Уведомление о контролируемых сделках за 2022 год форма

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уведомление о контролируемых сделках за 2022 год форма». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

В разделе 1А указываются сведения по каждой заключенной налогоплательщиком контролируемой сделке в отчетный период (или же совокупности однотипных сделок), а также информация о финансовых условиях соответствующих сделок. Заполнять нужно столько листов раздела 1А, сколько было заключено сделок (или совокупностей однотипных правоотношений).

Для большей части информации применяются элементы кодирования. Коды для заполнения разделов уведомления следует искать в приложении №1 к порядку заполнения уведомления, утв. приказом ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@.

В разделе 1Б фиксируются сведения о предмете каждой из контролируемых сделок, отраженных в разделе 1А. То есть — информация о тех товарах, услугах или работах, которые были поставлены или получены налогоплательщиком. Здесь указываются, в частности:

  • наименования товаров, работ и сервисов;
  • даты и номера контрактов на их поставку;
  • места подписания договоров (отправки товара);
  • количество поставленных товаров, работ и сервисов и их контрактная цена без НДС и иных начислений;
  • общая сумма контракта;
  • дата исполнения обязательств по сделке (определяемая исходя из принятого в бухучете фирмы механизма признания доходов).

Общее количество заполненных листов раздела 1Б должно быть равным количеству сделок, отраженных в разделе 1А (или групп однотипных сделок).

Когда беспроцентный заем считается контролируемой сделкой, узнайте из статьи.

Уведомление о контролируемых сделках — образец заполнения

Если налогоплательщик заключил сделку с контрагентом в статусе юрлица, то для этой сделки он должен заполнить раздел 2 уведомления. Если контракт подписан с контрагентом в статусе физлица, заполняться должен раздел 3 уведомления. Структура разделов 2 и 3 практически идентична.

В графе 015 раздела 2 или 3 должна быть зафиксирована та же цифра, что указана в графе 050 раздела 1Б. Это порядковый номер контрагента. Налогоплательщик определяет его самостоятельно, например, исходя из очередности заключения договоров.

Аналогично в графе 010 раздела 2 или 3 фиксируется та же цифра, которая указана в графе 010 раздела 1А. Она соответствует порядковому номеру сделки и также определяется налогоплательщиком самостоятельно.

В общем случае количество листов раздела 2 или 3 соответствует количеству листов разделов 1А и 1Б. На практике количество контролируемых сделок и контрагентов у фирмы может быть очень большим, поэтому указание в документе каждой отдельной сделки может быть процессом исключительно трудоемким.

Но у налогоплательщиков есть возможность отражать в уведомлении однотипные сделки — и это существенное подспорье для них с точки зрения экономии времени. Однако на то, чтобы объединить сделки в одну группу, у фирмы должны быть веские основания.

Изучим основные критерии отнесения сделок, фиксируемых в уведомлении, к однотипным.

В идеале в ФНС требуется предоставлять уведомления о контролируемых сделках, отражающие все хозяйственные операции максимально подробно (письмо ФНС РФ от 30.08.2012 № ОА-4-13/14433). Но на практике данное пожелание налоговиков, очевидно, труднореализуемо: количество уникальных хозяйственных операций, приходящихся на одно юрлицо, особенно если это крупный бизнес, может исчисляться десятками тысяч.

Поэтому фирмам имеет смысл пользоваться возможностью объединять однотипные сделки в группы, исходя из их схожести по типу товаров, а также сопоставимости по финансовым условиям (п. 5 ст. 105.7 НК РФ). Но критерии отнесения сделок к однотипным, приведенные в НК РФ, довольно поверхностны, и их интерпретация в версии налогоплательщика может не совпасть с подходом ФНС (формирующимся на уровне служебных инструкций и понимания сущности сделок конкретным инспектором).

Какие же критерии следует рассматривать как объективные?

Минфин РФ в письме от 16.08.2013 № 03-01-18/33520 рекомендует объединять сделки, если они схожи по показателям рентабельности, определяемым в соответствии с нормами ст. 105.8 НК РФ. К примеру, продажа овощей и фруктов имеет примерно одинаковую рентабельность вне зависимости от конкретной разновидности реализуемой продукции.

Ведомство разрешает не указывать в уведомлении о группе сделок:

  • цены за единицу товара или услуги,
  • количество поставленных товаров и услуг,
  • место заключения сделки или отправки товара.

Но в форме, как отмечает Минфин, должны фиксироваться наименования групп однотипных сделок, величина полученного за счет них дохода, а также метод ценообразования.

Отметим, что структура формы уведомления не позволяет группировать сделки по поставкам однотипных или вовсе одинаковых товаров, закрепленные разными договорами с одним и тем же поставщиком. Дело в том, что в графах 060 и 065 раздела 1Б в любом случае указывается дата и номер конкретного договора.

Таким образом, с учетом позиции Минфина однотипные сделки можно группировать, если они:

  • отражают поставки товаров с одинаковой рентабельностью;
  • поставлены по одному договору.

1. Настоящий формат описывает требования к XML файлам (далее — файл обмена) передачи в электронной форме сведений с данными уведомления о контролируемых сделках в налоговые органы.

2. Номер версии настоящего формата 5.04, часть DXXXI. (в ред. Приказа ФНС РФ от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@)

3. Имя файла обмена должно иметь следующий вид:

R_T_A_K_OGGGGMMDD_N, где:

R_T — префикс, принимающий значение UT_UVKNRSD

A_K — идентификатор получателя информации, где: A — идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K — идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена . Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид для налоговых органов — четырехразрядный код (код налогового органа);

Передача файла от отправителя к конечному получателю (K) может осуществляться в несколько этапов через другие налоговые органы, осуществляющие передачу файла на промежуточных этапах, которые обозначаются идентификатором A. В случае передачи файла от отправителя к конечному получателю при отсутствии налоговых органов, осуществляющих передачу на промежуточных этапах, значения идентификаторов A и K совпадают.

O — идентификатор отправителя информации, имеет вид:

для организаций — девятнадцатиразрядный код (идентификационный номер налогоплательщика (далее — ИНН) и код причины постановки на учет (далее — КПП) организации (обособленного подразделения);

для физических лиц — двенадцатиразрядный код (ИНН физического лица, при наличии. При отсутствии ИНН — последовательность из двенадцати нулей).

GGGG — год формирования передаваемого файла, MM — месяц, DD — день;

N — идентификационный номер файла. (Длина — от 1 до 36 знаков. Идентификационный номер файла должен обеспечивать уникальность файла).

Расширение имени файла — xml. Расширение имени файла может указываться как строчными, так и прописными буквами.

Параметры первой строки файла обмена

Первая строка XML файла должна иметь следующий вид:

Имя файла, содержащего схему файла обмена

Имя файла, содержащего XSD схему файла обмена, должно иметь следующий вид:

UT_UVKNRSD_1_531_00_05_04_xx, где хх — номер версии схемы. (в ред. Приказа ФНС РФ от 26.07.2019 N ММВ-7-13/380@)

Расширение имени файла — xsd.

XML схема файла обмена приводится отдельным файлом и размещается на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

4. Логическая модель файла обмена представлена в виде диаграммы структуры файла обмена на рисунке 1 настоящего формата. Элементами логической модели файла обмена являются элементы и атрибуты XML файла. Перечень структурных элементов логической модели файла обмена и сведения о них приведены в таблицах 4.1 — 4.26 настоящего формата.

Для каждого структурного элемента логической модели файла обмена приводятся следующие сведения:

наименование элемента. Приводится полное наименование элемента ;

В строке таблицы могут быть описаны несколько элементов, наименования которых разделены символом «/». Такая форма записи применяется при наличии в файле обмена только одного элемента из описанных в этой строке.

сокращенное наименование (код) элемента. Приводится сокращенное наименование элемента. Синтаксис сокращенного наименования должен удовлетворять спецификации XML;

признак типа элемента. Может принимать следующие значения: «С» — сложный элемент логической модели (содержит вложенные элементы), «П» — простой элемент логической модели, реализованный в виде элемента XML файла, «А» — простой элемент логической модели, реализованный в виде атрибута элемента XML файла. Простой элемент логической модели не содержит вложенные элементы;

формат элемента. Формат элемента представляется следующими условными обозначениями: T — символьная строка; N — числовое значение (целое или дробное).

Формат символьной строки указывается в виде T(n-k) или T(=k), где: n — минимальное количество знаков, k — максимальное количество знаков, символ «-» — разделитель, символ «=» означает фиксированное количество знаков в строке. В случае, если минимальное количество знаков равно 0, формат имеет вид T(0-k). В случае, если максимальное количество знаков не ограничено, формат имеет вид T(n-).

Формат числового значения указывается в виде N(m.k), где: m — максимальное количество знаков в числе, включая знак (для отрицательного числа), целую и дробную часть числа без разделяющей десятичной точки, k — максимальное число знаков дробной части числа. Если число знаков дробной части числа равно 0 (то есть число целое), то формат числового значения имеет вид N(m).

1.1. Уведомление о контролируемых сделках (далее — Уведомление) заполняется налогоплательщиками, которые в соответствии со статьей 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации.

Уведомление заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, указанной в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации, если такая сделка совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

Уведомление не заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, указанной в статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации, если такая сделка совершена данным налогоплательщиком в качестве комиссионера (агента) от своего имени, но по поручению и за счет комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

1.2. Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, представляет Уведомление только в налоговый орган по месту нахождения (учета) организации.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного Уведомления налогоплательщик вправе направить уточненное Уведомление взамен ранее представленного.

3. Уведомление включает в себя титульный лист, Разделы: 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)», 1Б «Сведения о предмете сделки (группы однородных сделок)», 2 «Сведения об организации — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)», 3 «Сведения о физическом лице — участнике контролируемой сделки (группы однородных сделок)».

Титульный лист содержит общие сведения о налогоплательщике.

Раздел 2 заполняют налогоплательщики в отношении контролируемых сделок с организациями.

Раздел 3 заполняют налогоплательщики в отношении контролируемых сделок с физическими лицами, индивидуальными предпринимателями, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, нотариусами и другими лицами, занимающимися в установленном законодательством порядке частной практикой.

6.1. В Разделе 1А указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то Раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

В Разделе 1А указываются сведения по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в случае, если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

6.2. В поле 1 «Порядковый номер сделки по уведомлению» указывается порядковый номер сделки согласно Уведомлению.

6.3. В поле 2 «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)» указывается одно из цифровых значений:

«0» указывается в случае, если Раздел 1А заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, совершенной непосредственно налогоплательщиком;

«1» указывается в случае, если Раздел 1А заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

6.4. В поле 3.1 «Взаимозависимость» указывается одно из цифровых значений:

«0» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок), совершена с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми для целей раздела V.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

«1» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок), совершена с участием лиц, признанных взаимозависимыми по одному или нескольким основаниям, изложенным в пункте 2 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации;

«2» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок) совершена с участием лиц, самостоятельно признавших себя взаимозависимыми (пункт 6 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации);

«3» указывается, если контролируемая сделка (группа однородных сделок) совершена с участием лиц, признанных взаимозависимыми по решению суда (пункт 7 статьи 105.1 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае, если в Разделе 1А указываются сведения в отношении сделки (группы однородных сделок), совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), взаимозависимость определяется между налогоплательщиком и лицом, с которым комиссионер (агент) совершил сделку от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика. Поле не обязательно для заполнения.

6.5. В поле 3.2 «Основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 Кодекса» указывается соответствующая цифра по каждому коду основания отнесения сделки (в том числе сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)) к контролируемой согласно статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку:

«0» — нет;

«1» — да.

6.6. В поле 3.3 «Особенности отнесения сделки к контролируемой, если сделка совершена между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентствавсех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, в соответствии со статьей 105.14 Кодекса» указывается соответствующая цифра по коду основания отнесения сделки (в том числе сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)) к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, согласно статье 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии с приложением N 1 к настоящему Порядку:

«0» — нет;

«1» — да.

7.1. В Разделе 1Б указываются сведения об обязательствах, являющихся предметом сделки (в том числе сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору)). В Разделе 1Б раскрывается информация об операциях с предметом исполнения сделки (отгрузка товаров, выполнение работ, оказание услуг, совершение операций с иными объектами гражданских прав) при исполнении обязательств, возникших в результате контролируемой сделки (группы однородных сделок), сведения о которой приведены в Разделе 1А. Если сведения в отношении предмета исполнения контролируемой сделки (группы однородных сделок) не представляется возможным заполнить на одной странице, то заполняется необходимое количество страниц.

7.2. В поле 1.1 «Порядковый номер сделки (из Раздела 1А)» указывается порядковый номер контролируемой сделки, присвоенный налогоплательщиком. Данный номер должен соответствовать полю 1 «Порядковый номер сделки по уведомлению» Раздела 1А.

7.3. В поле 1.2 «Тип предмета сделки» указывается код типа предмета сделки:

«1» — товар;

«2» — результаты работ, оказание услуг;

«3» — иной объект гражданских прав.

В поле 1.2 Раздела 1Б указывается код «3», если предметом исполнения сделки является материальное или нематериальное благо, которое не относится к товарам, результатам работ или оказанным услугам в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, но относится к объектам гражданских прав на основании статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, если в Разделе 1Б указывается информация об обязательствах, являющихся предметом контролируемой сделки, совершенной с участием комиссионера (агента) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), в поле 1.2 указывается код типа предмета сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика.

7.4. В поле 2.1 «Наименование предмета сделки» отражается наименование предмета исполнения сделки согласно первичным документам (наименование товара, результатов работ, оказанных услуг, иного объекта гражданских прав).

В случае, если предметом исполнения сделки является выполнение комплексных работ (оказание услуг), то есть требующих совершения нескольких операций, каждая из которых в отдельности согласно статье 38 Налогового кодекса Российской Федерации может признаваться работой (услугой), в поле 2.1 указываются результаты работ (оказанные услуги), непосредственно указанные в качестве предмета исполнения сделки.

В случае, если в Разделе 1Б указывается информация об обязательствах, являющихся предметом сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), в поле 2.1 указывается наименование предмета сделки, совершенной с участием комиссионера (агента) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика.

7.5. В поле 2.2.1 «Код предмета сделки (код по ТН ВЭД)» при совершении внешнеторговых сделок указывается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза.

В случае, если в Разделе 1Б указывается информация об обязательствах, являющихся предметом сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору), в поле 2.2.1 указывается код предмета сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика.

7.6. В поле 2.2.2 «Код предмета сделки (код по ОКПД2)» при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми, указывается код вида товара в соответствии Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

Приложение N 3. Порядок заполнения формы уведомления о контролируемых сделках

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Какие санкции последуют, если не подать уведомление

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Период, в который налогоплательщики должны передать уведомление о контролируемых сделках в государственные надзорные органы строго установлен – он продолжается до 20 мая года, следующего за отчетным.

Как передать заполненный бланк

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Бланк уведомления имеет строго унифицированную форму, применение которой обязательно. Составляется оно один раз в году, в конце отчетного периода.

При формировании уведомления следует помнить о нескольких простых, но важных правилах:

  • данные в него вносить нужно заглавными печатными буквами, слева, направо;
  • в пустые ячейки ставятся прочерки;
  • если вносятся единицы измерения, то их данные должны соответствовать официальным кодам.

Заполнять бланк можно как от руки (с использованием ручек любого темного цвета), так и на компьютере.

Ошибки, помарки и исправления в бланке недопустимы.

Поэтому все вносимые в уведомление данные должны быть актуальными и проверенными, если же так случилось, что неточность вскрылась уже после отправления уведомления в налоговую службу, следует сформировать и переслать туда уточненный отчет.

В тех строках, где речь идет о суммах, значения нужно указывать в рублях (цифры до 50 копеек не учитываются, после 50 — округляются до рубля).

Вносить информацию в рублях нужно даже о тех сделках, которые проводились с использованием иностранной валюты.

Каждую страницу документа надо пронумеровывать и подписывать (причем подпись должна быть только «живой»).

Проштамповывать бланк следует только в том случае, если применение печатей или штампов прописано во внутренних нормативно-правовых бумагах фирмы. Листы уведомления скреплять между собой не нужно.

Этот раздел уведомления нужно заполнять, предварительно, при необходимости, разделив сделки на группы по признакам однородности и идентичности. При этом, разделяя сделки не нужно полагаться на интуицию, следует руководствоваться конкретными нормами НК РФ (п. 5 ст. 105.7, 105.5).

По каждой группе сделок прописываются совокупные сведения о них, а также о размерах доходов, полученных в результате их реализации (берутся из бухгалтерской отчетности). Если разделения на группы нет, то число заполненных блоков в этом разделе должно быть равным числу исполненных контролируемых сделок.

Приказ ФНС РФ от 07.05.2018 N ММВ-7-13/249@

Характер контролируемой сделки

Признаки, указывающие на контролируемую сделку

Сумма сделки для признания ее контролируемой

Участники сделки — взаимозависимые лица и резиденты РФ (п. 2 ст. 105.14 НК РФ) Сумма цен сделок за год Совокупный доход от сделок не менее 1 млрд руб.
Один из участников сделки находится на ЕНВД или ЕСХН, при этом другая сторона применяет отличный от указанных режим налогообложения Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки применяет ставку 0 % по налогу на прибыль или вовсе освобожден от его уплаты Совокупный доход от сделок не менее 100 млн руб.
Один из участников сделки является резидентом ОЭЗ или участником СЭЗ, в которых действуют льготы по налогу на прибыль. При этом второй участник сделки не должен быть участником указанных зон Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки имеет лицензию на пользование участком недр, на территории которого есть новое морское месторождение углеводородного сырья, или этот участник сделки — оператор подобного месторождения и считает налог на прибыль согласно ст. 275.2 НК РФ. Важно, чтобы второй участник сделки не был причастен к данным обстоятельствам либо, являясь оператором описанного выше месторождения, не учитывал доходы (расходы) от этой деятельности при расчете налога на прибыль Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один из участников сделки — участник регионального инвестиционного проекта, ставки налога на прибыль у которого распределяются следующим образом: 0 % в федеральный бюджет и пониженная ставка в бюджет субъекта РФ. При этом второй участник сделки также может быть участником инвестиционного проекта на тех же условиях Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки — исследовательские корпоративные центры «Сколково», которые освобождены от уплаты НДС Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Один или оба участника сделки применяют инвестиционный вычет по налогу на прибыль (ст. 286.1 НК РФ) Совокупный доход от сделок не менее 60 млн руб.
Сделка с участием посредников — не взаимозависимых лиц Посредник занимается только перепродажей товаров Доход от сделки не имеет значения
Посредник занимается перепродажей товаров и не несет никаких рисков, не использует собственные активы
Контракт в сфере внешней торговли товарами мировой биржевой торговли В результате сделки продают: нефть и нефтяные товары, минеральные удобрения, цветные или черные металлы, драгоценные камни и металлы
Внешнеэкономическая сделка между взаимозависимыми лицами Все удовлетворяющие характеристике сделки Доход от сделки не имеет значения

Уведомление о контролируемых сделках подают юридические и физические лица, которые совершали такие операции в отчетном году. Исключение — посредники, они отчитываются только по посредническим договорам, которые признаны контролируемыми.

Форма уведомления включает: традиционный титульный лист и три раздела, при этом первый раздел включает два подраздела с буквенным обозначением А и Б.

В подразделах 1А и 1Б нужно отразить информацию о сделке и ее предмете. Разделы 2 и 3 расскажут об участниках сделки.

Подраздел 1А заполняется отдельно на каждую прошедшую сделку или совокупность однородных сделок. Например, если в рамках договора купли-продажи не только поставили товар, но и организовали его транспортировку и хранение, раздел 1А заполняется по каждой такой операции.

Подраздел 1Б является дополнением и расшифровкой информации из подраздела 1А. Здесь отчитывающееся лицо указывает наименование товаров/работ, реквизиты договоров, страну происхождения и стоимость предмета сделки и т.п.

Одному разделу 1А может соответствовать несколько разделов 1Б. Например, если у вас 1 договор на 10 поставок идентичного товара, то можно заполнить 1 лист 1А и 10 листов 1Б на каждую отгрузку или 1 лист 1 А и 1 лист 1Б с объединенными показателями.

Разделы 2 и 3 содержат регистрационные данные о лицах, с которыми заключены сделки. Отличие лишь в том, что в разделе 2 указывают участников — юридических лиц, а в разделе 3 участников — физических лиц.

Заполняя раздел 1Б, обратите внимание на следующее.

Цену предмета сделки теперь можно указывать в иностранной валюте. А вот итоговую стоимость нужно будет по-прежнему указывать в рублях.

Код валюты, в которой определена цена сделки, придется отражать в специальном поле 2.12 «Код валюты».

По кредитам, займам, банковским вкладам, счетам и другим долговым обязательствам нужно будет заполнить новое поле 2.13 «Процентная ставка». Ставку указывают в процентах годовых.

Часть сведений из раздела 1Б по некоторым внутрироссийским контролируемым сделкам можно будет не заполнять. Например, информацию о месте погрузки товара, месте совершения сделки, цене предмета сделки. Но это допустимо, только если одновременно выполняются следующие условия:

  • стороны сделки — российские фирмы;
  • они не участвуют в консолидированной группе налогоплательщиков и не имеют обособленных подразделений вне России;
  • доходы и расходы по этой сделке учитываются в базе по налогу на прибыль. Причем все стороны (включая обособленные подразделения) считают налог по одинаковой ставке;
  • все стороны по итогам года, в котором совершили сделку, получили налогооблагаемую прибыль;
  • в году, в котором совершена контролируемая сделка, ни одна из сторон не учитывает убытки, полученные в предыдущих периодах.

Уведомление о контролируемых сделках

Раздел 1А заполняется отдельно по каждой контролируемой сделке или группе однородных сделок, в т.ч. если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером от своего имени, но по поручению и за счет комитента по договору комиссии.

Если в рамках одного договора совершаются различные неоднородные сделки, то по каждой такой сделке заполняется отдельный раздел 1А.

Чтобы сформировать раздел 1А, в разделе «Список сделок» главного меню нужно нажать на кнопку «Добавить сделку».

В поле «Порядковый номер сделки по уведомлению» автоматически указывается номер сделки по порядку.

Если сделка совершена комиссионером, то в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее в подразделе «Основания для контроля сделки…»:

  • в поле «Взаимозависимость» выбирается соответствующий код взаимозависимости участников сделки;
  • в полях 121-124 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой согласно статье 105.14 НК РФ (например, если операция является сделкой между взаимозависимыми лицами, то проставляется отметка в поле 121 и т.д.);
  • в полях 131-138 отмечаются основания отнесения сделки к контролируемой с учетом особенностей, предусмотренных для сделок, совершенных между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация (например, если сумма доходов по таким сделкам превышает 1 млрд. руб., то проставляется отметка в поле 131 и т.д.).

Одновременное проставление отметок в полях 122-123 и 131-138 не допускается.

В подразделе «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»:

  • в поле «Группа однородных сделок» проставляется отметка, если сведения подготовлены по группе сделок.
    Если осуществлялось несколько операций в рамках одного договора, то в поле «Группа однородных сделок» отметка не делается;
  • из соответствующих справочников выбираются: код наименования сделки и код стороны сделки, которой является налогоплательщик;
  • в поле «Признак определения цены…» делается отметка, если налогоплательщик совершил сделки, в отношении которых предусмотрено регулирование цен с учетом особенностей, установленных статьей 105.4 НК РФ;
  • в поле «Комментарии» отражаются комментарии о номере и дате документа, на основании которого осуществляется регулирование цен (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Код определения цены сделки» выбирается соответствующий код, если цена сделки признается рыночной в соответствии с п. 8-11 статьи 105.3 НК РФ;
  • если в поле «Код определения цены сделки» выбран код, то указываются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Код методов ценообразования» выбирается код того метода ценообразования, который использовал налогоплательщик (поле не обязательно для заполнения);
  • если налогоплательщик использовал комбинацию 2 и более методов ценообразования (в поле «Код методов ценообразования» указан код «06»), то отражаются комментарии (поле не обязательно для заполнения);
  • в полях 251-259 проставляется отметка соответствующего кода источника информации, используемой налогоплательщиком при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми (поле не обязательно для заполнения);
  • в поле «Количество участников сделки» отражается общее число участников контролируемой сделки;
  • в поле «Комментарии» отражается комментарии об участниках сделки (группы однородных сделок) (поле не обязательно для заполнения).

В подразделе «Сумма полученных доходов и сумма произведенных расходов…» указываются следующие сведения:

  • сумма доходов налогоплательщика по контролируемой сделке (группе однородных сделок), определяемых за календарный год по правилам бухгалтерского учета.
    Сумма дохода указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке реализует товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
  • сумма доходов по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию;
  • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком в контролируемой сделке (группе однородных сделок) за календарный год.
    Сумма расходов указывается только в том случае, если налогоплательщик в контролируемой сделке приобретает товары (работы, услуги или иные объекты гражданских прав);
  • стоимость товаров (работ, услуг, иных объектов гражданских прав), приобретаемых налогоплательщиком по контролируемой сделке, цена которой подлежит регулированию.

При заполнении данного подраздела следует учитывать, что не допускается одновременное заполнение суммовыми значениями полей «Сумма доходов…» и «Сумма расходов (убытков)…» и значение показателей должно быть равно сумме показателей полей «Итого стоимость без учета НДС и акцизов» в разделах 1Б, соответствующих этому разделу 1А.

Раздел 1Б заполняется отдельно по каждому разделу 1А. При этом если сделка предполагает неоднократное получение доходов (признание расходов), для каждого случая заполняется отдельный раздел 1Б.

Чтобы сформировать раздел 1Б, необходимо перейти в раздел «Предметы сделки» главного меню и выбрать соответствующий предмет: товар, услуга (работа) или прочее.

Чтобы заполнить сведения в разделе 1Б, необходимо кликнуть по строке «Добавить…» и в открывшемся окне ввести данные:

  • название предмета сделки согласно первичным документам.
  • из справочника выбирается код вида товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

Данное поле заполняется только при совершении внешнеторговых сделок.

  • код вида товара в соответствии с Общероссийским классификатором продукции.

Поле заполняется только при совершении сделок, не являющихся внешнеторговыми.

Коды видов товара заполняются только в случае, если предметом сделки является товар.

Из классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) выбирается код вида деятельности, в соответствии с которым оказываются услуги, выполняются работы или осуществляется иная деятельность в результате сделки.

Данное поле не заполняется, если предметом сделки является товар.

В поле «Другой участник сделки» указываются порядковый номер контрагента, присвоенный налогоплательщиком, и сведения об этом участнике сделки (наименование, ИНН и КПП и др.).

Сведения о контрагенте, отраженные в поле «Другой участник сделки», должны соответствовать сведениям, указанным в разделе 2 (если участник сделки – организация) или разделе 3 (если участник сделки – физическое лицо).

В соответствующих полях указываются номер и дата договора, которым оформлена сделка.

Из классификатора стран мира выбирается код страны происхождения предмета сделки.

Поле не заполняется, если предметом сделки являются работы или услуги.

Далее указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте, из которого начинается транспортировка товара для исполнения контролируемой сделки.

Сведения заполняются в случае, если предметом сделки являются товары.

В отдельных полях указываются сведения (код страны, регион (только для России), населенный пункт) о месте совершения сделки.

Затем отражается код условия поставки, который должен соответствовать условиям договора.

Поле «Код условия поставки» заполняется в случае, если предметом сделки являются товары.

Из классификатора ОКЕИ выбирается код единицы измерения предмета сделки.

В следующих полях отражаются:

  • количество предметов сделки;
  • цена за единицу предмета сделки, указанная в первичных документах;
  • код валюты, в которой определена цена сделки;
  • годовая процентная ставка в случае, если предметом сделки являются долговые обязательства;
  • итоговая стоимость предмета сделки в соответствии с первичными документами;
  • дата признания доходов по сделке в бухгалтерском учете.

Раздел 2 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с организациями. Раздел 2 заполняется также в отношении сведений об организации — комиссионере, если в поле «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)» раздела 1А стоит отметка.

Чтобы сформировать раздел 2, необходимо перейти в раздел «Участники — организации» главного меню, а для добавления новой организации необходимо кликнуть по полю «Добавить строку» и в открывшемся окне ввести данные.

Если сведения заполняются в отношении комиссионера, то в соответствующем поле проставляется отметка.

Далее выбирается признак организации: российская или иностранная.

Если участником сделки является российская организация, то указываются такие сведения: код страны, наименование организации, ИНН и КПП.

Если участником сделки является иностранная организация, то указываются: код страны, наименование организации, ее регистрационный номер и код налогоплательщика в стране регистрации, адрес.

Раздел 3 заполняется отдельно по каждому разделу 1А в отношении сделок, совершенных с гражданами, в т.ч. предпринимателями, адвокатами, нотариусами. Раздел 3 заполняется также в отношении сведений о физическом лице — комиссионере в случае, если в поле «Сведения заполняются в отношении комиссионера» имеется отметка.

Чтобы сформировать раздел 3, необходимо перейти в раздел «Участники – физические лица» главного меню, а для добавления нового физического лица необходимо кликнуть по полю «Добавить строку» и в открывшемся окне ввести данные:

  • код вида деятельности физического лица, который выбирается из перечня;
  • ИНН физического лица, в т.ч. ИП и ФИО.

В случае, если физическое лицо не имеет ИНН либо является нерезидентом РФ, то дополнительно в отношении этого лица указываются следующие данные: дата и место рождения, наличие гражданства, сведения о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства или пребывания в РФ.

О контролируемых сделках уведомляйте по-новому

Расскажем о главных изменениях. Перечислим их по порядку. Во-первых, ФНС изменила перечень кодов оснований, по которым сделки признают контролируемыми. К примеру, в настоящее время код 131 используется для сделок между взаимозависимыми резидентами с годовым доходом свыше 1 млрд руб. Однако с 2019 года к этому коду относят сделки между резидентами, в которых стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль.

Сделкам, проходящим под кодами 139 и 140, теперь соответствуют коды 137 и 138. Коды 139 и 140 отменены. Из-за отмены кодов из строки 3.3 формы удалены ячейки 139 и 140. Также ФНС включила таблицу с перечнем кодов в приложение 1 к порядку заполнения уведомления.

Во-вторых, всем листам уведомления присвоены новые штрихкоды. Например, у нового титульного листа, начиная с отчетности за 2019 год, будет штрихкод 53103017 вместо 53102010, а у раздела 1Б штрихкод 53103048 вместо 53102041.

  1. С взаимозависимой российской организацией из п. 2 ст. 105.14 НК РФ при годовом доходе больше 1 млрд руб. Например, сделки с организациями, применяющими нулевую ставку налога на прибыль, или плательщиками ЕСХН (Информация ФНС).
  2. С взаимозависимым нерезидентом при годовом доходе более 60 млн руб.
  3. С офшорной компанией при годовом доходе более 60 млн руб.
  4. Импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, при годовом доходе более 60 млн руб. (Письмо Минфина от 19.02.2019 N 03-12-11/1/10545).

Согласно устаревшей редакции контролируемыми называли сделки:

  • с российским взаимозависимым лицом, если годовая сумма доходов по сделкам больше 1 млрд руб. (Письмо Минфина России от 06.07.2017 № 03-12-11/1/42985);
  • с взаимозависимым лицом на УСН, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – плательщиком ЕСХН или ЕНВД, если годовая сумма доходов по сделкам больше 100 млн руб.;
  • с офшорными компаниями, если годовая сумма доходов по сделкам больше 60 млн руб.;
  • с взаимозависимым лицом – иностранной организацией, в том числе офшорной компанией, или нерезидентом независимо от суммы (письма Минфина России от 10.05.2016 № 03-01-18/28673, ФНС России от 17.08.2017 № ЗН-4-17/16223@);
  • импорт и экспорт нефти, нефтепродуктов, цветных и драгоценных металлов, если годовая сумма доходов по сделкам с одним лицом больше 60 млн руб. (Письмо Минфина России от 10.02.2014 № 03-01-18/5229).

Изменился порядок признания внутрироссийской сделки контролируемой, а именно:

  • скорректирован перечень оснований, одними из которых указаны применение разных ставок по налогу на прибыль и освобождение одного из субъектов от уплаты налога на прибыль;
  • для всех внутрироссийских сделок установлен единый порог по сумме доходов для признания их контролируемыми – 1 млрд руб. (ранее для отдельных сделок он составлял 60 млн и 100 млн руб.);
  • введён суммовой порог по выручке для отнесения сделок с иностранными взаимозависимыми лицами к категории контролируемых – 60 млн руб.

Указанные изменения выводят ряд сделок из категории контролируемых (например, если сделка не отвечает признакам п. 2 ст. 105.14 НК РФ, она не контролируется, даже если доходы по ней превышают 1 млрд руб., или если обе стороны сделки применяют стандартную ставку по налогу на прибыль, то сделки между ними признаваться контролируемыми не будут).

Сумма доходов по таким сделкам за календарный год определяется путём сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учётом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ (п. 9 ст. 105.14 НК РФ). При этом при определении суммы доходов по сделкам за календарный год учитываются доходы в виде процентов, полученных по договору займа (например, Письмо Минфина России от 23.05.2012 № 03-01-18/4-67).

Далее рассмотрим особенности определения контролируемых сделок между российскими контрагентами и иностранными партнёрами.

Внутрироссийские сделки будут контролироваться при одновременном соблюдении двух критериев:

  • если сумма доходов по таким сделкам за соответствующий календарный год превышает 1 млрд руб.;
  • если сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.

В то же время в список условий, указанных в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ, добавлены следующие пункты:

  • если стороны применяют разные ставки по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка;
  • если доходы (расходы) по сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

Не признаются контролируемыми следующие сделки (вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п. п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ):

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • указанные лица зарегистрированы в одном субъекте РФ;
  • указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
  • указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
  • указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
  • отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2-7 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 275.2 НК РФ, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1998 № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»;

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация.

Трансфертное ценообразование – установление в сделках между взаимозависимыми лицами цен, отличных от рыночных. Правила трансфертного ценообразования регулируются разделом V.1 НК РФ.

Признание цен рыночными для целей налогообложения осуществляется в соответствии с разделом V.1 кодекса, в том числе с применением методов, указанных в пункте 1 статьи 105.7 кодекса, посредством сопоставления сделок между взаимозависимыми лицами со сделками, сторонами которых не являются взаимозависимые лица.

При определении доходов (расходов), полученных в результате сделок между взаимозависимыми лицами, разделом V.1 НК РФ предусмотрено применение общепринятого в мировой практике принципа «вытянутой руки» («справедливой цены»), закрепленного пунктом 1 статьи 105.3 кодекса (Письмо от 28.08.2018 № 03-12-11/1/61211)

Налогоплательщики в рамках гражданско-правовых отношений при заключении сделок между взаимозависимыми лицами не обязаны руководствоваться в вопросах ценообразования положениями Налогового кодекса РФ (Письмо от 13.12.2018 № 03-12-11/1/9081).

Расчёт цены может осуществляется в соответствии с формулой, определённой в договоре. Изменение цены, обусловленное применением такой формулы, не может признаваться изменением условий сделки (договора). Такая позиция высказана и в Письме Минфина России от 17.07.2013 № 03-01-18/27879.

Появилось мнение суда: цена по неконтролируемым сделкам может быть проверена только при многократном отклонении от рыночного уровня (цены по сделкам с невзаимозависимыми контрагентами). Отклонение цен по спорным сделкам в диапазоне от 11 до 52 % по сравнению с ценами на аналогичный товар по сделкам предпринимателя с третьими лицами не является многократным. Более того, при определении размера отклонений не учитывается сопоставимость сделок, выбранных для сравнения (в т. ч. по критерию объёма поставок) (см. Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 29.03.2018 № 303-КГ17-19327).

В случаях, не предусмотренных разделом V.1 НК РФ, налоговые органы не вправе оспаривать цену товаров (работ, услуг), указанную сторонами сделки и учтённую при налогообложении. Несоответствие применённой налогоплательщиком цены рыночному уровню не свидетельствует о получении необоснованной налоговой выгоды (п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с применением отдельных положений разд. V.1 и ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017).

В 2019 году налогоплательщик должен уведомить ИФНС о сделках, которые признавались контролируемыми в 2018 году.

За 2018 год уведомления подаются по новой форме (Приказ ФНС России от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@).

Срок сдачи уведомлений за 2018 год – не позднее 20 мая. Уточнённые уведомления за прошлые годы сдаются по прежней форме (Письмо ФНС России от 25.10.2018 № ЕД-3-13/7636@).

Итак, законодатель уточнил критерии определения контролируемых сделок. Во- первых, установлен порог суммы сделки с иностранным взаимозависимым лицом и сделки через посредника. Во-вторых, применение самостоятельного суммового критерия в 1 млрд руб. теперь недостаточно для признания сделки контролируемой. Для этого необходимо наличие одного из критериев пункта 2 статьи 105.14 НК РФ. Благодаря этому налоговые органы сфокусируют своё внимание на крупных сделках, имеющих важное значение для бюджетной системы. Кроме того, ряд налогоплательщиков будет освобождён от обязанности составления и направления уведомлений в налоговые органы по небольшим сделкам, что не исключает контроля за ценообразованием.

[1] Согласно пп. 1 и 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.

Контролируемые сделки

Перечень контролируемых сделок определяется законом. В частности к ним относятся:

  • различные операции с ценными бумагами;
  • сделки, совершаемые и связи с исполнением кредитных договоров;
  • строительные сделки;
  • аренда;
  • получение имущества в дар и т.д.

Нужно отметить, что не все получаемые организацией доходы признаются результатом контролируемых сделок и нуждаются в том, чтобы их вносили в документ. Например, не требуют уведомления:

[1]

  • сделки, касаемые драгоценных металлов, валюты, ценных бумаг;
  • дивиденды;
  • прибыль от долевого участия и т.д.

Заполненный по всем правилам и подписанный должным образом бланк необходимо передавать в территориальное отделение налоговой службы (по месту регистрации фирмы или месту жительства физического лица).

Уведомление относится к обязательным документам, поэтому если организация или гражданин уклоняются от его подачи, им грозит административное наказание в виде достаточно крупного штрафа.

Уведомление можно передать несколькими способами:

  1. Самый простой и быстрый: лично из рук в руки специалисту местной налоговой службы.
  2. Отправить через представителя, при условии, что у него имеется актуальная нотариально заверенная доверенность.
  3. Допустимо переслать уведомление через почту России заказным письмом с уведомлением о вручении.
  4. Если организация имеет официально зарегистрированную цифровую подпись, она может отправить уведомление через электронные средства связи – такой метод подачи уведомлений в последнее время получает все большее распространение.

Вначале документа находится титульный лист. Сюда вносятся сведения о налогоплательщике:

  • его реквизиты (ИНН, КПП, ОКАТО);
  • номер отделения территориальной налоговой инспекции;
  • фамилия-имя-отчество представителя компании, подающего документ;
  • контактная информация;
  • год, за который формируется отчетность.

Если уведомление пишется от имени физического лица, не зарегистрированного как ИП, то ИНН ставить не надо, достаточно внести на титульный лист персональные данные, в том числе сведения из паспорта или иного документа, удостоверяющего личность.

В 2013 году ФНС получила более 6 тысяч уведомлений о контролируемых сделках против 5,1 тысячи годом ранее. Служба готова дать налогоплательщикам некоторые рекомендации относительно допустимых в уведомлениях группировок сделок.

Об этом 30 сентября в ходе конференции «Трансфертное ценообразование-2014», организованной газетой The Moscow Times, сообщила заместитель начальника отдела Управления трансфертного ценообразования ФНС России Евгения Хан. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

Методические указания ФНС таковы:

  • Группировка по однородным сделкам (п. 4 ст. 105.16, п. 5 ст. 105.7, п. 6, 7 ст. 38, ст. 105.5).

Однородными сделками признаются сделки, предметом которых могут являться идентичные (однородные) товары (работы, услуги) и которые совершены в сопоставимых коммерческих и (или) финансовых условиях. Определение идентичности и однородности товаров (работ, услуг) содержится в ст. 38 НК РФ, порядок определения сопоставимости сделок установлен в ст. 105.5 НК РФ.

Если поставки идентичных (однородных) товаров, указанные в нескольких договорах с сопоставимыми коммерческими и (или) финансовыми условиями с одним или разными контрагентами, объединены в группу однородных сделок, заполняется один лист раздела 1А, в котором в пункте 200 «Группа однородных сделок» указывается цифра «1». Количество листов раздела 1Б будет соответствовать количеству операций с товаром, включенным в группу.

  • Группировка комплексных работ (услуг) (п. 5.4 Порядка заполнения).

Утверждена новая форма уведомления о контролируемых сделках

VI. Заполнение Раздела 1А «Сведения о контролируемой сделке (группе однородных сделок)»

6.1. В Разделе 1А указываются сведения по каждой контролируемой сделке (группе однородных сделок). Если Уведомление представляется в отношении нескольких неоднородных сделок, то Раздел 1А заполняется в отношении каждой такой сделки.

В Разделе 1А указываются сведения по контролируемой сделке (группе однородных сделок) в случае, если такая сделка (группа однородных сделок) совершена комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

6.2. В поле 1 «Порядковый номер сделки по уведомлению» указывается порядковый номер сделки согласно Уведомлению.

6.3. В поле 2 «Сделка, совершенная от имени комиссионера (агента)» указывается одно из цифровых значений:

«0» указывается в случае, если Раздел 1А заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, совершенной непосредственно налогоплательщиком;

«1» указывается в случае, если Раздел 1А заполняется налогоплательщиком в отношении сделки, совершенной комиссионером (агентом) от своего имени, но по поручению и за счет данного налогоплательщика, действующего в качестве комитента (принципала) по договору комиссии (агентскому договору).

Кому важно помнить о сроке сдачи уведомления о контролируемых сделках в 2017 году? Ответ очевиден — участникам этих сделок.

Чтобы определить, нужно ли вам отчитываться, сверьтесь с перечнем из ст. 105.14 НК РФ. При квалификации сделки учесть придется не только факт взаимозависимости, но и иные факторы (сумму полученного дохода, применяемый режим налогообложения и т. д.). Принять во внимание также необходимо и разъяснения чиновников по этому вопросу.

Федеральная налоговая служба России напомнила всем налооплательщикам об обязанности направить уведомления о контролируемых сделках. Эту отчетность нужно в 2019 году направлять по новой форме. Вместе с формой утвержден и новый формат, а также порядок заполнения уведомления. Срок направления уведомления — не позднее 20 мая 2019 года. Направить документ необходимо в налоговую инспекцию по месту регистрации ИП или организации. Сделать это можно на бумаге или в электронном виде. Главное — учесть изменения и не опоздать.

О контролируемых сделках за 2018 год налогоплательщики обязаны уведомить органы ФНС по форме, утвержденной в приказе ФНС от 07.05.2018 № ММВ-7-13/249@. Форма утверждена год назад, но используется впервые. На старых бланках налоговики уведомления принимать не будут.

При этом, если в сданной форме обнаружены неточности или ошибки, необходимо направить в ФНС уточненное уведомление. Оно заполняется в той же форме, что и первоначальный вариант. Если направить уточненку в орган ФНС до того, как организации станет известно, что инспекция установила неполноту отражения сведений, штраф ей не назначат.

С 2020 года изменится форма уведомления о контролируемых сделках

Если юрлицо или ИП нарушит срок представления уведомления о контролируемых сделках, то есть направит в ИФНС уведомление позднее 20 мая 2019 года, его могут привлечь к ответственности по статье 129.4 НК РФ и назначат штраф в размере 5 000 рублей. Аналогичный штраф ожидает налогоплательщика, который направил налоговикам документ, содержащий недостоверные или неполные сведения.

Тех же налогоплательщиков, которые проигнорируют требование о направлении уведомления о контролируемых сделках, ожидает выездная проверка. Специалисты ФНС напоминают, что это прямо предусмотрено налоговым законодательством. При этом если сумма доходов (расходов) по незаявленным контролируемым сделкам является существенной, то это может послужить риск-фактором при проведении предпроверочного анализа для принятия решения о проведении внеплановой проверки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *