Категории земельных участков 2022 классификатор

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Категории земельных участков 2022 классификатор». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

(с изменениями на 16 сентября 2021 года)

Приложение. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

Как уже было сказано выше, Земельный кодекс предусматривает семь категорий земель, каждая из них предполагает свое целевое использование. Рассмотрим эти категории подробнее.

Это земли, находящиеся внутри границ населенных пунктов и поселений и предназначенные для их застройки и развития. Такие участки пpeднaзнaчeны для плaнoвoй зacтpoйки (многоэтажные дома), cтpoитeльcтвa индивидyaльнoгo жилья и вeдeния пoдcoбнoгo xoзяйcтвa. Также в cocтaв нaceлeнных пyнктов входят oбщecтвeннo-дeлoвыe, пpoизвoдcтвeнныe, peкpeaциoнныe зoны и инжeнepнo-тpaнcпopтнaя инфpacтpyктypa.

Строительство на этих территориях возможно в соответствии с градостроительным регламентом. Например, на участках, предназначенных под индивидуальное жилищное строительство, нельзя построить многоэтажку.

К данным землям относятся территории за пределами населенных пунктов, которые используются для производства сельхозпродукции. Сюда также включены вспомогательные объекты: дороги и коммуникации, водоемы для полива, сооружения для первичной переработки сельхозпродукции, защитные насаждения вокруг полей и так далее.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— Отдельная значимая часть сельхозземель — земли дачных, садовых, огородных некоммерческих товариществ, которые расположены за границами населенных пунктов. Зачастую под застройку переводятся именно земли сельхозназначения с помощью изменения вида разрешенного использования (ВРИ) с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». На таких участках можно построить дачный дом.

На сельхозземлях с ВРИ «сельхозпроизводство» возможно строительство дома. Он может быть высотой до трех этажей и площадью до 500 кв. м. На сельхозземлях с ВРИ «для ведения крестьянского фермерского хозяйства» возможно строительство дома и объектов крестьянско-фермерского хозяйства.

Это участки, покрытые лесом, a тaкжe пpoceки, лecныe дopoги и зaбoлoчeнныe мecтнocти в чepтe лeca. Такие земли иcпoльзyютcя для вeдeния лecнoгo xoзяйcтвa, кoтopoe чaщe вceгo зaключaeтcя в лecoycтpoитeльнoм зoниpoвaнии. По данным Рослесинфорга, сейчас общая площадь лесов на территории России составляет 1187,6 млн га (около 65% всей площади страны). В среднем на каждого жителя приходится 5,1 лесных га. При этом с 2010 года площадь российских лесов увеличилась на 4,3 млн га. Это сопоставимо с размером территории Дании.

Комментарий юриста

Антон Емелин, адвокат, старший̆ партнер МКА «Аронов и Партнеры»:

— В лесах по общему правилу возможно только строительство рекреационных некапитальных объектов, а также благоустройство территории. По факту под таким наименованием могут быть большие капитальные здания с назначением «физкультурно-оздоровительный комплекс» (ФОК). Также бывают ситуации, когда жилые дома размещены на землях лесного фонда без оформления земельных отношений еще советского времени. Под такими домами землю не выделяли в собственность, это так называемые поселки при лесничествах. Они расположены на землях лесного фонда. Собственники таких домов сейчас могут по лесной амнистии оформить земельные участки лесного фонда в собственность. Вопрос нового строительства здесь не стоит.

Категория земли: как определить и что можно построить

Это земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. К ним относятся заповедники, национальные парки, заказники, лечебно-оздоровительные курорты и так далее. На территории таких земель запрещены все виды производств. Строительство жилых объектов и других капитальных строений возможно только с разрешения контролирующих органов (Минприроды, местных администраций).

Teppитopии, кoтopыe зaняты вoдными oбъeктaми, a тaкжe пpибpeжныe зoны вoдoeмoв. Cюдa oтнocят yчacтки пoд пpиpoдными и иcкyccтвeнными вoдoeмaми, лeдникaми, гидpoтexничecкими coopyжeниями и oбъeктaми вoднoгo xoзяйcтвa. При этом во многих случаях земли под водными объектами располагаются и на землях населенных пунктов при их нахождении в границах населенного пункта, и на землях особо охраняемых природных объектов (например, озера в национальном парке).

Законодательство позволяет переводить территории из одной категории в другую и менять ее назначение. Порядок этой процедуры peглaмeнтиpyeт Ф3 «O пepeвoдe зeмeль или зeмeльныx yчacткoв из oднoй кaтeгopии в дpyгyю». Обычно необходимость перевода земли из одной категории в другую возникает при расширении населенного пункта зa cчeт пpилeгaющиx к нeмy сельхоззeмeль или пepeвoда пpoмышлeнныx oбъeктoв в другие категории в результате peкyльтивaции.

Также категория земли может поменяться у лесов, которые будут признаны природоохраняемыми территориями. Для каждой ситуации действуют свои правила перевода. Например, включение в границы населенного пункта сельхозтерриторий потребует изменения генплана. Ранее действовало ограничение о том, что кадастровая стоимость сельхозземли должна быть ниже средней кадастровой стоимости по району. Сейчас таких ограничений нет.

Комментарий юриста

Григорий Скрипилев, руководитель практики юридической компании «Интерцессия»:

— Перевести земельный участок из одной категории в другую — возможно. Собственник земельного участка обладает таким правом. В основном перевод возможен в отношении сельхозземель, промышленных территорий. Чтобы перевести земельный участок из одной категории в другую, нужно обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган (Росреестр). В документе следует обосновать необходимость перевода земельного участка, указать кадастровый номер земельного участка и приложить дoкyмeнты, кoтopыe пoдтвepждaют пpaвa нa yчacтoк. После чего заявление будет рассматриваться, затем — вынесено решение об одобрении перевода или отказе по каким-то основаниям (ошибки в заявлении, ограничения на перевод и т. д.).

Также есть земли запаса, которые не могут использоваться, пока не будут переведены в другую категорию. Например, есть участок, который относится к землям запаса. Человек желает им пользоваться. Он может обратиться в Росреестр или местную администрацию с заявлением, что хочет стать собственником или арендовать данный земельный участок и перевести в определенную категорию. Это тоже возможно. Сложно или невозможно перевести территории, которые имеют статус особо охраняемых (заповедники, нацпарки), то же самое с землями водного фонда.

Регистрация права на земельный участок представляет собой процедуру внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) записи о праве лица на данный объект недвижимости. В результате регистрации официально признается и подтверждается возникновение, изменение, переход, прекращение права лица на недвижимое имущество. Так, например, после заключения договора купли-продажи, мены, дарения земельного участка производится госрегистрация перехода права собственности на данный объект недвижимости.

Регистрируются в ЕГРН и ограничения прав, обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. При этом договоры аренды, субаренды земельного участка, безвозмездного пользования им, заключенные на срок менее чем один год (например, на 11 месяцев), не подлежат государственной регистрации.

Процедура регистрации регулируется Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ). Условно можно выделить следующие ее этапы:

1. Обращение в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации прав.

2. Осуществление правовой экспертизы документов уполномоченным органом и внесение в ЕГРН записи о праве заявителя на объект недвижимости.

3. Выдача документов после осуществления государственной регистрации прав.

В настоящее время регистрация права на земельный участок в ЕГРН – единственное доказательство существования этого права. Отсутствие регистрации существенно затрудняет владение, пользование и распоряжение участком.

Земельный участок, права на который не зарегистрированы, не может быть сдан в аренду, выступать в качестве залога при ипотечном кредитовании.

Трудности возникают и при продаже участка. Во-первых, при совершении сделки покупатель устанавливает законного владельца, руководствуясь сведениями ЕГРН. При их отсутствии он рискует стать жертвой мошенников или совершить сделку, которая в дальнейшем будет признана недействительной. Поэтому разумный покупатель от покупки такого участка воздержится. Во-вторых, для государственной регистрации перехода права к новому собственнику требуется сперва зарегистрировать право продавца на данный объект недвижимости. Отсутствие зарегистрированного права прежнего собственника как минимум затянет процедуру купли-продажи. Подобные трудности могут иметь место при совершении и иных сделок с землей.

Информация о правообладателе в ЕГРН, помимо частных лиц, используется органами государственной власти, нотариусами. Соответственно, проблемы, связанные с отсутствием регистрации прав, возникают и при изъятии, резервировании земельного участка для государственных или муниципальных нужд, а также при оформлении наследства, дарении объекта недвижимости.

Наличие сведений о праве лица в ЕГРН минимизирует риски мошеннических действий с земельным участком, поскольку удостовериться в наличии официально зарегистрированного права может любой желающий. Таким образом, госрегистрация защищает от выбытия участка из рук законного владельца. Никто не может посягать на зарегистрированные права на земельный участок.

Вместе с тем государственная регистрация ранее возникшего права в ЕГРН проводится по желанию правообладателя. Это означает, что права на объекты недвижимости, возникшие до 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их регистрации в ЕГРН. Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на эту недвижимость, имеют такую же юридическую силу, как и записи в ЕГРН. Однако для совершения сделок с данными объектами государственная регистрация прав все же потребуется. Иначе переход права не зарегистрируют.

Регистрация права на объект недвижимости и государственный кадастровый учет связаны между собой.

Государственный кадастровый учет представляет собой внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования. Другими словами, при постановке на кадастровый учет подтверждается существование участка, который является уникальным, имеет свои индивидуальные характеристики. Ему присваивается кадастровый номер, который не может повторяться.

Государственный кадастровый учет и регистрация права на земельный участок могут проходить одновременно или по очереди в зависимости от обстоятельств (основания кадастрового учета и госрегистрации предусмотрены ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Ранее статусом «временный» обладали земельные участки, образованные и только лишь поставленные на кадастровый учет. Правообладателям давалось 5 лет со дня постановки на учет на то, чтобы зарегистрировать права на участок. Если в течение этого срока государственная регистрация прав осуществлялась, сведения об объекте теряли характер временных, а если нет – сведения аннулировались и объект исключался из государственного кадастра недвижимости.

С 2017 г. статус «временный» земельным участкам не присваивается. Законодатель стремится уйти от данного понятия, поэтому участки, которые успели получить такой статус, будут исключены из ЕГРН после 1 марта 2022 г.

«Временный» статус сохранится (ст. 72 Закона № 218-ФЗ):

  • до момента государственной регистрации права на объект недвижимости;
  • до момента государственной регистрации аренды, безвозмездного пользования, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности;
  • до 1 марта 2022 г. – крайний срок, если ранее права зарегистрированы не будут.

С 1 марта 2022 г. земельных участков со статусом «временный» в ЕГРН не останется: либо права владельцев на них будут зарегистрированы, либо данные объекты исчезнут из ЕГРН, т.е. записи о них станут «архивными».

Но пугаться не стоит: исключение объектов недвижимости из ЕГРН не означает прекращение прав на них, в том числе не говорит об их изъятии. Земельные участки могут быть изъяты для государственных и муниципальных нужд только при наличии на то оснований (ст. 49 ЗК РФ).

Исключение земельного участка из ЕГРН и переход записи о нем в статус «архивная» позволяют вновь осуществить его государственный кадастровый учет и зарегистрировать права на него. В таком случае участку будет присвоен новый кадастровый номер.

Указанный порядок снятия с кадастрового учета земельных участков после 1 марта 2022 г. не распространяется на «ранее учтенные» участки. Права их владельцев признаются юридически действительными и при отсутствии государственной регистрации.

Чтобы изменить статус «временный» на «учтенный», необходимо осуществить государственную регистрацию прав на участок. Что для этого требуется?

1. Соберите документы, которые являются основанием регистрации прав. Например: акты органов государственной власти или местного самоуправления, устанавливающие наличие прав на объект недвижимости; договоры в отношении недвижимого имущества; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты.

2. Уплатите государственную пошлину. Согласно налоговому законодательству размер госпошлины в отношении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства составляет 350 руб. для физических лиц.

В случае если права на участок были приобретены до 31 января 1998 г., госпошлину платить не требуется.

3. Обратитесь в Росреестр с заявлением о государственной регистрации прав. Подать его можно и через МФЦ. Приложите к заявлению вышеуказанные документы в бумажном виде в одном экземпляре-подлиннике. После завершения государственной регистрации вам их вернут.

4. Дождитесь внесения в ЕГРН сведений, необходимых для государственной регистрации прав. Срок регистрации прав составляет 7 рабочих дней с даты приема заявления Росреестром и 9 рабочих дней с даты приема документов в МФЦ.

В некоторых случаях госрегистрация может быть приостановлена, например если имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами (основания и сроки приостановления осуществления кадастрового учета и регистрации прав регламентированы ст. 26 Закона № 218-ФЗ).

5. Получите документы после осуществления регистрации прав.

Если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, «временный» статус изменяется с момента государственной регистрации аренды.


1 В этот день вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР, который соответствует КОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по актуальной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую и отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

Вы находитесь на сайте компании «Геодезия и кадастр». С 2003-го года мы предоставляем кадастровые услуги, подготавливаем межевые, технические планы, акты обследования и экспертные заключения в целях кадастрового учета и регистрации права. Вы всегда можете обратиться к нам за консультацией и разработкой алгоритма решения вашей задачи.

В 2022 году планируется массовая переоценка кадастровой стоимости земельных участков всех категорий (распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) от 13.01.2021 г. №Р-7).

Ниже представлен предварительный перечень земельных участков на переоценку с указанием основных характеристик, которые имеют существенное влияние на формирование кадастровой стоимости: размер площади, вид использования и местоположение.
От качества информации о характеристиках объектов недвижимости зависит точность определения их кадастровой стоимости, поэтому призываем всех граждан и организации до конца 2021 года проверить данные о характеристиках своих земельных участков, которые содержатся в ЕГРН. В случае установления расхождения данных необходимо принять меры по уточнению сведений в данных ЕГРН до конца года.

Чтобы проверить информацию о земельном участке необходимо в поиске указать кадастровый номер в формате 14:XX:XXXXXX:XXXXX

Обращаем внимание, что Предварительный перечень составлен по состоянию на 01 января 2021 года. Если по объекту вносились изменения после указанной даты, то для получения более актуальной информации необходимо обратиться в Управление Росреестра по РС(Я).

АДМИНИСТРАЦИЯ ВЕЛИКООКТЯБРЬСКОГО

СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

ФИРОВСКОГО РАЙОНА

ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

«27» сентября 2021 г. п. Сосновка № 35

Об утверждении перечня земельных участков, которым присвоены категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля муниципального образования Великооктябрьское сельское поселение Фировского района на 2022 год

Руководствуясь ст. ст. 22, 23, 24, 25 Федерального закона от 31 июля 2020 г. №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с «Положением о муниципальном земельном контроле муниципального образования Великооктябрьское сельское поселение Фировского района Тверской области» принято Решением Совета депутатов Великооктябрьского сельского поселения №79 от 27.09.2021 г., согласно критериям отнесения используемых гражданами, юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями земельных участков, правообладателями которых они являются, к определенной категории риска при осуществлении муниципального земельного контр,

Администрация Великооктябрьского сельского поселения Фировского района ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить перечень земельных участков из категории земель «Земли населенных пунктов», которым присвоены категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля муниципального образования Великооктябрьское сельское поселение Фировского района на 2022 год, согласно приложению №1.

2. Утвердить перечень земельных участков из категории земель «Земли сельскохозяйственного назначения», которым присвоены категории риска при осуществлении муниципального земельного контроля муниципального образования Великооктябрьское сельское поселение Фировского района на 2022 год, согласно приложению №2

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит размещению на информационном стенде Администрации Великооктябрьского сельского поселения Фировского района и официальном сайте Великооктябрьского сельского поселения Фировского района.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления оставляю за собой.

Глава Великооктябрьского

сельского поселения А.А. Абрамова

Приложения в прикрепленном файле


‹Возврат к списку

Приказ Росреестра от 10.11.2020 № П/0412

Роль прежнего Классификатора в наведении порядка при разработке Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) несомненна. Она не утратила своей злободневности со вступлением в силу нового перечня наименований видов разрешённого использования ЗУ.

Виды использования ЗУ устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с ПЗЗ. Правоообладатели земельных наделов могут делать выбор ВРИ из состава:

  1. основных
  2. вспомогательных

без получения дополнительных разрешений и согласований.

Если же необходимый ВРИ включён в перечень условно разрешённого использования, то для изменения существующего вида нужно решать вопрос на общественных слушаниях, получать одобрение и согласовать итоги с администрацией.

Если же будущий правообладатель участка получает первичный надел, то он также может самостоятельно выбрать основной и вспомогательный виды использования. Помощь Классификатора ВРИ в этом вопросе незаменима.

С введением нового Классификатора ситуация в плане выбора вида использования для владельцев участков не изменилась. Она даже улучшилась по причине обилия этих видов. Но вот для муниципалов работы прибавилось. В срок до 1 января 2020 года им необходимо внести изменения в действующие ПЗЗ и привести наименований ВРИ ЗУ в соответствие с классификатором.

Соответствие Классификатору может быть установлено решением органа местного самоуправления и по заявлению самого правообладателя земельного участка. И это решение о присвоении нового кода ВРИ будет основанием для внесения изменений в сведения ЕГРН о разрешённом использовании земельного участка.

О взаимосвязи Классификатора ВРИ (2019) и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.

Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:

  1. рациональное использование и управление ЗУ
  2. выполнение оценки земель
  3. ведение учёта и регистрации прав собственников
  4. определение допустимых действий по распоряжению землёй

Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:

  1. максимально допустимый размер участка
  2. ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
  3. нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
  4. имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
  5. субсидирование
  6. другие параметры

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Это категория земли, отведенная специально для компактного проживания людей и размещения объектов инфраструктуры. Земли поселений имеют чёткую границу, отделяющую их от земель других категорий.

В рамках категории земель населенных пунктов выделяют следующие виды разрешенного использования:

  1. Размещение объектов многоэтажной жилой застройки. Объекты могут располагаться хаотично, образуя улицы, или территориальными блоками, образуя микрорайоны;
  2. Земли, отведенные под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС, ИЖД);
  3. Рекреационные зоны. Могут располагаться как внутри самого поселения, так и в пригородной полосе. В соответствии со ст. 98 ЗК РФ к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. П. 2 ст. 98 ЗК РФ устанавливает состав земель рекреационного назначения в которые входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристические и оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. П. 5 ст. 98 ЗК РФ запрещается деятельность, не соответствующая целевому назначению такого ЗУ. Земли рекреации предназначены для оздоровительных функций как граждан так и сохранения природных свойств, строить на них можно, но только то, что указано в ст. 98 ЗК РФ. Кроме того, ст.ст. 285 — 286 ГК РФ предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника;
  4. Участки, застроенные промышленными объектами, административными зданиями, сооружениями коммунального хозяйства, продовольственного и не продовольственного снабжения и т.п;
  5. Земли, отводимые под транспортные узлы — вокзалы, аэропорты, речные и морские вокзалы и т.п;
  6. Расположение объектов электроснабжения;
  7. Земли, входящие в состав населенного пункта, но занятые водоемами;
  8. Участки, отведенные для размещения дорог, каналов, причалов, трубопроводов, воздушных, наземных и подземных объектов связи и т.п;
  9. Особо охраняемые природные территории в черте населенного пункта. Обычно к ним относят: парки, памятники природы, заказники, объекты, имеющие особую культурную и историческую ценность, ботанические и зоологические сады, музеи под открытым небом и т.п;
  10. Земля, предназначенная для сельскохозяйственного использования. Несмотря на созвучность с названием одной из категорий, эти земли все равно находятся в рамках целевого назначения земель поселений. К ним относят личные подсобные хозяйства (ЛПХ);
  11. Все остальные земли, которые могут быть представлены пространством улиц, площадей, участками резерва, особыми объектами, находящимися вне оборота, полосами отчуждений, охранными зонами и т.п;
  12. Зоны резерва развития поселения.

Не стоит путать разрешенное использование с формой собственности земли. На землях поселений могут размещаться объекты, находящиеся в федеральной, частной собственности, в собственности муниципалитета, субъекта федерации.

Кроме того, не стоит путать размещение отдельных строений с населенными пунктами. Например, дом лесника, пасека, производственные и жилые помещения на горнодобывающих предприятиях, не могут быть частью населенного пункта до тех пор, пока земля под ними не поменяет свою категорию.

C 05.04.2021 действует новый перечень видов разрешенного использования (ВРИ)

К ним относят земельные участки, используемые только для целей земледелия или животноводства. В свою очередь, сельскохозяйственные угодья делятся на пашни, сенокосы, пастбища, залежи (временно не обрабатываемые земли), участки с многолетними древесными насаждениями. Причем такое деление не произвольное, все виды сельхозугодий имеют специальный правовой статус, который не может быть изменен в произвольном порядке.

Особый статус имеют участки, подвергшиеся мелиорации. Это связано с тем, что для того, чтобы они приобрели необходимые ресурсные свойства, проводились затратные мероприятия по осушению, обводнения, восстановлению плодородия почвы, минимизации эрозии. Часто такие земли нуждаются в обеспечивающих бесперебойную мелиорацию работах.

Не сельскохозяйственные угодья заняты различными сооружениями вспомогательного характера. К ним могут относиться: дороги, коммуникации, защитные лесополосы, водоёмы, строения, обеспечивающие сельскохозяйственное производство.

Этот не сельскохозяйственный статус находится под действием градостроительного регламента, в то время как на сельскохозяйственные угодья его нормативы не распространяются.

Следует отметить разницу между землями сельскохозяйственного назначения и участками земель селитебных территорий, на которых разрешено ведение сельского хозяйства. В первом случае земли являются категорией и имеют целевое назначение, во втором — находятся в черте населенного пункта и имеют специфическое разрешенное использование.

Сельскохозяйственные угодья неоднородны и имеют свои подразделения по принципу кадастровой стоимости:

  • Угодья с низким и средним уровнем стоимости. К ним обычно относятся земли длительных залежей, участки, обладающие низким плодородием, подвергшиеся эрозии, загрязнению и т.п;
  • Угодья с кадастровой стоимостью значительно выше (50% и более), чем в среднем по данной территориальной единице;
  • Угодья, обладающие особой ценностью. Их кадастровая стоимость намного превышает средние величины. Обычно к ним относятся пашни, давно вовлеченные в сельскохозяйственный оборот и обладающие высоким плодородием.

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Предварительный перечень ГКО- 2022

  1. Как узнать категорию земель по кадастровому номеру
  2. Что такое категория земель (целевое назначение)
  3. Земли населенных пунктов
  4. Земли сельхозназначения
  • Подкатегории земель сельхозназначения
  • Сельскохозяйственные угодья
  • Не сельскохозяйственные угодья
  • Отличия первого от второго
  1. Земли лесного и водного фонда
  2. Земли запаса и ООПТ
  3. Что такое вид разрешенного использования земель (ВРИ)
  • Таблица основных видов разрешенного использования земельного участка
  • Условно разрешенный вид использования земельного участка
  • Вспомогательные виды разрешенного использования
  • Классификатор видов разрешенного использования земельных участков 2021 года
  1. Как узнать характеристики земельных участков для каждого ВРИ
  2. Что делать, если категория земель или ВРИ в Росреестре отличается от данных в ПЗЗ
  3. Что будет, если использовать землю не по назначению
  4. Выводы

Разделение земель на категории является следствием зонирования территорий и определения государственной стратегии. Например, к землям сельскохозяйственного назначения относятся территории с плодородной почвой, земли лесного фонда должны быть покрыты лесной растительностью, а особо охраняемые природные территории должны представлять большую ценность для науки и сохранения оптимальных свойств экологической среды.

В соответствии с нормами Земельного Кодекса, принадлежность земли к категории — это правовой режим её использования. Отсюда можно сделать вывод, что категория земель — это законодательно закрепленное описание стандартных свойств.

Обратите внимание, что категория земель и целевое назначение — это равнозначные понятия, вы можете использовать как первое, так второе. Земельный Кодекс РФ определяет 7 категорий:

  1. Земли населенных пунктов (поселений);
  2. Земли сельскохозяйственного назначения (с/х);
  3. Земли специального назначения (например, земли, занятые под промышленные и энергетические объекты, под коммуникации, объекты обеспечения безопасности страны и т.п.);
  4. Земли особо охраняемых природных территорий (ООПТ);
  5. Земли лесного фонда;
  6. Земли водного фонда;
  7. Земли государственного запаса.

Последняя категория выделена не столько по принципу использования, сколько недоиспользования. В большой стране всегда будут земли, не востребованные в системе народного хозяйства — это земельный резерв страны. Наибольший оборот земель характерен для категорий сельскохозяйственного назначения и поселений. Кроме того, появилась возможность перехода в собственность земель лесного фонда, но граждане не спешат ей пользоваться.

Далее рассмотрим каждую категорию и входящие в неё виды разрешенного использования подробнее.

Сельское хозяйство является базой существования любого общества и государства. Все это заставило законодателей выделить земли, пригодные к сельскохозяйственному использованию, в отдельную категорию.

В категорию земли сельскохозяйственного назначения входят земельные участки, расположенные вне поселений, хозяйственная функция которых состоит в том, чтобы производить сельскохозяйственную продукцию. Однако, подобно категории населенных пунктов, сельскохозяйственные земли включают в себя целый ряд земель, имеющих своё разрешенное использование.

В пределах земель сельскохозяйственного назначения могут быть следующие виды разрешенного использования:

  • Участки, занятые дорогами вместе с полосами отчуждения;
  • земли, занятые лесной растительностью (лесополосы, выполняющие функцию защиты полей, лесные участки иного предназначения);
  • участки, занятые под хозяйственные строения;
  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • сады;
  • залежные земли.

Залежь может носить характер специального использования, например, с целью повышения плодородия почвы, а может быть вынужденной, когда владелец или пользователь по каким-то причинам прекращает обработку земли в соответствии с её разрешенным использованием. Обычно под залежью понимается последний случай. Преднамеренный перевод земель в залежь обычно производится при потере хозяйственной и экологической ценности участков в связи с природной и техногенной катастрофами, длительным загрязнением, эрозией почвы.

Категория земель лесного и водного фондов предполагает их хозяйственное использование, но только в рамках разрешенного вида деятельности:

  • На землях лесного фонда ведется лесное хозяйство, которое чаще всего заключается в лесоустроительном зонировании. По его результатам все земли этой категории делятся на участки, где ведутся рубки и на участки, где лес восстанавливается;
  • Земли водного фонда — это территории с водными объектами, водоохранные зоны естественных водоёмов, зоны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений.

Эти две категории земель изъяты из оборота. Земли особо охраняемых природных территорий являются, как правило, государственной собственностью, хотя закон допускает нахождение этих участков в частной собственности. Просто в России еще не было подобных прецедентов.

Земли, признанные особо ценными для общества, переводятся из одной категории в другую, изымаются из оборота и хозяйственного использования. Их обратный перевод в другую категорию законом не предусмотрен. Земли запаса нельзя использовать в хозяйственных целях, но можно перевести в иную категорию и с определенным разрешенным использованием.

Понятие разрешенного использования земельного участка носит уточняющий характер в рамках целевого назначения. Введение этого понятия является следствием более детального зонирования территории в масштабах субъекта федерации, региона или иного территориального деления. Однако, земельный участок, находящийся в собственности фермера, в рамках одного и того же целевого назначения может иметь иное разрешенное использование.

Кроме того, существует деление разрешённого вида использования на следующие типы:

  1. основные;
  2. условно разрешённые;
  3. вспомогательные.

На участках с кодом:

  • 13.1. – ведение огородничества (только некапитальное строительство);
  • 13.2. – ведение садоводства;
  • 13.3. – ведение дачного хозяйства.

На участках с кодом 1.0. – сельскохозяйственное использование (вспомогательные сооружения для ведения хозяйства), на участках с кодом 4.0 – предпринимательство (строительство нежилых зданий с целью получения прибыли).

С 2014 года в документах наряду со старыми, появляются и новые виды разрешенного использования. Также, потребуют решения отдельные вопросы.

Например, в некоторых городах производственные зоны на картах зонирования обозначаются по отдельности, в зависимости от опасности детальности (вредных выбросов, возможности взрыва), а в классификаторе все сведено в единую производственную деятельность.

Вид разрешенного использования является частью градостроительного регламента, который, в свою очередь, входит в Правила землепользования и застройки (наряду с картой градостроительного зонирования).

Все эти документы повлияли на создание классификации видов разрешенного использования земельных участков.

Таким образом, с принятием этого документа вид использования присваивается сразу всей зоне (которые выделены на карте зонирования) и включает в себя и основные, и вспомогательные, и условно разрешенные виды сразу.

Это является плюсом, так как у участка появляется большее количество возможностей использования, которые можно легко сменить.

Главной функцией кодовой систематизации является отражение условий землепользования. Переоформление статуса регулируется на уровне местного законодательства, а каждый ВРИ определяется отдельным документом.

Получить информацию об участке земли, приобретенной в Московской области, можно следующими способами:

  1. Посетить сайт Росреестра. Для получения необходимых данных необходимо оплатить государственную пошлину, отправить запрос, ознакомиться с предоставленными сведениями;
  2. Взять выписку из ЕГРН. Данный документ пришел на замену кадастровому паспорту. В нем можно увидеть сведения о технической информации и правах в отношении земельного участка. Выписку можно взять в кадастровой палате или на специализированных сайтах. В перечне необходимых документов присутствует квитанция об уплате госпошлины, доверенность, паспорт.

Подробный обзор категорий земель и видов разрешенного использования 2021

Классификатор земельных участков состоит из 13 категорий. Все загородные земли можно отнести к следующим разделам:

  1. Постройки и сооружения, которые используют в сельскохозяйственных целях (1.1-1.18). Они представляют собой особо важные объекты. Именно этим обусловлен строгий надзор за деятельностью, производимой на указанных участках. Определяющим фактором становится расположение земли;
  2. Дачные и садовые хозяйства (13.1-13.3);
  3. Индивидуальное строительство (2.0). Частные дома, к которым прилагается придомовой участок. Исключением может стать оздоровительные учреждения, гостиничные комплексы, временное жилье и заведения исправительного характера.
  4. Здания, предназначенные для предпринимательской деятельности (4.0).
  5. Земельные ресурсы, используемые в целях рекреации (5.0). К ним относят туристические базы, гостиницы, места для охоты и рыбалки.
  6. Промышленные земли, разрешенные под размещение производства (6.0). Многие объекты расположены на периферии.
  7. Безопасность и оборона (8.0). Полигоны, поселения, наблюдательные вышки и оружейные склады.
  8. Курорты, охрана и изучение природных ресурсов (9.0-11.0).
  9. Владения, предназначенные для общего использования (12.0).

Основная систематизация ВРИ произошла еще в 2014 году. Они делятся на:

  • основной вид разрешенного использования
  • вспомогательный ВРИ
  • условный ВРИ

Участки, которым присваивают основные ВРИ, обладают полным кодом. Их можно использовать только так, как указано в документации, регулирующей Земельный фонд. Если гражданин нарушил указания, установленные в отношении определенных участков, на него накладывают санкции. Личное мнение владельца значения не имеет.

Недвижимое имущество может менять свой статус. Это объясняется разным предназначением земли и потребностями их владельца.

При возникновении необходимости в изменении вида собственник земельного участка должен обратиться в архитектурный отдел, МФЦ, Кадастровую палату. При себе нужно иметь следующие документы:

  1. паспорт гражданина РФ;
  2. подтверждение полномочий владельца, доверенность (если заявление подает представитель);
  3. согласие на смену ВРИ;
  4. свидетельство о праве собственности.
  • ОКПО по ИНН
    Поиск кода ОКПО по ИНН
  • ОКТМО по ИНН
    Поиск кода ОКТМО по ИНН
  • ОКАТО по ИНН
    Поиск кода ОКАТО по ИНН
  • ОКОПФ по ИНН
    Поиск кода ОКОПФ по ИНН
  • ОКОГУ по ИНН
    Поиск кода ОКОГУ по ИНН
  • ОКФС по ИНН
    Поиск кода ОКФС по ИНН
  • ОКВЭД2 по ИНН
    Поиск основного кода ОКВЭД2 по ИНН
  • ОГРН по ИНН
    Поиск ОГРН по ИНН
  • Узнать ИНН
    Поиск ИНН организации по названию, ИНН ИП по ФИО

Классификатор видов разрешенного использования земельных участков

  • Классификатор ЕСКД
    Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов ОК 012-93
  • ОКАТО
    Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления ОК 019-95
  • ОКВ
    Общероссийский классификатор валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000
  • ОКВГУМ
    Общероссийский классификатор видов грузов, упаковки и упаковочных материалов ОК 031-2002
  • ОКВЭД 2
    Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2)
  • ОКГР
    Общероссийский классификатор гидроэнергетических ресурсов ОК 030-2002
  • ОКЕИ
    Общероссийский классификатор единиц измерения ОК 015-94 (МК 002-97)
  • ОКЗ
    Общероссийский классификатор занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08)
  • ОКИН
    Общероссийский классификатор информации о населении ОК 018-2014
  • ОКИСЗН-2017
    Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения. ОК 003-2017 (действует c 01.12.2017)
  • ОКОГУ
    Общероссийский классификатор органов государственного управления ОК 006 – 2011
  • ОКОК
    Общероссийский классификатор информации об общероссийских классификаторах. ОК 026-2002
  • ОКОПФ
    Общероссийский классификатор организационно-правовых форм ОК 028-2012
  • ОКОФ 2
    Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) (действует с 01.01.2017)
  • ОКП
    Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (действует до 01.01.2017)
  • ОКПД2
    Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008)
  • ОКПДТР
    Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94
  • ОКПИиПВ
    Общероссийский классификатор полезных ископаемых и подземных вод. ОК 032-2002
  • ОКПО
    Общероссийский классификатор предприятий и организаций. ОК 007–93
  • ОКС
    Общероссийский классификатор стандартов ОК (МК (ИСО/инфко МКС) 001-96) 001-2000
  • ОКСВНК
    Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации ОК 017-2013
  • ОКСМ
    Общероссийский классификатор стран мира ОК (МК (ИСО 3166) 004-97) 025-2001
  • ОКСО 2016
    Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-2016 (действует с 01.07.2017)
  • ОКТС
    Общероссийский классификатор трансформационных событий ОК 035-2015
  • ОКТМО
    Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований ОК 033-2013
  • ОКУД
    Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93
  • ОКФС
    Общероссийский классификатор форм собственности ОК 027-99
  • ОКЭР
    Общероссийский классификатор экономических регионов. ОК 024-95
  • ОКУН
    Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93
  • ТН ВЭД
    Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД ЕАЭС)
  • КУВЭД
    Классификатор услуг во внешнеэкономической деятельности
  • Классификатор ВРИ ЗУ
    Классификатор видов разрешенного использования земельных участков
  • КОСГУ
    Классификатор операций сектора государственного управления
  • ФККО
    Федеральный классификационный каталог отходов (действует с 24.06.2017)
  • КСР
    Классификатор строительных ресурсов
  • Классификатор
    Классификатор правовых актов РФ
  • ББК
    Библиотечно-библиографическая классификация
  • УДК
    Универсальный десятичный классификатор
  • МКБ-10
    Международная классификация болезней
  • АТХ
    Анатомо-терапевтическо-химическая классификация лекарственных средств (ATC)
  • МКТУ-11
    Международная классификация товаров и услуг 11-я редакция
  • МПК
    Международная патентная классификация
  • МКПО-10
    Международная классификация промышленных образцов (10-я редакция) (LOC)
  • ЕТКС
    Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих
  • ЕКСД
    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих
  • Профстандарты
    Справочник профессиональных стандартов
  • Должностные инструкции
    Образцы должностных инструкций с учетом профстандартов
  • ФГОС
    Федеральные государственные образовательные стандарты
  • Вакансии
    Общероссийская база вакансий Работа в России
  • Кадастр оружия
    Государственный кадастр гражданского и служебного оружия и патронов к нему
  • Правила по охране труда
    Действующие правила по охране труда Минтруда РФ

Кaтeгopии зeмeль — этo cиcтeмa клaccификaции вcex тeppитopий PФ, кoтopaя ocнoвaнa нa иx цeлeвoм нaзнaчeнии. B cвoю oчepeдь, цeлeвoe нaзнaчeниe — этo cиcтeмa xapaктepиcтик: экoлoгичecкиx, биoлoгичecкиx, гeoлoгичecкиx, кoтopыe oпpeдeляют цeль и cпocoб экcплyaтaции зeмли. Oбщee кoличecтвo кaтeгopий — 7.

Paздeл нa кaтeгopии пoмoгaeт coxpaнить и зaщитить зeмли кaк пpиpoдный oбъeкт, пoэтoмy пpи клaccификaции yчитывaют фaктичecкoe cocтoяниe тeppитopии. Для кaждoй кaтeгopии нa зaкoнoдaтeльнoм ypoвнe ycтaнaвливaют peжим иcпoльзoвaния.

Нaпpимep, ecли нa yчacткe pacтeт лec, eгo oтнocят к зeмлям лecнoгo фoндa. Cooтвeтcтвeннo, в cилy пpиpoдныx xapaктepиcтик мecтнocти, иcпoльзoвaть этy тeppитopию для cтpoитeльcтвa зaвoдa или фaбpики нepaциoнaльнo. Пoд пpoмышлeнныe oбъeкты, oбычнo, выдeляют бeзжизнeнныe тeppитopии: пycтoши, кaмeниcтыe paвнины. Блaгoдapя этoмy, биocфepe нaнocитcя минимaльный вpeд. Пo этoй жe cиcтeмe oцeнки, пoд ceльcкoe xoзяйcтвo oтвoдят зeмли c плoдopoднoй пoчвoй, a oxpaнe пoдлeжaт тeppитopии c yникaльным, иcчeзaющим лaндшaфтoм и пpиpoдным миpoм.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *