Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль в Белоруссии в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если налоговая уследит, что расходы физлица больше его официальных доходов, то с суммы этого превышения с 1 января 2022 года нужно будет заплатить 20% подоходного налога. Что понимается под этим превышением?
- Вся зарплата в «конвертах», полученная с 1 января 2022 года.
- Если после новой камеральной проверки сумма доходов оказалась меньше расходов.
- Если игорный бизнес зарегистрировал в СККС (специальная компьютерная кассовая система) доход от выигрыша (возвращенных несыгравших ставок) на физлицо, которое фактическую выплату не получало.
К слову, камеральную проверку соответствия доходов и расходов физлица можно будет проводить без обязательного истребования декларации о доходах и имуществе. Если будут сведения, что вы тратите больше, чем зарабатываете, у вас могут спросить, откуда деньги. Не смогли подтвердить доход — принимайте проверку.
Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней
По данным Минфина, на 1 января этого года в стране работало без малого 270 тысяч «ипэшников», из них 84% не имеют наемных работников. Власти решили дать некоторым из них возможность работать в качестве самозанятых.
«По своей сути такие индивидуальные предприниматели являются самозанятыми. Вместе с тем им требуется вести учет, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, самостоятельно производить исчисление налогов, взносов в ФСЗН, представлять налоговые декларации, принимать наличные денежные средства с использованием кассового оборудования, — объясняет новшества Минфин. — В рамках выработанной концепции предлагается расширить круг самозанятых и значительно упростить администрирование их деятельности, что позволит работающим сейчас в статусе индивидуальных предпринимателей гражданам перейти в категорию самозанятых граждан».
Сбор за осуществление ремесленной деятельности останется, но изменится размер. С 2022 года ставку отвяжут от базовой величины и установят конкретную сумму в рублях, которую будут индексировать в зависимости от инфляции. С 2023 года ремесленники смогут выбирать между уплатой сбора и НПД. Сбор для ремесленников с 1 января составит 62 рубля, для агроэкотуризма — 31 рубль за каждую усадьбу в месяц (сейчас это две базовые в год).
Размер применяемой ставки налога на прибыль зависит от вида деятельности, которую осуществляет организация. Информация о видах деятельности и о соответствующей им ставке налога на прибыль размещена в таблице.
Налоговая база |
Налоговая ставка |
1. Прибыль организаций, если иное не установлено ст. 184 НК и (или) Президентом Республики Беларусь |
18 % |
2. Прибыль научно-технологических парков, центров трансфера технологий и резидентов научно-технологических парков (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента) |
10 % |
3. Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров |
5% |
4. Прибыль банков и страховые организации |
25 % |
5. Прибыль коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности |
30 % |
6. Прибыль по дивидендам, указанным в п. 1 ст. 167 и подп. 3.1 п. 3 ст. 174 НК, а также по доходам учредителей (участников, акционеров) в виде курсовых разниц, возникающих при переоценке дебиторской задолженности по расчетам с иностранными организациями по причитающимся от них дивидендам |
12, 6, 0 % |
7. Прибыль, полученная форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами |
25 % |
8. Прибыль операторов сотовой подвижной электросвязи, а также назначенного в соответствии с законодательством оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории Республики Беларусь |
30 % |
Срок представления декларации по налогу на прибыль от валовой прибыли:
– за I–III кварталы 2021 г. – не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом (20 апреля, 20 июля, 20 октября);
– за IV квартал 2021 г. – не позднее 20 марта 2022 г.
Срок представления декларации по дивидендам за месяц, в котором они начислены, – не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем начисления дивидендов.
Некоторые плательщики представляют декларации в особом порядке. Так, для Государственного объединения «Белорусская железная дорога» срок представления декларации устанавливается Президентом Республики Беларусь. А в срок не позднее 20 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, декларации по налогу на прибыль представляют следующие организации:
– бюджетные организации;
– общественные и религиозные организации (объединения);
– республиканские государственно-общественные объединения;
– иные некоммерческие организации (за исключением потребительских обществ и их союзов, которые являются субъектами торговли);
– Департамент охраны МВД и его подразделения, а также организации, находящиеся в его ведении;
– иностранные организации, открывшие представительство.
При прекращении деятельности организации в результате ликвидации, реорганизации, при ликвидации филиалов, представительств и иных обособленных подразделений, при прекращении иностранной организацией деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство определены в ст. 44, 45 НК.
Для расчета прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов), подлежащей налогообложению, нужно из выручки от их реализации на возмездной основе вычесть сумму налогов и сборов, исчисляемых из выручки, а также отнять соответствующие затраты, которые учитываются при налогообложении. Таковыми являются затраты, соответствующие требованиям ст. 169–172 НК. А затраты, перечисленные в ст. 173 НК, нельзя учитывать при расчете налога на прибыль.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что для целей исчисления налога на прибыль все понесенные затраты разделяются:
– на учитываемые при налогообложении прибыли;
– неучитываемые при налогообложении прибыли.
Затраты, учитываемые при налогообложении, – это экономически обоснованные затраты. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости путем проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и законодательством.
Учитываемые затраты включают в себя:
– затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– нормируемые затраты.
Для того чтобы учесть затраты при расчете налога на прибыль, они должны соответствовать следующим критериям:
– должны быть экономически обоснованными;
– должны иметь стоимостную оценку;
– должны быть отражены в бухгалтерском учете;
– должны быть произведены в процессе производства и реализации продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав;
– затраты, содержащиеся в перечне нормируемых затрат, не должны превышать установленные для них нормы и пределы;
– не должны быть перечислены в ст. 173 НК.
При определении валовой прибыли филиалами принимаются учитываемые при налогообложении затраты по деятельности этих филиалов.
Налогом на прибыль облагаются валовая прибыль, а также дивиденды и приравненные к ним доходы, начисленные белорусскими организациями.
Валовая прибыль – сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Для иностранной организации, осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, валовой прибылью признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав этого представительства и его внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
Валовая прибыль белорусского плательщика рассчитывается с учетом прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, от деятельности за пределами Республики Беларусь, в т.ч. от деятельности, по которой он зарегистрирован как плательщик налогов в иностранном государстве.
Отметим, что плательщики, применяющие особые режимы налогообложения, при определении валовой прибыли не учитывают доходы и расходы, относящиеся к таким режимам.
Плательщиками налога на прибыль признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные и международные организации (в т.ч. не являющиеся юридическими лицами), простые товарищества (участники договора о совместной деятельности кроме участников договора консорциального кредитования). Иными словами, налог на прибыль уплачивают только организации.
Также стоит помнить о том, что организации, местом нахождения которых является Республика Беларусь, относятся к белорусским организациям. В связи с этим они в полном объеме обязаны уплачивать налоги от доходов, полученных от источников в нашей стране и за ее пределами, а также по имуществу, расположенному как на территории Республики Беларусь, так и на территории иных государств.
Филиал, представительство и иное обособленное подразделение юридического лица Республики Беларусь, имеющее отдельный баланс, которым для совершения операций юридическим лицом открыт счет в банке с предоставлением права распоряжаться денежными средствами на счете должностным лицам этих обособленных подразделений, самостоятельно исчисляют налог на прибыль и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц в части своей деятельности, если иное не установление налоговым законодательством или Президентом Республики Беларусь.
Иностранные организации признаются плательщиками налога на прибыль в случае, если они осуществляют свою деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство.
Таким образом, все белорусские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в нашей стране через постоянное представительство, являются плательщиками налога на прибыль. Отметим, что данный налог уплачивают как коммерческие, так и некоммерческие организации, в т.ч. бюджетные учреждения.
При этом некоторые организации освобождены от уплаты налога на прибыль. К ним относятся организации, применяющие особый режим налогообложения:
– производящие сельскохозяйственную продукцию и уплачивающие единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– применяющие УСН (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента);
– осуществляющие деятельность в качестве резидентов ПВТ (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).
Проект НК-2022: что изменится в налоговой системе в ближайший год
Прибыль может рассчитываться несколькими способами, и зависит это от ее вида:
- Прибыль от основного вида деятельности. Это разница между выручкой от реализации товаров/услуг (не считая налоги и сборы из выручки) и затратами по производству и реализации товаров/услуг;
- Прибыль от продажи основных средств предприятия, нематериальных активов. Например, предприятие по производству шестеренок продает один из своих станков. Здесь считается разница между выручкой от реализации активов, не считая налоги и сборы из выручки, остаточной стоимостью реализованного имущества и затратами на его реализацию;
- Внереализационная прибыль – это прибыль, не связанная с основной деятельностью организации.
Чтобы высчитать налог на прибыль, мы изначально должны верно определить саму прибыль. Для этого из суммы общей выручки в денежном эквиваленте нужно отнять затраты, связанные с определенным видом прибыли.
Что включается в затраты:
- Затраты на производство продукции, работ, услуг или имущественных прав – это стоимости всех ресурсов, используемых в производстве и отраженных в бухгалтерском отчете. Сюда входит зарплата сотрудников, оплата расходных материалов, товаров, аренда помещения и проч.
- Затраты на реализацию готовой продукции, работ, услуг, имущественных прав – это расходы на сбыт готовой продукции или услуги. Сюда входят расходы на гарантийное обслуживание, брак, аренда помещения для реализации, логистика и проч.
- Нормируемые затраты – это расходы на командировки, топливо, электричество и т.д.
Платят налог на прибыль все организации, вне зависимости от формы собственности. Налог на прибыль не касается физических лиц.
Налог на прибыль исчисляется из валовой прибыли, дивидендов и доходов, приравненных к ним.
Валовая прибыль различается в зависимости от типа организации:
- Для белорусских организаций (за исключением банков) – сумма прибыли от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.
- Валовая прибыль для банков – сумма прибыли от деятельности банков, осуществляемой в соответствии с законодательством, согласно законодательству.
- Валовая прибыль для иностранных организаций, действующих в РБ через постоянное представительство – доходы, полученные от представительства, минус расходы.
Налог на прибыль в 2021 году может составлять от 0% до 25%. Основная ставка налога на прибыль на данный момент составляет 18% – именно столько платит большинство организаций. Но есть ряд исключений. Например:
- 12% от прибыли платят предприятия по производству высокотехнологичных товаров, работ и услуг, включенных в список, утвержденный Президентом. Стоит обратить внимание, что сэкономленная на льготе сумма должна быть расходована на техническое переоснащение.
- 10% от прибыли в бюджет должны отдать производства лазерно-оптической техники, но только при условии, что доля такой продукции составляет не менее половины стоимости объема производства.
- 5% от прибыли платят члены БГУНТА от реализации информационных технологий и услуг по их разработке.
- 25% от прибыли уплачивают страховые компании, МФО и банки.
Основание: статья 1 пункт 157 Законопроекта
157. Статью 329 изложить в следующей редакции:
«1. Ставки налога при упрощенной системе устанавливаются в следующих размерах:
- шесть (6) процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, если иное не установлено подпунктом 1.2 настоящего пункта;
- шестнадцать (16) процентов:
для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении внереализационных доходов, указанных соответственно в подпункте 3.7 пункта 3 статьи 174 и подпункте 9.10 пункта 9 статьи 205 настоящего Кодекса;
для индивидуальных предпринимателей в отношении валовой выручки, полученной ими от коммерческих (за исключением акционерных обществ) и (или) некоммерческих организаций, руководителями, участниками, собственниками имущества которых являются эти индивидуальные предприниматели и (или) лица, состоящие с этими индивидуальными предпринимателями в отношениях близкого родства или свойства в соответствии со статьей 195 настоящего Кодекса.
Отчетность по УСН будет квартальная (статья 1 пункт 158 Законопроекта), т.к. плательщики УСН не будут являться плательщиками НДС по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (плательщиками ввозного НДС и НДС при приобретении объектов у иностранных организаций как обычно, являются все). Основание: статья 1 пункт 154 Законопроекта.
154. В статье 326:
подпункт 1.1.2 пункта 1 изложить в следующей редакции:
«1.1.2. налог на добавленную стоимость по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;»;
пункты 3 и 4 исключить;
из пункта 6 слова «пунктов 3 и 4 настоящей статьи,» исключить.
примечание: подпункт 1.1.2 добавляет НДС по оборотам в перечень налогов, которые заменяет УСН. Т.е. формулировкой, что УСН заменяет уплату НДС по реализации исключается сам по себе НДС по реализации, как налог, применяемый одновременно с УСН (ввозной и по приобретению объектов у иностранных лиц платим!)
Индивидуальный предприниматель, применяющий общий порядок налогообложения становится плательщиком НДС при превышении выручки 460 000 (было 465 255) белорусских рублей. Основание: статья 1 пункт 49 Законопроекта
49. В пункте 1 статьи 113:
в подпункте 1.1:
в части первой цифры «465 255» заменить цифрами «460 000»
С 1 января 2023 года вводится новый налог на профессиональный доход (гл. 40 проекта НК-2022).
Другие изменения опубликуем позже. Законопроект сложный для анализа изменений — из-за наличия разных дат вступления в силу пунктов (абзацев). Определенные пункты (абзацы) вступают в силу после официального опубликования, другие с 01.01.2022, с 01.07.2022, с 01.01.2023 года
ГЛАВА 16. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
- Указ 447 от 22.11.2021 — новые льготы по электромобилям 23.11.2021
- Валютный заем возвращен на карту BYN. Что с подоходным? 23.11.2021
- План выборочных проверок на 1-е полугодие 2022 года сформирован 23.11.2021
- Прогноз цен на бухгалтерские услуги 23.11.2021
- Опубликован новый проект изменений в Налоговый кодекс 20.11.2021
- Имущественный вычет сотруднику за прошлые годы 09.11.2021
- Плата за сбор отходов товаров и упаковки. Когда включаем в затраты? 17.10.2021
- О маркировке обуви с 01.11.2021 16.10.2021
- Должен ли ИП извещать ФСЗН о заключении гражданско-правовых договоров с физлицами? 14.10.2021
- Минфин разместил на сайте разъяснения по изменениям в Налоговый кодекс 12.10.2021
Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.
Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:
- Производство высокотехнологических товаров – 12%.
- Дивиденды – 12%.
- Производство лазерной и оптической техники – 10%.
Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.
Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.
Объекты, подлежащие налогообложению:
- Квартиры.
- Комнаты в собственности.
- Гаражи.
- Места для парковки машин.
Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.
Земельный налог оплачивается владельцами земельных участков в Белорусской Республике.
Таблица: налоговые ставки земельного налога
Кадастровая стоимость участка | Налог (выражено в белорусских рублях) |
Меньше 20720 белорусских рублей за гектар | 20.72 |
Больше 20720 белорусских рублей за гектар | 0.1 процент от кадастровой стоимости |
Курортный сбор относится к местным налогам и сборам в Белорусской Республике. Курортный сбор оплачивается физическими лицами, которые пребывают на отдыхе в таких учреждениях, как:
- Профилакторий.
- Санаторий.
- Оздоровительный центр.
- Оздоровительный лагерь.
- Пансионат.
- База отдыха.
Другие налоговые взносы
Изменения в Налоговый кодекс РБ 2022. Проект официально опубликован
Налог на грибы – это один из последних принятых налогов в Белорусской Республике. Постановление было утверждено 31.12.2016. Оно подразумевает, что с этой даты, все люди, которые собирают грибочки, ягоды и травы обязаны платить налоговый взнос. Размер налога напрямую привязан к базовой величине и зависит от вида собираемой продукции.
Так, к примеру, грибникам за килограмм собранных белых грибов, подосиновиков или лисичек придётся оплатить налог в размере 0.01 базовой величины. Такой же налог предполагает сбор брусники, голубики, малины и черники. Налог в размере 0,03 базовой величины платится за килограмм собранных одуванчиков, рябины, черёмухи или боярышника.
Но в законе есть поправка, которая регламентирует, что физлицам разрешено собирать вышеуказанную продукцию, а также древесину или ветки от деревьев бесплатно. Налог выплачивается только юридическими лицами, которые продукцию используются для получения прибыли.
Согласно действующему налоговому законодательству каждый гражданин Белорусской Республики, который выиграл выигрыш в лотерею или азартные игры обязан уплатить налоговый сбор. Ставка для победителя равна 4%.
Налоговая ставка применяется при выигрыше:
- в казино;
- в покер;
- на игровых автоматах;
- на тотализаторе;
- в лотерейный розыгрыш;
- в букмекерских конторах.
Налог на долги – это подоходный налог с суммы займа. Налог на долги в Беларуси был введён 1.01.2015. Суть данного налога заключается в том, что человек, который имеет займы или кредит в иностранной организации или у частного лица, который не имеет постоянного представительства в Белорусской Республике, обязан выплатить некую сумму государству за пользование деньгами. Налогом облагается невозвращённый долг. Ставка подоходного налога равна 13% от долга.
Но стоит помнить, что средства, которые были взяты взаймы или кредит в белорусских банках или финансовых организациях налогом не облагаются.
Налог также не придётся платить, если деньги были взяты в займы у родственников.
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу зачета налога на доходы, удержанного в Республике Беларусь, в счет уплаты налога на прибыль, уплачиваемого в Российской Федерации, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) доходы, полученные российской организацией от источников за пределами Российской Федерации, учитываются при определении ее налоговой базы. Указанные доходы учитываются в полном объеме с учетом расходов, произведенных как в России, так и за ее пределами.
Пунктом 3 статьи 311 Кодекса определено, что суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в России.
С учетом норм статьи 7 Кодекса следует руководствоваться нормами Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 (далее — Соглашение).
В соответствии со статьей 20 Соглашения, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве получает доход или владеет имуществом в другом Договаривающемся Государстве, которые в соответствии с положениями настоящего Соглашения могут облагаться налогом в другом Государстве, сумма налога на этот доход или имущество, подлежащая уплате в этом другом Государстве, может быть вычтена из суммы налога, взимаемого с такого лица в связи с таким доходом или имуществом в первом упомянутом Государстве. Такой вычет, однако, не будет превышать сумму налога первого Государства на такой доход или имущество, рассчитанного в соответствии с его налоговым законодательством и правилами.
Исходя из вышеизложенного зачету в Российской Федерации подлежит налог, уплаченный в Белоруссии в соответствии с Соглашением. При этом такой зачет может быть произведен в случае, если доходы, полученные российской организацией за пределами Российской Федерации, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России.
Одновременно сообщаем, что согласно пункту 3 статьи 311 Кодекса зачет производится при условии представления налогоплательщиком документа, подтверждающего уплату (удержание) налога за пределами Российской Федерации: для налогов, уплаченных самой организацией, — заверенного налоговым органом соответствующего иностранного государства, а для налогов, удержанных в соответствии с законодательством иностранных государств или международным договором налоговыми агентами, — подтверждения налогового агента.
Из указанного следует, что зачитываемая при уплате налога в Российской Федерации сумма иностранного налога ограничена размерами налога, исчисленного по правилам главы 25 Кодекса с соответствующей суммы, полученной за пределами Российской Федерации дохода.
При этом обращаем внимание, что российские организации вправе произвести зачет иностранного налога за налоговый период, в котором были учтены доходы в целях налогообложения прибыли в Российской Федерации, при условии наличия подтверждающих документов уплаты (удержания) налога на территории иностранного государства.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | А.А. Смирнов |
Зачету в России подлежит налог, уплаченный в Белоруссии в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения. При этом зачет возможен, если доходы, полученные российской организацией за пределами России, были включены в налоговую базу при уплате налога на прибыль в России.
Зачитываемая в России сумма иностранного налога ограничена размерами налога, исчисленного по правилам налогообложения прибыли с соответствующей суммы, полученной за пределами России.
Необходимо подтвердить уплату (удержание) налога на территории иностранного государства.
Белоруссия входит в Таможенный союз (ТС) и подчиняется правилам, действующим на территории стран — участниц ТС. При экспорте товаров российскими поставщиками на территорию этой республики нужно выполнять нормы соответствующих НПА:
- П. 1 ст. 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписанного 29.05.2014) — этим пунктом определено, что при взаимной торговле между странами — участницами ТС взимание косвенных налогов происходит по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от акцизов при экспорте товаров.
- Приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) — в нем описан порядок взимания косвенных налогов при экспорте товаров и механизм контроля за их уплатой.
Даже если экспортер добросовестно подойдет к процедуре сбора документов, нет полной уверенности в том, что он уложится в срок, отведенный НК РФ для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС. Это связано с тем, что в комплект подтверждающих документов входит заявление о ввозе товаров, которое поставщику должен передать покупатель. А на действия покупателя (тем более находящегося за рубежом) повлиять сложно. При этом отсутствие заявления о ввозе товаров лишает продавца налоговой преференции в виде нулевой ставки НДС (если налог покупатель не уплатил).
Основная сложность получения такого документа заключается в том, что белорусский покупатель должен уплатить налог, у своих налоговиков проставить на заявлении отметку об уплате и с такой отметкой передать заявление поставщику.
Случается, что заявление экспортному продавцу получить не удалось, потому что покупатель:
- по какой-то причине не отправил заявление, хотя налог заплатил;
- налог не заплатил и ничего продавцу не отправлял;
- заявление выслал, но без отметки об уплате налога.
Здесь возможны два варианта развития событий:
- Если белорусский покупатель налог уплатил, ситуация небезнадежна — факт уплаты налога российские налоговики могут проверить по своей базе (в рамках электронного обмена информацией), а сам поставщик — в специальном электронном сервисе на сайте ФНС.
- Если налог все-таки не уплачен, нулевую ставку российскому экспортному продавцу подтвердить не получится.
Что предпринять поставщику, чтобы обезопасить себя от возможных материальных потерь из-за недобросовестных покупателей, расскажем в следующем разделе.
Чтобы хоть как-то себя обезопасить от нерадивых покупателей из ЕАЭС, предусмотрите в договорах с ними специальные условия. Например:
- Обязанность покупателя по уплате штрафа (компенсирующего потери продавца от уплаты НДС и пеней по нему), если заявление о ввозе от него не поступит в течение оговоренного срока (например, не позднее 160 дней с момента отгрузки).
- Указание на судебный орган (российский или белорусский), в котором будет рассматриваться спор, если покупатель откажется от уплаты штрафных санкций. Не секрет, что свои интересы лучше защищать на своей территории с участием грамотных юристов.
Мнения разделились. Некоторые эксперты трактуют вступление в силу всех пунктов статьи 160 Закона с 2023 года, а значит, в 2022 году для ИП не будет изменений. Вторая трактовка: с 2023 года плательщиками УСН (налога при упрощенной системе налогообложения) смогут быть только организации. И тогда для некоторых 2022 год еще будет переходным: это «ипэшниики», которые работают в сфере торговли оптом и в розницу. Но официальных разъяснений и финальной версии закона нет, остается гадать.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Профессиональный доход — доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают физических лиц по трудовым договорам и (или) по гражданско-правовым договорам, а также доход от использования имущества. То есть вы не вправе нанимать сотрудников или быть нанятым.
ИП применять этот налог не могут, только физлица. Для них новый налог заменит подоходный налог, а для ремесленников — сбор за осуществление ремесленной деятельности. До начала деятельности им нужно будет установить приложение «Налог на профессиональный доход» и направить в налоговую уведомление о применении налога на профессиональный доход.
Как рассчитывается налог? Если выручка за год не превысила 60 000 рублей — платите 10% от доходов (включая предварительную оплату, аванс и задаток), а если превысила эту сумму — то 20% от суммы превышения.
Если вы продаете товар (овощи, мед и прочее) на ярмарке, то платить будете налог на профессиональный доход. Но если есть справка о том, что вырастили все на собственном участке, налог за это платить не придется.
Согласно проекту, доходы будут учитываться исходя из фактических сведений и обстоятельств их получения при возможности их установления, в том числе с учетом документов (информации, материалов), предоставленных самим физлицом, госорганами, организациями, индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами.
А вот доходы, полученные ИП после получения требования о представлении пояснений или понесенные ранее, но не указанные своевременно в налоговых декларациях, не учитываются.
Также к основаниям, по которым представленные источники не будут приняты налоговым органом, предложено отнести также сделки, основной целью совершения которых является неуплата (неполная уплата) суммы налога (сбора).
Кроме того хотят увеличить размер превышения расходов над доходами, при котором у физлиц потребуют дополнительные пояснения об источниках доходов. А именно в два раза, до 500 базовых (сейчас 14500 рублей).
По документу, основанием для увеличения является необходимость корректировки механизма работы налоговых. Они для отражения количества проведенных контрольных мероприятий в первую очередь берутся за более простые кейсы, где у людей установлены минимальные суммы превышения расходов над доходами. Как отмечает «Ежедневник», как правило, проверка данной категории граждан показывает соответствие расходов полученным доходам, так как изначально налоговики не обладают сведениями о фактически начисленных доходах по трудовым и гражданско-правовым договорам, о полученных дивидендах, кредитах, займах и др.
Кроме того, согласно новому НК, увеличение размера превышения позволит сконцентрировать работу на наиболее крупных и сложных проверках, наработать опыт проверки «неудобных» и сложных плательщиков, что в целом послужит стимулом для профессионального роста сотрудников налоговых инспекций.
Кроме того, чтобы лучше контролировать людей, у которых превышение расходов над доходами менее 500 базовых, предлагают наделить руководителей столичной и областных инспекций МНС правом назначения соответствующей проверки.
«По данным Минфина, в настоящее время проблема работы с такими расходами «приняла значительные размеры». Отсутствие возможности сбора доказательной базы о фактически понесенных на строительство коттеджей и жилых домов расходов привело к тому, что граждане заявляют в качестве сумм расходов только 10-20% от рыночной стоимости такой недвижимости. Отсутствие возможности со стороны налоговых органов настоять на большем размере понесенных расходов приводит к распространению такой практики по всей стране.
Поэтому Минфин и МНС предложили многовариантный механизм определения размера понесенных гражданами расходов на строительство недвижимости, который предусматривает, в том числе, заключение от оценщика», — пояснил «Ежедневник».
Новое в налогообложении 2021: что изменилось и как мы будем платить
27 октября первый заместитель министра финансов Дмитрий Кийко заявил, что в течении 2022 года индивидуальные предприниматели в Беларуси должны будут принять для себя важное решение. Есть три варианта развития.
Всем ИП в Беларуси течение 2022 года придется принять важное решение. В Минфине рассказали, почему
Проектом Налогового кодекса предусмотрен ряд мер, направленных на стимулирование деловой активности. Прежде всего это касается расширения возможностей по применению инвестиционного налогового вычета, а также увеличения его размеров. Предусмотрены меры по упрощению налогового администрирования, прежде всего они связаны с цифровизацией административных процедур. Отдельный блок касается системных изменений по налогообложению предпринимательской деятельности.
С 2022 года предусмотрены сокращение перечня видов деятельности, облагаемых единым налогом, и запрет на применение УСН при оказании услуг (за исключением индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в сфере туристической деятельности, здравоохранения, сухопутного транспорта, общественного питания, деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и (или) мотоциклов).
Предлагается исключить применение единого налога при:
♦ реализации дополнительных жилищно-коммунальных услуг;
♦ осуществлении дистанционной торговли товарами;
♦ осуществлении деятельности прочего пассажирского сухопутного транспорта, деятельности пассажирского речного транспорта;
♦ осуществлении общественного питания.
С 2023 года для индивидуальных предпринимателей будет установлен единый режим налогообложения с уплатой подоходного налога от разницы между доходами и расходами с возможностью осуществления отдельных видов деятельности и найма до трех работников.
Для микроорганизаций в рамках применения упрощенной системы налогообложения с 2022 года отменяется уплата НДС, корректируются критерии применения данного режима (валовая выручка в сумме 2,15 млн рублей в год, численность работников не более 50 человек), единая ставка налога устанавливается в размере 6 процентов.
Налог на прибыль – это налог, взимаемый с физических и юридических лиц государством за доход от реализуемой продукции. Вычитка определяется объемом прибыли, видом деятельности организации и ставкой.
Чтобы правильно рассчитать налог на прибыль, нужно определить сумму чистого дохода. Для этого нужно от общего дохода отнять стоимость затраченных на производство ресурсов. Они включают в себя:
- затраты на производственный процесс, включая расходы на сырье, материалы и прочие ресурсы и нематериальное обеспечение;
- затраты на реализацию продукции, включая предоставление гарантии и послепродажное обслуживание.
Говоря простым языком, прибыль – это разница между заработком от продукции и затраченной на производство суммой. Это конечный результат деятельности организации, то, ради чего бизнес затевался.
Согласно Налоговому кодексу РБ, налогообложению подлежит валовая прибыль, доходы от акционерных обществ и прочих источников (например, полученные по соглашениям долговых обязательств).
В валовую прибыль входят финансы, полученные от:
- реализации товаров (вычисляется как разница между выручкой и затратами на производство).
- реализации основных средств (разница между выручкой от реализации основных средств и нематериальных активов и остаточной стоимостью основных средств и нематериальных активов с учетом налогов).
- доходов в рамках производственной деятельности, но не от реализации товаров.
Налогооблагаемыми считаются все организации, занимающиеся производством товаров и услуг. Форма собственности при этом роли не играет. Также компания должна соответствовать следующим признакам:
- деятельность ведется самостоятельно;
- есть официальная регистрация в качестве юридического лица;
- в организации ведется бухгалтерский учет;
- компания имеет банковский счет, куда поступают средства;
- организация самостоятельно распределяет имеющиеся финансы.
Есть некоторые условия, которые могут помочь организациям частично снизить процентную ставку или вовсе сократить ее до нуля. Об этом говорится в статье 140 Налогового кодекса.
Налог на прибыль не взимается или взимается не в полном размере в следующих случаях:
- если более 10% валовой прибыли было пожертвовано бюджетным организациям. К ним относятся школы, больницы, центры культурного просвещения, общественные объединения и благотворительные фонды, в частности, «Прикосновение к жизни»;
- если доход получен от реализации медицинских изделий для протезирования, ортопедии и обслуживания людей с инвалидностью;
- если организация предоставляет лечебно-профилактические услуги;
- если организация – часть уголовно-исполнительной системы;
- если как минимум 50% штата на производстве – люди с инвалидностью (не касается торговой, торгово-закупочной и посреднической деятельности);
- если доход получен от разведения животных, выращивания растений (кроме цветов и экзотических видов), пчеловодства или рыбной ловли;
- если доход получен от реализации питания для детей;
- если организация является страховой компанией, и прибыль получена через инвестиции финансов, полученных по договорам страхования жизни;
- если прибыль была получена от туристических услуг (актуально в течение трех лет с начала функционирования организации);
- если компания работает и реализует свою продукцию в придорожной полосе (актуально в течение пяти лет с момента начала работы объектов);
- если прибыль получена от продажи легковых автомобилей и комплектации к ним (актуально в течение трех лет после заключения соглашения о производстве с Министерством промышленности);
- если прибыль получена от культурно-просветительской деятельности;
- если организация предоставляет платные образовательные услуги;
- если прибыль получена от предоставления съемной жилплощади в административных и общественных зданиях МЧС;
- если прибыль получена от инвестиционных фондов-резидентов РБ.
До 2021 года льгота также распространялась на инновационные и высокотехнологичные производства. К ним относятся, например, предприятия по авиастроению, ремонту, производству и монтажу машин, инженерные и технологические консультации, дизайнерские и конструкторские организации. Но в новой редакции кодекса произошло изменение, и льгота отменена.
Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?
В Налоговом кодексе прописан порядок начисления налогов на прибыль, ставки составляют от 5 до 30%.
Если организация зарегистрирована в Республике Беларусь, налог на прибыль в 2021 составляет 18% от любых доходов, кроме тех, для которых предусмотрены льготы в статье 184 Налогового кодекса.
Актуальны следующие налоги на прибыль (ставки):
- 5-10% — для собственного производства, включенного в перечень высокотехнологичных товаров;
- 10% — для научно-технических парков и их резидентов;
- 30% — для операторов сотовой электросвязи и для коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в официальный государственный реестр.
Также в 2021 году, в отличие от 2020, в налогообложении не учитывается оплата труда сотрудников, вознаграждения по итогам работы, премии и надбавки.
По окончанию налогового периода плательщик должен подать налоговый расчет, даже если объекта налогообложения, то есть дохода, не было.
Рассчитать налог на прибыль в 2021 году можно двумя методами:
1. Метод расчета по результатам деятельности, когда налоговый период окончен.
В этом способе определения налога на прибыль ставочный процент – ключевой показатель. Плательщик должен отнять его от дохода, заполнить налоговую декларацию и подать ее до 22 января следующего года. Срок уплаты налога на прибыль – до 22 марта.
2. Метод расчета на основании суммы предполагаемой прибыли в текущем налоговом периоде.
В этом случае плательщик должен внести не менее 80% от итоговой суммы по итогам текущего налогового периода. Налоговая декларация подаётся и оплата производится в те же сроки, что и в предыдущем способе.
Ярослав Романчук, руководитель научно-исследовательского центра Мизеса:
— Белорусские власти прогнозируют ухудшение доходной части бюджета на 2022 год. Поэтому хотят легализовать новую, очень широкую налоговую базу в виде жилья, с помощью которой можно будет залезть в карманы людей и еще больше усугубить положение домашних хозяйств.
В Беларуси более 4 млн домашних хозяйств, и если каждого с его квадратными метрами налогообложить, набежит приличная сумма. И если ставка в 0,2% является пока небольшой, то потом, когда ее можно будет подкрутить до 1%, появится возможность манипулировать рыночной стоимостью жилья. Зачем? Для того, чтобы, в первую очередь, обеспечить определенный уровень дохода местных органов власти.
И тут даже простейший девиз «мой дом – моя крепость» подвергается сомнению белорусскими властями. Ведь налогооблагать квартиры можно уже либо от отчаяния, либо для того, чтобы на каждую квартиру и домашнее хозяйство наложить так называемую удавку и по мере необходимости за нее дергать.
Вид дохода, за который нужно платить налоги, может быть разницей между доходом от деятельности компании и суммой установленных издержек, выплат или доходом от предприятия, учреждения, где человек работает.
Налог нужно платить за несколько видов доходов:
- зарплата от основной работы, выручка из реализации, помимо вычитываемых налоговых сборов;
- средства, которые компания получила из продажи своей продукции;
- доходы, полученные от подработки, продажи или предоставления своих услуг, связанные с творческой деятельностью, умениями.
Налог на доходы в РБ выплачивается:
- компаниями, пользующиеся общей системой налогообложения;
- юридическими предприятиями, форма собственности здесь не имеет никакого значения;
- компаниями, занимающиеся деятельность, связанную с хозяйственным производством;
- компаниями, которые юридически ни от кого не зависят.
Организации, которые выплачивают налоги, должны иметь собственный счет в банке, иметь право распоряжаться прибылью на свое усмотрение.
ФНС изменит форму декларации по налогу на прибыль с 2022 года
Использовать льготы по подоходному налогу можно только в том случае, если работником предъявлены все документы, доказывающие право гражданина Беларуси претендовать на эти вычеты. Перечень таких документов закреплен в статье 209 Налогового кодекса. Кроме того, такого рода льготы могут применяются по месту основной работы. Если вычеты оказываются больше дохода, то ставка налогообложения считается равной нулю, а сумма, на которую вычет больше заработка, не переносится на следующий месяц.
Размер налоговых вычетов ежегодно устанавливается в особенной части Налогового кодекса (ст. 209). С 1 янвaря 2022 гoдa вступит в дeйствиe oбнoвлeнный Нaлoгoвый кoдeкс Рeспублики Бeлaрусь.
Рaссмoтрим кaкиe планируются произойти измeнeния с размерами налоговых вычетов по подоходному налогу в 2022 г., a также сравним с показателями 2021 года. (см. таблицу ниже).
Кому положен вычет |
Размер вычета (за месяц) |
|
2021 |
2022 |
|
Плательщикам, получившим доход за месяц в сумме, не превышающей установленный предел |
126 р. |
135 р. |
при условии, что размер дохода, подлежащего налогообложению, не превышает |
||
761 р. |
817 р. |
|
Индивидуальным предпринимателям (нотариусам, адвокатам), не имеющим в течение отчетного (налогового) периода (его части) места основной работы (службы, учебы) и получившим доход, не превышающий установленный предел |
126 р. |
135 р. |
при условии, что размер доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму профессиональных налоговых вычетов, не превышает в соответствующем календарном квартале |
||
2 283 р. |
2 452 р. |
|
На ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
37 р. |
40 р. |
Вдове (вдовцу), одинокому родителю, приемному родителю, опекуну или попечителю — на каждого ребенка в возрасте до 18 лет и (или) каждого иждивенца |
70 р. |
75 р. |
Родителям, имеющим двух и более детей в возрасте до 18 лет или детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, — на каждого ребенка |
||
Категориям плательщиков, указанным в подпункте 1.3 пункта 1 статьи 209 Налогового кодекса РБ |
177 р. |
190 р. |
В случае если плательщик несвоевременно представил налоговому агенту документы, подтверждающие его право на стандартные налоговые вычеты, то налоговый агент должен произвести перерасчет подоходного налога. Излишне удержанные суммы подоходного налога засчитываются налоговым агентом в уплату предстоящих платежей подоходного налога либо возвращаются по заявлению плательщика.
Плательщиками нового налога становятся все те, у кого в собственности есть недвижимость: в эту категорию добавляются теперь и владельцы жилья в многоквартирных и блокированных домах.
Плательщиками налогов на недвижимость с 1 января 2022 года являются владельцы квартир, комнат, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест и другого строения.
Освобождаются от уплаты «налога на квартиру» следующие категории граждан:
- пенсионеры
- признанные недееспособными
- проходящие альтернативную службу
- инвалиды I и II группы
- несовершеннолетние
- члены многодетных семей
- военнослужащие срочной военной службы
- участники Великой Отечественной войны и другие лица, имеющие льготы по закону «О ветеранах»
Минфин рассчитал стоимость одного «квадрата» для разных регионов. Сумма будет начисляться исходя из общей площади жилья, налоговая ставка – 0,1%. Сам налог будет у каждого разным – в зависимости от города и площади квартиры. Начисляется он ежегодно.
Так, годовой налог на стандартную 60-метровую квартиру в райцентрах составит 27 рублей, а в Минске – 48,6 рубля. По словам Минфина, это сопоставимо с налоговой нагрузкой на владельцев жилых домов – собственники квартир будут платить примерно столько же.