Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормативно правовой акт понятие классификация». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Система нормативных актов в РФ состоит: 1) из правовых актов общефедеральных органов; 2) актов субъектов Российской Федерации; 3) актов местного самоуправления; 4) актов прямого народного волеизъявления.
Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Классификация нормативных актов по различным основаниям
К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).
Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).
Какие же формы (источники) права существовали и существуют? Все, когда-либо имевшие место формы (источники) права, трудно перечислить, но наиболее важными и широко известными из них являются следующие.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни любого общества. Благодаря нему, регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. Характеристика нормативно-правовых актов как внешнего выражения правовых норм: понятие нормативно-правового акта и его признаки; виды законов (Конституция, федеральные конституционные и законы субъектов РФ); виды подзаконных нормативно-правовых актов.
К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).
Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.
Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.
Нормативные акты создаются в основном государственными органами, имеющими право принимать нормативные решения по тем вопросам, которые переданы им для разрешения. При этом они выражают волю государства. Отсюда проистекает их властность, официальность, авторитарность, обязательность.
К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.
Верховенство закона, его высшая юридическая сила означает, что при принятии нового закона все другие нормативно-правовые акты должны быть приведены в соответствие с законом, а в случае противоречия закону любой акт может быть опротестован или отменен.
Нормативный правовой акт следует отличать от индивидуального правового акта (или правоприменительного акта), который содержит не нормы права, а правовые предписания по конкретным вопросам, обращенные к конкретным адресатам.
Значительно возрастет роль промышленных, сельскохозяйственных, торговых, банковских фирм, корпораций, трестов, концернов. Они упорядочивают деловые отношения в обществе в основном договорным путем, который является наиболее быстрым, простым и удобным, средством регулирования. Иными словами, система договоров — ядро рыночного механизма.
Нормативно правовой акт влияет на все стороны жизни, благодаря ему регулируются многие социально-экономические, политические, трудовые, семейные и иные правоотношения. Без знания основ, а именно нормативно-правовых актов, довольно тяжело ориентироваться в различных областях, определять степень масштабности тех или иных нововведений в различных сферах жизни общества.
М., Михеева А. М., Тебуева З. П., Кармалита А. А., Пашков В. А., Лебеденко К. А., Артюшин А. В., Черторыжский С. В., Закирова У. И., Бытдаева В. Х., Подгрушная О. А., Ширшиков В. В.
Нормативный правовой акт — официальный письменный документ, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, который содержит, изменяет или отменяет правовые нормы.
К вопросу о классификации нормативно-правовых актов // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2010.
Все без исключения нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства, имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля.
Нормативно-правовые акты — это акты постоянного действия, устанавливающие нормы права, вводящие их в действие, изменяющие либо отменяющие их.
Нормативно-правовой акт — это официальный документ. Как и любой документ, он является носителем информации, а именно информации о нормах права. Как правовой акт, он обладает юридической силой и обязателен для всех лиц, которым адресован. Это акт правотворчества, результат деятельности компетентных государственных органов, а потому акт властный.
НПА представляет собой письменный документ. Он имеет письменную форму и соответствующие реквизиты: статус акта (закон, подзаконный ПА), дата его принятия, регистрационный №, наименование акта, обозначение органа, принявшего акт, подпись правомочного должностного лица и др. Отсутствие любого реквизита является основанием для признания его недействительным.
ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 2\3 голосов депутатов Государственной Думы и 3\4 голосов членом Совета Федерации).
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.
Понятие, особенности и классификация нормативных правовых актов
Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.
Процедура принятия закона отличается определенной сложностью и ее основные требования установлены Конституцией Российской Федерации. Принятие закона может быть инициировано ограниченным кругом лиц — субъектами законодательной инициативы — и осуществляется законодательным органом государства или его гражданами на референдуме.
Все более широкое применение получают договоры во внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. Новизной отличаются договоры между суверенными республиками бывшего СССР. Вместе с тем нужны строго юридические основания и процедуры заключения, выполнения договоров, разрешения возникающих споров, выявления их соотношения с хозяйственными и иными договорами.
Другие источники права (правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений.
Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялось лишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обычного права и судебной практики.
Достижение … контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих …
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ.
Существует несколько признаков закона: 1) закон – одно из основных источников права; 2) установлен особый порядок принятия; 3) принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти); 4) регулирует важнейшие общественные отношения.
Иерархическая система нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты, являясь основными источниками российского права, существенно различаются по их юридической силе, положению в иерархии источников права, значимости и регулятивным возможностям. Поэтому для определения их роли в системе нормативно-правовых актов представляется целесообразным рассмотреть нормативно-правовые акты по отдельным группам, выявив их характерные признаки.
Нормативные акты направлены неопределенному кругу лиц, а правоприменительные адресованы конкретному лицу.
То есть правовые нормы распространяют свое действие на всех участников правовых отношений, или на определенную категорию лиц, действуют постоянно и непрерывно и применяются многократно при регулировании общественных отношений, пока не будут отменены органами их издавшими. При чем, адресаты норм персонально не названы в тексе самой нормы.
В зависимости от сферы действия делятся на : общефедеральные, нормативные акты субъектов РФ, нормативные акты органов местного самоупр., локальные норм.акты.
В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности, направленных на регламентацию общественных отношений. Системе законодательства любого государства свойственно, прежде всего, деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе).
Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
Нормативно-правовые акты: понятие, классификация.
Каждый нормативно-правовой акт подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. Выделяют: преамбулу, статьи и пункты главы, разделы, части, примечания и приложения.
Издаются специально уполномоченными органами государства. Каждый из этих органов может издавать нормативные актов лишь определенных видов и по определенному кругу вопросов.
К числу признаков, отличающих закон от иных нормативно-правовых актов, относят: особый порядок принятия, изменения и отмены; опосредование наиболее важных общественных отношений; преследование стратегических целей, интересов и задач; первичный характер содержащихся в законе норм; обладание высшей юридической силой2.