Как перейти на ФСБУ 6/2020 «Основные средства» в программе 1С:Бухгалтерия 8 редакция 3.0
10,5 тыс. 2
Федеральный стандарт «Выплаты персоналу» был утвержден приказом Минфина РФ от 15.11.2019 года № 184н для применения в органах власти и местного самоуправления, органах управления государственных внебюджетных фондов, получателей бюджетных средств, государственных и муниципальных автономных и бюджетных учреждениях. В соответствии с ним для госсектора были выделены две группы выплат: текущие и отложенные. Чем же они отличаются?
Текущие выплаты всегда имеют определенных срок исполнения, характеризуются конкретным размером и объектом их учета является отдельное денежное обязательство. А вот объектом отложенных выплат является отдельное обязательство перед физлицом, размер которого нужно рассчитать путем оценки обязательств на неопределенный период действия.
К ним относятся:
оплата основных и дополнительных отпусков сотрудникам за отработанное время;
компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении сотрудника или по заявлению;
страховые взносы, начисленные на вышеуказанные пункты.
Чтобы оценить отложенные выплаты необходимо сформировать резерв, который можно создать по следующему алгоритму:
В учетной политике закрепить выбранный метод расчета.
Определить в кадровом производстве количество неиспользованного отпуска по всем сотрудникам.
Рассчитать среднюю заработную плату в целом по учреждению или среднедневной заработок по каждому сотруднику.
Рассчитать резерв по выбранному методу.
Методов для расчета резерва всего три: по учреждению в целом, по категориям сотрудников и по отдельному работнику. Подробное описание каждого из этих методов вы можете найти в письме Минфина РФ от 20 мая 2015 г. №02-07-07/28998.
Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается согласно методике расчета резерва на оплату отпусков.
Исключения составляют госучреждения, которым сложно выполнять расчет с применением рекомендованных Минфином методов. В этом случае для расчета норматива берутся данные за прошлый год, т.е. вся сумма фактически выплаченных прошлогодних отпускных делится на общий фонд заработной платы и полученный результат умножается на ФОТ за определенный период. Аналогично рассчитываются и взносы.
Для равномерного отнесения на финансовый результат отложенных расходов в бюджетном учете используется счет 401.60. Учет резерва на данном счете позволяет получить полные и достоверные сведения об обязательствах учреждения по методу начисления, который предусматривает отражение расходов в периоде, к которому они относятся, независимо от того, когда выплачены средства.
По истечении каждого отработанного месяца у сотрудника возникает право на соответствующие дни отпуска, а у работодателя – обязанность по предоставлению выплат за эти дни. Соответственно, появляется основание для отражения обязательств на счете 401.60. Если брать во внимание резерв на оплату отпусков, то можно использовать отдельный счет 401.61, но для этого его нужно закрепить в учетной политике. С учетом трудозатрат учреждение может установить удобную периодичность для начисления, например, один раз в месяц или реже.
Операции санкционирования на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 500.90. Для отражения отложенных обязательств предназначен счет 502.99.
В текущем году отпускные и страховые взносы начисляются за счет созданного ранее резерва согласно Расчетно-платежной ведомости, Расчетной ведомости, Записке-расчету об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска.
Несмотря на то что польза от ведения учета резервов очевидна, это достаточно трудоемкий процесс и за отказ от создания обязательств должностные лица учреждения могут быть привлечены к административной ответственности. Если резерв не будет отражен на счете 401.60, грозит штраф до 30 000 рублей. А за искажение данных по счету 401.60 в отчетности предусмотрены следующие штрафы:
От 1% до 10% – от 1000 до 5000 рублей.
От 1% до 10% на сумму свыше 100 000 до 1 млн. рублей включительно – от 5000 до 15 000 руб.
Более 1% – от 15 000 до 30 000 руб.
На 31 декабря 2021 г. количество неиспользованного отпуска по всем сотрудникам составило 53 дня. Среднедневная заработная плата в целом равна 1432 рубля. Учреждение применяет ставку страховых взносов в размере 30,2 %. Применяем формулу:
Р = (К1 × Зпср1 + К2 × Зпср1 + К3 × 3пср3) + (К1 × Зпср1 + К2 × Зпср1 + К3 × 3пср3) × С
где Р – резерв;
К* – количество всех дней неиспользованного отпуска каждой категории работников;
Зпср* – средняя заработная плата, рассчитанная по каждой категории работников;
С – ставка страховых взносов.
Производим расчет: 53 дня*1432 руб. + 53 дня *1432 руб. * 30.2 % = 98 816,6 руб.
Пример 2.
На 31 декабря 2021 г. количество неиспользованного отпуска по всем сотрудникам категории руководители составило 16 дней, у бухгалтерии – 10. Среднедневной заработок равен 2000 руб. и 1500 руб. соответственно.
Определяем резерв отпусков для категории руководители:
16 дней * 2000 руб. = 32 000 руб. – сумма оплаты отпусков
32 000 руб. * 30.2% = 9664 рублей – сумма страховых взносов.
32 000 руб. + 9664 рублей = 41 664 руб.
Определяем резерв отпусков для категории бухгалтерия:
10 дней * 1500 рублей = 15 000 руб. – сумма оплаты отпусков
15 000 руб. * 30.2% = 4530 руб. – сумма страховых взносов.
15 000 руб. + 4530 руб. = 19 530 руб.
Бухгалтер по итогу должен отразить в резерв по всем категориям 61 194 рублей.
Пример 3.
В этом случае используется формула:
Р = К × Зп + К × Зп × С
где Р – резерв;
К – количество не использованных сотрудником дней отпуска за период с начала работы на дату расчета;
Зп – среднедневной заработок сотрудника, рассчитанный по правилам расчета среднего заработка для оплаты отпусков на дату расчета резерва;
С – ставка страховых взносов.
На 31 декабря 2021 г., количество неиспользованных дней отпусков всех сотрудников – 21 день, в том числе: Иванов И.И. – 6, Петров П.П. – 15. Среднедневной заработок 1524 руб. и 1750 руб. соответственно.
Резерв отпусков Иванова равен 9144 руб., а у Петрова – 26 250 руб.
Резерв по взносам Иванова равен 2761,49 руб., а у Петрова – 7927,50 руб.
Общая сумма резерва у Иванова равна 11 905,49 руб., а у Петрова – 34 177,50 руб.
Общая сумма резерва равно 46 082,99 руб.
Ни налоговый кодекс, ни ПБУ не дают чётких указаний по расчёту резерва. Каждая организация вынуждена сама устанавливать порядок определения величины РО. Есть общие рекомендации Минфина для бюджетных учреждений (Письмо от 20.05.2015 №02-07-07/28998), как определить величину резерва отпусков.
Сперва сотрудников организации нужно поделить на группы по принципу: в одну группу попадают работники, доход которых учитывается на одном и том же счёте учёта затрат.
Например: если доход работников учитывается по дебету 44 счёта, то они относятся к одной группе, а работники, чья зарплата учитывается по дебету 20 счёта (основное производство) попадают в другую группу.
Рассчитываем величину РО и не забываем про взносы во внебюджетные фонды. Для определения величины РО нужно выбрать способ расчёта:
Чтобы обязательство было признано оценочным, оно должно соответствовать ряду признаков (ПБУ 8/2010):
Обязательства появились в прошлом и избежать расходов не получится. Например, отпускные — избежать выплаты отпускных точно не удасться.
Выполнение обязательств снижает доход предприятия.
Размер оценочного обязательства возможно заблаговременно определить. То есть, создавать резерв можно только в том случае, если размер трат можно подсчитать.
Отпускные выплаты соответствуют всем заявленным признакам, соответственно, они относятся к оценочным обязательствам и должны быть отражены в бухучёте.
VIDEO
Напомнит о сроках сдачи
Учёт переносы в выходные и праздники
Настраивается по вашим параметрам
Учитывает совмещение налоговых режимов
Если организация решает считать отпускной запас по каждому сотруднику, используется такая формула:
РО = К × ЗП,
где:
РО — резерв отпусков;
К — остаток не использованных сотрудником дней отдыха;
ЗП — его среднедневной заработок.
ВАЖНО! Во всех трех случаях все данные берутся на день расчета.
Также надо определить сумму запаса на оплату страховых взносов. Для этого используется формула:
Рсв = К × ЗП × С,
где:
Рсв — запас расходов на страховые взносы;
С — ставка страховых взносов.
Просуммировав оба полученных значения, получим сумму, которая резервируется для оплаты отдыха.
Как изменили порядок расчета резерва на выплату годовых премий?
Рассмотрим еще один вариант формирования резерва на отпуска в бухгалтерском и налоговом учете с примером расчета в 2021 г. Допустим, у сотрудников учреждения накопилось 450 дней отпуска, а средняя дневная зарплата составляет 1500 рублей.
Дополнительная сумма составит 1500 руб. × 450 дн. = 675 000.
Суммарная ставка 30,2 %, поэтому сумма на оплату страховых взносов = 675 000 × 0,302 = 203 850.
Итого необходимо зарезервировать 675 000 + 203 850 = 878 850.
Самая сложная формула, выглядит она так:
РО = К1 × ЗПср1 + К2 × ЗПср2 + К3 × ЗПср3,
где:
К1, К2, К3 — неиспользованные дни оплачиваемого отдыха по каждой категории работников;
ЗПср1, ЗПср2, ЗПср3 — средняя зарплата для каждой категории работников.
Запас на страховые взносы считаем по формуле:
Рсв = (К1 × ЗПср1 + К2 × ЗПср2 + К3 × ЗПср3) × С.
Пускай на начало года данные по категориям сотрудников таковы:
по управленческому персоналу: остаток отпускных дней — 300 календарных дней, среднедневной заработок — 2000,00 руб.
по хозяйственному персоналу: остаток дней — 200 календарных дней, среднедневной заработок — 1200,00 руб.
Резервная сумма = 2000 руб. × 300 дн. + 1200 руб. × 200 дн. = 840 000.
Суммарная ставка 30,2 %, следовательно, сумма на оплату страховых взносов = 840 000 × 0,302 = 253 680.
Итого следует зарезервировать 840 000 + 253 680 = 1 093 680.
Помимо этого, бухгалтеру коммерческой организации и НКО понадобятся такие проводки:
Для отпускных и компенсаций:
дебет — 96 «Резервы предстоящих расходов», субсчет «Резерв на оплату отпусков»;
кредит — 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Для взносов:
дебет — 96 «Резервы предстоящих расходов», аналогичный субсчет;
кредит — 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».
Как создать и использовать резерв на оплату отпусков: 7 правил
Отвечая на вопрос, кто обязан создавать резервы по отпускам в налоговом учете, обратимся к положениям НК РФ, содержащимся в статье 324.1. В налоговом учете создание такого оценочного обязательства является правом, а не обязанностью компании. Но если вы хотите избежать учета временных разниц, то есть смысл принять решение о том, чтобы предусмотреть начисление резерва на оплату отпусков в налоговом учете. В этом случае в расходах тоже учитываются отчисления в резерв, но не учитываются отпускные и начисленные на них страховые взносы.
Порядок создания описан в Налоговом кодексе в статье 324.1. Если компания примет решение о его формировании, то в учетной политике необходимо отразить:
сам факт принятия решения;
способ резервирования;
максимальное отчисление на текущий налоговый период;
процент отчисления.
ООО «Компания» создает оценочное обязательство на выплату отпускных. По состоянию на 31.12.2020:
остаток начисленного ранее оценочного обязательства составляет 410 000 руб.;
численность работников — 50 человек;
средняя месячная зарплата — 25 000 руб.;
количество неиспользованных отпускных дней — 450.
Бюджетные и автономные учреждения при отражении операций используют собственный план счетов, установленный приказом Минфина №157н от 01.12.2010. Минфин в письме №02-07-07/28998 от 20.05.2015 рекомендует, как считать резерв отпусков на 2021 год в бюджетном учреждении: определяется оценочное обязательство ежемесячно исходя из данных о неиспользованных днях отдыха на последний день месяца.
Производить расчет резерва отпусков на 2021 год в бюджетном учреждении предлагается одним из трех методов.
\n\n
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
\n\n
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
\n\n
Создание и учет резерва отпусков в казенном учреждении
\n\n
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
Как создать резерв по сомнительным долгам: пошаговый план от Минфина
Разграничивать ремонт и реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение очень важно — от этого зависит правильность формирования налогооблагаемой базы предприятия.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям (п. 2 ст. 257 НК РФ). Эти суммы не будут списываться на расходы в момент завершения ремонта, а будут переноситься на себестоимость продукции частями в течении определенного срока в составе амортизационных отчислений.
А расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения. Согласно ст. 260 НК РФ расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат.
Обычно задача бухгалтера — включить в себестоимость затраты единовременно в текущем периоде, естественно, в установленных законом рамках, чтобы снизить налогооблагаемую базу предприятия и, соответственно, налог на прибыль.
Однако иногда возникает и совершенно обратная необходимость, а именно показать, что у предприятия есть прибыль. Это может быть необходимо для привлечения инвесторов, продажи долей (акций) или всего бизнеса, демонстрации эффективности управления, наконец, чтобы получить налоговые льготы. И в этом случае крупные расходы на ремонт основных средств стараются отразить в составе капитализируемых сумм.
Казалось бы, если расходы на ремонт включены в себестоимость отчетного периода, то каким образом этими суммами можно влиять на сроки уплаты налога на прибыль? Можно. Причем речь идет даже об еще не совершенных расходах. Такую возможность предоставляет п. 3 ст. 260 НК РФ: для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.
К сведению
Порядок создания резерва прописан в ст. 324 НК РФ.
Решение об образовании резерва расходов на ремонт основных средств должно быть закреплено в приказе об учетной политике. Также в учетной политике приводится норматив отчислений в резерв (утверждается налогоплательщиком самостоятельно). Соответственно, отчисления в резерв будут производиться исходя из совокупной стоимости основных средств и утвержденных нормативов отчислений.
[1][1] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Д. В. Кислов, канд. экон. наук
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2019.
Казалось бы, если расходы на ремонт включены в себестоимость отчетного периода, то каким образом этими суммами можно влиять на сроки уплаты налога на прибыль? Можно. Причем речь идет даже об еще не совершенных расходах. Такую возможность предоставляет п. 3 ст. 260 НК РФ: для обеспечения в течение двух и более налоговых периодов равномерного включения расходов на проведение ремонта основных средств налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств.
К сведению
Порядок создания резерва прописан в ст. 324 НК РФ.
Решение об образовании резерва расходов на ремонт основных средств должно быть закреплено в приказе об учетной политике. Также в учетной политике приводится норматив отчислений в резерв (утверждается налогоплательщиком самостоятельно). Соответственно, отчисления в резерв будут производиться исходя из совокупной стоимости основных средств и утвержденных нормативов отчислений.
[1][1] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 № 7 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств».
Д. В. Кислов, канд. экон. наук
Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник экономиста» № 5, 2019.
Особенности создания и распоряжения резерва по сомнительным долгам законодательно однозначно не регламентированы. Организации должны самостоятельно разработать соответствующие положения и закрепить их во внутренних нормативных актах. При этом нужно учитывать общепринятые особенности регламентации финансовых резервов фирмы.
Основание создания – для этого типа резерва им послужат результаты проведенной в последний отчетный день инвентаризации дебиторских задолженностей.
Размер резервных отчислений – для каждого неплательщика определяется по отдельности (аналитический учет сомнительных долгов). При этом учитывается состоятельность каждого партнера (реальные финансовые перспективы и возможности в полной или частичной отдаче долга).
Способ создания резерва может выбираться организацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и нюансов самой задолженности. Выделяют три возможных способа создания резервного фонда по сомнительным долгам:
интервальный – величина резервных отчислений рассчитывается каждый расчетный период (месяц, квартал) путем вычисления процента от суммы задолженности, который может меняться в зависимости от степени просрочки выплаты;
экспертный – оценивается величина долга, которая не будет выплачена в положенный срок, отдельно по каждому должнику, это и будет суммой резервных отчислений;
статистический – учитываются данные по безнадежным долгам сразу за несколько отчетных периодов по разным видам задолженностей.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.
Для отражения сомнительных долгов в балансовом учете предназначена строка 1230. В ней отражается сумма долгов за вычетом созданного по ним резерва.
Создание или доначисления в резерв проходят по строке 2350 финансового отчета («Прочие расходы»).
Отдельно остаток на счете 63 «Резервы по сомнительным долгам» в балансе не отображается, просто соответственно уменьшается общая величина дебиторской задолженности.
В налоговом учете отражать сомнительные задолженности и резерв по ним не обязательно. Но если бухгалтерия сочтет нужным это делать, это право обеспечивается и регламентируется ст. 266 НК РФ.
При налогообложении определение сомнительной и безнадежной задолженности ничем не отличается от бухгалтерских целей. Подробную разницу мы рассматривали выше. Отличается сама процедура создания и изменения в резерве по таким задолженностям:
если срок задолженности превышает 3 месяца, то сумма резерва будет полностью эквивалентна сумме долга;
если время оплаты долга просрочено на период от 45 до 90 дней, в резерв можно внести только половину суммы;
до 45-дневной просрочки долга вносить изменения в резерв не разрешается.
По каждой сомнительной задолженности должен постоянно вестись аналитический учет для оперативной реакции в случае изменения финансовой ситуации должника.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В налоговом учете резерв по сомнительным долгам правомерно применять исключительно на покрытие убытков по списанным безнадежным задолженностям.
Первый тип резервов, который может создавать компания, — это резерв по сомнительным долгам. Представим ситуацию: компания заключила договор с покупателем и отгрузила товар. Однако контрагент не произвел оплату в срок, а обеспечение задолженности не предусматривалось. Такая задолженность переходит в категорию сомнительной. Согласно ст. 266 НК РФ, организация-кредитор может создать резерв по такому долгу и принять эту сумму в качестве внереализационного расхода в текущем отчетном/налоговом периоде. Величина средств, которую разрешается учесть, определяется в ходе инвентаризации задолженности покупателей на отчетную дату.
На практике встречаются ситуации, когда вы имеете встречное обязательство перед контрагентом. В учете одновременно возникают дебиторская и кредиторская задолженности. Сомнительным долгом здесь может выступать только та часть, которая превышает ваше обязательство перед контрагентом.
Резерв сомнительных долгов в налоговом учете в 2021 году формируется в зависимости от числа дней просрочки оплаты:
более 90 дней: на всю сумму задолженности;
от 45 до 90 дней (включительно): на сумму, равную 50 % от долга;
менее 45 дней: задолженность не включается в сумму резерва.
Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.
Резерв начисляется при продаже товаров или работ. В этот же момент он включается в состав расходов (ст. 267 НК РФ). Размер резервируемой суммы ограничен и рассчитывается следующим образом:
определяется доля фактических издержек на ремонт по гарантии и обслуживание в выручке от продаж данных товаров/работ за три предыдущих года (без НДС);
исчисленная доля умножается на текущую выручку от реализации данных товаров и услуг за отчетный (налоговый) период.
Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.
Издержки на ремонт и обслуживание относятся к категории прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Все затраты, связанные с гарантией, списываются за счет резерва. Та часть, которая не израсходована полностью, переносится на следующий налоговый период. По его окончании величина вновь формируемого резерва сопоставляется с остатком. Если вы получаете меньшую сумму, то разность требуется учесть как внереализационный доход.
Когда вы прекращаете продажу продукции/работ с гарантией, весь оставшийся не использованным резерв следует отнести на доходы.
Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.
Начисление резерва отпусков в налоговом учете осуществляется ежемесячно, а процент отчислений берется исходя из отношения планируемых расходов по отпускам, включая взносы, к планируемым расходам на оплату труда. Определить такие затраты можно, например, исходя из соответствующих издержек прошедшего периода. Полученная доля умножается на фактический объем расходов на оплату труда.
Расходы на создание резервов по отпускам следует относить на тот счет учета, где указывается заработная плата работника. Таким образом, выделяются группы: сотрудники производства, администрации и т.д.
В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.
Если зарезервированных сумм не хватило на покрытие издержек по отпускам, эта разница учитывается как расход на оплату труда.
Если в учете числится остаток, это значит, что сотрудники не полностью использовали свое право на отпуск. Здесь возможны два варианта:
когда вы не планируете создавать резерв в следующем году, остаток просто списывается как внереализационный доход;
если создание резерва по-прежнему целесообразно для предприятия, его остаток подлежит корректировке. Для этого сначала рассчитывается резерв по неиспользованным отпускам. Он равен произведению среднедневного заработка сотрудника и фактического числа неиспользованных дней отпуска. После этого определяется разница между остатком на отчетный день и уточненным резервом:
Как рассчитать резерв отпусков на 2021 год
Помимо вышеуказанных Налоговым кодексом предусматривается создание и других резервов. К ним относятся, в частности, резервы по ремонту основных средств предприятия, а также резервы по предстоящим расходам на НИОКР. Отметим, что некоторые виды резервов, которые предусмотрены бухгалтерским учетом, не затрагивают налоговый учет. Резерв по незавершенным судебным делам является оценочным обязательством наряду с прочими расходами будущих периодов, однако не создается в налоговом учете и не включается в расчет базы по налогу на прибыль.
Еще одним различием резервов в бухгалтерском и в налоговом учете является то, что во втором случае их создание является правом плательщика. Для бухгалтерского учета резерв — это обязанность, закрепленная ПБУ. Она обусловлена необходимостью максимально достоверно отражать финансовое положение и результаты деятельности.
VIDEO
Согласно п. 1 ст. 324.1 НК РФ, компании, которые принимают решение о том, чтобы планомерно отражать в налоговом учете предстоящие расходы по отпускам, обязательно должны включить соответствующее положение в учетную политику для целей налогообложения. При этом следует отразить: какой метод резервирования средств будет использоваться, какова максимальная сумма отчислений и какой ежемесячный процент будет отчисляться в резерв.
Указанные сведения берутся не просто так ─ для документального подтверждения информации следует сформировать особый расчет (или смету).
В этом документе отражается расчет ежемесячной величины отчислений на основании плановой величины расходов на оплату отпусков (с учетом страховых взносов). Законодательно утвержденной формы расчета нет, а потому компании разрабатывают ее самостоятельно и включают в учетную политику в качестве приложения.
Что касается процента отчислений, то он рассчитывается по формуле:
Плановая годовая величина расходов на отпуск / Плановая годовая величина расходов на оплату труда
Согласно п. 3 ст. 324.1 НК РФ, по итогам налогового периода хозяйствующий субъект должен проводить инвентаризацию сформированного резерва по отпускам. Если он использован неполностью, то есть по итогам периода имеются неиспользованные суммы, их нужно включать в базу по налогу на прибыль текущего периода.
Если размера сформированного резерва оказалось недостаточно, то отпускные и страховые взносы по ним, не вошедшие в резерв, включаются в затраты для определения базы по налогу на прибыль.
Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений давно привыкли к начислению резерва на оплату отпусков, включая платежи на обязательное социальное страхование. Такой резерв формировался согласно п. 302.1 Инструкции № 157н.
Что же изменилось сейчас? Да практически ничего. НО! С 01.01.2021 начал действовать федеральный стандарт «Выплаты персоналу» *(4). И теперь создание данного вида резерва регулируется самим стандартом, хотя суть осталась прежней. Поэтому в данном случае можно не волноваться и продолжать начислять резерв в обычном порядке.
А вот резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты – новшество учета. Формирование этого вида резерва также предусматривается стандартом «Выплаты персоналу». Резерв создается при следующих условиях:
выплаты в отношении бывших работников предусмотрены законами РФ, субъектов РФ и (или) актами органов местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении. Исключение — пенсионные выплаты из бюджета Пенсионного фонда РФ);
выплаты предусмотрены локальными нормативными актами в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы.
Причем, на выплаты в виде выходных пособий резерв не создается.
Таким образом, резерв на оплату отпусков и резерв на пенсионные и иные аналогичные выплаты объединены общим понятием — «Резерв предстоящих расходов по выплатам персоналу». При этом организации бюджетной сферы должны проанализировать свою деятельность на предмет наличия (отсутствия) оснований для формирования резерва на пенсионные и иные аналогичные выплаты. Если такие основания имеют место быть, то создание нового вида резерва должно осуществляться не в межотчетный период, а текущими операциями 2021 года.
Данный вид резерва также достаточно новое явление. Однако в первый раз сформировать такой резерв при наличии оснований учреждению следовало уже по состоянию на 01.01.2020, так как обязанность по созданию резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации закреплена в стандарте «Резервы».
Резерв на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации — это обязанность по демонтажу и выводу объектов основных средств из эксплуатации, а также восстановление участка, на котором объект расположен, возникающая по договору купли-продажи, пользования, иному договору (соглашению), устанавливающему условия использования объекта имущества (п. 6 стандарта «Резервы», раздел 2 Методических рекомендаций).
Резерв признается в случаях (п. 15 стандарта «Резервы»):
если существует обязанность по демонтажу и (или) выводу основного средства из эксплуатации, восстановлению земельного участка, которая предусмотрена договором купли-продажи, пользования, иным договором (соглашением), устанавливающим условия использования объекта или в силу законодательства РФ;
если существует обязанность в восстановлении земельного участка, право пользования которым получено по договору аренды (безвозмездного пользования) при условии, что эксплуатация земельного участка по договору или в силу законодательства РФ предусматривает его восстановление.
Приведем пример.
Учреждение создает (строит) объект на земельном участке, предоставленном в аренду. Созданный объект в силу своих характеристик и специфики после выполнения возложенных на него задач должен быть демонтирован, а участок, на котором он располагался, восстановлен. В этом случае у учреждения есть все основания для формирования резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации.
До недавнего времени признание резерва на демонтаж и вывод основных средств из эксплуатации на счете 401 60 «Резервы предстоящих расходов» Инструкциями по применению рабочих планов счетов не предусматривалось. На сегодняшний день в обновленных редакциях этих документов корреспонденции счетов по его созданию и отражению предусмотрены.
Учетная политика организации: образцы на 2022 год, как составить, примеры
Список видов резервов, которые учреждение вправе создать является открытым. Действующее законодательство отдает на откуп учетной политики возможность формирования резервов. Однако необходимо учитывать, что для возможности создания резерва должны быть соблюдены обязательные общие критерии, при выполнении которых резервы признаются в учете.
В данной статье не шла речь о таких резервах, как:
резерв по претензиям, искам;
резерв по гарантийному ремонту;
резерв по реструктуризации;
резерв по убыточным договорным обязательствам;
резерв по сомнительной задолженности.
Вместе с тем организациям бюджетной сферы о них также следует знать и помнить и в определенных обстоятельствах создавать. Ведь не отражение в отчетности резервов не позволяет предоставить пользователям этой отчетности достоверную информацию об имеющихся у учреждения отложенных обязательствах. В свою очередь, своевременное начисление резервов предстоящих расходов позволит более корректно сформировать финансовый результат, не перенося на следующий финансовый год расходы, которые относятся к текущему году.
Написать комментарий
Нормативная база формирования и отражения в отчетности оценочных обязательств. Практика применения ПБУ 8 / 2010
Оценочные обязательства как резервы предстоящих расходов
Отличие резервов по оценочным обязательствам от оценочных резервов в бухгалтерском учете
Критерии признания оценочных обязательств в бухгалтерском учете
Условия, необходимые для формирования оценочных обязательств в бухгалтерском учете
Виды оценочных обязательств на примерах (по реструктуризации бизнеса; по убыточным договорам; по непредвиденным изменениям законодательства; на участие в судебном разбирательстве; по предстоящим выплатам по итогам года; по гарантийному ремонту и обслуживанию; по охране окружающей среды и пр.)
Алгоритмы определения величины оценочных обязательств в различных ситуациях, возникающих в связи с событиями до отчетной даты
Дисконтирование долгосрочных оценочных обязательств
Формирование обязательных резервов в бухгалтерском учете
Резерв под снижение стоимости ТМЦ
Резерв по сомнительным долгам: порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности; порядок списания дебиторской задолженности
Резерв на отпуска и вознаграждения по итогам за год
Резерв под обесценение финансовых вложений: отражение в учетной политике, документальное оформление, отражение в бухгалтерской отчетности
Резервы в налоговом учете как элементы налоговой учетной политики организации
Резерв по сомнительным долгам (ст. 266 НК)
Порядок формирования резерва сомнительных долгов
Инвентаризация сумм резерва в конце отчетного периода
Возможность переноса остатка неиспользованного резерва на следующий год
Отражение в учетной политике для целей налогообложения
Резерв на оплату предстоящих отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет (ст. 324.1 НК)
Способ резервирования
Порядок расчета предельной суммы отчислений в резерв
Остаток резерва, переходящего на следующий год
Отражение в учетной политике для целей налогообложения
Резерв на ремонт ОС (ст. 260 п.2 и ст. 324 НК)
Порядок формирования резерва предстоящих расходов на ремонт ОС
Резерв на проведение особо сложных и дорогих видов капитального ремонта
Документальное подтверждение расходов на ремонт ОС
Отражение в учетной политике для целей налогообложения
Резерв на гарантийный ремонт (ст.267 НК). Предельный размер отчислений в резерв
Резерв на НИОКР (ст. 262 НК)
Ответы на вопросы, практические рекомендации
Похожие записи: