Транспортный налог для КФХ в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Транспортный налог для КФХ в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Как проверить электронную подпись и продлить срок действия на весь 2022 год

    955 0

    Изменения по транспортному и земельному налогу в 2022-2023 годах

    1. Единый срок платежа. Для всей страны установят единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему:

    • налог — не позднее 1 марта следующего года;
    • авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    1. Льготы. Организации смогут получить льготу, даже если не подали соответствующее заявление в ИФНС. Как и в случае с налогом на имущество, инспекторы должны будут дать льготу на основании имеющихся у них сведений. В том числе и «задним числом». Эта поправка будет применяться к налогу и авансовым платежам за 2021 год.

    2. Налог с весельных лодок и маломощных моторок. Устранили неясность по налогу с весельных лодок и моторных лодок с двигателем мощностью не свыше пяти лошадиных сил, которые были зарегистрированы в ГИМС по старым правилам. Отныне в НК РФ прямо говорится: зарегистрированные весельные и моторные лодки объектом обложения не признаются. Причем поправка действует с налогового периода 2020 года, так что уплаченный налог по таким объектам можно будет вернуть или зачесть.

    3. Налог с водных и воздушных транспортных средств, находящихся в общей собственности. Если собственность долевая, налог предписывается платить пропорционально долям. А если совместная (к примеру, супружеская), то сумма налога делится между собственниками в равных долях. Эти поправки начнут применяться с января 2022 года.

    1. Льготы. Как и по другим налогам, льготы могут применять на основании данных ИФНС без заявления от организации. Эти изменения уже вступили в силу и дают возможность получить льготы «задним числом», а значит, применимы и к текущим налоговым платежам.

    2. Земельные участки, приобретенные организациями для жилищного строительства. Напомним, что по таким участкам налог уплачивается с повышающим коэффициентом — 2 или 4 в зависимости от срока строительства. Из формулировки в НК РФ не было понятно, с какого момента вести отсчет «срока строительства», из-за этого постоянно возникали судебные разбирательства. Теперь в НК РФ прямо указали: при применении повышающих коэффициентов все сроки считаются с даты государственной регистрации прав на земельные участки. Новый порядок расчета применяется, начиная с налога за 2022 год.

    А.Е. Крайнев, налоговый юрист

    Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.

    Где:

    • Москва;
    • Московская область;
    • Татарстан;
    • Калужская область.

    Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

    Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.

    Кто не может применять автоматическую систему:

    • микрокредитные организации;
    • страховые компании;
    • инвестиционные фонды;
    • ломбарды;
    • производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
    • НКО;
    • фермы;
    • компании с работниками-иностранцами;
    • нотариусы, адвокаты;
    • некоммерческие пенсионные фонды;
    • и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.

    Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

    Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

    Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.

    Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.

    Параметр Традиционная упрощенка Новый проект
    Ставка

    6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов

    8% или 20% соответственно при более высокой прибыли или увеличении штата

    8% от доходов,

    20% от доходов минус расходы

    Минимальные отчисления 1% 3%
    Штат До 130 чел. До 5 чел.
    НДФЛ

    13%

    15% (ведет бухгалтерия)

    Доходный максимум 200 млн руб. 60 млн руб.
    Льготы от регионов Есть Нет
    Расходы Закрытый перечень Расходы, направленные на получение дохода в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, кроме предусмотренных ст. 270 НК РФ
    Как можно уменьшить взносы При уплате налогов по схеме «Доходы» уменьшаются страховые взносы, торговый сбор Снижается торговый сбор

    Рассмотрим два примера.

    Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».

    • В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
    • ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
    • Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
    • Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).

    А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.

    ФНС рассказала, как заявить о транспортной или земельной льготе

    \n\n

    \n\t \n\t\t \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t

    \n\t\t\t
    \n\t\t\t

    Суть поправки

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Соответствующая норма Кодекса

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Дата вступления в силу

    \n\t\t\t

    \n\t\t\t

    Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

    Суть поправки

    Соответствующая норма Кодекса

    Дата вступления в силу

    Установлено, что, если организация не подаст заявление о льготе по транспортному или земельному налогу, льготу все равно предоставят на основании данных, которыми располагает ИФНС (раньше это правило действовало только для налогоплательщиков-физлиц).

    С 2022 года в обязательном порядке начинают применяться новые ФСБУ:

    • по основным средствам (ФСБУ 06/2020);
    • капвложениям (ФСБУ 26/2020);
    • документообороту (ФСБУ 27/2021);
    • аренде (ФСБУ 25/2018).

    Если вы не перешли на них досрочно, теперь придется сделать это принудительно.

    Прежде всего нужно иметь в виду, что уже с отчетности по итогам 2021 года изменилась форма «прибыльной» декларации.

    Второй момент: работодатели, которые оплачивают отдых и санкурлечение своих работников, смогут учесть больше расходов.

    Кроме этого, будет уточнен порядок начисления амортизации при реконструкции, модернизации ОС и пр.:

    • первоначальная стоимость ОС будет изменяться независимо от размера его остаточной стоимости;
    • если в ходе модернизации срок полезного использования ОС не меняется, нужно использовать старую норму амортизации.

    И по традиции снова продлили действие 50%-ного ограничения на перенос убытков прошлых лет — сразу до конца 2024 года.

    Получите доступ к демонстрационной версии ilex на 7 дней

    Станут едиными по всей стране сроки уплаты налога на имущество:

    • для налога за год — не позднее 1 марта следующего года;
    • для авансов — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом.

    Их больше не будут устанавливать регионы.

    Декларацию по НнИ за 2021 год нужно подавать по новой форме. А с 2022 года больше не потребуется отчитываться по «кадастровому» имуществу.

    Также с 1 января 2022 года действует ряд новых форм:

    • заявление на льготу по налогу на имущество;
    • заявление об уничтожении имущества, чтобы перестать платить по нему налог;
    • заявление о льготе по транспортному и земельному налогам;
    • сообщения о наличии у налогоплательщика-организации транспортных средств и/или земельных участков, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам.

    Исходя из ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ.

    Объектом обложения транспортным налогом считаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.

    Регистрации подлежит в том числе различная сельскохозяйственная техника, в силу чего изначально она тоже является объектом обложения транспортным налогом.

    К сведению:

    Согласно п. 1.4 Правил государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (гостехнадзора), утвержденных Минсельхозпродом России 16.01.1995, государственной регистрации, учету в соответствии с этим документом подлежат, в частности, тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и другие машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции МВД (в подразделениях ГАИ МВД подлежат регистрации автомототранспортные средства с рабочим объемом двигателя более 50 куб. см, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, и прицепы к ним, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования), а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин.

    Но некоторые виды специальной сельскохозяйственной техники, которые зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей, в силу пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ не признаются объектом обложения транспортным налогом, если они используются на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.

    К такой специальной технике относятся тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания).

    Как явствует из Письма Минфина России от 10.12.2013 № 03‑05‑06‑04/54111, отнесение конкретного транспортного средства к такой специальной технике надо подтверждать документально. Чиновники пояснили, как это сделать.

    Финансисты указали на то, что в соответствии с Постановлением Госстандарта России от 01.04.1998 № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов» документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС). В числе прочего он подтверждает наличие одобрения типа транспортного средства.

    Иначе говоря, тип транспортного средства, прописанный в ПТС, должен соответствовать сведениям из одобрения типа транспортного средства (сертификата соответствия).

    Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005 утверждено Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее – Положение). В пункте 28 Положения обозначено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» ПТС указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств.

    Эти категории установлены международной Конвенцией о дорожном движении[1]. В приложении 3 к Положению приведена сравнительная таблица категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

    К сведению:

    Постановление Госстандарта России № 19 утрачивает силу с 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 04.04.2020 № 449.

    С 01.11.2020 также перестает действовать Постановление Правительства РФ от 18.05.1993 № 477 «О введении паспортов транспортных средств» на основании Постановления Правительства РФ от 20.02.2019 № 166.

    С этой же даты прекращается оформление бумажных ПТС. Это следует из Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 № 122 «Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники».

    Соответственно, с 01.11.2020 утрачивает силу и Положение (Приказ МВД России № 135, Минпромторга России № 857, ФТС России № 409 от 18.03.2019).

    Минфин обратил внимание: указание какой‑либо категории транспортного средства в ПТС (А, В, С, D, прицеп) не говорит о том, каким является транспортное средство, например легковым или грузовым, то есть невозможно так определить принадлежность техники к специальной.

    В настоящее время частично эту информацию можно извлечь из строки 3 «Наименование (тип ТС)» ПТС – в ней отражается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в одобрении типа транспортного средства, например «легковой», «автобус», «грузовой – самосвал, фургон, цементовоз, кран».

    Кроме того, в соответствии с ОН 025 270‑66 «Отраслевая нормаль «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 «Марка, модель ТС» ПТС проставляется условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): например, 1 – легковой автомобиль, 7 – фургоны, 9 – специальные.

    Финансисты заключили: если совокупность обозначенных сведений не говорит о том, что используемая для сельскохозяйственных работ автомашина относится к специальным, то положения пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ на нее не распространяются.

    С введением электронных документов доказательства отнесения транспортного средства к специальной технике придется находить по аналогии, кроме того, надо ожидать дополнительных разъяснений чиновников.

    Впрочем, арбитры обычно критично относятся к информации, которая содержится в ПТС. Например, в Постановлении ФАС УО от 05.11.2009 № Ф09-2237/09‑С2 по делу № А47-7504/2008 говорится: отсутствие в ПТС указания на то, что транспортное средство является специальной машиной, используемой для сельского хозяйства, само по себе не лишает налогоплательщика права на применение льготы по транспортному налогу, установленной пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ.

    Судьи предпочитают при определении вида транспортного средства обращаться к Общероссийскому классификатору основных фондов (ОКОФ) (в настоящее время в качестве такового действует ОК 013‑2014 (СНС 2008), принятый и введенный в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018‑ст).

    В случае обозначения в ПТС автомашины как тягача седельного, даже если она используется только для производства (перевозки) сельскохозяйственной продукции, она не признается специальной и является объектом обложения транспортным налогом (Постановление ФАС ПО от 12.01.2010 по делу № А06-2630/2009[2]).

    А иногда судьи по факту признают транспортное средство соответствующим условиям пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ. В Постановлении ФАС ЦО[3] от 11.03.2014 по делу № А48-1307/2013 тот же тягач седельный признан специальным транспортным средством (скотовозом), поскольку был надлежащим образом переоборудован. При этом из представленных налогоплательщиком товарно-транспортных накладных следовало, что данные транспортные средства фактически использовались только для перевозки сельскохозяйственной продукции (молодняка свиней).

    АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса

    На практике сельскохозяйственные предприятия зачастую ведут учет произведенной сельхозпродукции по унифицированным формам первичной учетной документации, приведенным в Постановлении Госкомстата России от 29.09.1997 № 68 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету сельскохозяйственной продукции и сырья».

    Но в п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 данного закона.

    С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются в РФ обязательными к применению, кроме тех, которые используются в качестве первичных учетных документов и установлены уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (например, кассовые документы)[8].

    Иными словами, теперь при учете сельскохозяйственной продукции необязательно применять именно унифицированные формы. В то же время согласно ч. 1 ст. 7 и ст. 9 Федерального закона № 402‑ФЗ формы такого учета должны быть определены хозяйствующим субъектом и утверждены его руководителем. За основу можно взять все же унифицированные формы, в которых должны иметь место обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 данного закона, а другие реквизиты включать в них по необходимости.

    Во всяком случае, использование унифицированных форм по учету сельскохозяйственной продукции для применения льготы по транспортному налогу обязательным условием не является.

    На этом не настаивают сейчас и налоговые органы.

    До 01.01.2021 в соответствии со ст. 363.1 НК РФ организации-налогоплательщики по истечении налогового периода обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств, если иное не предусмотрено указанной статьей, декларацию по транспортному налогу.

    Исходя из Федерального закона от 15.04.2019 № 63‑ФЗ с 01.01.2021 данная статья утрачивает силу, и, соответственно, налогоплательщики, в том числе организации, не должны будут представлять декларацию по транспортному налогу уже и за 2020 год. Но за 2019 год еще надо было представлять декларацию.

    При этом согласно абз. 1 ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения по ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено указанной статьей.

    На основании сказанного можно понять, что организация, владеющая только транспортными средствами, не признаваемыми объектами обложения налогом исходя из пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, не является плательщиком транспортного налога и потому не обязана была представлять декларацию и авансовые расчеты по нему (см. Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03‑05‑05‑04/28799). Очевидно, не должна была она представлять и расчет, подтверждающий, что организация является сельскохозяйственным товаропроизводителем.

    В то же время если помимо подобных транспортных средств у налогоплательщика есть другие (являющиеся объектом обложения транспортным налогом, который он, соответственно, по ним уплачивает), то он должен был представить декларацию. И в этой декларации следовало отразить в том числе транспортные средства, не признававемые объектом налогообложения. Для иного мы не находим оснований ни в НК РФ, ни в Порядке заполнения декларации по транспортному налогу[9] (далее – Порядок).

    В пункте 5.1 Порядка говорится, что разд. 2 «Расчет суммы транспортного налога по каждому транспортному средству» декларации заполняется налогоплательщиком по каждому транспортному средству, зарегистрированному согласно законодательству РФ. В строках 020 – 060 этого раздела в общем порядке указываются идентификационные данные по транспортному средству, не являющемуся объектом налогообложения, а в строках с 070 по 180 – данные для расчета налога, как если бы он уплачивался по названному транспортному средству.

    В том числе в строке 030 должен быть проставлен код вида транспортного средства, определяемый в соответствии с приложением 5
    к Порядку. В данном случае это коды 530 01 (тракторы сельскохозяйственные), 530 03 (самоходные комбайны), 590 15 (специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания)).

    Но при этом согласно п. 5.20 Порядка в первом поле строки 220 указывается код льготы 20210 (приложение 7 к Порядку). Второе поле, по нашему мнению, тоже надо заполнить, хотя в силу п. 5.20 Порядка она заполняется исключительно в ситуации, если основанием льготы является закон субъекта РФ; в рассматриваемом случае:

    2

    0

    2

    1

    0

    /

    0

    3

    5

    8

    0

    0

    0

    2

    0

    0

    0

    5

    Причем при заполнении строки 230 «Сумма налоговой льготы» разд. 2 декларации значение в ней должно быть равно указанному в строке 190 «Сумма исчисленного налога». В итоге по строке 300 по данному транспортному средству не будет отражена сумма налога к уплате в бюджет, так как значение в ней должно быть равно разности между строками 190 и 230 (п. 5.27 Порядка).

    Чтобы подтвердить свое право на льготу согласно п. 3 ст. 361.1 НК РФ, необходимо подать в налоговый орган по своему выбору заявление на ее предоставление[10], а также подать документы, подтверждающие право на эту льготу.

    К сведению:

    Налоговые льготы за предшествующие налоговые периоды, а также за период в течение 2020 года в случае прекращения организации путем ликвидации или реорганизации в этот период (п. 3 ст. 55 НК РФ) заявляются в соответствии с ранее действовавшими положениями нормативных правовых актов (Письмо ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/18359@).

    То есть в указанных случаях необходимо подать декларацию по транспортному или земельному налогу.

    Согласно абз. 1 п. 3 ст. 361.1 НК РФ заявление и документы на предоставление льготы по транспортному налогу могут быть направлены в налоговый орган через МФЦ.

    Налоговый орган должен рассмотреть названное заявление в течение 30 дней со дня его получения.

    При необходимости направления запроса сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов и иных лиц, у которых имеются эти сведения, данный срок может быть продлен налоговым органом еще на 30 дней.

    По результатам рассмотрения заявления о предоставлении льготы налоговый орган направляет налогоплательщику способом, указанным в этом заявлении, уведомление о ее предоставлении либо сообщение об отказе в ее предоставлении.


    [1] Принята на Конференции ООН по дорожному движению в г. Вене 08.11.1968 и ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974.

    [2] Определением ВАС РФ от 16.03.2010 № ВАС-2570/10 отказано в передаче этого дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

    [3] Напомним, что к этому арбитражному округу относятся Республика Крым и г. Севастополь.

    [4] В постановлениях АС ЦО от 05.11.2015 № Ф10-3676/2015 по делу № А48-2629/2014, от 28.06.2012 по делу № А48-3459/2011 и от 15.05.2009 по делу № А35-2446/07‑С21 ссылка на п. 2 ст. 346.2 НК РФ в этих целях сделана, по нашему мнению, ошибочно.

    [5] О необходимости применения в данном случае именно положений Федерального закона № 193‑ФЗ говорится, например, в письмах Минфина России от 17.10.2017 № 03‑05‑05‑04/67541 и ФНС России от 19.04.2018 № БС-4-21/7515@.

    [6] См. также письма ФНС России от 17.09.2018 № 03‑05‑05‑01/66286 и от 08.04.2016 № БС-4-11/6174@.

    [7] См. Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2017 № 79‑р.

    [8] См. Информацию Минфина России № ПЗ-10/2012.

    [9] Утвержден Приказом ФНС России от 05.12.2016 № ММВ-7-21/668@.

    [10] Форма заявления для организаций утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@, а для физических лиц – Приказом ФНС России от 14.11.2017 № ММВ-7-21/897@.

    Федеральная налоговая служба в связи с обращением по вопросу применения крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (далее — КФХ) специальных налоговых режимов и льгот, предусмотренных действующим законодательством, сообщает следующее.

    В соответствии с пунктом 2 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской федерации (далее — Кодекс) налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее — ЕСХН) признаются организации и индивидуальные предприниматели (далее — ИП), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, предусмотренном главой 26.1 Кодекса.

    Согласно пункту 5 статьи 346.1 Кодекса, правила, предусмотренные данной главой, распространяются на КФХ.

    Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, согласно которому один из членов этого хозяйства признается главой фермерского хозяйства (пункт 3 статьи 1, пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

    На основании пункта 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане вправе заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании КФХ, заключенного в соответствии с законом о КФХ. Главой КФХ может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

    Согласно пункта 1 статьи 346.2 Кодекса налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями в соответствии с пунктами 2, 2.1 указанной статьи Кодекса, и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога. Наличие статуса главы КФХ не является обязательным условием для применения единого сельскохозяйственного налога.

    При этом, положениями главы 26.1 Кодекса специальных налоговых преференций, равно как и дополнительных требований для КФХ не предусмотрено.

    В этой связи плательщиками ЕСХН признаются любые организации и ИП, соответствующие условиям, установленным главой 26.1 Кодекса, вне зависимости от наличия записи в ЕГРИП о наличии у них статуса КФХ.

    По вопросу налогообложения глав КФХ налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

    При осуществлении предпринимательской деятельности без образования юридического лица глава КФХ должен будет самостоятельно исчислять и уплачивать НДФЛ, а также представлять налоговую декларацию по НДФЛ по форме 3-НДФЛ (статья 227 Кодекса).

    При исчислении налоговой базы в части расходов глава КФХ вправе получить профессиональные вычеты (пункт 1 статьи 221 Кодекса). Расходы в таком случае будут определены в порядке главы 25 Кодекса либо может быть предоставлен фиксированный вычет в размере 20% общей суммы доходов, полученной от предпринимательской деятельности.

    Не подлежат обложению НДФЛ доходы членов КФХ, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации, в течение пяти лет считая с года регистрации указанного хозяйства (пункт 14 статьи 217 Кодекса, письма Минфина России от 18.03.2020 N 03-04-05/20872, от 06.11.2019 N 03-04-05/85225). Указанная норма применяется и к доходам иных членов КФХ.

    Норма пункта 14 статьи 217 Кодекса применяется к доходам тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, в отношении которых такая норма ранее не применялась.

    Также освобождаются от обложения НДФЛ суммы, полученные главой КФХ за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде: грантов на создание и развитие КФХ; единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера; грантов на развитие семейной животноводческой фермы; субсидий (пункты 14.1 и 14.2 статьи 217 Кодекса).

    Если в КФХ принимаются работники, то глава КФХ или юридическое лицо будут выступать в качестве налоговых агентов, удерживая НДФЛ с выплат по ставкам, установленным статьей 226 Кодекса.

    По вопросу налогообложения глав КФХ страховыми взносами.

    Главы КФХ вне зависимости от организационно-правовой формы крестьянского (фермерского) хозяйства:

    — представляют в налоговый орган по месту учета расчет по страховым взносам до 30 января календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (подпункт 3 статьи 432 Кодекса). В составе расчета по страховым взносам главы КФХ представляют раздел 2 и приложение 1 к разделу 2 (с идентификацией физических лиц) — на членов КФХ, включая главу.

    — уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за себя и за каждого члена КФХ независимо от суммы полученного дохода по сроку 31 декабря (статья 430 Кодекса).

    Преференций и льгот по страховым взносам для КФХ не предусмотрено.

    Действительный государственный
    советник Российской Федерации
    2 класса
    Д.С. Сатин

    Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

    • автомобили (грузовики и легковые);
    • автобусы;
    • мотоциклы;
    • мотороллеры;
    • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
    • воздушный и водный транспорт;
    • самоходные и гусеничные машины.

    Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год

    В августе 2020 в Госдуму внесли законопроект, предусматривающий полную отмену транспортного налога. Ранее планировалось освободить от уплаты собственников российских маломощных машин. На сегодня за физическими и юридическими лицами сохраняется обязанность уплаты налога.

    Произошедшие на законодательном уровне изменения, касающиеся только юрлиц:

    1. Отмена деклараций по транспортному налогу. Из ФНС РФ будет приходить извещение (по аналогии с квитанцией для физлиц). Штрафа за несданную по итогам 2020 декларацию не будет.
    2. Обязательная подача заявления на предоставления льгот (раньше имеющиеся основания отражались в декларации). Потребуется приложить комплект подтверждающих документов.

    Предусмотрено также изменения, касающиеся всех плательщиков налога:

    • с 2021 объектом налогообложения стали моторные лодки мощность 5 и менее л. с.;
    • расширен список дорогих машин, в отношении которых применяется повышающий коэффициент.

    Региональные власти наделили следующими правами:

    1. предоставлять льготы по уплате налога;
    2. изменять сроки и порядок уплаты для юрлиц;
    3. изменять ставки налога в большую и меньшую сторону (но не более, чем в 10 раз).

    Транспортный налог будут начислять по новым правилам

    В 2014 введены повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей (актуальный перечень представлен на сайте Минпромторга РФ). Размер коэффициента зависит от средней стоимости автомобиля (определяется на основании приказа Минпромторга РФ) и года выпуска:

    Средняя стоимость автомобиля Возраст автомобиля Коэффициент
    От 3 000 000 до 5 000 000 руб. до 3 лет 1,1
    От 5 000 000 до 10 000 000 руб. до 5 лет 2
    От 10 000 000 до 15 000 000 руб. до 10 лет 3
    Более 15 000 000 руб. до 15 лет 3

    Физические и юридические лица вправе подать заявление на предоставление льгот по уплате налога при наличии оснований.

    Список автомобилей, не облагаемых налогом:

    • полученные на линии соцзащиты;
    • адаптированные для инвалидов;
    • весельные лодки;
    • сельскохозяйственная техника, зарегистрированная на владельца сельскохозяйственного предприятия;
    • ряд речных и морских судов.

    Собственники угнанных автомобилей временно освобождаются от уплаты налога. При возвращении машины начисления возобновляются. Доплачивать налог за пропущенный срок не требуется. Старые автомобили (выпущенные до 1994) не попадают под льготное налогообложение. Из-за несоответствия экологическим нормам допустимо применение повышающего коэффициента.

    Список льготников на федеральном уровне, освобождаемых от уплаты налога:

    1. Инвалиды I и II группы, их родители, попечители и опекуны.
    2. Собственники автомобилей мощностью менее 70 л. с.
    3. Многодетные семьи, матери или отцы-одиночки.
    4. Жертвы радиации (ликвидаторы техногенных катастроф, участники испытаний ядерного оружия или космической техники и пр.).
    5. Герои СССР и РФ.
    6. Награжденные Орденом Славы (независимо от степени).
    7. Бывшие узники концентрационных лагерей, гетто и пр.
    8. Ветераны и инвалиды ВОВ, ветераны и инвалиды боевых действий.

    Льгота распространяется на одно транспортное средство мощностью менее 200 л. с. (за исключением снегоходов и мотосаней). Оформить льготу могут только владельцы автомобиля, а не члены его семьи. Если в многодетной семье автомобиль есть у матери и отца, то льготу разрешено оформить только одному. Если у льготника в собственности несколько автомобилей, то гражданин вправе самостоятельно выбрать объект налогообложения. Если у льготника 2 машины и 2 основания для получения льготы, то льгота распространяется на одно транспортное средство по выбору. Льготник получает льготы в соответствии с регионом прописки, а не по месту проживания.

    Региональные власти пользуются списком льготников на федеральном уровне. Правительства субъектов РФ вправе расширить перечень. Чаще всего в список региональных льготников попадают:

    • пенсионеры (полное освобождение от налога или уменьшение ставки);
    • ветераны труда.

    Точный список льгот легко узнать на региональном сайте ФНС.

    Помимо перечисленных выше оснований для получения льготы региональные власти вправе уменьшать транспортный налог для юрлиц, которые:

    1. используют труд инвалидов;
    2. поддерживают коренные промыслы малых народов;
    3. осуществляют пассажироперевозки;
    4. поддерживают традиционные для региона сферы деятельности (кожевенное производство, сельское хозяйство и пр.).

    Также льготы могут предоставить общественным или религиозным объединениям. На сегодня 73 региона из 85 готовы предоставить льготы по письменному заявлению организации.

    Спецтранспорт (машины скорой помощи, санитарная авиация, автомобили органов исполнительной власти) не подлежат налогообложению.

    Физлица платят налог раз в год (в кассе банка, в терминале, в онлайн-банке, на Госуслугах или на сайте ФНС). Срок зафиксирован в НК РФ — до 1-го декабря. Разрешена уплата частями. В случае опоздания с уплатой полной суммы пени начисляют только на сумму недоимки.

    Сроки оплаты налога для юридических лиц

    По новым правилам юрлица оплачивают налог до 5-го февраля. Но региональные власти вправе установить более поздний срок. Или затребовать внесение авансовых платежей каждый квартал (не противоречит НК РФ). Расчет при этом делают сотрудники бухгалтерии. В связи с вступлением в силу ряда изменений декларация за 2020 не нужна. Но подсчитать сумму к уплате бухгалтеру придется самостоятельно. В следующем году придет извещение из налоговой.

    Основные изменения налогового законодательства в 2022 году

    Уплата транспортного налога является обязанностью всех собственников автомобилей, квадрокоптеров весом свыше 30 кг, речных и воздушных судов и пр. Рассчитать налог удобнее всего с использованием онлайн-калькулятора. Принцип подсчета для организаций и физлиц не отличается. Важно проверять на сайте ФНС возможности получения федеральных и региональных льгот (автоматически не применяются, необходимо подать заявление в отделение ФНС РФ по прописке).

    • Что такое транспортный налог
    • Кто платит транспортный налог
    • Как его считать
    • Какие есть ставки
    • Какие есть повышающие коэффициенты
    • Что там со льготами по транспортному налогу
    • Как уменьшить транспортный налог
    • Когда и как платить
    • Что будет, если не заплатить
    • Как проверить задолженность

    С 2.07.2021 заработало правило: для расчета налога ИФНС берет мощность двигателя из учрежденного единого реестра сведений о характеристиках налогооблагаемых ТС. Далее отправляет сообщение владельцу транспорта.

    В перечень ТС, которые не облагаются налогом, теперь входят моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, которые были зарегистрированы до 25.05.2012, и весельные лодки.

    Если захотели узнать, какой налог вам насчитала ИФНС, можно обратиться за этим в любую налоговую. Не обязательно идти именно туда, где стоите на учете. Такая возможность стартовала 02.08.2021.

    В любом случае, придется подать заявление о выдаче сообщения об исчисленной сумме налога. Сообщение налоговая выдаст в срок не позднее пяти дней со дня получения вашего заявления (п. 5 ст. 363 Налогового кодекса).

    Если компания ликвидирована, ждать придется не месяц, как раньше, а три.

    Какие изменения по «имущественным» налогам ожидают бухгалтеров

    С 1.01.2022 налог по водным и воздушным ТС, которые находятся в общей долевой собственности, будем считать пропорционально доле каждого собственника. Равными долями — если объект налогообложения в общей совместной собственности.

    С 1.01.2022, если у налогоплательщика изменится право на льготу, налог будем считать с использованием коэффициента.

    Он рассчитывается как отношение числа полных месяцев, когда право на льготу отсутствовало, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права принимаются за полный месяц.

    С 1.01.2022 при изъятии транспорта по суду или гибели (уничтожении) ТС налог перестаем считать с первого числа того месяца, когда ТС изъяли (уничтожили). Чтобы ИФНС налог больше не считала, подаем заявление в любую налоговую инспекцию. Заявление заполняется рукописным способом чернилами черного цвета или с использованием программного обеспечения, предусматривающего при распечатывании Заявления вывод двумерного штрих-кода, либо через личный кабинет налогоплательщика в электронной форме. Физлица могут подавать заявления в ИФНС или в МФЦ — на выбор.

    На ответ у ИФНС — 30 рабочих дней. Если понадобятся доказательства, налоговая запросит дополнительные данные и может продлить срок, но не больше, чем на 30 дней.

    Из-за пандемии в 2020м году потребовалось ввести дополнительные меры поддержки бизнеса. В частности, на региональном уровне для некоторых категорий налогоплательщиков были введены льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу.

    С 2022 это право узаконено полностью — с 1 января наступающего года регионы получат возможность самостоятельно решать, каким будет порядок применения льгот по налогу на транспорт.

    Акцизам посвящена глава 22 НК РФ. Бензин — это не единственный подакцизный товар, но именно он интересует всех автовладельцев. Акциз на бензин появился еще в 1994 году. Рассчитывался он по октановому числу, чем оно выше, тем выше ставка.

    С 2011 года октановое число было заменено на класс экологической безопасности. Ставки закреплены в ст. 193 НК РФ. Бензин, не соответствующий классу 5, с 1 января 2021 года облагается акцизом по ставке 13 624 рубля за 1 тонну. При этом ставка ежегодно растет, уже установлены значения на 2022 и 2023 года — 14 169 рублей за 1 тонну и 14 736 рублей за 1 тонну соответственно.

    Бензин класса 5 более экологичен, поэтому ставка ниже. На 2021 год на 1 тонну бензина приходится 13 262 рубля акциза. Ставка на Евро-5 также вырастет в 2022 и 2023 года — 13 793 рублей за 1 тонну и 14 345 рублей за 1 тонну соответственно.

    Ставка акциза на дизельное топливо существенно ниже. 9 188 рублей за тонну — в 2021 году, 9 556 рублей за тонну — в 2022 году, и 9 938 рублей за 1 тонну — в 2023 году.

    Зная ставку акциза за 1 тонну бензина, можно посчитать размер акциза в 1 литре топлива. Действующий акциз на Евро-5 — 13 262 рубля за 1 тонну, следовательно, 13,26 рубля за 1 кг топлива.

    Однако 1 кг не равен 1 литру бензина, так как плотность бензина меньше плотности воды. Для расчетов принимаем плотность бензина 750 кг/м3. Следовательно, 1 кг бензина соответствует 1,33 литрам.

    Ставка акциза в литре бензина составляет 9,97 рублей. При цене бензина примерно в 45 рублей доля акциза в его стоимости составляет 22 %. При этом акциз — это не единственный налог в бензине. В цену включены также НДС и налог на добычу полезных ископаемых.

    Ежегодный рост акцизов сказывается и на постоянном росте цен на топливо.

    Акцизы в стоимости бензина и топлива — это еще не все. Каждый автовладелец ежегодно платит транспортный налог в региональный бюджет. Ставка налога закреплена в ст. 361 НК РФ.

    Порядок расчета очень похож на расчет акциза на автомобиль, так как сумма налога напрямую зависит от мощности двигателя в киловаттах или лошадиных силах. Кроме того, на сумму налога влияет класс машины. В Налоговом Кодексе выделены следующие группы:

    • легковые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
    • от 100 до 150 л.с. включительно — 3,5 рубля за 1 л.с.;
    • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
    • от 200 до 250 л.с. включительно — 7,5 рублей за 1 л.с.;
    • свыше 250 л.с. — 15 рублей за 1 л.с;
    • грузовые автомобили до 100 л.с. включительно — 2,5 рубля за 1 л.с.;
    • от 100 до 150 л.с. включительно — 4 рубля за 1 л.с.;
    • от 150 до 200 л.с. включительно — 5 рублей за 1 л.с.;
    • от 200 до 250 л.с. включительно — 6,5 рублей за 1 л.с.;
    • от 250 л.с. — 8,5 рублей за 1 л.с.

    Кроме того налогом облагаются мотоциклы, мотороллеры, яхты, снегоходы, гидроциклы и так далее.
    Теперь вернемся к нашему примеру. Допустим Иванов владел автомобилем на протяжении 12 месяцев, следовательно, сумма налога за BMW X5 составит:

    7,5 руб. * 249 л.с. * 12 мес. = 22 410 рублей в год.

    А за TOYOTA сумма будет в несколько раз меньше:

    3,5 руб. * 122 л.с. * 12 мес. = 5 124 рубля в год.

    Важно! Транспортный налог идет в региональный бюджет. Ставки в регионах могут отличаться друг от друга. Кроме того, иногда применяется повышающий коэффициент, если машина новая и стоит больше 3 млн рублей.

    Получается, владельцы автомобиля несут налоговую нагрузку в виде акциза в цене бензина и самой машины и ежегодно платят налог. И все эти расходы связаны с владением одним объектом — автомобилем.

    В Госдуму ежегодно приходят предложения об отмене транспортного налога, так как в целом плата за пользование автомобилем уже лежит в цене бензина в виде акциза. Такое решение поможет избежать двойного налогообложения.

    Кроме того, отказ от транспортного налога поможет поддержать тех автовладельцев, которые редко пользуются своим автомобилем. Ведь сейчас налог уплачивают все владельцы, даже если автомобиль фактически не используют.

    Но никаких существенных изменений в части акциз и налога пока не произошло, и автовладельцы платят и акциз и сам налог. Комментарий по поводу двойного налогообложения автовладельцев даже давала ФНС в своем Письме № БС-2-21/279@ от 07.03.2017 года.

    По факту объектом налогообложения акцизом признаются операции по продаже подакцизных товаров, в том числе бензина. Плательщики — производители нефтепродуктов и получатели, имеющие специальное свидетельство.

    Объект налогообложения транспортным налогом — транспортное средство, в том числе автомобили, воздушные и водные суда.

    С точки зрения НК РФ объекты налогообложения абсолютно разные. В одном случае это действия по реализации, а в другом — транспортные средства. Поэтому говорить о двойном налогообложении закон не позволяет.

    Идея об отмене транспортного налога и замене его более высоким акцизом не нова. Подобную идею пытались воплотить в 2016 году, однако, акциз вырос, а налог не отменили. Есть три основные стоп-фактора для отмены налога.

    За счет этого налога пополняется не федеральный, а региональный бюджет. Да, это не самая доходная его часть, но все же это деньги. Экономическое развитие части регионов России оставляет желать лучшего, а лишение их части доходов еще более усугубит ситуацию.

    Просто отменить транспортный налог нельзя. Такое действие — это добровольное лишение регионального бюджета дохода, и, как следствие, сокращение финансирования части программ связанных с дорогами и транспортом. Поэтому отмененный налог нужно чем-то заменить.

    Компенсация будет происходить за счет увеличения ставки акциза на топливо. Но в таком случае существенно вырастет цена на бензин. К тому же нельзя гарантировать, что такое решение положительно скажется на автовладельцах. Вероятно, нагрузка на тех, кто интенсивно использует авто в деятельности, возрастет.

    Топливо нужно не только для того, чтобы заправлять личный автомобиль. Бензин и другие виды топлива плотно связаны со всеми производственными цепочками. Доставка сырья, перемещение товаров, доставка работников и так далее — везде задействовано топливо.

    Рост цен на бензин приведет к скачку цен практически на все конечные продукты, начиная от продуктов питания, заканчивая предметами роскоши. Эксперты оценивают повышение цен при таком развитии событий на уровне 20-30 %.

    Вероятно, ждать отмены транспортного налога в 2021 году не стоит.

    • Новое в отчетности с 2022 года: обновленные декларации и новые правила
    • Бухгалтерский учет: с 2022 введены новые ФСБУ
    • Расходы, которые разрешили или запретили с 2022 года
    • Пособия и страховые взносы: новое с 1 января 2022 года
    • НДФЛ и новые вычеты с 2022 года
    • Налоги: транспортный, земельный, на имущество с 2022 года
    • НДС: кто получил льготы с 2022 года
    • Управление бухгалтерией и компанией: важные новшества 2022 года
    • ККТ и маркировка товаров

    В 2022 году власти внесли корректировки в правила работы бухгалтерии для всех налоговых режимов, изменили состав расходов и доходов, ужесточили условия применение льгот. Изменения коснулись НДС, налога на прибыль, НДФЛ, налога на имущество, транспортного и УСН-налога. С 2022 года из-за введения системы прослеживаемости товаров изменены основные формы первичных документов и налоговые декларации. Изменений много. Наш обзор поможет вам сориентироваться и заранее обозначить для себя опасные моменты.

    В 2022 году исключается часть сведений, которые вносятся в декларацию по налогу на имущество. Не нужно будет заполнять сведения об объектах, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.

    А если у организации будут в собственности только такие объекты, налоговую декларацию можно будет вообще не сдавать. Налоговые органы будут направлять организациям сообщения об исчисленных ими самостоятельно суммах налога.

    Изменение «заработает» с отчетности, которую будем сдавать в 2023 году.

    Приказ ФНС от 5 октября 2021 г. № ЕД-7-3/869@, обновивший форму налоговой декларации по налогу на прибыль, зарегистрирован Минюстом.

    За 2021 год по налогу на прибыль нужно будет отчитываться на бланке в новой редакции.

    Новая редакция учитывает поправки, внесенные в Налоговый кодекс в 2020-2021 гг.

    В декларации по налогу на прибыль нужно будет отражать:

    • пониженную ставку налога на прибыль, если она введена в регионе для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность по предоставлению прав использования результатов интеллектуальной деятельности;
    • применение инвестиционного налогового вычета в расходах на НИОКР (раздел Г Приложения № 7 к листу 02 «Расчет инвестиционного налогового вычета»);
    • целевые поступлений, целевое финансирование, доходы, не подлежащих налогообложению.

    Кроме того, изменена формула расчета суммы налога, который налоговый агент удерживает из доходов получателя дивидендов (Раздел А листа 03 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, удерживаемого налоговым агентом (источником выплаты доходов)»).

    С отчетности 2021 год сдаем новые годовые формы: № 1-предприятие «Основные сведения о деятельности организации», 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия», № 1-турфирма, № 1-Т, № 1-ПР и другие.
    Адреса, сроки и периодичность представления отчетов в 2022 году указаны на бланках самих форм.

    Приказы Росстата от 30.07.2021 № № 457… 461 и 462

    С 2022 года по решению региональных властей в состав инвестиционного налогового вычета (ИНВ) могут быть включены в том числе расходы на создание (приобретение) дорогостоящих объектов недвижимого имущества: зданий и сооружений со сроком полезного использования свыше 20 лет.

    Также регионам предоставляется право самостоятельно устанавливать срок, до истечения которого в случае реализации имущества, в отношении которого компания использовала право на применение ИНВ, потребуется восстановить ранее не уплаченный налог с уплатой пени (на 2021 год этот срок равнялся сроку полезного использования ОС).

    Информация Минэкономразвития от 17.06.2021


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *