Оплата командировочных внебюджетных расходов в 2022 году в бюджетных учреждениях

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оплата командировочных внебюджетных расходов в 2022 году в бюджетных учреждениях». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прежде всего отметим, что при направлении работника в командировку обеспечение гарантий, закрепленных в статьях 167, 168 ТК РФ, может осуществляться двумя способами:

  1. Сотруднику выдается аванс для приобретения проездных документов и оплаты гостиницы, выплачиваются суточные. Также компенсируются по возвращении фактически произведенные в целях командировки расходы.
  2. Учреждение самостоятельно приобретает командируемому сотруднику билеты для проезда (перелета), оплачивает гостиницу, приобретает ГСМ и т. п.

Порядок отнесения расходов на КВР и КОСГУ в обоих случаях будет различаться.

КБК – 2022: системные разъяснения Минфина России

Как было отмечено выше, командировочные расходы рассматриваются в контексте ТК РФ в качестве возмещений (компенсаций), связанных с осуществлением работником трудовых обязанностей. В международной статистической практике такие выплаты не рассматриваются как выплаты в интересах работников, а относятся к категории расходов, производимых работником с целью выполнения трудовых обязанностей. В связи с этим возмещение расходов, связанных со служебными командировками (проезд, проживание, иные расходы, связанные с выполнением служебного задания в командировке), еще с 2019 года были перенесены на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Ранее они учитывались по подстатье 212 «Прочие выплаты»*(3) КОСГУ (п. 7, пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н, п. 2.1.4 Методических рекомендаций к порядку применения КОСГУ, доведенных письмом Минфина России от 29.06.2018 № 02-05-10/45153).

Если речь идет не о возмещении расходов, а об обеспечении сотрудника всем необходимым перед проведением командировки (когда учреждение самостоятельно закупает билеты, оплачивает гостиницу и т. п.), то расходы учреждения будут относиться, в частности:

  • на подстатью 222 «Транспортные услуги» КОСГУ в части закупки билетов (пп. 10.2.2 п. 10 Порядка № 209н);
  • на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в части проживания.

Приобретение учреждением других услуг и материальных ценностей, необходимых для проведения командировки, отражается по соответствующим подстатьям статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ, статьям и подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ, исходя из экономического смысла.

Обратите внимание! Расходы в части суточных по-прежнему относятся на подстатью 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ (пп. 10.1.2 п. 10 Порядка № 209н).

1. Орган местного самоуправления выдает под отчет сотруднику, направляемому в командировку, денежные средства на приобретение билета на самолет, суточные. Учреждение самостоятельно заключает договор на приобретение гостиничных услуг.

Расходы в таком случае будут относиться следующим образом:

  • билет на самолет: КВР 122, подстатья 226 КОСГУ;
  • суточные: КВР 122, подстатья 212 КОСГУ;
  • гостиница: КВР 244, подстатья 226 КОСГУ.

2. Бюджетное учреждение направляет сотрудника в командировку. Ему возмещаются суточные, расходы по проезду, проживанию, телефонным переговорам по служебной необходимости во время проведения командировки. Компенсация телефонной связи поименована в установленном перечне возмещаемых командировочных расходов.

Расходы будут относиться следующим образом:

  • суточные: КВР 112, подстатья 212 КОСГУ;
  • расходы на проезд, проживание, телефонные переговоры по служебной необходимости во время проведения командировки: КВР 112, подстатья 226 КОСГУ.

3. У сотрудника автономного учреждения при нахождении в командировке появилась необходимость в приобретении ГСМ для выполнения цели командировки. Данный расход был согласован с работодателем. В перечне возмещаемых командировочных расходов данный расход не поименован.

Расход на приобретение ГСМ в такой ситуации будет относиться на КВР 244 и подстатью 343 КОСГУ.


*(1) Приказ Минфина России от 06.06.2019 N 85н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».
*(2) Приказ Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления».
*(3) До 01.01.2019 согласно Указаниям, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, подстатья 212 КОСГУ называлась «Прочие выплаты». С 01.01.2019 подстатья 212 КОСГУ именуется, как «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме».
*(4) Работников (служащих) государственных (муниципальных) органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений.
*(5) Аналогичное мнение в отношении прошлых периодов высказывали специалисты Финансового ведомства России в письмах от 02.12.2016 № 02-05-11/71822, от 30.11.2016 № 02-05-10/70981.

Командировочные расходы в бюджетном учреждении: применяем правильно КВР и КОСГУ

Один из экспертов по заработной плате (Анна Истомина) говорит о том, что иногда бухгалтера обходятся без авансовых отчетов в том случае, если работники не получают никаких денег и обходятся без авансовых выплат. Однако это не совсем верная позиция, потому что пусть и подтверждать суточные специальными чека в этом случае не стоит, но доначисления по налогам никто не отменяет и это создает определенные трудности. Чтоб более верно вести налоговую политику, лучше все-таки использовать авансовый отчет.

Норма суточных лимитов прописана специальной статьей налогового кодекса. Не облагается суммой налога НДФЛ сумма, которая равна 700 рублей для отечественных поездок. И в три раза больше предел будет оплата суточных командировочных для иностранных командировок – 2500 рублей.

И уже очень давно данные цифры не меняются, так что пока именно такие цифры не облагаются подоходным налогом. Однако стоит помнить, что необлагаемый лимит – это не предельная форма расходов, просто на эту сумму не начисляются налоги, но на оставшуюся будут оформляться по всем правилам. И неважно то, сколько будет сверх предела – 100 или 1000 рублей. Если компания утверждает больший размер командировочных, то она обязана следить за налоговыми отчислениями.

Отдельного внимания заслуживают взносы на травматизм, потому что на низ действуют свои собственные правила. Лимита по страхования от травматизма не предусмотрено – статья Налогового кодекса говорит о том, что их нельзя облагать никаким налогами, но не подлежит взносам та сумма, которая закреплена локальным правовым актом руководителя предприятия.

У каждого сотрудника в поезде должен быть с собой страховой полис, который необходимо предъявить в случае каких-либо проблем со здоровьем. Если страховка отсутствует, то рассчитываться на оплату врача можно будет только со своих личных денежных средств, не ожидая возмещения со стороны работодателя.

Очень важно правильно считать налог на прибыль, потому что сумма суточных командировочных расходов в 2022 году также оказывает на это внимание. Суточные при расчетах прибыли и налоговых выплатах считаются максимально -.без ограничений. Однако нужно внимательно изучить этот вопрос и помнить о том, то всегда расходы должны быть признаны службой налогообложения, а для этого стоит учитывать следующие условия:

  • работник обязан получить аванс;
  • билеты или командировочное удостоверение должно быть предоставлено сотруднику бухгалтерии;
  • издержки должны быть полностью обоснованы, то есть купить себе что-то за счет компании точно не получится;
  • руководитель должен утвердить установленный лимит.

В любом случае – все расходы нужно подтверждать, потому что только при таком уровне можно рассчитывать на то, что они будут возмещаться. Все должно быть задокументировано чеками, и нужно принимать во внимание, что выходные дни в командировках тоже оплачиваются даже в том случае если человек в обычном режиме работает на пятидневной неделе.

Суточные командировочные расходы в 2022 году

\n\n

Суточные освобождаются от НДФЛ и страховых взносов в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ.

\n\n

Приведем пример. Допустим, сотрудник находился в служебной поездке 5 дней. Ему начислили суточные из расчета 1 000 руб. в сутки. Размер суточных составил 5 000 руб.(1 000 руб. х 5 дн.). От налога на доходы освобождена сумма 3 500 руб.(700 руб. х 5 дн.). Бухгалтер включил в налоговые базы по НДФЛ и по взносам суточные в сумме 1 500 руб.(5 000 руб. – 3 500 руб.).

\n\n

\n\n

Здесь действуют те же правила, что и при других заграничных командировках. Но есть одна особенность: при пересечении границы РФ пограничники не ставят в загранпаспорт никаких отметок. Поэтому дата пересечения границы определяется по проездным документам (п. 19 Положения о командировках).

\n\n

\n\n

Работник выехал в командировку в Казахстан 17 мая 2021 года, а вернулся обратно 21 мая 2021 года. Продолжительность служебной поездки составила 5 дней. Сотруднику начислили суточные из расчета 3 000 руб. в день. Размер суточных составил 15 000 руб.(3 000 руб. х 5 дн.).

\n\n

Из проездных документов следует, что 17 мая работник выехал на поезде из Москвы в 19 часов 20 минут. На границу с Казахстаном (станция «Петухово») поезд прибыл 19 мая в 09 часов 00 минут. Значит, даты 17 мая и 18 мая считаются днями, проведенными на территории России. А дата 19 мая — день пересечения границы — считается днем, проведенным в Казахстане.

\n\n

Обратно работник вернулся 21 мая на самолете. Вылет из Алма-Аты состоялся в 15 часов 00 минут, а прилет в Москву — в 22 часа 00 минут. Значит, дата 21 мая считается днем, проведенным в России.

\n\n

Получается, что дни, проведенные в России — это 17 мая, 18 мая и 21 мая (итого 3 дня), а дни, проведенные на территории Казахстана — это 19 мая и 20 мая (итого 2 дня).

\n\n

От налога на доходы освобождается сумма: за 3 дня в России — 2 100 руб.(700 руб. х 3 дн.); за 2 дня в Казахстане — 5 000 руб.(2 500 руб. х 2 дн.).

\n\n

Бухгалтер включил в налоговые базы по НДФЛ и по взносам суточные в сумме 7 900 руб.(15 000 руб. – 2 100 руб. – 5 000 руб.).

Суточные освобождаются от НДФЛ и страховых взносов в пределах 700 руб. за каждый день нахождения в командировке на территории РФ.

Приведем пример. Допустим, сотрудник находился в служебной поездке 5 дней. Ему начислили суточные из расчета 1 000 руб. в сутки. Размер суточных составил 5 000 руб.(1 000 руб. х 5 дн.). От налога на доходы освобождена сумма 3 500 руб.(700 руб. х 5 дн.). Бухгалтер включил в налоговые базы по НДФЛ и по взносам суточные в сумме 1 500 руб.(5 000 руб. – 3 500 руб.).

Здесь действуют те же правила, что и при других заграничных командировках. Но есть одна особенность: при пересечении границы РФ пограничники не ставят в загранпаспорт никаких отметок. Поэтому дата пересечения границы определяется по проездным документам (п. 19 Положения о командировках).

Учет командировочных расходов в учреждении

Работник выехал в командировку в Казахстан 17 мая 2021 года, а вернулся обратно 21 мая 2021 года. Продолжительность служебной поездки составила 5 дней. Сотруднику начислили суточные из расчета 3 000 руб. в день. Размер суточных составил 15 000 руб.(3 000 руб. х 5 дн.).

Из проездных документов следует, что 17 мая работник выехал на поезде из Москвы в 19 часов 20 минут. На границу с Казахстаном (станция «Петухово») поезд прибыл 19 мая в 09 часов 00 минут. Значит, даты 17 мая и 18 мая считаются днями, проведенными на территории России. А дата 19 мая — день пересечения границы — считается днем, проведенным в Казахстане.

Обратно работник вернулся 21 мая на самолете. Вылет из Алма-Аты состоялся в 15 часов 00 минут, а прилет в Москву — в 22 часа 00 минут. Значит, дата 21 мая считается днем, проведенным в России.

Получается, что дни, проведенные в России — это 17 мая, 18 мая и 21 мая (итого 3 дня), а дни, проведенные на территории Казахстана — это 19 мая и 20 мая (итого 2 дня).

От налога на доходы освобождается сумма: за 3 дня в России — 2 100 руб.(700 руб. х 3 дн.); за 2 дня в Казахстане — 5 000 руб.(2 500 руб. х 2 дн.).

Бухгалтер включил в налоговые базы по НДФЛ и по взносам суточные в сумме 7 900 руб.(15 000 руб. – 2 100 руб. – 5 000 руб.).

Георгий Остапкович, директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ:

— Бюджет ориентирован на людей, семьи после коронакризисной атаки. Также он ориентирован на выполнение национальных и социально-экономических целей, о которых неоднократно говорил президент. Но и, пожалуй, это бюджет, ориентированный на экономический рост за счет высокой инвестиционной и инновационной составляющей. Очевидно, что это уже не антикризисный бюджет. Он направлен на выход на устойчивое экономическое развитие. Важно, что бюджет поддерживает бюджет поддерживает население. Конечно, профицит с точки зрения экономической теории — хорошая позиция. Но ежегодный профицит совершенно не нужен. Все-таки сбалансированный бюджет должен быть на периоде 5-6 лет. А каждый год иметь профицит — это значит не иметь расходов. Мы же можем собрать налоги и вообще никуда их не тратить. И тогда будет огромнейший профицит. Лучше бы мы работали в небольшом дефиците, а профицитную часть направили даже не на рост экономики, а на увеличение вложений в человеческий капитал: здравоохранение, образование, науку, возможность вхождения в культурный мировой-страновой код. В России минимальный государственный дефицит — 18-19% госдолга. В Японии госдолг 250%, у Италии 135%, у США 128%. И они живут в традиционном дефиците и бюджета, и счета текущих коопераций платежного баланса, и торгового баланса. Но они этим дефицитом обеспечивают доступ к здравоохранению,образованию. Если человек будет здоровым, образованным, он будет всегда продуктивен. Он сам повысит экономику за счет роста своей производительности труда, знаний и компетенций. Вложения в человеческий капитал — основа сегодня в переходе к четвертой промышленной революции и цифровой эпохе, когда будут меняться виды деятельности, профессии.

Александр Широв, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН:

— Бюджет можно назвать сбалансированным, но возникает вопрос: нужен ли России сбалансированный бюджет? Если мы решаем задачу достижения параметров финансовой стабилизации, то, наверное, да, если хотим добиться некоторых темпов экономического роста — то нет. Тут вопрос не про полную сбалансированность бюджета, а про то, какой дефицит мы можем себе позволить. В Евросоюзе, где ситуация сложнее, чем в России (в том числе по долговой нагрузке), действует критерий дефицита в 3%. России необходим некоторый дефицит для развития финансового рынка. С другой стороны, предполагаются траты из ФНБ, реализация крупных проектов, соцподдержка пенсионеров, военнослужащих, так что бюджет нельзя назвать суперконсервативным.

Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития:

— Насчет сбалансированности в бюджете все абсолютно в порядке: он запланирован с профицитом в 1,1% ВВП на 2022 год, 0,3% — на 2023-й, на 2024 год дефицит составит около 0,2%. С точки зрения базовых параметров, которые характеризуют сбалансированность, это абсолютно комфортный уровень. Другое дело, возникает вопрос о том, какие стимулы развития экономики запускает мощная бюджетная конструкция. По последнему замеру минэкономразвития, инфляция превысила 7% годовых. ЦБ необходимо ужесточать денежно-кредитную политику, добиваясь снижения роста цен.

Антон Табах, главный экономист рейтингового агентства «Эксперт РА»:

— Структура предлагаемого бюджета отвечает как сложившейся практике, так и последним поручениям президента. Основная проблема этого бюджета — его жесткость, излишняя в условиях быстрого восстановления доходов и низкого уровня госдолга. Минфин хочет вернуться в «золотой» для него 2018 год, проведя бюджетную консолидацию после пандемии. Сокращение расходов — прямое или с учетом инфляции — может негативно отразиться на росте экономики, притом что сборы налогов, изымаемых из экономики, продолжат расти.

Александр Проклов, старший управляющий директор рейтингового агентства НКР:

— Основные черты трехлетнего бюджета — его консервативность и сбалансированность, предпочтение профицитного подхода. Обращает на себя внимание фактическое снижение расходов, тем более с учетом инфляции: если расходы федерального бюджета в 2021 году, судя по всему, превысят 24 трлн рублей, то плановый объем расходов на 2022 год — 23,6 трлн, тогда как ожидаемая инфляция в 2022 году будет не ниже 4-4,5%. В 2023-24 годах предполагается некоторое увеличение расходов, которое, однако, будет сопоставимо с темпами ожидаемой инфляции. Тем самым, если исходить из опубликованных цифр, по истечении трех лет расходы федерального бюджета с поправкой на инфляцию останутся ниже ожидаемых результатов 2021 года. Таким образом, можно сделать вывод, что бюджетная политика России по-прежнему основана на принципах максимально осторожного подхода к планированию доходной части, исходя из которой расходы также планируются достаточно сдержанно.

Александра Осмоловская-Суслина, руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы:

— Бюджет на ближайшую трёхлетку отражает более благоприятный макроэкономический прогноз (как по внешним, так и по внутренним показателям), чем тот, что был заложен в бюджет текущий. Отсюда более высокие доходы. Возврат к бюджетному правилу — то есть ограничение на расходы — обеспечивает профицит и сохранение вектора сдержанной бюджетной политики. В целом, бюджет отражает желание постепенного возвращения к обычной «докризисной» жизни. В структуре расходов обычны�� лидеры — социальная политика и оборона.

Командировочные расходы работодатель может учесть в составе расходов по налогу на прибыль и по УСН (объект «доходы минус расходы»). Порядок учета таких затрат на УСН и на ОСНО аналогичен.

Основные особенности налогового учета командировочных затрат:

  • Экономическая обоснованность и документальная подверженность затрат.

Затраты, понесенные сотрудником в командировке, принимаются к учету, только если они экономически обоснованы и подтверждены первичными документы. Исключение сделано лишь для суточных: подтверждать их и отчитываться по ним работник не обязан. При отсутствии подтверждающих документов принять к учету затраты, даже если они обоснованы, не получится.

  • Дата признания расходов.

Командировочные расходы признаются на дату утверждения авансового отчета. Если в командировке сотрудник оплачивал расходы из собственных средств и компания ему их возместила, то датой признания затрат следует считать день выдачи средств из кассы. Дату признания расходов, произведенных в иностранной валюте, мы рассмотрим ниже, в разделе про загранкомандировки.

  • НДС по командировочным расходам.

ИП и организации на ОСНО вправе принять к вычету НДС при условии, что командировочные затраты оплачены организацией или работником и по ним есть счет-фактура. Особенности принятия НДС к вычету по отдельным видам командировочных затрат мы рассмотрим ниже.

  • НДФЛ и страховые взносы

На большинство командировочных затрат начислять НДФЛ и страховые взносы не нужно. На суточные НДФЛ и страховые взносы начисляют сверх установленного лимита.

Рассмотрим подробнее особенности налогового учета отдельных видов командировочных затрат.

Затраты на проживание в командировке также подлежат включению в состав расходов по УСН (объект «доходы минус расходы») и налогу на прибыль при условии их документального подтверждения. Эти командировочные расходы не облагаются и НДФЛ и страховыми взносами. В затраты на проживание также можно включить услуги, предоставляемые гостиницами, кроме саун и фитнес-центров, баров и обслуживания в номерах.

Документы, подтверждающие расходы сотрудника на проживание в командировке:

  • кассовый чек или БСО — при проживании в гостинице;
  • договор аренды квартиры, квитанция об уплате арендных платежей и иные подтверждающие документы — при проживании сотрудника в арендованной квартире.

При отсутствии подтверждающих документов принять к учету расходы на проживание не получится. На них также потребуется начислить НДФЛ и уплатить с них страховые взносы:

  • НДФЛ начисляется на расходы, превышающие 700 руб. для командировок по России и 2 500 руб. — для загранкомандировок;
  • страховые взносы необходимо начислить на всю сумму расходов.

Оплата расходов на питание в командировке относится на усмотрение работодателя. Ни в ТК РФ, ни в положениеио командировках такие затраты не упомянуты. Соответственно, работодатель оплачивать их не обязан.

По умолчанию оплата питания должна производится сотрудником из суточных, но по своему усмотрению работодатель может дополнительно компенсировать работнику такие затраты.

Оплата проживания в командировке в бюджетной организации

Учет расходов по загранкомандировкам имеет свои особенности:

  • лимит суточных по командировкам заграницу составляет: 700 руб. при перемещении по территории РФ и 2 500 руб. – при пересечении границы России;
  • суточные, выданные в валюте, пересчитываются в рубли по курсу, действовавшему в день выдачи средств сотруднику;
  • если суточные выданы в рублях, а расходы произведены в валюте, они пересчитываются в рубли по курсу, действовавшему на день покупки валюты. Если документ о покупке валюты утерян, берется курс, действовавший на день выдачи сотруднику аванса;
  • остаток аванса, возвращенный в кассу, пересчитывается в рубли на дату возврата средств;
  • перерасход, оплаченный в валюте, возмещается сотруднику в рублях с пересчетом на дату утверждения авансового отчета;
  • если первичные документы, подтверждающие расходы, составлены на иностранном языке, их необходимо перевести на русский;
  • часть суточных, превышающая лимит, для целей уплаты НДФЛ должна быть пересчитана в рубли по курсу на последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет.

Выдача сотруднику аванса на командировочные расходы сопровождается проводкой:

  • Дт 71 Кт 50 — если аванс выдан наличными;
  • Дт 71 Кт 51 — если аванс перечислен на банковскую карту сотрудника.

При списании командировочных затрат ключевое значение имеет цель поездки:

  • Дт 20 Кт 71 — сотрудник направлен в командировку для выполнения работ по заданию заказчика;
  • Дт 44 Кт 71 — командировка сопряжена с реализацией товара;
  • Дт 08 Кт 71 — командировка связана с приобретением имущества для фирмы;
  • Дт 28 Кт 71 — сотрудник направляется в командировку для возврата брака.

Если компания применяется ОСНО и в составе расходов отдельно выделен НДС, применяются следующие проводки:

  • Дт 19 Кт 71 — НДС учтен в составе командировочных расходов;
  • Дт 68 Кт 19 — НДС учтен в составе налогового вычета.

Если сотрудник в командировке израсходовал собственные средства и работодатель ему их возместил, делаются проводки:

  • Дт 71 Кт 50 — если средства сотруднику выданы наличными деньгами;
  • Дт 71 Кт 51 — при перечислении средств на карту.

Если сотрудник потратил меньше, чем ему было выделено, выбирается проводка в зависимости от того, как происходит возврат средств:

  • Дт 70 Кт 71 — задолженность удержана из зарплаты работника;
  • Дт 50 Кт 71 — сотрудник вернул деньги в кассу;
  • Дт 51 Кт 71 — сотрудник вернул деньги на расчетный счет работодателя.
  • Командировочные расходы можно учесть в составе затрат по УСН 15% и налогу на прибыль.
  • На расходы по проезду и проживанию НДФЛ и страховые взносы начислять не нужно.
  • Суточные облагаются НДФЛ сверх лимита: 700 руб. для командировок по России и 2 500 руб. — для загранкомандировок.
  • Расходы на питание не включаются в затраты по УСН и налогу на прибыль и облагаются НДФЛ, страховыми взносами в полном объеме.

Статьей 217 НК РФ установлен максимальный размер суточных.

  • Для командировок по России — 700 руб. в день.
  • Для командировок за рубеж — 2 500 руб. в день.

Организация вправе увеличить размер суточных своим внутренним приказом. Более того, суточные могут быть разными для разных должностей, для разных городов России и для разных стран и т. п.

Чаще всего в организациях устанавливают повышенные суточные директору предприятия. Это может быть связано с дополнительными представительскими расходами и другими расходами на переговоры.

Если вы платите суточные сверх установленного размера, с суммы превышения нужно заплатить:

  • НДФЛ;
  • страховые взносы (кроме взносов на травматизм).

Суточные в размере, установленном в вашей организации:

  • полностью учитываются в расходах для налога на прибыль и при УСН (подп. 12 п. 1 ст. 264, подп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);
  • не облагаются взносами на травматизм (п. 2 ст. 20.2 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).

Планируем расходы на 2022 год: новая таблица соответствия КВР и КОСГУ

Государственному служащему по фактическим затратам, подтвержденным проездными документами, возмещаются расходы на проезд воздушным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (п. 21 Порядка):

  • к месту командирования и обратно – к постоянному месту прохождения службы (включая оплату услуг по оформлению проездных документов, предоставлению в поездах постельных принадлежностей);
  • из одного населенного пункта в другой при командировании в несколько государственных органов (организаций), расположенных в разных населенных пунктах.

Нормы возмещение командировочных расходов на проезд приведены в таблице.

Нормы возмещения возмещение командировочных расходов

Командированный сотрудник – гражданский служащий

замещающий высшие должности гражданской службы категории «руководители»

замещающий высшие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты»

замещающий главные, ведущие, старшие и младшие должности гражданской службы

Проезд воздушным транспортом

По билету I класса

По тарифу бизнес-класса

По тарифу экономического класса

Проезд речным транспортом

Не выше стоимости проезда в каюте «люкс» с комплексным обслуживанием пассажиров

Не выше стоимости проезда в двухместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров

Не выше стоимости проезда в четырехместной каюте с комплексным обслуживанием пассажиров

Проезд железнодорожным транспортом

В вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам бизнес-класса, с двухместными купе категории «СВ» или в вагоне категории «С» с местами для сидения, соответствующими требованиям, предъявляемым к вагонам бизнес-класса

В вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагонам экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения

В вагоне повышенной комфортности, отнесенном к вагону экономического класса, с четырехместными купе категории «К» или в вагоне категории «С» с местами для сидения

Контролирующие органы проверяют соблюдение данных нормативов. Например, Счетная палата РФ в п. 1.14 Представления от 30.05.2017

№ ПР 09‑87/09‑03 указала, что в нарушение абз. «в» п. 21 Порядка заместителю начальника отдела управления защиты и охраны лесов (ведущая группа должностей) был оплачен проезд к месту командировки воздушным транспортом по тарифу бизнес-класса, хотя возмещение ограничивается тарифом экономкласса.

Перелет в командировке. Пункт 21.2 Порядка обязывает при использовании воздушного транспорта для проезда гражданского служащего к месту командирования и (или) обратно – к постоянному месту прохождения службы оформлять (приобретать) проездные документы (билеты) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств – членов Евразийского экономического союза. Исключение составляют следующие случаи:

  • данные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту командирования гражданского служащего;
  • отсутствуют проездные документы (билеты) на рейсы этих авиа-
    компаний на весь срок командирования.

В Письме ФНС РФ от 23.03.2016 № АС-4-5/4858@ уточняется, что законодательством РФ не определена форма документа, подтверждающего факт отсутствия пассажирских перевозок российскими авиакомпаниями и авиакомпаниями государств – членов ЕЭС к месту командирования.

Также в письме сказано, что услугами российских авиакомпаний нужно пользоваться и в ситуации, когда отечественные авиакомпании обслуживают не весь маршрут следования, а один из его промежуточных сегментов.

Кроме того, даны разъяснения по поводу код-шеринговых соглашений. Код-шеринг – это соглашение о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями, одна из которых является оператором (то есть исполняет полеты по этому рейсу и продает билеты на эти рейсы от своего имени), а остальные – маркетинговыми партнерами (то есть продают билеты на рейс компании-оператора от своего имени).

Налоговики отметили, что приобретение авиабилетов в авиакомпаниях на международные рейсы, выполняемые в рамках код-шеринговых соглашений, возможно в случае, если одной из сторон данного соглашения (перевозчиком) является российская авиакомпания или авиакомпания другого государства – члена Евразийского экономического союза.

Отсутствие проездных документов. Пункт 22 Порядка предусматривает, что при отсутствии проездных документов (билетов), а также документов транспортных организаций, подтверждающих информацию, содержащуюся в проездных документах (билетах), проезд не оплачивается, за исключением проезда личным транспортом.

Личный транспорт. При использовании личного транспорта для проезда к месту командирования и обратно на основании п. 21.1 Порядка расходы, связанных с его использованием в командировке, возмещаются в соответствии с Правилами выплаты компенсации за использование федеральными государственными гражданскими служащими личного транспорта (легковые автомобили и мотоциклы) в служебных целях и возмещение командировочных расходов, связанных с его использованием, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.07.2013 № 563.

Согласно п. 18 Порядка расходы по бронированию и найму жилого помещения возмещаются по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, по следующим нормам:

а) гражданским служащим, замещающим высшие должности гражданской службы категории «руководители», – не более стоимости двухкомнатного номера;

б) остальным гражданским служащим – не более стоимости однокомнатного (одноместного) номера.

Контролирующие органы обращают пристальное внимание на документальное подтверждение соблюдения п. 18 Порядка и часто выявляют его нарушения. Например, Счетной палатой были выявлены случаи, когда государственным гражданским служащим были возмещены расходы:

  • по найму помещения по документам, не содержащим указания на количество комнат (мест) в номере (п. 2.5 Представления от 24.05.2018 № ПР 14‑123/14-02);
  • по найму жилого помещения по документам, не содержащим указания на категорию номера или на количество комнат в жилом помещении (п. 2.6 Представления от 23.05.2018
    № ПР 14‑101/14-01);
  • за проживание сверх установленных норм – по категории номеров («люкс») (п. 1.2 Представления от 01.06.2017
    № ПР 12‑124/12-03).

Если в населенном пункте отсутствует гостиница, то служащему предоставляется иное отдельное жилое помещение либо аналогичное жилое помещение в ближайшем населенном пункте с гарантированным транспортным обеспечением от места проживания до места командирования и обратно (п. 19 Порядка).

Питание. В Письме Минтруда РФ от 08.10.2015 № 18‑4/ООГ-1670 указано, что Порядком не предусматривается возмещение расходов на питание, поэтому в случае найма служащим жилого помещения, в котором предоставляется такая услуга, стоимость питания возмещению не подлежит.

На этот момент обратила внимание Счетная палата в п. 1.8 Представления от 24.05.2018 № ПР 14‑123/14‑02, обнаружив нарушение п. 11 Порядка вследствие оплата командировочных расходов на наем жилого помещения, в стоимость которых входили завтраки.

Отсутствие подтверждающих документов. При отсутствии данных документов (в случае непредоставления места в гостинице) расходы на наем жилого помещения возмещаются в размере 30 % установленной нормы суточных за каждый день нахождения в служебной командировке.

Поскольку суточные в настоящее время равны 100 руб., то данные расходы составят 30 руб.

В Письме от 29.06.2007 № 42‑8.1‑09/267‑759 Федеральное казначейство отметило, что в этом случае расходы на наем помещения возмещаются за время фактического пребывания в месте командирования, которое определяется по отметкам в командировочном удостоверении о днях прибытия и выбытия из места командирования. При этом факт непредставления места в гостинице никакими документами подтверждаться не должен.

Согласно порядкам № 132н[1], 209н[2] расходы госслужащих, связанные со служебными командировками, следует отражать по коду вида расходов 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда» в увязке в целях бюджетного учета со следующими подстатьями КОСГУ:

  • 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» – при выплате суточных;
  • 226 «Прочие работы, услуги» – при возмещении стоимости проезда к месту командировки и обратно к месту службы, найма жилого помещения и иных расходов, произведенных с разрешения или ведома работодателя в соответствии с коллективным договором или локальным актом;
  • 222 «Транспортные услуги» – при выплате компенсации за использование в командировке личного транспорта.

Что касается расходов казенного учреждения в рамках заключенных договоров (контрактов) по приобретению проездных билетов и оплате найма жилых помещений в служебных командировках, то они относятся на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» и отражаются в учете по подстатьям 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ соответственно.


[1] Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н.

[2] Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утв. Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

К примеру, в Приказе № 209н приведена расшифровка, что входит в КОСГУ 346, — увеличение стоимости прочих материальных запасов:

  • запчасти для ремонта машин и оборудования;
  • спецоборудование для НИОКР;
  • семена, удобрения, посадочные материалы;
  • реактивы, химическая посуда, радиодетали;
  • материальные запасы специального назначения и др.

Заказчик не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности. Остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

Код

Бюджетные статьи расходов с расшифровкой

Код

Наименование

Помимо НИОКР в вид расходов 241 «Научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» дополнительно включили расходы по технологическим работам. Это связано с тем, что с 2021 года действует стандарт на нематериальные активы. Минфин в этом стандарте разделил понятия научно-исследовательских работ, а также опытно-конструкторских и технологических работ. Для этого бюджетную классификацию и бухгалтерский учет привели в соответствие под новые формулировки стандарта.

Уточнили код вида расходов 113 «Иные выплаты, за исключением фонда оплаты труда учреждений, и лицам, привлекаемым согласно законодательству для выполнения отдельных полномочий». Сюда включили возмещение и компенсацию членам общественных палат регионов и муниципальных образований. Это актуально для субъектов РФ, муниципальных образований и органов власти. Это важное уточнение, которого раньше не было.

Появился новый вид КОСГУ 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования РФ расходов». Для чего он будет использоваться? Это доходы от возмещения расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма, на санаторно-курортное лечение работников, которые заняты на вредных и опасных работах. Код нужен для того, чтобы отдельно фиксировать поступления от Фонда социального страхования, которые идут в качестве внереализационных доходов от возмещения предупредительных мира. То есть применение данного кода — это более мелкая детализация восстановления ранее перечисленных денежных средств и идентификации их в качестве внереализационных доходов.

  • Скачайте шпаргалку-презентацию по всем изменениям КВР и КОСГУ с 2021 года.

В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:

  • КВР и КОСГУ с 2021 года 1.6 МБ

Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленными установленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательству Российской Федерации, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

Капитальные расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации.

В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом.

См. Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 181-ФЗ «О Бюджете развития Российской Федерации»

Текущие расходы бюджетов — часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в статью 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

  • оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
  • перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
  • оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
  • Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

Суточные: какой КОСГУ в 2021 году?

1. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики обязаны вести реестры закупок.

2. Бюджетные учреждения, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, государственные и муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 2000 минимальных размеров оплаты труда за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок, в которых должны быть указаны следующие сведения:
краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;
наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;
цена и дата закупки.

3. По государственным и муниципальным контрактам порядок ведения реестров закупок определяется федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В законе (решении) о бюджете могут определяться обязательные для исполнения получателем бюджетных средств условия финансирования конкретных расходов, предусмотренных законом (решением) о бюджете.

Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным статьей 231 настоящего Кодекса.

Размер суточных при командировках в бюджетных учреждениях в РФ в 2020 году рассчитывается с учетом некоторых особенностей. О них подробно изложено в нормах российского законодательства.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

(Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Крайне важно знать, сколько именно начисляют в случае командировочных суточных затрат в 2021 году и что об этом указано в законодательстве России.

Немалое число наемных сотрудников нередко вынуждены отправляться в служебные командировки не только по территории страны, так и за границу.

При этом все без исключения затраты, которые напрямую связаны с подобного рода поездками, вынужден брать на себя работодатель.

Для возможности исключить вероятность возникновения недопонимания, такие работники должны знать нормы законодательства.

В Госдуму внесен проект бюджета на 2022-2024 годы

После того, как сотрудник вернулся из командировки, он в обязательном порядке должен составить отчет. Документация, которая способна подтвердить использование полученных подотчетных средств, должна быть прикреплена.

К таковым в 2021 году принято относить:

Документальное подтверждение найма жилого помещения В частности можно предоставить квитанцию, счет из гостиницы, подписанное соглашение о найме. В любом случае в документе должно быть указано число дней проживания и стоимость проживания в сутки
Документальное подтверждение оплаты за проезд к месту выполнения служебной задачи и обратно К ним можно отнести — билеты, посадочный талон, квитанцию на получение постельного в поезде и так далее
Документальное подтверждение использования услуг такси Билеты, составленные надлежащим образом квитанции, чеки и так далее
Сформированная надлежащим образом наемным рабочим служебная записка с прикрепленным чеком Если было задействовано персональное транспортное средство
Сформированная служебная записка Относительно того, что рабочий не в состоянии предоставить документальное подтверждение израсходования средств, к примеру, по причине утраты
Документальное подтверждение иных затрат К примеру, квитанцию об использовании камеры хранения, оплаты телефонных услуг и так далее

Одновременно с этим нужно помнить, что суточные при командировках нет необходимости подтверждать документально в 2020 году.

Вопросы, напрямую связанные с процессом начисления командировочных выплат, подробно разъяснены в Постановлении Правительства РФ № 729.

Указанный нормативно-правовой документ также устанавливает фиксированный размер перечислений, напрямую связанных с затратами с целью поездок по территории России. По состоянию на 2021 год, для сотрудников бюджетных учреждений сумма составляет 100 рублей.

С целью расчета суточных выплат в случае с командировками за границу, следует ссылаться на нормы Постановления Правительства РФ № 812.

Соответствующие Положения к указанному нормативному акту отображают порядок перечисления средств в индивидуальном порядке — в зависимости от иностранного государства.

Согласно с нормами законодательства РФ, в определение “суточные” включено несколько основных групп издержек, в частности:

Размещение в ином населенном пункте Что напрямую связано с наймом жилплощади
Питание в столовых либо же приобретение продуктов В магазинах и супермаркетах
Оплата за проезд В общественном транспорте
Организация делового обеда непосредственно с партнерами Включая посещение различных мероприятий, запланированных для повышения уровня взаимопонимания и общей сложившейся обстановки
Иные затраты Которые сопровождаются выполнением возложенных на сотрудника должностных обязанностей

Нередко на практике встречаются неловкие ситуации, при которых сложно разобраться, что именно можно отнести к суточной норме, а что является лишним.

Приведенный список расходов, по мнению Министерства Финансов РФ, является закрытым. Исходя из этого любые расходы работника, не связанные со съемом жилья, проездом до места командировки и обратно, и превышающие установленную соглашением сумму суточных выплат, не возмещаются.

Например, работодатель не обязан оплачивать поездки работника на такси, или другом транспорте в месте командирования, посещение работником развлекательных заведений, телефонные переговоры, не связанные с рабочей деятельностью. Тем не менее, работодателю закон не возбраняет оплачивать любые расходы работника, находящегося в командировке, если об этом заключено соглашение.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *