Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок в 2022 году какие изменения». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Автор новых Правил уточнил отдельные термины. В частности, «наряды» остались в армии и бытовом обиходе. Те, кто не путает столб и опору, должны говорить «наряд-допуск». Еще: «подъемные сооружения» вместо «кранов или грузоподъемных машин», «страховочная система/привязь», а не «предохранительный пояс».
В Правила введен новый субъект — «энергосбытовые организации».
Обзор изменений в правилах охраны труда при эксплуатации электроустановок
Квалификационные требования не изменились — VI группа не появилась, и по I-V все по-прежнему. Проверку знаний также никто не отменил. Законодатель уточнил порядок заполнения удостоверений для работников, допущенных к выполнению специальных работ в электроустановках, в том числе, к любым работам на высоте.
Для специалистов, ответственных за безопасность при эксплуатации подъемных сооружений, закреплено требование о наличии аттестации по промышленной безопасности.
Отдельным пунктом Правил выделено, что удостоверение о проверке знаний подлежит замене при изменении должности работника.
Право оперативного обслуживания электроустановок, по новым ПОТЭЭ, имеют оперативный, оперативно-ремонтный и административно-технический персонал. Для последней категории оно дается ОРД по предприятию. Нормотворец закрепил сложившуюся практику по ответственным за электрохозяйство — административно-техническим работникам с правом оперативного обслуживания.
Глава III ПОТЭЭ уточняет, что работники, не обслуживающие электроустановки, могут находиться в них только для осмотра. Эксплуатационный персонал получает ключи только от помещений и устройств, где собирается работать. Так автор Правил закрепил, что ни руководящая должность, ни группа по электробезопасности, не дают права специалисту свободно разгуливать по территории энергообъектов.
Владелец электроустановок обязательно ведет журнал учета выдачи и возврата ключей, в произвольной форме, в котором должны стоять подписи работника, выдавшего ключи, и лица, получившего их.
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
Правила уточняют требования к использованию СИЗ, их комплектности и классу.
-
Коммутационные аппараты и заземляющие ножи напряжением выше 1000 В с ручным приводом отключают в диэлектрических перчатках и со средствами защиты лица от воздействия электрической дуги.
-
При работе в электроустановках под напряжением до 1000 В методом контакта или изоляции используют изолирующий инструмент, предназначенный для такого вида работ, и комплект СИЗ: диэлектрические, х/б и кожаные перчатки.
-
Электрозащитные средства должны отвечать требованиям к конкретному виду работ и классу напряжения. Отдельные нормы приведены в соответствующих главах Правил.
Нормотворец исключил из документа упоминание об электроинструменте класса безопасности 0. Теперь даже в помещениях без повышенной опасности применяют ручные электромашины с защитой от поражения электрическим током I и выше.
Новые Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок не содержат революционных изменений. Закрепленные в них нормы продиктованы изменившимися условиями обслуживания и сложившейся практикой. Вы можете посмотреть постатейное сравнение отмененной и действующей редакций ПОТЭЭ, скачав документ.
Новый Порядок не распространяется на работодателей-физлиц, не являющихся ИП. Действующий Порядок № 1/29 пока обязателен для ИП и юрлиц всех организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе работодателей — физических лиц.
Работодатели-физлица, не являющиеся ИП, — это те, кто нанимают работников для личного обслуживания и помощи в домашнем хозяйстве (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).
Проект Порядка обучения вводит в обиход работодателей:
- стажировку на рабочем месте,
- обучение оказанию первой помощи пострадавшим,
- обучение использованию средств индивидуальной защиты.
Эти виды не являются абсолютно новыми, но прежний Порядок № 1/29 их отдельно не регламентировал.
Последнюю редакцию проекта вы найдете в нашей шпаргалке.
Согласно проекту инструктажи по охране труда на рабочем месте могут быть:
- первичными,
- повторными,
- внеплановыми.
По проекту первичный необходим для всех штатных сотрудников до начала самостоятельной работы, а также для тех, кто проходит производственную практику. Отменяется обязанность инструктировать командированных работников сторонних организаций и других лиц, участвующих в производственной деятельности организации, как того требовал п. 2.1.4 Порядка № 1/29.
В проекте сказано, что инструктажи по охране труда на рабочем месте «проводятся в объеме мероприятий и требований охраны труда, содержащихся в инструкциях по охране труда для работников, и включают в том числе вопросы оказания первой помощи пострадавшим». Отсюда можно сделать вывод, что разрабатывать отдельную программу необязательно, так же как нет и перечня примерных вопросов, освещаемых на инструктаже.
Освобождать от первичного и повторного инструктажей на рабочем месте можно тех сотрудников, чьи рабочие места оснащены персональными компьютерами, другой оргтехникой и бытовой техникой, и все это не используется в технологическом процессе. При этом в программу вводного инструктажа нужно включить вопросы охраны труда при передвижении по зданию и территории, о наличии опасности поражения электротоком, получения ожогов от горячих поверхностей и жидкостей и т.д.
- Важно: периодичность повторного инструктажа — не реже раза в 6 месяцев.
Внеплановый инструктаж проводится в следующих случаях:
- на рабочем месте появились новое оборудование, сырье или материалы, у сотрудника — новые должностные обязанности;
- изменились действующие или появились новые нормативно-правовые акты, относящиеся к трудовой деятельности работника;
- инспектор трудовой инспекции представил ходатайство;
- произошла авария или несчастный случай на производстве;
- у сотрудника возник перерыв в работе более 60 календарных дней;
- по решению работодателя.
Важной особенностью проекта порядка обучения стало смягчение процедуры и сроков проведения внеочередных мероприятий. Например, инструктаж можно проводить в сроки, определенные работодателем в Положении о СУОТ. Если проводится внеплановое обучение, внеплановый инструктаж можно не проводить.
Изменения порядка обучения по охране труда: обзор проекта, комментарии экспертов
Подготовиться к переходу на новый Порядок обучения можно в несколько этапов:
- Разработайте программу вводного инструктажа.
- Подготовьте журналы. Если много типографских журналов, внесите изменения в столбцах. Заранее приучайте себя полностью указывать дату рождения принятого работника, так же как и свои имя и отчество, или закажите для себя штамп.
- Подготовьте перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа, утвердите у руководителя.
- Определите порядок организации целевого инструктажа на рабочем месте, утвердите его в Положении о СУОТ.
Утвердите перечень профессий и должностей работников, которым необходимо пройти стажировку на рабочем месте, и составьте ее программу. В Положении о СУОТ пропишите, каким образом будете отбирать наставников и фиксировать результаты стажировки. Неплохо заранее предусмотреть в бюджете организации статью на материальное стимулирование наставников.
Разработайте программу обучения оказанию первой помощи. Руководствуйтесь примерными темами, приведенными в приложении № 2 к проекту.
Если нет возможности проводить обучение своими силами: нет инструктора, тренажеров, места, — найдите и заключите договор со сторонней организацией. А для этого необходимо определить, сколько человек должны быть обучены.
В новой редакции Х раздела Трудового кодекса профессиональные риски подразделяют на риски травмирования и риски получения профессиональных заболеваний. Специалисты по охране труда должны помнить, что труд не может быть абсолютно безопасным. Это предопределено применением орудий труда и влиянием человеческого фактора. На каждом рабочем месте, будь то офис или производство, существует угроза жизни или здоровью.
Мы не можем отказаться от технологий, достижений научно-технического прогресса, перейти с компьютеров на арифмометры, но можем предотвратить ущерб здоровью работников, применяя наиболее щадящие технологии, заменяя ручной труд на механический или роботизированный, повышая квалификацию исполнителей. Все это – мероприятия по предотвращению вреда. Но для того, чтобы выяснить, что это за мероприятия, и какое из них нужно провести в первую очередь, нужно качественно организовать оценку профессиональных рисков.
Справка
Опасность — это потенциальный источник вреда, представляющий угрозу для жизни и здоровья работника.
Профессиональный риск — количественная мера угрозы, это произведение возможности получения вреда на тяжесть последствий. Опасностью является электрический ток, агрессивные покупатели, конструкции и транспорт, химические вещества.
Оценка рисков — идентификация опасностей, расчет возможности их реализации и тяжести последствий от этого, а также разработка плана мероприятий по ликвидации или снижению уровней риска.
Воздействие опасного производственного фактора может привести к острому профессиональному заболеванию (отравлению), немедленной гибели или травме, а негативное воздействие в течение периода экспозиции (накопления дозы) — к хроническому профессиональному заболеванию.
Чтобы избежать профрисков, нужно их качественно просчитать и принять меры, чтобы вероятность получения травмы или гибели, профзаболевания стремилась к нулю, если это возможно. Если это невозможно, придется проводить мероприятия по исключению травмирующего фактора — закрытию опасного рабочего места. Таким образом мы переходим к следующему изменению в Х разделе ТК РФ.
Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
➤ С 1 марта 2022 года у работодателей появятся новые права по охране труда. Они смогут контролировать безопасность производства работ дистанционно, то есть с помощью видео- и аудиофиксации. Все это потребует внести в трудовой договор условия, при которых такое видеонаблюдение будет разрешено.
➤ Работодателям разрешили проводить внутренний аудит соблюдения требований трудового законодательства по проверочным листам. Роструд разместит площадку, где работодатели смогут пройти самообследование по проверочным листам. Для этого чек-листы приведут в подходящий для самообследования формат.
Проводить самообследование – это право, а не обязанность работодателя. Если по итогам самопроверки работодатель получит высокую оценку соблюдения обязательных требований, то он сможет подготовить декларацию соблюдения обязательных требований в Роструд, со сроком действия 1-3 года.
В этот период плановые проверки проводиться не будут, а вот внеплановая проверка вполне возможна. И если при внеплановой проверке ГИТ обнаружит, что в организации нарушают требования охраны труда или выявят факты ввода недостоверных сведений при самообследовании, то декларацию отменят.
➤ Электронный документооборот – тоже право, а не обязанность работодателя. Если у организации имеется возможность выдать электронные цифровые подписи работникам и должностным лицам, то можно вести локальные нормативные акты в электронном виде, в том числе и фиксировать выдачу СИЗ.
Новые Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок — 2021 сменили старые, некогда утвержденные приказом Минтруда от 24.07.2013 № 328н.
Обратите внимание! Начиная с 2001 года и на протяжении 13 лет на практике применялись межотраслевые Правила по ОТ (введены постановлением Минтруда № 3). Со временем их сменили ПОТЭУ, введенные приказом № 328н (сейчас они уже не применяются).
Действующие с 2021 года ПОТЭУ (см. приказ № 903н) рассчитаны на пять лет и подлежат обязательному исполнению. Они более содержательны, поскольку дополнены с учетом всех прогрессивных процессов, произошедших за 7 лет (период действия предшествующих правил). То есть учитывают распространение дистанционного управления (ДУ) электроустановками, появление новых мер безопасности при проведении спецработ и т. п.
Новые ПОТЭУ не применяются по отношению к специализированным установкам. Требования к последним определяют отраслевые Правила по ОТ, а отображают в соответствующих нормативных документах по их обслуживанию. Следует заметить, что с 2021 года введены новые требования по безопасности сроком на пять лет для разных работ.
С их перечнем и сопутствующими рекомендациями Минтруда РФ можно ознакомиться в материале «Работодатели должны организовать очередную проверку знаний по ОТ».
Обновленная редакция Правил охраны труда при работе в электроустановках определяет минимум требований по безопасности, обязательных для применения. Принимая их во внимание, наниматель должен адекватно подойти к оценке всех рисков в рамках осуществляемой деятельности и, исходя из этого, организовать охрану труда.
Важно! Согласно Правилам-2021 все организации (наниматели), работа которых связана с электроустановками (электробезопасностью), должны провести внеплановую проверку знаний по части требований ОТ. Согласно постановлению Правительства РФ № 1580 от 01.10.2020 срок данной проверки для объектов теплоснабжения продлен до 01.07.2021. С учетом перечисленных норм наниматели самостоятельно назначают время для аттестации сотрудников.
ПОТЭУ-2021 обязывают нанимателей обеспечивать ОТ и нести за это ответственность без права передачи ее иным лицам из числа руководящего состава.
Наниматель вправе:
- Осуществлять контроль над безопасностью производства путем дистанционной аудио-, видео- и иной фиксации происходящего во время работы.
- Использовать рекомендованный бланк наряда-допуска, удостоверения и прочих применяемых форм либо разрабатывать на их основе собственный вариант документа.
- Вести документооборот по ОТ в электронном виде, используя электронную подпись.
Все требования по части ОТ включаются в инструкцию по охране труда при эксплуатации электроустановок. До сотрудников их доводят в форме инструктажа и распоряжений.
Внимание! За нарушение требований ПОТЭУ (допуск к работе без обучения, проверки знаний) предусмотрены штрафные санкции по ст. 5.27.1.КоАП РФ до 80 тыс. руб. для юрлиц. При повторных аналогичных нарушениях помимо наложения штрафа деятельность ИП или организации могут приостановить на 90 дней.
- Новые (уточненные) термины: «энергосбытовые организации», «наряд-допуск», «подъемные сооружения», «страховочная система».
- Обязательная аттестация по промышленной безопасности для лиц, отвечающих за безопасность при эксплуатации подъемных сооружений.
- Дополненный порядок заполнения удостоверений по допуску к спецработам, оформляемых при трудоустройстве. Замена удостоверения при смене должности.
- Обслуживание электроустановок закреплено за конкретной категорией работников (оперативно-ремонтный, оперативный, административно-технический персонал).
- Усиление защищенности электроустановок: обязательный учет выдачи/возврата ключей от помещений, установок для эксплуатационного персонала. Контроль за пребыванием работников на территории соответствующих объектов.
- Оформление наряда-допуска на день или рабочую смену для выполнения работ под напряжением на проводящих частях электроустановок. Увеличение срока хранения данного закрытого документа до года.
Если, к примеру, для подобных работ выдан наряд-допуск на день, а работы на протяжении дня не завершены, то согласно действующим Правилам охраны труда в электроустановках на другой день должны выдать уже новый наряд-допуск.
- Дополненный перечень работ для работников в электроустановках с напряжением более 1000 В. В их числе: обработка гербицидами, программирование, снятие показаний с электронного счетчика посредством переносного компьютера и др.
- Дополненный перечень небольших по объему работ, которые выполняются за смену в электроустановках напряжением 1000 В: уборка, чистка снега, маркировка.
- Определение действий для подготовки рабочего места, которые разрешается выполнять диспетчерскому персоналу при дистанционном управлении коммутационными аппаратами и заземляющими ножками с АРМ.
- Уточнение мероприятий по безопасному проведению работ под напряжением на токоведущих частях в электроустановках до и больше 1000 В.
Внимание! Работать в электроустановках разрешается только с использованием электрозащитных средств, которые подбираются для конкретных методов работ и с учетом класса напряжения. ПОТЭУ-2021 повышают требования к СИЗ, исключают электроинструмент с классом защиты 0. Поэтому там, где отсутствует повышенная опасность, всё равно нужно использовать ручной инструмент с классом защиты от 1 и выше.
Утратил силу приказ Минтруда РФ от 24.07.2013 № 328н. С 01.01.2021 действуют новые Правила по охране труда в электроустановках. Они обязательны для применения на предприятиях, использующих или обслуживающих электроустановки. Срок их действия заканчивается 31.12.2025.
ПОТЭУ-2021 дополнены новыми положениями и требованиями, учитывающими современные условия. В связи со вступлением их в силу требуется:
- Внести соответствующие нововведениям изменения в инструкции по ОТ, программы инструктажей.
- Организовать обучение лиц, ответственных за проверку знаний с применением новых правил.
- Провести внеочередную проверку знаний с учетом предписаний Ростехнадзора (письмо от 26.01.2021 № 00-06-05/55).
Требования по охране труда: что изменится с 2022 года?
Законом № 311-ФЗ изменена структура разд. Х ТК РФ «Охрана труда». В частности, заново переписаны положения нескольких глав, которые регламентируют сферу ОТ. Суть внесенных поправок, обусловленных в том числе правоприменительной практикой, заключается в следующем:
1. Уточнены права и обязанности субъектов трудовых отношений (работодателя и работников), а также структурированы основные процедуры управления охраной труда у работодателя (в частности, определен порядок осуществления деятельности созданных у работодателя служб по ОТ).
2. Установлен запрет на работу в опасных условиях труда. Данный запрет может быть введен по результатам СОУТ (если условия труда на рабочих местах будут отнесены к опасному классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам внеплановой СОУТ, которая подтвердит снижение класса условий труда. Процедура установления и снятия запрета на работу в опасных условиях труда определена положениями новой ст. 214.1 ТК РФ.
3. Регламентирован механизм управления профессиональными рисками. Этому вопросу посвящена новая ст. 218 ТК РФ.
4. Модернизирован подход к реализации мер безопасности посредством перехода от предоставления СИЗ в зависимости от наименования профессии (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к обеспечению СИЗ), к обеспечению СИЗ в зависимости от имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. Эти правила прописаны в новой редакции ст. 221 ТК РФ.
5. Усовершенствована процедура расследования и учета несчастных случаев на производстве, в том числе с целью предотвращения сокрытия микроповреждений (микротравм) (новая редакция ст. 227 ТК РФ).
При этом базовые принципы в области ОТ, которые заложены в действующей редакции Трудового кодекса, остались неизменными.
Изменено название гл. 34 ТК РФ на «Государственное управление охраной труда и требования охраны труда».
В ней раскрыто понятие «государственное управление охраной труда» (см. ст. 211 ТК РФ), а также разграничены полномочия в этой области между Правительством РФ, федеральными и региональными исполнительными органами власти в сфере охраны труда (см. новые ст. 211.1 – 211.3 ТК РФ).
Кроме того, Законом № 311-ФЗ скорректированы общие принципы установления национальных стандартов безопасности труда, а также государственных нормативных требований охраны труда, утверждаемых уполномоченными органами власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (новая ст. 212 ТК РФ). Также определен порядок проведения государственной экспертизы условий труда (новая ст. 213 ТК РФ).
Заметим: некоторые из перечисленных вопросов частично уже были урегулированы положениями действующих сейчас ст. 211, 216 и 216.1 ТК РФ. Внесенными поправками существующие правила уточнены и дополнены.
Два основных принципа обеспечения безопасности труда сформулированы в новой ст. 209.1 ТК РФ:
1) предупреждение и профилактика опасностей . Работодатель должен систематически осуществлять мероприятия по улучшению условий труда, включая ликвидацию или снижение уровней профессиональных рисков или недопущение повышения их уровней, с соблюдением приоритетности реализации таких мероприятий. Полный перечень данных мероприятий приведен в новой редакции ч. 3 ст. 225 ТК РФ;
2) минимизация повреждения здоровья работников . Работодатель должен принять меры, обеспечивающие постоянную готовность к локализации (минимизации) и ликвидации последствий профессиональных рисков.
На основании ст. 209 ТК РФ рабочим признается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Законом № 311-ФЗ внесены уточнения, что общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Законом № 311-ФЗ введен новый термин «опасность» – это потенциальный источник нанесения вреда, представляющий угрозу жизни и (или) здоровью работника в процессе трудовой деятельности.
Кроме того, Законом № 311-ФЗ конкретизированы следующие понятия:
-
«профессиональный риск» – это вероятность причинения вреда не только здоровью работника, но и его жизни;
-
«управление профессиональными рисками» – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, являющихся элементами системы управления ОТ и включающих в себя меры не только по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков (что было раньше), а в перспективе – по недопущению повышения их уровней (в связи с этим на работодателя налагается обязанность проводить мониторинг и пересматривать выявленные ранее риски);
-
«требования охраны труда» – это совокупность требований, установленных государством и локальными нормативными актами работодателя (в том числе правилами (стандартами) организации и инструкциями по охране труда) (прежде работодатель был ограничен в части установления правил по ОТ).
Права работодателей в области ОТ установлены положениями новой ст. 214.2 ТК РФ. В ней, в частности, сказано, что работодатели вправе:
-
контролировать безопасность работ с помощью оборудования для дистанционной видео-, аудиозаписи производственных процессов (и обеспечивать хранение полученной при помощи такого оборудования информации);
-
вести электронный документооборот в области ОТ;
-
предоставлять дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ (а также к базам электронных документов) надзорным органам, которые наделены полномочиями на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства (то есть инспекциям по труду).
Готовим документы по охране труда к новому учебному году
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, как и прежде, возлагаются на работодателя. Теперь они будут прописаны в новой ст. 214 ТК РФ (в действующей редакции – ст. 212 ТК РФ). В этой статьей также указано, что работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Перечень обязанностей работодателя в области охраны труда довольно обширный. Как и раньше, он должен обеспечить :
-
создание и функционирование системы управления ОТ (примерное положение о системе управления ОТ будет утверждено дополнительно, что следует из новой редакции ст. 217 ТК РФ);
-
соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ;
-
систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
-
реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
-
разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценку уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест;
-
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
-
приобретение за счет собственных средств и выдачу СИЗ и смывающих средств (отвечающих требованиям законодательства) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
-
оснащение средствами коллективной защиты;
-
обучение охране труда, в том числе безопасным методам и приемам выполнения работ;
-
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, за соблюдением работниками требований ОТ, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты;
-
проведение СОУТ.
Со следующего года этот перечень в ст. 214 ТК РФ пополнится новыми обязанностями, в их числе:
-
приостановление работы в случае возникновении угрозы жизни и здоровью работников и эксплуатации зданий и оборудования – до устранения этой угрозы;
-
создание подходящих условий труда при приеме на работу инвалида или при признании таковым штатного сотрудника;
-
согласование с другим работодателем мероприятия по предотвращению травматизма при проведении работ на территории, подконтрольной этому работодателю.
Кроме того, новая ст. 216.2 ТК РФ возлагает на работодателя обязанность незамедлительно проинформировать работника об отнесении условий труда на его рабочем месте по результатам СОУТ к опасному классу.
Перечень прав работника в области ОТ приведен в ст. 216 ТК РФ. В частности, работнику предоставляется право:
-
получать информацию об условиях и ОТ от работодателя и соответствующих государственных органов (новая ст. 216.2 ТК РФ);
-
отказываться от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований ОТ до устранения такой опасности либо от выполнения не предусмотренных трудовым договором работ с вредными и (или) опасными условиями труда. В новой ст. 216.1 ТК РФ сказано, что такой отказ не влечет за собой дисциплинарную ответственность для работника.
Также в ст. 216 ТК РФ закреплены гарантии обеспечения права работника на санитарно-бытовое обслуживание (как должны обеспечиваться эти гарантии, установлено новой ст. 216.3 ТК РФ), права на внеочередной медосмотр в соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями с сохранением за работником места работы (должности) и средней заработной платы (среднего заработка) на время прохождения медосмотра.
Заметим: сами положения ст. 220 ТК РФ, посвященной медосмотрам (сейчас это ст. 213 ТК РФ), существенно изменились. Основная новация заключается в том, что вредные и (или) опасные производственные факторы и виды работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников, будут определяться совместно Минтрудом, Минздравом и Роспотребнадзором.
Обратите внимание: новой ст. 216.1 ТК РФ определено, что государство гарантирует работникам защиту их права на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.
Распространённый вопрос: какие правила поменялись в 2021 году для образовательных организации, какие инструкции необходимо пересмотреть? Для ответа на этот вопрос внимательно читаем в правилах, кто обязан их соблюдать и на кого они распространяются.
Для вас я упростил эту задачу немного, потому что выбрал эти правила, и вам не нужно перечитывать все 40 новых правил по охране труда, что бы определить относятся они к деятельности вашего учреждения или нет.
И подошли мы конкретно к изменениям по охране труда с 1 сентября 2021 года. На самом деле, их намечалось очень много, были они достаточно масштабные, но сейчас поговорим конкретно про те изменения, которые точно вступили в силу, точно уже будут, и вам нужно провести некую работу по актуализации своих документов.
Профстандарт специалист по охране труда
С 1 сентября 2021 года вступает в силу новый профессиональный стандарт специалиста по охране труда, действует он 6 лет – до 1 сентября 2027 года. Профессиональный стандарт по охране труда предыдущий, который был утверждён в 2014 году, № 524 приказ, утрачивает силу. Соответственно, вам нужно обновить должностную инструкцию специалиста по охране труда, если она у вас есть. Если есть какие-то упоминания в приказе с ссылкой на профстандарт, например, где вы возлагаете обязанности специалиста на себя, на каких-либо работников, вы тоже должны обновить эти документы.
РАЗБОР ПРОЕКТОВ НПА, СВЯЗАННЫХ С ПРОВЕДЕНИЕМ СОУТ
- проекта Федерального Закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта постановления Правительства Российской Федерации «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда» (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении перечня видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда о бесплатном обеспечении молоком (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
- проекта приказа Минтруда об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную (вступает в силу с 1 марта 2022 г.)
Пункт 15 части 1 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для: оценки, выявления и управления профессиональными рисками. В настоящей редакции только оценки уровней профессиональных рисков.
Часть 2 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ
Отчет о проведении специальной оценки условий труда, составленный на бумажном носителе или в электронном виде, подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня его направления работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда, путем проставления подписи, подписания в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации порядке
Это самое масштабное изменение: станет возможным утверждать отчет по СОУТ с помощью электронной подписи (ЭЦП).
Подпункт «и» пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (вступает в силу с 1 марта 2023 года)
В информационную систему учета (ФГИС) помимо результатов СОУТ необходимо подгружать и результаты оценки профессиональных рисков.Пока нет четкого понимания, как будет производиться передача данных работодателями, которые сами провели оценку рисков. Ожидается, что этот подпункт будет дополнен до 2023 года.
Подпункт «д» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации, в том числе уникальный номер записи об аккредитации испытательной лаборатории (центра) в реестре аккредитованных лиц.
Введен уточняющий момент о наличии во ФГИС уникального номере записи об аккредитации, который является подтверждением соответствия лаборатории критериям аккредитации (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ).
Подпункт «з» пункта 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Кроме того, для организаций, проводившей специальную оценку условий труда, в информационной системе учета объектами учета являются следующие сведения:
- сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:
- Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории;
- Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
В действующей редакции данных сведений нет.
Более того, данная информация будет подаваться организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с использованием информационной системы учета (ФГИС СОУТ), в течение 10 рабочих дней со дня наступления случаев, указанных части 1.1. статьи 19 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с приложением копий подтверждающих документов. (Абзац первый части 1.1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ)
Статья 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
- Сертификат эксперта будет электронным.
- Сертификат можно будет сформировать в автоматическом режиме средствами ФГИС СОУТ.
На данный момент сертификат выдается на бумажном носителе.
Статья 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ
Появляется возможность формирования в автоматическом режиме выписок из реестра организаций, проводящих СОУТ, а также из реестра экспертов.
В порядке регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, кардинальных изменений нет, уточняются лишь некоторые моменты:
1. Подается заявления о регистрации реестре с приложением документов (возможна подача заявления в виде электронного документа, подписанного ЭЦП);
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации рассматривает заявление в течение 7 рабочих дней со дня его регистрации;
3. Принимается решение о регистрации организации в реестре или об отказе в регистрации организации в реестре;
4. Министерство труда и социальной защиты РФ информирует организацию о принятом по результатам рассмотрения заявления решении в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения;
5. Производится регистрация организации в реестре осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о регистрации организации в реестре.
- привлечения организации к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности;
- приостановления действия аккредитации испытательной лаборатории (центра) организации, являющейся структурным подразделением организации;
- выявления фактов использования при проведении измерений не аттестованных методик, а также средств измерений с истекшим сроком поверки;
- выявления фактов несоблюдения требований к организациям, проводящим СОУТ.
Когда причины, послужившие основанием для приостановления деятельности организации, проводящей СОУТ, устранены, Минтруд РФ принимает решение о внесении в реестр записи о возобновлении деятельности организации по проведению специальной оценки условий труда и вносит в реестр такую запись в течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления в Министерстве.
Определен перечень вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых работникам выдаются бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты по установленным нормам.
Всего в проекте установлено 968 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”.
Для сравнения: в приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 февраля 2009 года № 45н указано 969 пунктов химических веществ, 1 пункт “Пестициды и агрохимикаты”, 3 пункта “Биологические факторы”, 1 пункт “Физические факторы”.
Добавлена формулировка, что бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится с даты внесения сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда в ФГИС СОУТ за всё время работы в таких условиях, в том числе за работу сверх установленной нормы рабочего времени (сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день, дежурство сверх месячной нормы рабочего времени по графику, работа по совместительству).
- Бесплатная выдача молока или равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов уровни которых превышают установленные гигиенические нормативы.
- Выдача и употребление молока или равноценных пищевых продуктов должны осуществляться в буфетах, столовых или в помещениях, специально оборудованных в соответствии с утвержденными в установленном порядке санитарно-гигиеническими требованиями.
- Норма бесплатной выдачи молока составляет 0,5 литра за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается.
- Работникам, периодически контактирующим с неорганическими соединениями цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), в дни фактической занятости дополнительно к молоку выдается 2 г пектина в составе обогащенных им пищевых продуктов. Допускается замена этих продуктов натуральными фруктовыми и (или) овощными соками с мякотью в количестве 300 мл.
- При постоянном контакте с вредным воздействием неорганических соединений цветных металлов (кроме соединений алюминия, кальция и магния), обусловленным производственным (технологическим) процессом, в дни фактической занятости вместо молока выдаются кисломолочные продукты или продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда.
- Работникам, занятым производством или переработкой антибиотиков, вместо свежего молока выдаются кисломолочные продукты, обогащенные пробиотиками (бифидобактерии, молочнокислые бактерии), или приготовленный на основе цельного молока колибактерин.
- Не допускается замена молока сметаной, сливочным маслом, другими продуктами (кроме предусмотренных таблицей 1), а также выдача молока или равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены.
- Допускается замена равноценных пищевых продуктов на молоко и молока равноценными пищевыми продуктами по письменным заявлениям работников.
- Замена молока на продукты для диетического (лечебного и профилактического) питания при вредных условиях труда допускается только при положительном заключении на их применение Роспотребнадзора.
- Выдача работникам по установленным нормам молока или равноценных пищевых продуктов может быть заменена по письменным заявлениям работников компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или равноценных пищевых продуктов. Размер компенсационной выплаты принимается эквивалентным стоимости молока жирностью не менее 2,5% или равноценных пищевых продуктов в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации.
- Компенсационная выплата должна производиться не реже 1 раза в месяц.
- Конкретный размер компенсационной выплаты и порядок ее индексации устанавливаются работодателем с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и включаются в коллективный договор. При отсутствии у работодателя представительного органа работников указанные положения включаются в заключаемые с работниками трудовые договоры.
- Индексация компенсационной выплаты производится пропорционально росту цен на молоко и другие равноценные пищевые продукты в розничной торговле по месту расположения работодателя на территории административной единицы субъекта Российской Федерации на основе данных компетентного структурного подразделения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Остается без уточнения периодичность индексации, она устанавливается по решению работодателя с учетом мнения профсоюзных органов.
В перечень основных понятий в ст. 209 ТК РФ добавлен термин «опасность». Это потенциальный источник возникновения ущерба для жизни или здоровья работника. Им могут быть производственное или офисное оборудование, технологические операции, применяемые сырье и материалы, которые сотрудник использует во время работ.
Рабочее место в новой трактовке ст. 209 ТК РФ – это не просто локация для выполнения трудовых функций, оно должно отвечать установленным государством требованиям. Их установит Минтруд России.
Введена новая статья – 209.1, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда: предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников. Акцент теперь должен быть сделан на предупреждение опасностей на производстве и минимизацию повреждения здоровья работников, а не их предотвращение по факту.
Это превентивно-профилактическая модель обеспечения безопасности работников на производстве и осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере охраны труда. То есть приоритетное внедрение и развитие системы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников.
В статье 214.1 ТК РФ установлен прямой запрет на работу в опасных условиях.
Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.
Возобновить работы можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности. До снижения с опасного класса условий труда у работодателя есть два варианта действий – предоставить сотрудникам другую работу или сохранить на время простоя должности и среднюю зарплату (ст. 216.1 ТК РФ).
Однако данный запрет не действует, например, в отношении работ по устранению последствий чрезвычайных ситуаций, а также на отдельные виды работ, перечень которых утверждает Правительство РФ.
С 1 марта 2022 года запрещено допускать к работе тех, кто по факту не применяет выданные обязательные средства индивидуальной защиты (СИЗ). Это новый абзац ст. 76 ТК РФ. Это касается работы во вредных и (или) опасных условиях труда, в особых температурных условиях. Причем в случае отстранения по этому основанию сохранять за работником среднюю зарплату работодатель не обязан. Сейчас отстранение от работы за неприменение СИЗ предусмотрено только для тех, кто трудится под землей (ст. 330.4 ТК РФ).
В соответствии с последней редакцией ст. 185 ТК РФ место работы (должность) и средний заработок по месту работы сохраняются за работником только на время прохождения обязательных медосмотров. С 1 марта 2022 года норма распространится еще и на время прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. В случаях отстранения от работы сотрудника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой. То есть выплатить надо не менее 2/3 средней заработной платы (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).
Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).
Новые типовые нормы бесплатной выдачи СИЗ актуальны для всех отраслей производства и зависят непосредственно от наличия на рабочем месте вредных и опасных факторов. Работодатели должны будут опираться на результаты СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также учитывать мнение профсоюза. При этом прежние отраслевые нормы какое-то время будут действовать параллельно с новыми, но только в рамках переходного периода – до 31 декабря 2024 года.
Обратите внимание! У работодателей появится новая обязанность – обучать сотрудников правилам применения СИЗ (ст. 214 ТК РФ). Обучение персонала правилам применения СИЗ – одна из пяти базовых процедур, включенных в курс обучения по охране труда согласно новой редакции ТК РФ. Не прошедшего обучение работника нельзя будет допускать к работе, а за отказ от применения обязательных СИЗ его можно будет отстранить от выполнения должностных обязанностей без сохранения зарплаты. Обеспечивать персонал средствами защиты следует бесплатно и в полном объеме в соответствии с нормами. Если у работодателя нет такой возможности, придется оформить простой с оплатой в размере средней заработной платы (ст. 216.1 ТК Ф).
Структурированы основные процедуры управления работодателем охраной труда с уточнением прав и обязанностей участников отношений. Одна из целей – снижение избыточных затрат работодателей в сфере охраны труда.
Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.
Право работника знать, в каких условиях он работает, с какими профессиональными рисками сталкивается, положены ли ему средства защиты и какие-либо компенсации, а также установлены ли на его рабочем месте видеокамеры и прочие устройства дистанционного контроля, закреплено ст. 216.2 ТК РФ.
В дополнение к имеющемуся списку обязанностей работодателя в сфере охраны труда вводятся такие:
- регулярное улучшение условий труда, постоянная готовность к локализации (минимизации) и ликвидации возможных последствий профессиональных рисков;
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценка;
- разработка мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, оценка уровня профрисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- при приеме на работу инвалида или в случае признания работника инвалидом – создание для него условий, в том числе производственных и санитарно-бытовых, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации;
- согласование мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников при производстве работ на чужой территории;
- кроме навыков обращения с СИЗ, работникам необходимо организовывать: инструктажи по охране труда; обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ; стажировки на рабочем месте для определенных категорий персонала (ст. 219 ТК РФ). Актуальные правила обучения по ОТ и требования к учебным программам закреплены новым порядком. Важное нововведение – системный мониторинг в рамках СОУТ и оценки профрисков, который должен осуществляться работодателем в случае выявления вредного производственного фактора либо любой опасности, угрожающей жизни или здоровью работников предприятия.
Также закон устанавливает массу новых обязанностей для работников: соблюдать требования охраны труда, правильно использовать СИЗ; проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае на производстве или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медосмотры, а также внеочередные медосмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных законами, лично участвовать в обеспечении безопасных условий труда на своем рабочем месте в пределах выполнения своей трудовой функции, следить за исправностью используемых оборудования и инструментов и так далее (ст. 214 ТК РФ).
Расширяется право работника на получение информации об условиях и охране труда на его рабочем месте, о профриске и его уровне, мерах защиты, гарантиях и так далее. Если спецоценка выявила опасные условия, работодатель сразу же должен сообщить об этом работнику.
Минтруд России подготовил проект нового примерного перечня по предотвращению случаев повреждения здоровья работников. Он вступает в силу с 1 марта 2022 года и будет действовать до 1 марта 2028 года. Приложение к этому документу содержит рекомендации Минтруда по его применению. Сам примерный перечень мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников включает 4 блока мер:
- организационные;
- технические;
- по обеспечению СИЗ;
- лечебно-профилактические и санитарно-бытовые.
Новый перечень должен будет заменить действующий перечень мероприятий, который утвержден Приказом Минтруда от 01.03.2012 № 181н.
Многие надзорные ведомства переходят к риск-ориентированному контролю и надзору, смысл которого полноценно раскрывается, когда снижается излишняя нагрузка на «законопослушный» бизнес и, наоборот, начинается более детальный анализ деятельности организаций, которые экономят силы и средства на выполнении требований законодательства. Модернизация и автоматизация систем управления охраны труда прочно входят в повседневную жизнь многих организаций, а огромное количество программных продуктов и сервисов позволяет реализовать различные методы оценки профессиональных рисков и снизить нагрузку на рядовых специалистов.
Основной задачей изменений станет переход к риск-ориентированному направлению в сфере охраны труда. Это направление подразумевает под собой максимально индивидуальный подход, максимальную персонализацию политики в области охраны труда. Работодатель будет обязан учитывать риски на каждом конкретном рабочем месте и создавать безопасные условия для работников с учетом этих особенностей.
Каждый работодатель должен обеспечивать безопасность труда работников, руководствуясь двумя принципами: предупреждение и профилактика опасностей; минимизация урона, угрожающего здоровью персонала (ст. 209.1 ТК РФ). Это значит, что, помимо профилактических мер, направленных на устранение вредных производственных факторов, следует разработать комплекс мер, направленных на локализацию и ликвидацию возможных последствий их воздействия.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест (ст. 214 ТК РФ). Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению будут утверждены Минтрудом РФ (ст. 218 ТК РФ).
Также работодателей обязывают систематически проводить мероприятия по выявлению опасностей. Для этого нужно будет обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в том числе их источники, условия возникновения и потенциальные последствия при управлении профессиональными рисками. Существующие опасности будут обнаруживаться, распознаваться и описываться в рамках четырех типов процедур: контроль за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах; расследование несчастных случаев на производстве; расследование профзаболеваний; расследование производственных микроповреждений (микротравм). Методы оценки рисков следует выбирать с учетом актуальных рекомендаций Минтруда.
Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.
Один из ключевых и эффективных способов предотвращения последствий от правонарушений – внедрение системы внутреннего контроля или режима самоинспектирования (применяется при контроле финансовой деятельности работодателя).
Новая редакция ст. 22 ТК РФ предоставляет работодателю право «проводить самостоятельно оценку соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (самообследование)». Это новая форма самопроверки. Работодатель сможет самостоятельно оценить, насколько хорошо на предприятии соблюдаются нормы трудового законодательства, ориентируясь на утвержденные Рострудом чек-листы.
Если по результатам самообследования компания получит высокую оценку, она может принять и направить в Роструд декларацию соблюдения обязательных требований. Срок действия декларации – от одного до трех лет с момента регистрации. Но если во время внеплановой проверки инспектор ГИТ выяснит, что работодатель нарушает требования охраны труда, документ аннулируют.
Работодатели станут более самостоятельными в решении вопросов охраны труда.
Структуру и численность работников службы охраны труда определяет работодатель с учетом рекомендаций Роструда (ст. 223 ТК Ф). Необходимое количество специалистов по охране труда рассчитывается согласно Постановлению Минтруда России от 22 января 2001 года № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда их функции выполняет сам работодатель либо уполномоченный на это сотрудник. Также работодатель вправе пригласить стороннюю организацию, которая оказывает услуги в области охраны труда и имеет соответствующую аккредитацию.
Изменениями предусмотрена деятельность комитетов по охране труда (ст. 224 ТК РФ). Они создаются по решению работодателя или персонала. Их работа направлена на взаимодействие руководителя и сотрудников по соблюдению требований охраны труда, предупреждение травматизма и профзаболеваний, а также осуществление проверок и информирование штата о результатах.
С 1 сентября 2021 года для всех специалистов по охране труда изменятся квалификационные требования к уровню образования и опыту работы. Новый профстандарт введен Приказом Минтруда России от 22.04.2021 № 274н.
Минтруд уже разработал рекомендации по организации работы службы охраны труда, структуре и численности службы, которые предлагают использовать с 1 марта 2022 года вместо действующих рекомендаций и нормативов численности (Постановление Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14). Даны советы по основным направлениям деятельности этой службы: по проведению спецоценки, выявлению опасностей, управлению профессиональными рисками и т. д. По каждому направлению закрепят нормативы численности сотрудников. Документ проходит публичное обсуждение.
Обновление правил по охране труда и спецоценке в 2021 году
1.1. Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок (далее — Правила) устанавливают государственные нормативные требования охраны труда при эксплуатации электроустановок.
Требования Правил распространяются на работодателей — юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и работников из числа электротехнического, электротехнологического и неэлектротехнического персонала организаций (далее — работники), занятых техническим обслуживанием электроустановок, проводящих в них оперативные переключения, организующих и выполняющих строительные, монтажные, наладочные, ремонтные работы, испытания и измерения, в том числе работы с приборами учета электроэнергии, измерительными приборами и средствами автоматики, а также осуществляющих управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей.
Требования охраны труда, обусловленные особенностью эксплуатации специализированных электроустановок, в том числе контактной сети электрифицированных железных дорог, городского электротранспорта, устанавливаются отраслевыми правилами по охране труда, а также отражаются в нормативных документах по обслуживанию данных электроустановок.
1.2. Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровня профессионального риска вправе:
1) устанавливать дополнительные требования безопасности, не противоречащие Правилам. Требования охраны труда должны содержаться в соответствующих инструкциях по охране труда, доводиться до работника в виде распоряжений, указаний, инструктажа;
2) в целях контроля за безопасным производством работ применять приборы, устройства, оборудование и (или) комплекс (систему) приборов, устройств, оборудования, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ.
1.3. Машины, аппараты, линии и вспомогательное оборудование (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенные для производства, преобразования, трансформации, передачи, распределения электрической энергии и преобразования ее в другой вид энергии (далее — электроустановки) должны находиться в технически исправном состоянии, обеспечивающем безопасные условия труда.
1.4. В организациях должен осуществляться контроль за соблюдением Правил, требований инструкций по охране труда, контроль за проведением инструктажей.
1.5. Допускается возможность ведения документооборота в области охраны труда в электронном виде с использованием электронной подписи или любого другого способа, позволяющего идентифицировать личность работника, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1. Работники обязаны проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках.
2.2. Работники должны проходить обучение по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве до допуска к самостоятельной работе.
Электротехнический персонал кроме обучения оказанию первой помощи пострадавшему на производстве должен быть обучен приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока с учетом специфики обслуживаемых (эксплуатируемых) электроустановок.
2.3. Работники, относящиеся к электротехническому и электротехнологическому персоналу, а также должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки, должны пройти проверку знаний требований Правил и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках в пределах требований, предъявляемых к соответствующей должности или профессии, и иметь соответствующую группу по электробезопасности, требования к которой предусмотрены приложением N 1 к Правилам.
Требования Правил, установленные для работников из числа электротехнического персонала, являются обязательными и для работников из числа электротехнологического персонала.
Приведенные в приложении N 1 к Правилам требования к персоналу в отношении электробезопасности являются минимальными и решением руководителя организации могут быть дополнены.
Группа I по электробезопасности распространяется на неэлектротехнический персонал (не относящийся к электротехническому и электротехнологическому персоналу). Перечень должностей, рабочих мест, требующих отнесения производственного персонала к группе I по электробезопасности, определяет руководитель организации (обособленного подразделения). Персоналу, усвоившему требования по электробезопасности, относящиеся к его производственной деятельности, присваивается группа I по электробезопасности с оформлением в журнале, который должен содержать фамилию, имя, отчество работника, его должность, дату присвоения группы I по электробезопасности, подпись проверяемого и проверяющего. Присвоение группы I по электробезопасности производится путем проведения инструктажа, который должен завершаться проверкой знаний в форме устного опроса и (при необходимости) проверкой приобретенных навыков безопасных способов работы или оказания первой помощи при поражении электрическим током.
Присвоение I группы по электробезопасности проводится работником из числа электротехнического персонала, имеющего группу III по электробезопасности или специалистом по охране труда, имеющим группу IV по электробезопасности или выше, назначенным распоряжением руководителя организации.
Группу III по электробезопасности разрешается присваивать работникам только по достижении 18-летнего возраста.
При поступлении на работу (переводе на другой участок работы, замещении отсутствующего работника) работник при проверке знаний должен подтвердить имеющуюся группу по электробезопасности применительно к новой должности и к оборудованию электроустановок на новом участке.
При переводе работника, занятого обслуживанием электроустановок напряжением ниже 1000 В, на работу по обслуживанию электроустановок напряжением выше 1000 В, работнику нельзя присвоить начальную группу по электробезопасности выше III.
Должностные лица, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, должны иметь группу по электробезопасности не ниже IV.
Специалисты по охране труда, контролирующие электроустановки организаций потребителей электроэнергии, должны иметь группу IV по электробезопасности, их производственный стаж (не обязательно в электроустановках) должен быть не менее 3 лет.
Специалисты по охране труда субъектов электроэнергетики, контролирующие электроустановки, должны иметь группу V по электробезопасности и допускаются к выполнению должностных обязанностей в порядке, установленном для электротехнического персонала.
Рекомендуемый образец удостоверения, выдаваемого должностным лицам, осуществляющим контроль и надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электроустановок, и специалистам по охране труда, предусмотрен приложением N 3 к Правилам.
Пунктом 3 ППР 1479 Постановления
- противопожарный инструктаж
- дополнительное профессиональное образование (ДПО)
31 декабря 2020 г. Постановлением
Из новых ППР убрали термин «пожарно-технический минимум» (ПТМ), НО в силу нормы ч. 2 ст. 76 Федерального закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» под ДПО подразумеваются не только программы профессиональной переподготовки, но и программы повышения квалификации,
На основании пункта 46 действующего приказа МЧС № 645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» необходимо провести внеочередную проверку знаний работников по ПТМ.
В отличие от охраны труда внеочередная проверка знаний по пожарной безопасности (ПТМ) проводится при утверждении НПА,
Правила по охране труда (далее – Правила) работодатель может разработать в 2-х формах:
- стандарт организации;
- иной локальный акт.
Правила действуют в пределах данной организации. Они не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ трудового права.