении; —копия послужного списка из личного дела; —расчет выслуги лет на пенсию (ее считают в пенсионном органе на основе личного дела). Для пенсии по инвалидности к этому списку добавятся:—копия заключения военно-врачебной комиссии из личного дела; —выписка из акта освидетельствования комиссии медико-социальной экспертизы. Для пенсии по потере кормильца к списку добавятся:—копии свидетельств из ЗАГСа о рождении детей, браке, смерти. —справка образовательного учреждения об учебе детей.
Получать военную пенсию могут граждане после ухода со службы по причинам, установленным в федеральном законе о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. Пенсия за выслугу лет назначается, когда военный достигает установленного стажа и возраста. По закону такая пенсия полагается, если:—при увольнении профильный стаж составляет 20 лет и более; —возраст военного не менее 45 лет, а его общий трудовой стаж — не менее 25 лет, из которых не менее 12,5 лет должна занимать военная служба. — В таком случае выплаты доступны уволенным со службы после достижения предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, — рассказала РИА «Новости» юрист Ольга Скобцева. В воинский стаж входят годы работы в Росгвардии, МЧС, МВД, ФСБ, ФСИН, в гражданских министерствах и организациях, если военный остался на военной службе или в составе силовых структур, а также другие указанные в законе периоды. Офицерам и военным начальникам в выслугу лет засчитывают до 5 лет учебы до выхода на службу. Один год обучения будет равен 6 месяцам службы. Служба в особых условиях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении. Например, месяц работы в странах, где велись боевые действия, засчитывают за два. Также к особым условиям относят службу в районах Крайнего Севера и на должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Пенсия по инвалидности назначается военному, если он получил серьезный ущерб здоровью во время службы или в течение трех месяцев после увольнения. При этом инвалидность должна являться следствием болезни или травмы, приобретенной на работе, согласно пункту 2 статьи 8 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». При этом неважно, сколько лет пенсионер прослужил в госструктуре. Инвалидность устанавливает медико-социальная экспертиза или военно-врачебная комиссия военного округа, где военный проходил службу. Нетрудоспособным членам семьи военного полагается пенсия по потере кормильца, в случае его:—смерти во время службы или в течение трех месяцев после увольнения из-за травмы или заболевания, полученных во время службы; —смерти в период получения пенсии; —смерти в течение 5 лет после прекращения пенсионных выплат; —смерти в плену, если попал туда не добровольно. —безвестного исчезновения во время военных действий. На ежемесячные выплаты по потере кормильца-военного могут претендовать: —дети до 18 лет, а если учатся по очной форме, то до 23 лет; —родители или супруга, если после смерти кормильца они утратили источник доходов, достигли пенсионного возраста или имеют инвалидность; —родители или супруги, если они не работают и ухаживают за детьми, братьями, сестрами, внуками кормильца, пока последним не исполнится 14 лет; —бабушка или дедушка, если нет других лиц, которые должны содержать их по закону. Вдовы военных, погибших при определенных условиях, могут претендовать сразу на две пенсии: по потере кормильца и любую другую (по старости, по инвалидности). Такое право предоставляется женщинам, не вступившим в новый брак. — После заключения нового брачного союза право на получение пенсии по потере кормильца сохранится, а вот на вторую пенсию — аннулируется, — сообщают юристы.
Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны. Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства. Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как: реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим; постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты; охрану здоровья и самой жизни военнослужащих; иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы.
В октябре 2018 года был подписан закон о пенсионной реформе. С 1 января 2019 года нововведение начало действовать. С этого момента возраст человека, достаточный для назначения ему пенсии, стал больше на пять лет.
Мужчины могут выходить на пенсию с 65 лет, а женщины — с 60.
В начале 2019 года был запущен первый этап реформы. Он касается выхода на пенсию людей, родившихся в 1959-1960 годах (мужчины) и в 1964-1965 годах (женщины). Для них было разрешено выходить на заслуженный отдых на полгода раньше, чем наступит положенный срок.
Полный переход на новый пенсионный возраст планируется к 2028 году. Реформа продлится десять лет.
Тем, кто никогда не работал или имеют маленький стаж, недостаточный для получения страховой пенсии, социальная пенсия по старости будет назначаться с 60-65 лет женщинам и с 65-70 лет мужчинам.
С 1 января 2022 года будет упрощен досрочный выход на пенсию
УДК 349
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Л. Н. Сенных
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 1 июля 2018 г.
Аннотация: статья посвящена изучению перспектив развития пенсионного .законодательства на фоне протекающего в нашей стране экономического кризиса и огромного «воза» неразрешенных проблем, которые тянутся с советского периода. Череда трансформаций законодательства в этой сфере не решила главной задачи — адаптации данного законодательства современным условиям и создание стабильно действующей сбалансированной пенсионной системы. Это дает основание предполагать, что пенсионное законодательство и дальше будет подвержено изменению. Ключевые слова: социальная политика государства, пенсионная система, негосударственные пенсионные фонды, равенство, фактическое и юридическое неравенство, социальные обязательства государства, индексация пенсий, налог на тунеядцев, компенсация понесенных потерь, экономический кризис, цифровизация законодательства.
Abstract: the article is devoted to study of of development of pension legislation in our country against the background of the ongoing economic crisis and huge number of unresolved problems, which take their roots from Soviet period. The sequenceo of legislative transformations in this sphere did not solve the main task of adaptive legislation to modern conditions and creating stable and balanced pension system. This gives a reason to believe that pension legislation will continue to change.
Key words: social politics of goverment, equality, pension system, economycal crysis, social obligations of the state, non-state pension funds, loss compensation, digitalization of the state, indexation of pensions, actual and legal inequality, tax on parasites.
ПФР назвал периоды стажа, что не будет входить в трудовой стаж по новому закону. С начала 2019 года произошли кардинальные перемены для будущих пенсионеров. Они коснулись и учета в стаже нестраховых периодов, которые могут быть зачтены при начислении пенсии, но только при наличии определенных моментов. Особенно это касается отчислений в ПФР до и после момента прекращения трудовой деятельности.
- Пензенцам напомнили, как уберечься от беды на дорогах
- В больницу имени Г. А. Захарьина поступило 8 новых аппаратов ИВЛ
- На площади Ленина приступили к монтажу главной елки города
- Олег Климанов остался главой ЗАТО Заречный
- Крыши ЖК «Парк Рояль» — для семейных пикников, игр и тренировок
- В Пензе ответят на вопрос о вакцинации от COVID-19 пожилых
- Пензенцы вновь пожаловались на работу маршрута № 40
- Пензенец снял на камеру бегающих по Шуисту лисиц
- В области за сутки зарегистрировано почти 300 излечившихся от COVID-19
- Пензенцы могут платить за газ не выходя из дома
Если заглянуть в поисковую систему, вот какое определение выдает Яндекс и Google, ссылаясь на Википедию:
Пенсио́нная рефо́рма 2019—2028 годо́в — этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации, предусматривающий постепенный подъём пенсионного возраста от 55 до 60 лет для женщин и от 60 до 65 для мужчин в соответствии с рекомендациями МВФ.
Минфин доработает проект новой добровольной накопительной пенсионной системы
Кратко напомним какие изменения произошли в части поднятия пенсионного возраста. Возрастной порог выхода на пенсию в России не менялся с 30-х годов — 80 лет. Большинство мужчин уходили на заслуженный отдых в 60 лет, льготники – в 45.5 или 55 лет. Для женщин возраст ухода на пенсию по старости составлял 55 лет, для льготных категорий — в 45 или 50 лет.
Теперь родившиеся после 1963 г. мужчины должны будут работать до 65 лет, женщины моложе 1968 г. – до 60 лет.
Дата рождения | Сроки |
Пенсионный возраст |
На сколько лет увеличен |
1964, 1 января — 30 июня |
2019, 1 июля — 31 декабря |
55,5 | +0,5 |
1964, 1 июля — 31 декабря |
2019, 1 января — 30 июня |
55,5 | +0,5 |
1965, 1 января — 30 июня |
2021, 1 июля — 31 декабря |
56,5 | +1,5 |
1965, 1 июля — 31 декабря |
2022, 1 января — 30 июня |
56,5 | +1,5 |
1966 | 2024 | 58 | +3 |
1967 | 2026 | 59 | +4 |
1968 | 2028 | 60 | +5 |
В период обсуждения законопроекта о пенсионной реформе СМИ активно тиражировали причины повышения пенсионного возраста. При этом никто не говорил о распоряжениях МВФ. Напомним главные доводы, которыми объяснялась необходимость повышения возраста выхода на пенсию.
Главной причиной, которая заставила правительство провести реформу — прогрессирующая нехватка средств в Пенсионном фонде (ПФ). ПФ формируется за счет отчислений трудящихся.
По словам Назарова в 2018 году, государству нужно снижать пенсии или увеличивать на 1% ежегодно страховые взносы в Пенсионный фонд (ПФР), чтобы избежать финансового коллапса пенсионной системы. Если НЕ провести реформу, то пенсионный фонд оказался бы не в состоянии выплачивать пенсии даже в том размере, не говоря уже о ее увеличении.
Пенсионеров становится все больше, а объем отчислений не увеличивается.
Многочисленное послевоенное поколение уходит с рынка труда, малочисленное поколение 1990-х – приходит. Рабочие места в экономике сокращаются, потому что их некем заполнять, и «ни о какой безработице речи быть не может».
За последние 50 лет соотношение работающих граждан и пенсионеров кардинально изменилось: если в 1970 году на каждого пенсионера приходилось 3.7 работающих гражданина, то в 2019 году этот показатель снизится до 2. Средняя продолжительность жизни увеличилась с 66 лет до 73. Около 10 млн. человек (22% от общего количества пожилых людей) составляют работающие пенсионеры, которые получают зарплату и пенсию.
ГД приняла в первом чтении законопроекты о бюджетах соцфондов на 2022–2024 годы
В России пенсия формируется при помощи так называемых пенсионных баллов (ПБ) — условная единица, в которую переводят каждые 12 месяцев работы. При этом начисления могут капать не только с официального места работы, но и приработка. Для этого себя нужно зарегистрировать в качестве самозанятого гражданина, что поможет в будущем получать больше денег.
Одним из ключевых показателей успешности страны, зафиксированных в национальных целях, является снижение бедности в два раза и опережение пенсионными выплатами темпов инфляции. Чтобы добиться заявленных условий, без третьего накопительного пенсионного компонента не обойтись. По словам председателя Комитета Госдумы по финрынкам Анатолия Аксакова, последние два года Минфин и ЦБ искали варианты повышения благосостояния пенсионеров и в конце концов наши, в том числе используя международный опыт. Сначала был разработан индивидуальный пенсионный капитал, но после критики от него решено было отказаться, а многие его позитивные элементы перешли в ГПП.
Эффективность нового этого продукта, уверен первый зампред Центробанка Сергей Швецов, зависит от самих негосударственных пенсионных фондов, которым надлежит хорошо постараться, чтобы убедить граждан нести деньги именно сюда, а не прятать под матрасом. После того как в 2014 году накопительная система была заморожена, а сами негосударственные пенсионные фонды прошли процедуру акционирования и тотального аудита, робость потенциальных инвесторов вполне предсказуема.
Восстановить доверие граждан можно будет, только увеличивая доходность пенсионных вложений темпами выше, чем это делают государственные ценные бумаги, те же ОФЗ.
ГПП предполагает две стадии. Первая — накопительная, очень похожая на обязательную пенсионную систему (ОПС), которая предусматривает ежемесячные зачисления гражданином средств на свой индивидуальный счёт в НПФ. Эти деньги затем инвестируются в высокодоходные проекты либо самостоятельно пенсионным фондом, либо через управляющую компанию, и на них начисляются проценты, за счёт которых растёт объём накоплений.
При этом гражданину возвращаются 13 процентов НДФЛ с перечисленной суммы (до шести процентов от объёма зарплаты), а работодателю, который помогает отчислять деньги, предоставляется льгота по налогу на прибыль.
Выплаты предполагаются либо при наступлении пенсионных оснований граждан (55 лет у женщин, 60 лет у мужчин), либо после прошествия 30 лет с момента первого взноса. После выхода на пенсию гражданам, имеющим накопления по линии ГПП, будет предоставлена возможность забрать все деньги сразу, но в этом случае из средств будут вычтены 13 процентов НДФЛ. Если же пенсионер примет мудрое решение и оставит накопления в НПФ, то его помесячные выплаты освободят от налогов.
На данный момент, по словам Швецова, пока ещё в стадии обсуждения находятся два возможных пенсионных плана: первый пожизненный, второй — 15-летний срочный, предполагающий ежегодную индексацию пенсий. При этом накопления можно снять и досрочно, но только в исключительных случаях, связанных с тяжёлой жизненной ситуацией или болезнью.
Государство в случае смерти гарантирует наследование пенсионных средств. Наследник может либо забрать средства, выплатив НДФЛ, либо положить на свой счёт в рамках ГПП без налогов.
Председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов добровольность ГПП признаёт как положительное качество, но при этом скептически смотрит на её будущее развитие.
«Учитывая, что доверие к НПФ подорвано, тема скользкая, и сейчас главное — убеждать граждан в целесообразности ГПП и повышать авторитет НПФ, — уверен депутат. — Необходимо создавать комфортные условия, чтобы россияне понимали, что это им выгодно».
Нилов напомнил, что и сейчас существует негосударственная пенсионная система, но, кроме корпоративных пенсионеров, её преимущества никого не интересуют вследствие низких доходов граждан.
Кроме того, он напомнил, что очередной этап изменений пенсионной системы необходимо согласовать с предложенными президентом Владимиром Путиным поправками в Конституцию. Участники заседания, представители ЦБ и камбина с такой постановкой вопроса согласились и обещали внести в текст будущего законопроекта все необходимые изменения.
В 2002 году в соответствии с нормами Закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в стране появились страховая и накопительная пенсии. С тех пор каждый работодатель ежемесячно отчисляет в рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) 22 процента из зарплаты своих сотрудников, из которых ранее 16 процентов шли на страховую часть пенсии, а шесть — на накопительную. При этом россияне получили возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Эти шесть процентов граждане могли переводить в НПФ, которые должны были вкладывать их в высокодоходные финансовые инструменты, зарабатывая на привлечённом капитале проценты для своих клиентов. В 2014 году все эти накопления в НПФ были заморожены. В настоящее время все 22 процента пенсионных отчислений идут в ПФР.
Согласно программе пенсионной реформы, в Российской Федерации до 2028 года будут ежегодно внедряться изменения в системе начислений, расчета стажа. В 2022 будут внесены такие основные изменения в действующую систему:
- граждане, получившие право на пенсионные выплаты по старости, могут не ходить в региональное представительство пенсионного фонда или центр социальных выплат, у них будет возможность оформить все дистанционно, воспользовавшись функционалом портала госуслуг, правило действует на всей территории страны;
- в 2022 больше не нужно подавать заявки на получение региональных надбавок и доплат к основной сумме, все будет оформляться в автоматическом режиме и получатель своевременно получит дополнительную сумму;
- по новым правилам также жители сел могут рассчитывать на получение выплат по установленной ранее повышенной фиксированной ставке, даже если они переезжают;
- в случае, если в отдельном регионе или населенном пункте будет объявлен режим ЧС, получатели выплат получат деньги досрочно с доставкой на дом.
Уже точно известно, что пенсионная реформа предусматривает постепенное, но ежегодное повышение пенсионного возраста. Он повышается на 6 месяцев, и так будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты предельные, указанные в законодательных документах, значения для представителей всех профессий.
В 2022 будет назначаться выплата средств тем женщинам, которым уже исполнилось 57. Исключение составляют категории, имеющие право на назначение выплат досрочно или же, например, являются многодетными матерями.
Мужчинам может назначаться выплата с 62. Исключение составляют представители определенных профессий и жители Крайнего Севера и Дальнего Востока. Также это изменение не распространяется на тех, кто уже оформил пенсию в предыдущие периоды, до внесения правок.
Таблица выхода на пенсию по годам рождения
Официальный сайт пенсионного фонда опубликовал таблицу выхода на пенсию в 2022 году, а также в последующих периодах, вплоть до завершения переходного этапа. Основные данные, касающиеся запланированных на 2022, представлены в таблицах ниже.
Что изменилось в пенсионной системе с 2021 года
Возраст ухода на заслуженный отдых для женщин ниже, чем для мужчин. Данные указаны в таблице, но важно знать, что доступны льготы на время переходного периода:
№ | Дата рождения | Дата назначения выплат | Пенсионный возраст | На сколько вырос за период |
1 | 1965 | 2022 | 57 | 1 |
2 | 1966 | 2024 | 58 | 1 |
3 | 1967 | 2026 | 59 | 1 |
4 | 1968 | 2028 | 60 | 1 |
5 | 1969 | 2030 | 61 | 1 |
Согласно условиям постепенного перехода, для мужчин предусмотрены такие изменения:
№ | Дата рождения | Дата назначения выплат | Пенсионный возраст | На сколько вырос за период |
1 | 1960 | 2022 | 62 | 1 |
2 | 1961 | 2024 | 63 | 1 |
3 | 1962 | 2026 | 64 | 1 |
4 | 1963 | 2028 | 65 | 1 |
Законопроект подразумевает оформление пенсий согласно новому пенсионному возрасту. Но указом президента были внесены правки. Согласно поправкам к закону, пенсионер имеет право на назначение пенсионных выплат за 6 месяцев до достижения официально принятого возраста, необходимого для этого. Это льготное оформление доступно только во время переходного периода, оно было введено с целью смягчить последствия от кардинальных перемен, которые подразумевает пенсионная реформа.
Отдельные условия в пенсионном законодательстве прописаны для народов, проживающих на территории Крайнего Севера и Дальнего Востока. Согласно обновленному закону, эти граждане имеют право выхода на пенсию раньше, чем жители остальных территорий. Жителей этих регионов также ожидает повышение пенсионного возраста, связанное с реформой. С 2018 по 2028 ежегодно пенсионный возраст будет повышаться на 6 месяцев.
Изначально женщины в этих регионах смогли оформить пенсионные выплаты в 50 лет, а мужчины – в 55 лет. В 2022 на пенсию смогут выйти женщины, начиная с 52 лет, и мужчины, начиная с 57 лет.
При этом изменения в законе не предусматривают перемены в пенсионных начислениях. Для жителей Дальнего Востока и Крайнего Севера по-прежнему действуют следующие условия:
- наличие официального северного стажа – от 15 лет;
- наличие стажа в приравненных местах – от 20 лет;
- что касается страхового стажа, женщинам нужно не меньше 20 лет, мужчинам – от 25 лет.
Для тех, кто получил право на оформление пенсионных выплат в 2019-2020, также доступны льготы. То есть, человек может во время льготного периода на 6 месяцев раньше оформлять выплаты.
Также важно учитывать то, что повышение пенсионного возраста не коснется малочисленных этнических групп Крайнего Севера, а также женщин, воспитавших как минимум двоих детей. Они могут получать пенсионное пособие с 50 лет, как и раньше.
Порядок выплаты пенсий с 1 января 2022 года: что изменится
35403
28933
42626
22576