Специалист по охране труда профессиональный стандарт в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специалист по охране труда профессиональный стандарт в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.

Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.

Справка

Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.

Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.

Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.

Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.

Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.

Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов

Опасные условия труда 4 класса — не редкость на сегодняшних предприятиях. С 1 марта 2022 года рабочие места с этим классом должны быть ликвидированы. Как только СОУТ покажет, что рабочее место отнесено к опасным условиям труда, работа на данном рабочем месте должна приостановлена, работник под подпись ознакомлен с тем, что работает в таких условиях и отстранен от работы на период до устранения оснований, послуживших установлению опасного класса условий труда (статья 214.1 ТК РФ).

Обратите внимание! Работника нужно с его согласия перевести на другое рабочее место, с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Если работник не согласен, он вправе уволиться.

Приступить к работе на своем прежнем месте можно только в том случае, если СОУТ подтвердит, что в результате реализации плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного совместно с представительным органом работников, условия труда были признаны с улучшением (например, ранее был 4 класс, а стал 3.1-3.4). При этом план мероприятий должен быть направлен в территориальную ГИТ по месту нахождения рабочего места. Если головной офис находится в Москве, а шахта — в Ярославле, то копия плана должна быть направлена в Ярославскую ГИТ.

Запрет на работу в опасных условиях труда не касается МЧС, Росатома, Роскосмоса, отдельных силовых структур. Работа в опасных условиях на предприятиях промышленности, добывающей отрасли, транспорта, гражданской авиации не будет запрещена с 1 марта 2022 года.

➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.

➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.

Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.

В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.

➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

Специалист в области охраны труда

Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?

Обобщенные трудовые функции Трудовые функции
код наименование уровень квалификации наименование код Уровень (подуровень) квалификации
А Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации 6 Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда А/01.6 6
Организация подготовки работников в области охраны труда А/02.6 6
Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда А/03.6 6
Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков А/04.6 6
Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда А/05.6 6
Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах А/06.6 6
Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний А/07.6 6
В Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков 7 Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками В/01.7 7
Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения В/02.7 7
С Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда 7 Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний С/01.7 7
Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков С/02.7 7
Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда С/03.7 7
D Стратегическое управление профессиональными рисками в организации 8 Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации D/01.8 8
Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации D/02.8 8
Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации D/03.8 8
Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации D/04.8 8

3.1. Обобщенная трудовая функция

Наименование Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации Код А Уровень квалификации 6
Происхождение обобщенной трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта
Возможные наименования должностей, профессий Младший специалист по охране труда Специалист по охране труда Главный (ведущий) специалист по охране труда
Требования к образованию и обучению Высшее образование — бакалавриат или Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда
Требования к опыту практической работы Не менее трех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трех лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырех лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования
Особые условия допуска к работе Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года3
Другие характеристики

Дополнительные характеристики

Наименование документа Код Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
ОКЗ 2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы
ЕКС4 Специалист по охране труда
ОКПДТР5 22659 Инженер по охране труда
ОКСО6 2.20.03.01 Техносферная безопасность

3.1.1. Трудовая функция

Наименование Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда Код А/01.6 Уровень (подуровень) квалификации 6
Происхождение трудовой функции Оригинал X Заимствовано из оригинала
Код оригинала Регистрационный номер профессионального стандарта

Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.

Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:

  • стажировку на рабочем месте,
  • обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
  • обучение использованию средств индивидуальной защиты.

Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.

Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.

Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:

  • первичными,
  • повторными,
  • внеплановыми.

По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.

В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.

Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.

  • Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.

Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:

  • на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
  • изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
  • инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
  • произошла авария или несчастный случай на производстве;
  • у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
  • по решению работодателя.

Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.

Новые требования по охране труда в 2022 году

Законодатели определили, что программа целевого инструктажа должна включать требования охраны труда, предъявляемые к запланированным работам (мероприятиям) и указанные в ЛНА работодателя, и должна содержать вопросы оказания первой помощи пострадавшим.

Перечень сотрудников, для которых следует проводить целевой инструктаж, указан в п. 17 проекта.

Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:

  1. Разработайте программу вводного инструктажа.
  2. Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
  3. Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
  4. Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.

Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.

Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.

Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.

Профстандарт специалиста по охране труда

  1. Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда.
  2. Организация подготовки работников в области охраны труда.
  3. Сбор, обработка и передача информации по вопросам условий и охраны труда.
  4. Организация и проведение мероприятий, направленных на снижение уровней профессиональных рисков.
  5. Содействие обеспечению функционирования системы управления охраной труда.
  6. Обеспечение контроля за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах.
  7. Обеспечение расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  1. Определение целей и задач системы управления охраной труда и профессиональными рисками.
  2. Подготовка предложений по распределению полномочий, ответственности, обязанностей по вопросам управления охраной труда, оценки профессиональных рисков и обоснованию ресурсного обеспечения.
  1. Анализ мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, снижение профессиональных рисков, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  2. Консультирование работодателей и работников по вопросам обеспечения безопасных условий труда на рабочих местах и оценки профессиональных рисков.
  3. Оценка эффективности процедур подготовки работников по охране труда.
  1. Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации.
  2. Координация работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
  3. Контроль работ по внедрению системы управления профессиональными рисками в организации.
  4. Контроль и мониторинг результативности внедрения системы управления профессиональными рисками в организации.

Все указанные выше трудовые функции специалиста по охране труда имеют дополнительную раскладку, поэтому если вы не понимаете, например, суть функции «Нормативное обеспечение безопасных условий и охраны труда» или «Методическое обеспечение стратегического управления профессиональными рисками в организации», открывайте профессиональный стандарт и смотрите какие именно действия должен совершать специалист, какие необходимые умения и знания должны быть у него.

Новым профстандартом предусмотрены требования к образованию и обучению, к опыту практической работы, особым условиям допуска к работе. Давайте посмотрим эти требования.

/A. Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации/

Требования к образованию и обучению

  1. Высшее образование — бакалавриат или
  2. Высшее образование (непрофильное) — бакалавриат и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда или
  3. Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в области охраны труда

Требования к опыту практической работы

  • Не менее трёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования для специалиста по охране труда.
  • Для занятия должности главный (ведущий) специалист по охране труда — не менее трёх лет в области охраны труда при наличии высшего образования или не менее четырёх лет в области охраны труда при наличии среднего профессионального образования.

Особые условия допуска к работе

  • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «A» свойственны: Младшему специалисту по охране труда; Специалисту по охране труда; Главному (ведущему) специалисту по охране труда.

Новый профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»

/C. Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда/

Требования к образованию и обучению

  1. Высшее образование — магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года или
  2. Высшее образование (непрофильное) — магистратура, специалитет и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки в области охраны труда, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере оценки профессиональных рисков не реже чем один раз в три года

Требования к опыту практической работы

  • Не менее пяти лет в области охраны труда

Особые условия допуска к работе

  • Обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда не реже одного раза в три года (ссылка на Постановление 1/29)

Примечание: Согласно профстандарту трудовые функции «C» свойственны: Эксперту по условиям и охране труда; Консультанту по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками; Инструктору по условиям и охране труда.

Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:

1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).

2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.

3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.

4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.

5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).

При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.

Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».

В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).

Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).

Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.

Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:

1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;

2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.

Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:

  • контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);

  • вести электронный документооборот в области ОТ;

  • предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.

Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :

  • создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);

  • соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;

  • систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;

  • реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

  • разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;

  • режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

  • приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

  • оснащение средствами коллективной защиты;

  • обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;

  • организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;

  • проведение СОУТ.

Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:

  • приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;

  • создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;

  • согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.

Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.

Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:

  • получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);

  • отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.

Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.

Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.

Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

В настоящее время много говорится о применении риск-ориентированного подхода при осуществлении надзора в бизнес-сфере различными контрольными органами. Смысл его в снижении давления на бизнесменов, готовых исполнять закон в полном объеме, на фоне усиления контроля деятельности недобросовестных фирм. Утвержденные поправки ТК РФ как раз и направлены на внедрение риск-ориентированного подхода в сферу охраны труда организации.

С одной стороны, это по большей части индивидуальный подход, личная ответственность, с другой – применение современного ПО, автоматических систем управления в сфере ОТ. Они, в частности, позволяют добиться объективной оценки профессиональных показателей безопасности труда, рисков, снизить затраты труда специалистов ОТ.

Обзор нового профессионального стандарта для специалиста в области охраны труда

Традиционно правам работника в сфере охраны труда отведена центральная роль. Обновленная редакция ТК РФ лишь усиливает эту составляющую.

Прежде всего, гарантии безопасного труда работникам установлены на самом высоком уровне – государственном. Гарантируется право работника на санитарно-бытовое обслуживание, раскрывается, каким образом эти гарантии должны быть соблюдены (например, работников горячего цеха положено обеспечивать газированной соленой водой; пострадавших на производстве работников администрация обязана перевозить в больницу или до места жительства за счет фирмы и др.).

Работник имеет право на медосмотр внеочередного характера, если это соответствует нормативным документам или рекомендовано врачом. За ним сохраняется работа, должность, средний заработок.

Сами вредные (опасные) факторы производства, виды деятельности, при которых необходимо проходить предварительные и периодические медосмотры, устанавливаются Роспотребнадзором, Минздравом, Минтрудом совместно. Такой порядок позволит избежать разногласий в требованиях трех ведомств в отношении бизнеса.

Работник может отказаться от работы во вредных, опасных для жизни, здоровья условиях, если:

  • они возникли как следствие нарушения требований ОТ (до устранения опасности);
  • не прописаны в трудовом договоре.

Администрация не имеет права его наказывать.

За информацией, касающейся ОТ и условий труда, работник может обращаться как к руководству фирмы, так и в компетентные госорганы, общественные организации (по тексту ст. 216, ст. 216.1, ст. 216.2, ст. 216.3, ст. 220 новой редакции ТК РФ).

Обязанности работника в основном остались прежними: соблюдение правил ОТ, применение средств индивидуальной и коллективной защиты; обучение по ОТ; прохождение предварительных и периодических медосмотров, информирование администрации об опасных ситуациях на производстве (в новой редакции это ст. 215 ТК РФ).

Помимо этого вменяется в обязанность следить за исправностью оборудования, инструментов, которыми он пользуется на работе, соблюдать технологию производства, правильно использовать сырьевые и другие ресурсы, предоставленные работодателем.

Коротко перечислим другие новшества, содержащиеся в обновленном ТК РФ:

  1. Закреплен законодательно порядок управления профессиональными рисками (новая ст. 218 ТК РФ).
  2. СИЗ теперь будут выдаваться исходя из вредных факторов конкретного рабочего места в первую очередь, а не по наименованию вредной профессии (должности) в первую очередь, как было раньше (новая ст. 221 ТК РФ).
  3. Установлен однозначный прямой запрет на работу в опасных условиях (новая 214.1 ТК РФ).
  4. Установлен запрет на допуск к работе сотрудников, игнорирующих применение СИЗ (новая ст. 76 ТК РФ).
  5. Уделено особое внимание микроповреждениям (микротравмам): дано понятие, что это такое, как вести их учет, рассмотрены другие вопросы, связанные с микротравмами (новые статьи 226, 227 ТК РФ).
  6. Уделено внимание некоторым основополагающим терминам: введен термин «опасность», уточнен термин «рабочее место» (новая ст. 209 ТК РФ).
  7. Сформулированы фундаментальные принципы организации безопасных условий на рабочем месте: предупреждение (как основа системы), профилактика вреда и опасности, минимальный вред здоровью работающих граждан (новая ст. 209.1 ТК РФ).

Профстандарт данного специалиста предполагает выполнение им трудовых функций:

  1. Внедрение и обеспечение корректной работы системы управления безопасностью труда.

Специалист в рамках рассматриваемой группы трудовых функций может заниматься:

  • нормативным обеспечением системы охраны труда;
  • вести работу по снижению уровня профессиональных рисков в компании;
  • работать с информацией, касающейся вопросов охраны труда;
  • осуществлять контроль за соблюдением законодательства и локальных норм в области охраны труда.
  1. Мониторинг работы системы управления безопасностью труда.

В рамках данной группы функций специалист может решать такие задачи, как:

  • контроль за соблюдением норм охраны труда, выполнением требований по условиям труда в фирме;
  • расследование и учет инцидентов на производстве, профилактика профзаболеваний.
  1. Планирование, разработка и модернизация системы управления безопасностью труда.

О том, какой документ может регламентировать созданную работодателем систему управления охраной труда, читайте в материале «Положение о системе управления охраной труда образец».

Сотрудник, чья работа связана с этой группой функций, может:

  • определять цели и задачи предприятия в области управления охраной труда;
  • осуществлять оценку эффективности системы безопасности труда;
  • управлять полномочиями, ответственностью, а также обязанностями сотрудников организации в сфере охраны труда;
  • участвовать в ресурсном обеспечении деятельности компании в сфере охраны труда.

Первая группа трудовых функций предполагает наличие у работника 6-го уровня квалификации, а также соответствия как минимум одному из нижеследующих требований:

  • высшее образование по специальности «Техносферная безопасность» (либо иной схожей с ней);
  • высшее образование по любой профессии, которое дополнено тем, что связано со сферой безопасности труда;
  • среднее образование по любой специальности, дополненное тем, которое связано со сферой безопасности труда.

Что касается опыта работы, то первая трудовая функция:

  • допускает его отсутствие при наличии у сотрудника высшего образования;
  • требует как минимум 3-летнего опыта работы при наличии у специалиста среднего образования.

Вторая группа трудовых функций имеет практически те же характеристики, что и первая в части квалификационных требований к специалисту.

Третья группа трудовых функций требует наличия у специалиста:

  • 7-го уровня квалификации;
  • высшего образования (по профильной специальности или дополненного тем, что связано со сферой охраны труда);
  • как минимум 5-летнего опыта работы в сфере охраны труда.

О том, как профстандарты внедряются в применение, читайте в статье «Внедрение профессиональных стандартов в организации».

В чем состоит необходимость изменений?

Сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний определено в качестве одной из ключевых задач демографической политики России на период до 2025 года (раздел 3 Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351). Решать эту задачу намечено за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда.

Что нового в профстандарте?

В разделе I «Общие сведения» внесено уточнение в формулировку основной цели вида профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда относительно процедуры, характеризующей управление профессиональными рисками, а именно: «Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками».

Что изменится в охране труда с 1 марта 2022 года

В чем состоит необходимость изменений?

Действующий профессиональный стандарт предусматривает только два варианта наименования должностей сотрудников службы охраны труда:

  • специалист по охране труда;
  • руководитель службы охраны труда.

Принимая во внимание разноплановую деятельность специалистов по охране труда, их обязанности и функциональные задачи, возникает необходимость расширения перечня возможных наименований должностей в зависимости от обобщенной трудовой функции.

В чем состоит необходимость изменений?

Подготовка проектов нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий является одной из задач федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 04.06.2019 № 7).

Уровень компетенции по новым требованиям должен содержать:

Наименование должности Уровень квалификации Требования к образованию (что-то одно из перечня) Минимальный стаж работы в области охраны труда
Специалист по охране труда (младший специалист по охране труда) 6-ой Профильное высшее образование по охране труда по направлению «Техносферная безопасность» – бакалавриат; любое непрофильное высшее образование (бакалавриат) и профпереподготовка по охране труда; любое среднее профессиональное образование, профпереподготовка по охране труда 3 года
Руководитель службы (отдела) охраны труда, начальник отдела охраны труда, начальник управления охраной труда 7-ой Профильное высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» – магистратура или специалитет; любое другое высшее образование (магистратура или специалитет) и профессиональная переподготовка в области охраны труда. 5 лет
Руководитель по управлению профессиональными рисками в организации/

заместитель руководителя организации по управлению профессиональными рисками

8-ой Высшее образование (магистратура или специалитет); непрофильное высшее образование (магистратуру или специалитет) с профессиональной переподготовкой в области охраны труда. Обязательным условием является наличие дополнительного образование по оценке профрисков (с переаттестацией – 1 раз в 3 года). 5 лет

Основополагающим действием специалиста по охране труда является пересмотр своей должностной инструкции в связи с вступившим в силу новым профстандартом. При актуализации должностной инструкции необходимо обратить особое внимание на функции, где необходимо расписать их в зависимости от уровня квалификации в профстандарте,

Также значительной корректировке подлежит раздел с обязанностями. В данном случае появилась легальная возможность уйти от лишних обязанностей, которыми специалисты по охране труда занимались ранее. Для этого должностную инструкцию необходимо подвести под формулировки профстандарта, без выхода за его рамки. Если все же дополнительными обязанностями работодатель пытается вас нагрузить, то можно поступить следующим образом:

  • через формализованную процедуру (служебную записку, пояснительную записку, рапорт и т.д.) поднять вопрос о расширении штата работников по охране труда, в случае отказа – об увеличении заработной платы за дополнительные обязанности;
  • обратиться в службу корпоративного надзора и через внеплановую проверку с выявленным нарушением несоответствия уровню квалификации получить предписание с последующим устранением данного замечания.

Все должны понимать, что чем выше уровень квалификации, тем выше должен быть уровень компетенции, стажа работы и знаний по стратегии управления профрисками в организации.

Специалист в области охраны труда

192
Регистрационный номер
  1. Общие сведения
  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

III. Характеристика обобщенных трудовых функций

3.1. Обобщенная трудовая функция «Обеспечение функционирования системы управления охраной труда в организации»

3.2. Обобщенная трудовая функция «Планирование, разработка и совершенствование системы управления охраной труда и оценки профессиональных рисков»

3.3. Обобщенная трудовая функция «Экспертиза эффективности мероприятий, направленных на обеспечение функционирования системы управления охраной труда»

3.4. Обобщенная трудовая функция «Стратегическое управление профессиональными рисками в организации»

  1. Сведения об организациях — разработчиках профессионального стандарта
  1. Общие сведения
Деятельность по планированию, организации, контролю и совершенствованию системы управления охраной труда 40.054
(наименование вида профессиональной деятельности) Код

Основная цель вида профессиональной деятельности:

Профилактика несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, снижение уровня воздействия (устранение воздействия) на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, управление профессиональными рисками

Группа занятий:

1212 Управляющие трудовыми ресурсами 2149 Специалисты в области техники, не входящие в другие группы
(код ОКЗ ) (наименование) (код ОКЗ ) (наименование)

________________

Общероссийский классификатор занятий .

Отнесение к видам экономической деятельности:

74.90 Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки
(код ОКВЭД ) (наименование вида экономической деятельности)

________________

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности .

  1. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)

Обучение по охране труда с 2022 года

  • ОКПО по ИНН
    Поиск кода ОКПО по ИНН
  • ОКТМО по ИНН
    Поиск кода ОКТМО по ИНН
  • ОКАТО по ИНН
    Поиск кода ОКАТО по ИНН
  • ОКОПФ по ИНН
    Поиск кода ОКОПФ по ИНН
  • ОКОГУ по ИНН
    Поиск кода ОКОГУ по ИНН
  • ОКФС по ИНН
    Поиск кода ОКФС по ИНН
  • ОКВЭД2 по ИНН
    Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН
  • ОГРН по ИНН
    Поиск ОГРН по ИНН
  • Узнать ИНН
    Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО
  • ОКОФ в ОКОФ2
    Перевод кода классификатора ОКОФ в код ОКОФ2
  • ОКДП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКДП в код ОКПД2
  • ОКП в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКП в код ОКПД2
  • ОКПД в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКПД (ОК 034-2007 (КПЕС 2002)) в код ОКПД2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008))
  • ОКУН в ОКПД2
    Перевод кода классификатора ОКУН в код ОКПД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2007 в код ОКВЭД2
  • ОКВЭД в ОКВЭД2
    Перевод кода классификатора ОКВЭД2001 в код ОКВЭД2
  • ОКАТО в ОКТМО
    Перевод кода классификатора ОКАТО в код ОКТМО
  • ТН ВЭД в ОКПД2
    Перевод кода ТН ВЭД в код классификатора ОКПД2
  • ОКПД2 в ТН ВЭД
    Перевод кода классификатора ОКПД2 в код ТН ВЭД
  • ОКЗ-93 в ОКЗ-2014
    Перевод кода классификатора ОКЗ-93 в код ОКЗ-2014
  • Классификатор ЕСКД
    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
  • ОКАТО
    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
  • ОКВ
    Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
  • ОКВГУМ
    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
  • ОКВЭД 2
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
  • ОКГР
    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
  • ОКЕИ
    Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
  • ОКЗ
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
  • ОКИН
    Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
  • ОКИСЗН-2017
    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
  • ОКОГУ
    Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
  • ОКОК
    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
  • ОКОПФ
    Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
  • ОКОФ 2
    Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
  • ОКП
    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
  • ОКПД2
    Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
  • ОКПДТР
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
  • ОКПИиПВ
    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
  • ОКПО
    Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
  • ОКС
    Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
  • ОКСВНК
    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
  • ОКСМ
    Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
  • ОКСО 2016
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
  • ОКТС
    Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
  • ОКТМО
    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
  • ОКУД
    Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
  • ОКФС
    Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
  • ОКЭР
    Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
  • ОКУН
    Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
  • ТН ВЭД
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
  • КУВЭД
    Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
  • Классификатор ВРИ ЗУ
    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
  • КОСГУ
    Классификатор операций сектора государственного управления
  • ФККО
    Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
  • КСР
    Классификатор строительных ресурсов
  • Классификатор
    Классификатор правовых актов РФ
  • ББК
    Библиотечно-библиографическая классификация
  • УДК
    Универсальный десятичный классификатор
  • МКБ-10
    Международная классификация болезней
  • АТХ
    Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
  • МКТУ-11
    Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
  • МПК
    Международная патентная классификация
  • МКПО-10
    Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
  • ЕТКС
    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
  • ЕКСД
    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
  • Профстандарты
    Справочник профессиональных стандартов
  • Должностные инструкции
    Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов
  • ФГОС
    Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Вакансии
    Общероссийская база вакансий Работа в России
  • Кадастр оружия
    Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему
  • Правила по охране труда
    Действующие правила по охране труда Минтруда РФ

Новый профстандарт для специалистов в области охраны труда

Федеральный закон от 02.07.2021 № 311-ФЗ с изменениями в Трудовой кодекс РФ (далее — Закон № 311-ФЗ) с 1 марта 2022 года ввёл новую редакцию раздела X ТК РФ, посвящённого правилам охраны труда.

Согласно поправкам, акцент теперь должен быть на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту. Это т. н. превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть, приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.

Рассматриваемые поправки внедрили в охрану труда систему управления профессиональными рисками на рабочих местах. Рекомендации по выбору методов оценки уровней этих рисков и по их снижению утверждает Минтруд.

Профессиональный риск — это вероятность причинения вреда жизни и/или здоровью работника в результате воздействия на него вредного и/или опасного производственного фактора при исполнении им своей трудовой функции с учетом возможной тяжести повреждения здоровья (новая ред. ст. 209 ТК РФ).

Также Закон № 311-ФЗ структурировал основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений.

Одна из целей Закона № 311-ФЗ — снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.

Закон № 311-ФЗ структурировал порядок создания и деятельности у работодателя службы и комитета (комиссии) по охране труда (новая ред. ст. 223 и 224 ТК РФ).

Создание комитетов (комиссий) по охране труда для работодателя не обязательно. Они создаются по инициативе работодателя и/или работников.

Структуру и численность работников службы охраны труда устанавливает работодатель с учетом рекомендаций Минтруда.

Если в организации нет службы охраны труда или соответствующего специалиста, их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник.

Работодатель вправе пригласить стороннюю фирму, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет аккредитацию на это.

С 2022 года работодатели обязаны:

  • регистрировать микротравмы — ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей и другие повреждения при выполнении работ;
  • выяснять их обстоятельства и причины.

Поводом для этого — обращение пострадавшего работника к руководству.

Это новая редакция ст. 226 — 231 ТК РФ. По ним процедуры расследования, оформления (рассмотрения) и учета несчастных случаев на производстве усовершенствованы с целью предотвращения сокрытия микротравм.

Рекомендации по учету микротравм утверждает Минтруд.

По ТК РФ микроповреждения (микротравмы) — это ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения, полученные работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (ч. 2 ст. 227 ТК РФ):

  • при исполнении ими трудовых обязанностей;
  • выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя);
  • при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.

Микротравмы не влекут расстройства здоровья или наступление временной нетрудоспособности.

С 01.03.2022 запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы:

  • во вредных и/или опасных условиях труда;
  • в особых температурных условиях.

Причём в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан.

Отметим, что до 01.03.2022 законное отстранение от работы без СИЗ возможно только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).

Вообще, Закон № 311-ФЗ модернизировал подход к безопасности труда путём перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) занятого на конкретном рабочем месте работника (списочный подход) к обеспечению ими в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов.

Для обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также смывающими средствами работодатели вправе использовать типовые нормы, изданные в установленном порядке до 1 марта 2022 года, но не позднее 31.12.2024.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *