Утилизационный сбор на самоходные машины в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Утилизационный сбор на самоходные машины в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Утилизационный сбор введен в 2012 году одновременно со вступлением России в ВТО и снижением ввозных пошлин на автомобили. Изначально его платили только импортеры, а с 2014 года — все автоконцерны, однако для локализованных автоконцернов ввели промсубсидии, сопоставимые с размером сбора. Обязательное условие их получения — подписанный с Минпромторгом РФ специнвестконтракт. Правительство решило в декабре 2020 года дифференцировать промсубсидии в зависимости от локализации производства.

Как сообщалось, на заседании Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) в конце октября обсуждалось продление беспошлинного ввоза электромобилей на территорию Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Продлить его предлагала Белоруссия, РФ выступала против.

В Минпромторге «Интерфаксу» заявляли: «Продление нулевой ставки таможенной пошлины на электромобили не будет способствовать принятию инвестиционных решений в России. В этой связи предложение республики Беларусь в том виде, в котором оно выносится на рассмотрение Совета ЕЭК, Минпромторг России не поддерживает». Знакомые с итогами заседания источники сообщали «Интерфаксу», что согласованной позиции по вопросу выработано не было, и тема еще будет обсуждаться.

Обеспокоенность в связи с возможным введением пошлин на ввоз в РФ электромобилей выразила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем традиционном автомобильном пресс-релизе, который вышел накануне.

«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей», — отметила АЕБ со ссылкой на главу комитета автопроизводителей ассоциации Томаса Штэрцеля.

От лица комитета Штэрцель заявил, что «продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству».

Планы повышения утилизационного сбора на спецтехнику могут пересмотреть

С 01.01.2020 года меняются ставки на легковые и грузовые автомобили производимые или ввозимые в Российскую Федерацию юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Подробнее >>>

Утилизационный сбор введен с целью обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств (ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”). Под действие сбора подпадают транспортные средства, в том числе самоходные машины и прицепы к ним, ввозимые в РФ, произведенные, изготовленные в РФ, приобретенные у лиц, не уплативших сбор по льготному ввозу или незаконно, за исключением:

  • транспортных средств, ввозимых в РФ в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынуж­денными переселенцами;
  • транспортных средств, ввозимых в РФ и принадлежащих дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • транспортных средств, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния. Перечень таких объектов утвержден постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291.

На самоходные машины и прицепы к ним утилизационный сбор распространен с 01.01.2016. Комментируемым постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81 (далее – Постановление № 81), утвержден конкретный перечень таких объектов, подпадающих под действие утилизационного сбора. В перечне приведены виды и категории самоходных машин и прицепов к ним с подразделением в зависимости от массы, мощности и объема двигателя.

Сумму сбора организации рассчитывают самостоятельно (п. 5 Правил). Размер утилизационного сбора на каждую категорию (вид) самоходной машины и прицепа равен произведению базовой ставки и специального коэффициента. Базовая ставка для самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб. Коэффициенты установлены для каждого вида и категории машин и прицепов в зависимости от срока, прошедшего с даты их выпуска. Размеры коэффициентов прописаны в Перечне видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденном Постановлением № 81 (далее – Перечень). Например, при ввозе на территорию РФ бульдозера массой не более 10 тонн, коэффициент равен 4, если бульдозер новый, и 12 – если с даты выпуска бульдозера прошло более трех лет.

Дату изготовления объекта определяют в соответствии с Приложением № 6 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года. Эта дата указывается в паспорте самоходной машины и других видов техники.

Для расчета утилизационного сбора, уплачиваемого таможенному органу при ввозе самоходных машин и прицепов на территорию РФ, предназначена форма из приложения № 1 к Правилам. Для расчета сбора, уплачиваемого налоговому органу, единую форму утверждает ФНС России.

Если организация в один день платит сбор в отношении более 5 машин или прицепов, то в налоговую инспекцию расчет нужно представить:

  • до 29.02.2016 включительно – на бумажном носителе;
  • с 01.03.2016 – в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном ФНС России.

При ввозе транспортных средств на территорию РФ сбор взимают таможенные органы, а при производстве, изготовлении, приобретении объектов – налоговая инспекция (п. 3, 4 Правил).

Информацию о номерах счетов для уплаты сбора можно найти на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в Интернете.

Минпромторг разъяснил порядок повышения утильсбора на сельхозтехнику

Излишне уплаченный (взысканный) сбор можно вернуть в валюте РФ – рублях. Для этого в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора, следует подать письменное заявление по форме, приведенной в приложении № 4 к Правилам. Проценты с излишне уплаченных (взысканных) сумм не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств. Излишне уплаченный (взысканный) сбор можно зачесть только в счет предстоящей уплаты данного обязательного платежа. Зачесть его в счет уплаты иных платежей не получится. Для зачета нужно направить письменное по форме из приложения № 3 к Правилам (п. 27, 28 Правил).

В обоих случаях, кроме заявления, российской организации требуются, как минимум, следующие документы:

  • расчетный и платежный документ по утилизационному сбору;
  • документ, подтверждающий сумму излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора;
  • документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, или его заверенная копия.

Для юридических лиц, созданных в соответст­вии с законодательством иностранного государства, предусмотрен иной перечень документов.

По факту принятия положительного решения о зачете организация получит решение по форме, приведенной в приложении № 2 к Правилам, в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения (п. 37 Правил).

Правки затронули еще два нормативных документа:

  • постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 “О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов техники на территории Российской Федерации”;
  • постановление Правительства РФ от 26.12.2013 № 1291 “Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.

Указанные нормативные акты приведены в соответствие с Правилами и Перечнем, утвержденными Постановлением № 81.

Эксперт “НА”А.С. Дегтяренко

Бератор нового поколения
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА

То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.05.2016 N 401, от 26.05.2018 N 604, от 31.05.2018 N 639, от 11.07.2019 N 884, от 27.02.2020 N 209, от 21.09.2020 N 1507, от 24.06.2021 N 984)

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора;

перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора;

перечень видов самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло менее 3 лет, которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, и в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается; (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2018 N 604)

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 февраля 2016 г. N 81

1. Настоящие Правила устанавливают порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее — прицеп), которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора.

2. Уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее — плательщики) в соответствии со статьей 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

3. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба. (в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2018 N 604)

4. Взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная налоговая служба.

5. Утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 2016 г. N «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

6. Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений (далее — счет Федерального казначейства). (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 984)

Информация о номерах счетов для уплаты утилизационного сбора доводится до сведения плательщиков Федеральной таможенной службой и Федеральной налоговой службой и размещается на официальных сайтах Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Уплата утилизационного сбора может осуществляться плательщиком с зачетом излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в порядке, установленном настоящими Правилами.

Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.

7. На бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники (далее — бланк паспорта), оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, или паспорте (дубликате), выданном на самоходную машину или прицеп, в отношении которых уплату утилизационного сбора осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», проставляется отметка об уплате утилизационного сбора. (в ред. Постановления Правительства РФ от 31.05.2018 N 639)

В отношении выпускаемых в обращение самоходных машин или прицепов, в отношении которых в соответствии с пунктом 6 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» утилизационный сбор не уплачивается, на бланке паспорта проставляется отметка об основании неуплаты утилизационного сбора.

18. Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или их уполномоченные представители по истечении 3 рабочих дней со дня уплаты утилизационного сбора представляют в налоговый орган по месту нахождения плательщика — организации (обособленного подразделения организации), либо по месту жительства плательщика — физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, либо по месту жительства плательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов, уплачиваемого лицами, указанными в абзацах третьем и четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее — расчет утилизационного сбора), по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;

б) бланки паспортов, оформляемых на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце третьем пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или паспорта (дубликаты), выданные на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых взимается утилизационный сбор, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

в) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

г) документы, подтверждающие факт приобретения самоходной машины и (или) прицепа на территории Российской Федерации в случае, если плательщиком является лицо, указанное в абзаце четвертом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»;

д) копии паспортов, выданных на самоходные машины, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины, в случае если в отношении таких самоходных машин в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта;

е) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

ж) заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора по форме, приведенной в приложении N 3, с приложением документов, предусмотренных пунктами 29 — 33 настоящих Правил, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому не принималось решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора;

з) решение по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, выданное налоговым органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято указанное решение, и его копия;

и) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.

19. В случае уплаты утилизационного сбора плательщиком в отношении более 5 самоходных машин и (или) прицепов в один день этот плательщик или его уполномоченный представитель представляет расчет утилизационного сбора до 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а начиная с 1 марта 2016 г. — в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой.

21. Плательщик, указанный в абзаце третьем пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», признанный организацией — крупнейшим производителем самоходных машин и (или) прицепов в порядке, определяемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, и включенный в реестр крупнейших производителей, ведение которого осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее — крупнейший производитель), представляет не позднее последнего дня квартала, в котором был выдан бланк паспорта, на котором крупнейшим производителем самостоятельно проставлена отметка об уплате утилизационного сбора, в налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя:

а) расчет утилизационного сбора, оформляемый до 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а с 1 марта 2016 г. — в электронной форме с направлением по телекоммуникационным каналам связи в формате, определенном Федеральной налоговой службой;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа;

в) копии паспортов, выданных на самоходные машины и (или) прицепы, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, на базе которых плательщиком изготовлены (достроены) самоходные машины и (или) прицепы, в случае если в отношении таких самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с законодательством Российской Федерации выдаются новые паспорта.

22. Налоговый орган в течение одного рабочего дня со дня получения расчета утилизационного сбора, представленного в электронной форме, направляет крупнейшему производителю в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме расчета утилизационного сбора либо уведомление об отказе в приеме такого расчета. Основаниями для отказа в приеме расчета утилизационного сбора являются:

а) представление расчета утилизационного сбора в формате, не соответствующем формату, определенному Федеральной налоговой службой;

б) отсутствие электронной подписи либо ее несоответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

в) направление расчета утилизационного сбора в налоговый орган, находящийся по месту, отличному от места нахождения крупнейшего производителя.

23. Налоговый орган в течение 30 календарных дней со дня получения расчета утилизационного сбора направляет крупнейшему производителю по 29 февраля 2016 г. включительно на бумажном носителе, а с 1 марта 2016 г. — в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи информацию о наличии ошибок в исчислении суммы утилизационного сбора.

Крупнейший производитель устраняет в течение 5 календарных дней со дня получения указанной информации ошибки и повторно представляет расчет утилизационного сбора.

24. Крупнейший производитель в течение 45 календарных дней, следующих за кварталом, в котором составлен расчет утилизационного сбора, осуществляет уплату утилизационного сбора.

За III квартал года крупнейший производитель осуществляет уплату утилизационного сбора в течение 90 календарных дней, следующих за указанным кварталом.

25. В случае если крупнейший производитель не осуществил уплату утилизационного сбора или осуществил уплату утилизационного сбора не в полном объеме в сроки, которые предусмотрены пунктом 24 настоящих Правил:

а) налоговым органом осуществляется взыскание утилизационного сбора в порядке, аналогичном порядку, установленному главами 8, 10 и 11 Налогового кодекса Российской Федерации для взыскания налогов и сборов;

б) до даты уплаты (взыскания) утилизационного сбора в полном объеме и его поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет Федерального казначейства крупнейшим производителем осуществляется исчисление и уплата утилизационного сбора в соответствии с разделом III настоящих Правил. (в ред. Постановления Правительства РФ от 24.06.2021 N 984)

26. В случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.

Имеющая отрицательное значение разница между размером утилизационного сбора, рассчитанного в отношении самоходной машины или прицепа, на которые выдается новый паспорт, которые изготовлены (достроены) на базе самоходной машины или прицепа, в отношении которых ранее был уплачен утилизационный сбор, и размером утилизационного сбора, ранее уплаченного в отношении самоходной машины или прицепа, на базе которых была осуществлена достройка, излишне уплаченным (взысканным) утилизационным сбором не признается.

27. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику на основании письменного заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов. Форма заявления о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним приведена в приложении N 4.

28. Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор, исчисленный плательщиком в соответствии с разделами II и III настоящих Правил, подлежит зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора на основании письменного заявления, приведенного в приложении N 3 к настоящим Правилам, в размере излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора.

Излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор, исчисленный крупнейшим производителем в соответствии с разделом IV настоящих Правил, подлежит зачету в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора в размере излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, определяемого крупнейшим производителем самостоятельно.

29. Заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте, выданном на самоходную машину и (или) прицеп, отметку об уплате утилизационного сбора, либо налоговый орган по месту нахождения крупнейшего производителя в течение 3 лет со дня уплаты (взыскания) утилизационного сбора с приложением:

а) документов, подтверждающих исчисление и уплату утилизационного сбора;

б) документов, позволяющих определить уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере, который превышает размер утилизационного сбора, подлежащий уплате, а также ошибочную уплату (взыскание) утилизационного сбора;

в) копии документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается уполномоченным представителем плательщика.

30. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, наряду с документами, указанными в пункте 29 настоящих Правил, представляют:

документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, или надлежащим образом заверенную копию указанного документа;

документ, подтверждающий правопреемство, в случае если заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, подается правопреемником лица, уплатившего утилизационный сбор, или заверенную копию указанного документа.

Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе представить в таможенный орган:

копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и оригинал этого свидетельства;

копию свидетельства о государственной регистрации и оригинал этого свидетельства.

31. Юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, наряду с документами, указанными в пункте 29 настоящих Правил, представляют:

а) копию документа, подтверждающего статус юридического лица в соответствии с законодательством государства, на территории которого создано это юридическое лицо, с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык;

б) копию документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление, приведенное в приложении N 3 или 4 к настоящим Правилам, с нотариально засвидетельствованным переводом на русский язык.

(форма) РЕШЕНИЕ N _____ о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора

в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты _____________________ ______________ (место составления) (дата) Руководитель (заместитель руководителя) _________________________ __________________________________________________________________ (наименование таможенного (налогового) органа) _________________________________________________________________, (специальное звание (классный чин), фамилия, имя, отчество) рассмотрев заявление о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин (прицепов) в счет его предстоящей уплаты _____________________________________, (число, номер заявления) поданное _________________________________________________________

(наименование, организационно-правовая форма, идентификационный __________________________________________________________________ номер налогоплательщика, код причины постановки на учет организации или фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные физического лица) в размере ____ рублей ___ копеек, а также иные документы _________ __________________________________________________________________ (указываются документы, приложенные к заявлению) установил:

1. Определить излишнюю уплату (взыскание) утилизационного сбора в размере ________ рублей ______ копеек.

2. Засчитать в счет предстоящей уплаты утилизационного сбора _ __________________________________________________________________ (наименование, организационно-правовая форма, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет организации или фамилия, имя, отчество, адрес, паспортные данные физического лица) утилизационный сбор в сумме ________ рублей _______ копеек. Руководитель (заместитель руководителя) __________________________ __________________________________________________________________ (наименование таможенного (налогового) органа) ___________________________ ___________ __________________________

(Специальное звание (подпись) (фамилия, имя, отчество) (классный чин) или __________________________________________________________________ (наименование и код таможенного (налогового) органа) (указываются при направлении в электронном виде)

Приложение N 3
к Правилам взимания, исчисления,
уплаты и взыскания утилизационного
сбора в отношении самоходных
машин и (или) прицепов к ним,
а также возврата и зачета излишне
уплаченных или излишне
взысканных сумм этого сбора

Рассмотрим обстоятельства, при которых лицо освобождается от выплаты сбора:

  • Срок эксплуатации авто составляет более 30 лет. При этом освобождение от сбора актуально только при соблюдении следующих обстоятельств: авто не эксплуатируется в коммерческих целях, запчасти (кузов, двигатель) на ТС являются оригинальными.
  • ТС принадлежит диппредставительствам, консульствам, международным структурам. Освобождение от сборов актуально для всех сотрудников этих образований.
  • ТС ввозится в РФ в статусе личной собственности людьми, участвующими в программе по переезду россиян из-за границы.

ВАЖНО! Если представители двух последних категорий продают авто, УС выплачивается покупателями ТС.

УС рассчитывается по этой формуле:

УС = БС * К

где:

  • УС – размер сбора;
  • БС – базовая ставка;
  • К – используемый коэффициент, который определяется на основании Перечня размеров УС, установленных Постановлением Правительства от 06.02.2016 N 81.

Существует всего две ставки:

  1. 20 тысяч рублей на легковые авто, которые не используются в коммерческой деятельности.
  2. 150 тысяч рублей на грузовые машины, автобусы, а также легковые ТС, которые используются в коммерческой деятельности.

Коэффициенты установлены законом. Их много, и определяются они исходя из следующих факторов:

  • Размеры.
  • Вес.
  • Объем двигателя.

К примеру, коэффициент для легкового авто старше трех лет массой меньше 2,5 тонн составит 0,88. Именно это значение будет использоваться при расчетах.

Был приобретен импортный бульдозер (массой не более 10 тонн) со сроком эксплуатации меньше 3 лет. Базовая ставка составит 150 000 рублей, так как спецтехника будет использоваться в коммерческих целях. Коэффициент для авто рассматриваемого типа равен 4. Производятся следующие расчеты:

150 000 * 4 = 600 000 рублей.

Именно эту сумму нужно будет уплатить при ввозе авто рассматриваемого типа из-за границы.

Если выплата совершается при ввозе машины из другого государства, средства взимаются ФТС. Выплаты нужно произвести в течение сроков растаможки. Также потребуется оформить уплату утилизационного сбора. Для того чтобы все это сделать, требуется прийти в таможню по месту жительства. С собой нужно взять следующие бумаги:

  1. Форму расчета утилизационного сбора (должна быть полностью заполненной).
  2. ПТС на машину, по которой производятся платежи.
  3. Копии бумаг, которые подтверждают соответствие характеристик машины данным, указанным в расчете (к примеру, сертификат соответствия, соответствующие заключения экспертизы, сопроводительные документы).
  4. Договор купли-продажи на ТС.
  5. Платежные документы, подтверждающие совершения выплат.
  6. Если в процедуре участвует доверенное лицо, на него понадобится доверенность. После предоставления всех данных документов специалисты проверяют верность выполненного расчета, достоверность бумаг, выплаты на счет ФК. После этого ставится отметка в ПТС о произведении выплат утилизационного сбора.

ВАЖНО! Банковские реквизиты, по которым нужно переводить средства, размещены на сайте ФТС.

Как расcчитать сумму утилизационного сбора

После выплаты сбора в ПТС проставляется соответствующая отметка. На нее нужно обратить внимание как после совершения платежа, так и при покупке авто. Ставится отметка в разделе ПТС «особые отметки». Отличается красным цветом. Почему ее наличие так важно? Отметка свидетельствует о том, что УС выплачен и платить его повторно не нужно. Отсутствовать она может только при наличии следующих обстоятельств:

  1. ПТС на отечественную машину выдан до 1 сентября 2012 года.
  2. Импортное авто ввезено в РФ до 1 сентября 2012 года.

В обоих случаях никакого сбора уплачивать не нужно. По этой причине отсутствие отметки не должно настораживать.

«В 2023 году автомобили, ввезённые из Армении, будут легализованы как «товары ЕврАзЭС» после уплаты утилизационного сбора».

(Пресс-служба сети автосалонов Fresh Auto — о положении владельцев авто, зарегистрированных в Армении, после изменения подхода к их легализации.)

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Масса до 2,5 т 178 500 189 000
Масса от 2,5 до 3,5 т 300 000 432 000
Масса от 3,5 до 5 т 300 000 456 000
от 5 до 8 т 313 500 786 000
от 8 до 12 т 438 000 1 192 500
от 12 до 20 т 496 500 1 735 500
Седельные тягачи от 12 до 20 т 850 500 3 469 500
Автосамосвалы от 12 до 20 т 418 500 1 735 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 12 до 20 т 507 000 1 735 500
от 20 до 50 т 1 002 000 2 035 500
Седельные тягачи от 20 до 50 т 1 002 000 2 035 500
Автосамосвалы от 20 до 50 т 945 000 2 035 500
Автомобили-фургоны, включая рефрижераторы, от 20 до 50 т 825 000 2 035 500
Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
Специальные транспортные средства, кроме автобетоносмесителей 285 000 1 725 000
Автобетоносмесители 853 500 2 242 500

Минфин предложил новые правила уплаты утилизационного сбора

Автомобиль младше 3-х лет старше 3-х лет
С электродвигателем 171 000 172 500
С двигателями до 2500 см3 214 500 217 500
С двигателями от 2500 до 5000 см3 342 000 517 500
С двигателями от 5000 до 10000 см3 591 000 759 000
С двигателями от 10000 см3 990 000 1 558 500

Последнее изменение коэффициентов для расчета утилизационного сбора действует с 1 января 2020 года. Данная статья написана с учетом нововведений.

Начиная с 1 января увеличились коэффициенты практически для всех транспортных средств. На практике это должно привести к тому, что вырастет розничная стоимость автомобилей.

В завершение хочу отметить, что утилизационный сбор для разных транспортных средств сильно различается.

Например, при ввозе нового легкового автомобиля физическим лицом придется заплатить 3 400 рублей. Эта сумма вполне приемлема.

Однако если тот же самый гражданин захочет ввезти для личных нужд пятилетний седельный тягач массой 15 тонн, то утилизационный сбор составит 3 469 500. Это огромная сумма, которая сравнима со стоимостью самого автомобиля.

Так что прежде чем приступать к самостоятельному ввозу автомобиля из-за границы, рекомендую просчитать возможные затраты на платежи в пользу государства.

Удачи на дорогах!

  • От редакции
  • Политика
  • Экономика
  • Регионы России
  • СНГ
  • В мире
  • Культура
  • Идеи и люди
  • Наука
  • Образование
  • Здоровье
  • Войны и Армии
  • Неделя в обзоре
  • Кино
  • Стиль жизни
  • Филантропия
  • Колонка обозревателя
  • ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
  • Общество
  • Я так вижу
  • ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ И ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАПРЕЩЕННЫЕ В РОССИИ
  • Антракт
  • Telegram-обзоры недели
  • МониториНГ

Идентификационный код*(1)

Виды и категории самоходных машин и прицепов к ним*(2),*(3)

Коэффициент расчета размера утилизационного сбора*(4)

Новые самоходные машины и прицепы к ним*(5)

Самоходные машины и прицепы к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет*(5)

I. Грейдеры и планировщики (классифицируемые по кодам 8429 20 001 0, 8429 20 009 1, 8429 20 009 9)*(6)

A01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

3,2

8,5

A02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 140 л.с.

4,2

11

A03

мощностью силовой установки не менее 140 л.с. и менее 200 л.с.

6

16,2

A04

мощностью силовой установки не менее 200 л.с.

8

23,7

II. Бульдозеры (классифицируемые по кодам 8429 11 001 0, 8429 11 002 0, 8429 11 009 0, 8429 19 000 1, 8429 19 000 9)*(6)

B01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

4

12

B02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

7

35

B03

мощностью силовой установки не менее 200 л.с. и менее 300 л.с.

8,4

55

B04

мощностью силовой установки не менее 300 л.с. и менее 400 л.с.

10

70

B05

мощностью силовой установки не менее 400 л.с.

15

100

III. Экскаваторы, экскаваторы-погрузчики, экскаваторы-бульдозеры (классифицируемые по коду 8429 51, 8429 52, 8429 59 000 0)*(6)

C01

мощностью силовой установки менее 170 л.с

4

17

C02

мощностью силовой установки не менее 170 л.с. и менее 250 л.с.

6

25

C03

мощностью силовой установки не менее 250 л.с.

8

40,5

IV. Перегружатели колесные (классифицируемые по кодам 8429 59 000 0)*(6)

D01

мощностью силовой установки менее 100 л.с.

2,5

76,6

D02

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 125 л.с.

3,3

125,3

D03

мощностью силовой установки не менее 125 л.с. и менее 150 л.с

4

125,3

D04

мощностью силовой установки не менее 150 л.с.

4,4

160,9

V. Машины трамбовочные и катки дорожные (классифицируемые по кодам 8429 40 100 0, 8429 40 300 0, 8429 40 900 0)*(6)

E01

мощностью силовой установки менее 40 л.с.

0,7

3,2

E02

мощностью силовой установки не менее 40 л.с. и менее 80 л.с.

1,7

7,3

E03

мощностью силовой установки не менее 80 л.с.

2,2

9,7

VI. Погрузчики фронтальные и вилочные (классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20, 8429 51)*(6)

F01

мощностью силовой установки не менее 5,5 л.с. и менее 50 л.с.

1

6

F02

мощностью силовой установки не менее 50 л.с. и менее 100 л.с.

2

10

F03

мощностью силовой установки не менее 100 л.с. и менее 200 л.с.

Минприроды нашло способ повысить норму утилизации упаковки с 2022 года

Нововведения в сфере утилизации старых ТС затрагивают не только сам утилизационный сбор на автомобили, но также могут коснуться самой специфики проведения мероприятия. По данным из разных источников, предполагается, что система не будет упрощена, а, наоборот, может приобрести более сложный технический характер в плане бюрократии.

Основным параметром, который будет изменен (предположительно), является система индексации сборов.

Также, возможно, будет изменен коэффициент, который используется в расчёте взимаемой суммы. Сама формула, по которой считается сбор на утилизацию, выглядит следующим образом: базовая ставка (регламентированная правительством РФ), умноженная на специальный коэффициент. Как раз последняя часть и будет изменяться в сторону увеличения.

В сфере плана самого проведения утилизации какой-либо конкретики по вносимым изменениям не имеется. Но также можно ожидать, что процесс будет утилизации будет осуществляться не в дилерских центрах, а на спецплощадках. Такое предположение основывается на планах правительства, оглашенных в январе 2021 года. Однако, доподлинно не известно, будут ли такие изменения применены в действительности, и сколько стоит утилизация автомобиля в 2022 году.

Как и любая другая процедура, утилизация имеет ряд условий, позволяющих регулировать сам процесс и пользу от него для клиентов дилерских центров и самих дилеров. Ряд основных условий:

  1. Владелец автомобиля должен им владеть длительное время перед утилизацией.
  2. Транспортное средство должно быть полностью оплачено (не находится в кредитных обязательствах).
  3. Машина не должна быть в лизинге, а целиком и полностью принадлежать своему владельцу.
  4. Машина должна подпадать под список транспортных средств, для которых предусмотрена утилизация авто.

Эти требования обязательны для соблюдения и выполнения.

Даже если одно из них не будет выполнено, то утилизация машины будет фактически невозможной. В 2022 году эти условия могут измениться, также, вполне возможно, будут введены новые, дополнительные пункты. Об этом всегда можно будет узнать в дилерском центре в любом городе.

Также существует и ряд требований, которые необходимо соблюдать, для успешного прохождения утилизации своего транспортного средства. Основные из них:

  • Если автомобиль сдается на утилизацию по системе «Trade-In», у него должен быть один владелец в течение 10 последних месяцев.
  • Если транспортное средство идет в утилизацию по стандартизированной программе, то владеть им должен один человек, причем в течение 6 последних месяцев.
  • Машина не должна быть оформлена под лизинговые услуги.
  • Автомобиль не должен находиться в рамках любых кредитных обязательств или иных ситуаций, которые могут потребовать его возвращения или перепродажи, а также передачи прав владения.

Это требования ко всем автомобилям, вне зависимости от того, легковое ли это транспортное средство, спецтехника или грузовой автомобиль с прицепом.

Если утилизация будет проводиться в 2022 году, то обо всех изменениях в этом аспекте лучше всего узнать в самих дилерских центрах, или на сайте «Минпромторга», который также является одним из основных регуляторов данной процедуры. Также, свежая информация по этому поводу всегда доступна на нашем сайте.

Список транспортных средств, которые будут подпадать под утилизацию достаточно большой, но основные модели приведены в списке ниже, также, как и суммы компенсаций за сдачу авто дилеру на утилизацию:

  • «Альфа Роме» — 50 000;
  • «Датсун» — 70 000;
  • «Ситроен» — 50 000;
  • «Форм» — 200 000;
  • «Киа» — 75 000;
  • «Шкода» — 130 000;
  • «Рено» — 50 000;
  • «Вольксваген» — 90 000;
  • ВАЗ — 90 000;
  • ГАЗ — 350 000;
  • УАЗ — 120 000;
  • «Пежо» — 50 000;
  • «Мазда» — 95 000;
  • «Ниссан» — 100 000;
  • «Опель» — 140 000;
  • «СсангЙонг» — 120 000;
  • «Хёндай» — 50 000;
  • «Мицубиши» — 75 000.

Суммы приведены в рублевом эквиваленте и обозначают, на какую сумму компенсации владелец сможет рассчитывать при покупке нового авто, сдав старое транспортное средство по программе утилизации.

Размер скидки на покупку также может быть изменён в 2022 году. Сама утилизация автомобилей, цена услуги, а также список авто могут быть дополнены или изменены по решению правительства Российской Федерации. Конкретные параметры изменений и информации, каких именно аспектов они коснутся, стоит ожидать в конце 2021 года, по аналогии с предыдущими периодами.

Также возможно, что никаких изменений не будет, в связи с жесткой обстановкой из-за санкционных проблем и в сфере ввоза новых автомобилей на территорию страны.

Чтобы пройти процедуру утилизации, владельцу транспортного средства необходимо:

  1. Посетить отделение ГИБДД, и процедурно снять свой автомобиль с официального учета дорожной службы. Необязательно даже везти сам автомобиль, достаточно будет документов на него, технического паспорта и свидетельства о прохождении ТО.
  2. Приехать в дилерский центр.
  3. Предоставить: паспорт гражданина Российской Федерации, принадлежащий владельцу ТС, заверенную копию паспорта на транспортное средство (где будет указано, что машина находится во владении обратившегося лица не менее 6 месяцев), копия или оригинал акта, подтверждающего договор об утилизации автомобиля в дилерском центре.
  4. Также необходимо предоставить один из трех документов, которые будут подтверждать, что владелец снял авто с учета в ГИБДД: отметка в ПТС, свидетельство о снятии, карта учета ТС со штампом ГИБДД и подтверждением того, что ТС снято с учета владельцем.

Все остальные процедуры дилеры берут на себя, владельцу только остается дождаться конца мероприятия, получить компенсацию на новое авто и приобрести транспортное средство у того же дилера.

Нет, конечно же, давайте оперировать фактами. Рассмотрим проект нормативного документа. К слову, в последний раз в России поднимали утильсбор на спецтехнику в 2018 году. Для новых автогрейдеров с двигателями мощностью до 100 л. с. коэффициент расчёта размера утилизационного сбора (КУС) будет равен 7, а для ввозимых к нам из других стран моделей старше 3 лет – уже 42. При базовой ставке в 172 500 рублей утильсбор составит 1 207 500 рублей для новых и 7 245 000 рублей для подержанных машин.

На новые колёсные тракторы с мощностью силовой установки не менее 5,6 л. с. и менее 31 л. с. коэффициент остался прежним – 0,4. Но с учётом возросшей базовой ставки ввоз импортных моделей автоматически станет дороже. А на технику старше трёх лет КУС подняли до 2,4.

Увеличат и коэффициент по остальным модификациям тракторов с более мощными моторами от 1,2 до 23,2. Ладно, допустим, МТЗ попытается увеличить мощности в Татарстане, но слабо верится. Основную массу тракторов везут из Беларуси, и чуть меньше приходится на импорт разных моделей из других стран.

Повышение ставок утильсбора и коэффициентов вовсе не приведёт к помощи производителей техники, считает депутат Государственной Думы Сергей Миронов. Он говорит, что в прошлом году за счёт утильсбора в бюджет планировали собрать больше 400 миллиардов, ставку подняли на 110%, при этом поддержка автопрома составила 45,5 млрд рублей.

В этом году ставку предлагают увеличить «всего» на четверть, однако господдержка отрасли не вырастет, а упадёт в 2,5 раза – до 17,5 миллиардов рублей! Выходит, государство всё больше забирает за счёт утилизационного «налога» и всё меньше отдает обратно. Подобная арифметика провоцирует рост цен на автомобили – ничем не обоснованный и не компенсированный, уверен парламентарий.

В Hitachi Construction Machinery Eurasia прогнозируют рост цен на дорожно-строительную технику в пределах 15-20% из-за повышения утилизационного сбора. Как следствие, это вызовет падение рынка спецтехники, а также будет способствовать увеличению себестоимости проектов, в том числе национальных, в которых применяются эти машины.

«На сегодняшний день доля рынка техники нероссийского изготовления (импортированные машины и выпущенные в РФ на производстве, не отвечающем критериям локализации), которая подлежит обложению утильсбором без возможности его компенсации за счёт госсубсидий, составляет, по нашим оценкам, от 80 до 90%.

Таким образом, рост цен на спецтехнику неизбежен, а идея увеличения ставки утилизационного сбора в условиях пандемии, вызванной короновирусной инфекцией, и отсутствия экономического роста вряд ли может являться обоснованной», – делится руководитель группы по планированию и управлению продажами Hitachi Construction Machinery Eurasia Максим Быковский.

По данным Ассоциации европейского бизнеса, объём продаж дорожно-строительной техники за 3 квартала 2020 года уже снизился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. И повышение ставок и коэффициентов утильсбора никак не поспособствует росту рынка.

«Например, утильсбор на экскаваторы-погрузчики, который сейчас составляет 690 000 рублей, может увеличиться до 2,001 млн рублей. Очевидно, что это существенный рост. Какое-то время спрос можно будет закрывать импортированной до повышения техникой, но, когда склады опустеют, велика вероятность стагнации рынка. В дальнейшем потребители адаптируются к новым ценам, как это случалось в прошлые годы, однако сложно сказать, как быстро это произойдёт, поскольку до 2021-го мы не сталкивались с таким существенным ростом ставок.

Повышение утильсбора негативно скажется и на конкуренции на рынке спецтехники: качество и надёжность продукции российских производителей оставляет желать лучшего, но в некоторых случаях клиенты будут вынуждены покупать отечественные машины из-за разницы в цене, вопреки своим желаниям выбирая не лучшую технику для бизнеса», — считает региональный директор по развитию бизнеса JCB в России (Урал, Сибирь и Дальний Восток) Пётр Плаунов.

Виды и категории транспортных средств

Сумма утилизационного сбора в рублях РФ

До 3х лет с даты выпуска

Старше 3х лет с даты выпуска

Что такое утилизационный сбор. Объясняем простыми словами

Согласно закону покупатели, производители и импортеры должны уплачивать утилизационный сбор.
Срок предоставления документов – 15 дней. В случае неуплаты начисляются пени. За самоходные погрузчики с двигателем так же нужно платить.

При доставке спецтехники собственник получает транзитные номера. Они действуют двадцать дней. За это время гражданин должен уплатить утилизационный сбор. Отметка об уплате ставится в ПТС. Без нее постановка на учет невозможна.

  1. Спецтехника ввезена в РФ до 1 сентября 2012 года;
  2. ПТС выдан до 01.09.2012 года.

Правила оплаты

Повышение ставки для вычисления сбора на спецтехнику составило от 150 000 до 172 500 рублей без НДС.
Суммарные затраты покупатель рассчитывает сам согласно данным нормативного акта. Коэффициенты устанавливаются для каждой категории техники. Так же влияет время с момента изготовления и отпуска с конвейера завода.

Например, рассмотрим ввоз б/у экскаватора импортного производства в Россию. Общая масса меньше 10 тонн, коэффициент 4.

Для того чтобы рассчитать сбор применяется формула: базовая ставка помноженная на поправочный коэффициент.

Поправочный коэффициент определяется по перечню размеров сборов. Его параметр зависит от возраста авто, веса, габаритов, а так же объема двигателя.

Базовая ставка 20 тысяч рублей распространяется на:

  • Колесные авто, выпущенные в обращение на территории РФ;
  • Категорию М1, в том числе категорию G;
  • Специализированные авто указанной категории.

Ставка 150 тысяч рублей для колесных ТС, и шасси колесных средств M1, M2, M3, N1, N2, N3 и прицепов к ним.

172 500 рублей распространяется на самоходные авто и прицепы.

Коэффициент рассчитывается исходя из:

  1. Возраста авто;
  2. Категории;
  3. Объема двигателя
  4. Технически допустимой массы.

Документы находятся в открытом доступе в перечне постановления Правительства России номер 81 и 1291.

Примеры расчета

Для того чтобы понять, как считается сбор нужно рассмотреть пример. Например, компания производит бульдозеры. Масса одного составляет 15 тонн. По итогам выпущено 10 ТС.

При массе в 14 тонн в расчет принимается коэффициент 7. Сбор за единицу определяется следующим образом: базовая ставка для новых авто 150 000 рублей перемножается с коэффициентом семь. Итоговая сумма

1 050 000 рублей. Эту сумму умножить на 10 и получим 10 500 000.

Утилизационным сбором называется разовый платеж, который должны совершить покупатели либо производители транспортных средств. Он действует на территории РФ с 01.09.2012 г. Целью этого платежа является финансирование утилизации транспорта после эксплуатации в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Платить этот сбор должны:

  • производители – перечисляют за изготовленные в РФ транспортные средства;
  • импортеры – за ввезенный в Россию транспорт;
  • покупатели при приобретении авто, по которым ранее сбор не был уплачен.

К покупателям относятся как юридические, так и физические лица. За каждое ТС сбор платится только один раз. Исключением является только его модернизация.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *