Федеральный закон о ветеранах военной службы 22 и 23 льготы в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Федеральный закон о ветеранах военной службы 22 и 23 льготы в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Еще одной категории пенсионеров захотели заморозить индексацию выплат. Госдума намерена рассмотреть законопроект, который предполагает отказ от индексации базы для расчета пенсий военнослужащим. Ожидается, что решение будет принято на осенних заседаниях нижней палаты парламента.

«Законопроект предусматривает, что до 1 января 2023 года будет приостановлено действие нормы указанного закона, согласно которой «денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54%, начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера», — говорится в документе, который цитирует «Парламентская газета».

Военные пенсионеры получают не полный размер пенсии, рассчитанный от величины денежного довольствия, а лишь его часть. В законе такое ограничение закреплено так называемым «понижающим коэффициентом».

В 2022 году понижающий коэффициент составит 0,74, то есть фактически военный пенсионер будет получать 74% от полного размера пенсии. Законопроект о такой величине ПК в 2022 году уже подготовлен Правительством РФ и внесен на рассмотрение в Госдуму. Вступление в силу закону запланировано на 1 января 2022 года.

Стоит заметить, что применение ПК касается не только бывших военнослужащих, но и лиц, приравненных к ним по статусу — служивших в МВД, таможенных органах, УФСИН, МЧС, ФССП, Росгвардии и других ведомствах. При этом подобное ограничение не распространяется на судей, сотрудников прокуратуры и следственных органов, вышедших на пенсию, а также членов их семей.

Какие льготы есть у ветеранов боевых действий

Для начала стоит пояснить, что закон № 4468-1 от 12.02.1993 содержит норму о ежегодном увеличении понижающего коэффициента как минимум на 2%. Однако такое правило выполнялось далеко не всегда, а в последние годы его действие и вовсе была приостановлено.

Так, последний раз изменение ПК произошло 1 октября 2019 года, когда его значение увеличили с 0,7223 до 0,7368.

С аналогичной величиной ПК (0,7368) расчет военной пенсии производился на протяжении 2020 и 2021 года. Это происходило из-за того, что в течение этих двух лет применялся мораторий, предусмотренный в подписанных Президентом федеральных законах № 381-ФЗ от 02.12.2019 и № 397 от 08.12.2020.

Действие моратория завершится 1 января 2022 года, и по правилам понижающий коэффициент должен увеличиться на 2%, как это и предусмотрено законом. Однако Правительство в очередной раз предложило отказаться от такой схемы повышения, в связи с чем уже внесло на рассмотрение в Госдуму свой законопроект.

На рассмотрение в Госдуму поступил проект федерального закона №1258305-7, подготовленный Правительством РФ. В нем Кабмин предлагает установить в 2022 году новую величину понижающего коэффициента для расчета военной пенсии. Но увеличить его не на 2%, как это положено, а значительно меньше.

Текст предложенного законопроекта представлен ниже. Его рассмотрение будет происходить в течение осенней сессии Госдумы.

Согласно тексту законопроекта, значение ПК с 1 января 2022 года составит 0,74. Это означает, что военные пенсионеры будут получать 74% от полного размера пенсии.

В результате такого изменения с 1 января 2022 года увеличатся военные пенсии. Однако повышение будет незначительным — всего 0,43% (0,74 / 0,7368 = 1,0043, то есть плюс 0,43%). Например, пенсионеру, пенсионное обеспечение которого составляет 25000 рублей в месяц, будет назначена прибавка в 107,50 руб.

Изменения в пенсионном обеспечении в 2022 году также коснутся следующих категорий пенсионеров:

Получающих помимо военной пенсии вторую выплату от ПФР в связи с достижением пенсионного возраста и наличием стажа по «гражданской» профессии. Индексация второй пенсии будет произведена с 1 января 2022 г. и составит 5,9%. Такое изменение уже утверждено законодательно.

Но согласно заявления Путина на совещании по социальным вопросам

пенсии будут проиндексированы свыше инфляции. На сегодняшний день плановая инфляция достигла 8,1% (продолжает лететь вверх), а это значит, что пенсии могут быть проиндексированы на 8,2 или даже на 9%.

Точно сказать о размере индексации сейчас нельзя, данные по итоговой инфляции будут известны только к концу декабря 2021 года. Остается лишь ждать и следить за финансовыми новостями.

Будут изменения для получающих различные социальные надбавки к военной пенсии. Это выплаты, устанавливаемые в связи с наличием иждивенцев у военного пенсионера, как инвалиду, как ветерану боевых действий, как лицу, достигшему 80-летия и так далее. Увеличение таких надбавок происходит ежегодно с 1 апреля.

Льготы ветеранам военной службы в 2021 году

Согласно ст.5 ФЗ «О ветеранах» им может стать военнослужащий:

1. Прошедший службу в определенных военных структурах:

  • ВС СССР;
  • ВС РФ;
  • Органах и формированиях, в которых предусмотрена военная служба (к ним относятся ВС, МВД, МЧС, ФСБ, СВР, Железнодорожные войска, ФСО, Погранслужба, Служба спецстроительства, ФАПСИ, Росгвардия);
  • Объединенных Вооруженных Сил государств – СНГ.

2. Имеющий знаки отличия:

  • орден;
  • медаль;
  • почетное звание СССР или РФ;
  • почетную грамоту или благодарность Президента РФ;
  • ведомственные знаки отличия.

3. Имеющий воинский стаж – от 20 лет. Льготные периоды в него не засчитываются.

4. Ставший инвалидом во время службы вследствие:

  • ранения;
  • контузии;
  • увечье;
  • заболевания.

Обратите внимание! Само по себе ранение, увечье, контузия, которые не привели к инвалидности, не являются основанием для присвоения статуса ветерана военной службы.

Если же инвалидность была установлена, военный может пользоваться льготами даже при отсутствии знаков отличия и 20-летнего стажа.

5. Не обязательно должен быть выход на пенсию. Действующие военнослужащие вправе получить указанный статус. Но получение льгот возможно только при условии либо выхода на пенсию или достижения возраста, дающего право на пенсию старости.

Пример. Фактический воинский стаж Савенко Н.И. составляет 19 календарных лет, а формальный – 20 лет и 6 месяцев, поскольку в 2001 году он выполнял воинский долг в условиях Крайнего Севера. Обратившись в военный комиссариат с рапортом на присвоение статуса ветерана ВС, он ветеранский статус. Однако в соцзащите в предоставлении соответствующих льгот отказали.

Чтобы пользоваться льготами, не достаточно всего лишь фактического соответствия указанным выше критериям. Необходимо получить документальное подтверждение такого соответствия, а именно — ветеранское удостоверение.

Порядок выдачи удостоверения определяется Указом Президента РФ от 19.05.1995 N 501 «Об утверждении порядка и условий присвоения звания «Ветеран военной службы» и заключается в следующем:

1. Написании заявления в отделе кадров по месту службы. Военнослужащий, который уже пребывает на пенсии, должен направлять рапорт по последнему месту службы в кадровое или пенсионное подразделение. Там же можно взять его шаблон и образец. Например, военные в отставке обращаются в военный комиссариат, милиционеры — в пенсионное управление МВД, пожарные — в соответствующий департамент МЧС.

Соцзащита не занимается присвоением воинских ветеранских званий – они обслуживают только гражданских лиц.

Заполнять заявление лучше всего вместе с сотрудником, который будет его принимать, поскольку у каждого ведомства своя специфика.

2. Приложении к заявлению пакета документов. Для каждого случая он определяется индивидуально. Если рассматривать в обобщенном виде, то заявитель должен добавить к рапорту следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • подтверждение стажа (выдает кадровое подразделение органа, где служил военный);
  • справку об инвалидности;
  • подтверждение МСЭ о причинах утраты трудоспособности;
  • награды и подтверждение присвоения почётных званий.

Медали и ордена должны предоставляться с орденской книжкой в комплекте.

3. Ожидании решения местной администрацией. Сначала документы направляются в местную администрацию. На это отводится не более 3 недель согласно п. 3 Указа. Затем чиновники в течение месяца рассматривают вопрос о присвоении статуса. В общей сложности на это отводится почти 2 месяца.

4. Получении готового удостоверения или мотивированного отказа в его выдаче. Если предоставленные сведения окажутся достоверными, центральный орган ведомства подготовит распоряжение руководителя о присвоении статуса и оформит удостоверение надлежащего образца. Его нужно будет получить в местной администрации под роспись. Также свою подпись поставит тот, кто его выдает. Если же оснований для выдачи документа нет, придет письменный мотивированный отказ.

Удостоверение действует без ограничения срока (не требует продлений). Также оно действует по всей территории РФ. Ветеран, получивший удостоверение в Москве, может пользоваться льготами на его основании где-нибудь в Ростове или Новосибирске, по месту прописки.

Направить документы на присвоение ветеранского статуса можно в любое время, в том числе после выход в запас/отставку. Это зависит от желание самого военнослужащего (военного пенсионера).

Некоторые считают, что подавать ветеранское заявление и документацию следует в 3-хнедельный срок (с момента возникновения основания для получения ветеранского звания), который установлен Указом Президента РФ N 501. Это не так. Он предусмотрен для военкоматов, кадровых служб, которые принимают документы от заявителя. А уж эти службы в обозначенный срок должны передать документы в орган, который непосредственно принимает решение о присвоение статуса.

Сначала рассмотрим те преференции, которые полагаются всем ветеранам, независимо от места проживания в РФ. Они устанавливаются федеральными актами и оформляются в компетентных структурах каждая по отдельности. Единого органа, в котором можно было бы оформить льготы для ветеранов ВС РФ, нет.

Устанавливаются Налоговым Кодексом и дополнительными актами и сводятся к следующему:

  1. Полному освобождению от уплаты госпошлины в судах. Ветераны пользуются этим правом при обращении в Верховный суд, суды общей юрисдикции и к мировым судьям с имущественными исками, сумма требованиям по которым не превышает 1 млн рублей (ст.333.36 НК РФ).
  2. Полной компенсации уплаченных сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц (Постановление от 22.10.1993 г. N 941). Получить средства обратно можно в территориальном пенсионном органе, предоставив уведомление об уплате налога и подтверждающих платежных документов.
  3. Пособия, выплаты и дотации, получаемые ветераном, не облагаются налогом на доход физических лиц.
  4. Абсолютному освобождению от имущественного налога. Распространяется на имущество, которое не используется для извлечения выгоды (ст.407 НК РФ). Устанавливается в отношении только одного объекта налогообложения по выбору ветерана, а именно в отношении:
    • квартиры или комнаты;
    • дома или его части;
    • хозяйственных помещений;
    • ателье, творческих мастерских, галерей и пр.;
    • гаражей или машино-мест.

Чтобы воспользоваться льготой, необходимо написать заявление в налоговую инспекцию с документами-основаниями для пользования льготой. Также необходимо до 1 ноября текущего налогового периода направить уведомление о выбранных объектах налогообложения.

Налоговыми льготами после смерти ветерана военной службы сможет пользоваться его вдова/вдовец, пока не вступят в новый брак.

Льготы военным пенсионерам в 2021 году

  1. Право обращения в любую государственную больницу для бесплатного медобслуживания. Ветеран может бесплатно лечиться у любого врача, работающего в госучреждении, только при предъявлении удостоверения. Речь идет об осмотре, диагностике, вынесении диагноза, выписке рецепта, проведении медицинских процедур.
    Если Вы обслуживаетесь в частном центре – уточните, предусмотрены ли у них подобные льготы. Некоторые коммерческие организации прописывают в своих внутренних положениях о возможности предоставления медицинской помощи на льготных условиях. Но это их право, а не обязанность.
  2. Право бесплатного обследования в государственных больницах и поликлиниках. Речь идет об исследовании при помощи специальной медаппаратуры – УЗИ, МРТ , подобное. Никаких дополнительных документов, кроме удостоверения, для получения льготы не нужно.
  3. Приобретение протезов или протезно-ортопедических товаров и их ремонт за счет государства. Речь идет как о зубных протезах, так и о других частях тела. Но только если это протезы не из металлокерамики или драгметаллов. Такие траты государство нести не будет. При этом установку протезов (саму операцию) ветеран оплачивает за свой счет (если иное не предусмотрено на региональном уровне).

Чтобы воспользоваться льготой нужно обратиться в соцзащиту или администрацию по месту жительства.

О такой льготе на практике ведется много споров. Дело в том, что в ст.23.2 ФЗ №5 ветераны военной службы прямо не упомянуты в перечне лиц, имеющих право на скидку по оплате ЖКХ. Зато в ней указаны другие военные лица: ветераны боевых действий, ветераны и участники ВОВ и другие.

Из-за того, что на законодательном федеральном уровне такая льгота не прописана, на местах в органах соцзащиты возникают конфликты. Особенно если такие преференции не продублированы в местном нормативе. Заявители-ветераны получают отказ в представлении льготы, после чего обращаются в суд.

Суды встают на сторону ветеранов военной службы, поэтому выносят решения о предоставлении льготы по оплате ЖКХ.

Скидка на оплату коммунальных услуг предоставляется ежемесячно в размере 50% от суммы, указанной в квитанции. Ветераны ее получают в виде компенсации. Это значит после того, как они оплатят полностью сумму услуг ЖКХ. Затем компенсационные деньги приходят на счет ветерана.

Для получения статуса «военный пенсионер», гражданину следует отвечать таким требованиям:

  1. Прослужить не менее 20 лет в рядах ВС РФ, или в других государственных военизированных формированиях.
  2. При наличии общего рабочего стажа, превышающего 20 лет, минимально требуемый срок военной службы сокращается до 12 лет.

Претендент на льготы в качестве военного пенсионера, должен являться кадровым военным. То есть, проходить армейскую службу в соответствии с заключённым контрактом.

Солдаты и сержанты срочной службы претендовать на предоставление каких-либо льгот после демобилизации не могут. Исключение – участие срочника в военных действиях, получение им государственных наград, ранений, инвалидности или серьёзных травм, связанных с выполнением служебного долга. Но и в этих ситуациях, получить статус военного пенсионера срочники не могут.

Этот вид пособия в размере 1000 рублей предоставляется инвалидам вследствие военной травмы. При этом не имеет значения, в какой период военной и приравненной к ней службы гражданин получил военную травму.

(согласно указу Президента РФ от 1 августа 2005 г. № 887 «О мерах по улучшению материального положения инвалидов вследствие военной травмы»).

Широкий перечень льгот предоставляется ветеранам боевых действий, к которым относятся следующие категории военнослужащих:

  • Военнослужащие, сотрудники ОВД и органов власти СССР, принимавших участие в боевых действиях при исполнении своих служебных обязанностей в РФ или СССР.
  • Военнослужащие, проходившие службу в автомобильных батальонах, осуществлявших доставку грузов в Афганистан в тот период, когда там проводились боевые действия.
  • Военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях и летных операциях в Афганистане.
  • Военнослужащие, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Льготы ветерану военной службы в 2021 году

Для лиц, проходящих службу по контракту, после их увольнения из рядов ВСРФ, также положен ряд льгот.

К ним относятся:

  • Сохранение очереди на льготное получение жилья, если общая выслуга контрактника превышает 20 лет.
  • При увольнении из армии по достижении предельного возраста, контрактник имеет право на получение от государства жилищного сертификата. Это правило действует, если его выслуга превышает 10 лет.
  • Также увольняемые в запас контрактники вправе проходить бесплатные курсы профессиональной переподготовки.

ФЗ №76 предоставляет лицам, уволенным из армии ряд преференций в области обеспечения жильём (для этого требуется отслужить определённое количество лет, до минимально установленной выслуги):

  1. Если военный к моменту увольнения стоял в очереди на льготное жильё, он остаётся в списках.
  2. Лицам, вставшим до 2005 года в очередь на получение жилья, либо на улучшение уже имеющегося, при увольнении выдаётся жилищный сертификат.
  3. Занимая военнослужащим на правах соцнайма квартира, после выхода его на пенсию, может передаваться ему в собственность. Исключение – ведомственное жильё.

Для лиц, отслуживших свыше 10 лет, но меньше 20, предоставляется возможность вступления в ЖСК, или выдаётся земельный надел под ИЖС. Отставникам, имеющим звание от полковника и выше, нормы предоставляемой жилплощади увеличиваются на 25 м2.

Для оформления льгот потребуется обратиться в то ведомство, в сферу ответственности они входят – налоговые, пенсионные, жилищно-коммунальные органы, службу соцобеспечения.

Для этого потребуется предъявить следующий комплект документации:

  1. Заявление о предоставлении льготы.
  2. Паспорт.
  3. Военный билет.
  4. Копии приказов о зачислении в ряды ВСРФ, и увольнения из них.
  5. Дополнительные бумаги, при необходимости: ветеранское или наградное удостоверение, инвалидную книжку, коммунальные счета.

Не все военнослужащие, уволенные со службы и достигшие пенсионного возраста. получают льготы. Преференции положены только тем пенсионерам, у которых общая продолжительность службы составляет не менее 20 лет. Это стандартные преференции. Но есть расширенные льготы для военных пенсионеров в 2021 году, которые положены:

  • ветеранам военной службы (с выслугой лет свыше 25 лет и наградами);
  • ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС и участникам работ по объекту «Укрытие» в 1988-1990 гг.;
  • участникам боевых действий;
  • инвалидам, получившим травму или заболевание на службе.

Набор положенных преференций у всех пенсионеров разный, как и размер положенных им социальных выплат. Например, есть ветераны службы в Вооруженных Силах РФ, имеющие больше льгот.

Льготы для военнослужащих, уволенных из рядов ВС и силовых ведомств, установлены на федеральном уровне законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ о статусе военнослужащих в РФ. А вот льготы военным пенсионерам в 2021 году по освобождению их от уплаты налогов и сборов установлены нормами Налогового кодекса РФ:

  • освобождение от налога на имущество в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, находящегося в их собственности и не используемого в предпринимательской деятельности (статья 407 НК РФ);
  • перенос имущественных налоговых вычетов на приобретение (строительство) жилья и погашение процентов по целевым займам (кредитам), на годы, непосредственно предшествующие году, в котором образовался переносимый остаток вычетов, но не более чем на 3 предшествующих года (п. 3 ст. 210 НК РФ, ст. 216 НК РФ, п. 10 ст. 220 НК РФ);
  • освобождение от уплаты госпошлины при подаче исковых заявлений (административных исковых заявлений) имущественного характера и на всех стадиях судебного рассмотрения, если цена иска не превышает 1 млн руб. и ответчиком выступает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу (п. 3 ст. 333.36 НК РФ);
  • стандартный вычет по НДФЛ в размере 3000 рублей для военнослужащих в отставке, которые в период несения военной службы призывались на специальные сборы для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС (п. 1 ст. 218 НК РФ);
  • освобождение от НДФЛ в отношении полученной помощи (в денежной и натуральной формах) и подарков для ветеранов (п. 33 ст. 217 НК РФ).

Федеральный закон от 12.01.95 N 5-ФЗ

В статье 1 закона № 76-ФЗ указано, что дополнительные социальные гарантии и компенсации пенсионерам-силовикам устанавливают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. В их число входят:

  • бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси и маршрутного такси);
  • бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики).

Большинство российских регионов предоставляют льготы военным пенсионерам по оплате ЖКХ и жилья — 50% от установленных для остального населения тарифов. Право на льготы необходимо ежегодно подтверждать в местных органах соцзащиты. Военкоматы, которые ведут бывших военнослужащих в других сферах, к этому отношения не имеют.

Для некоторых уволенных со службы пенсионеров предусмотрен особый порядок оказания медицинской помощи — они вправе пользоваться военными поликлиниками и госпиталями. В сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи льготы военным пенсионерам ветеранам военной службы распространяются на:

  • офицеров при общей продолжительности службы свыше 25 лет;
  • прапорщиков и мичманов, если общая продолжительность их службы составляет не менее 20 лет.

Военнослужащие на пенсии вправе оплачивать путевки на санаторно-курортное лечение или организованный отдых в ведомственных санаториях, домах отдыха, пансионатах в размере 25% от стоимости. Для них установлен бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом на лечение и обратно не чаще одного раза в год.

Гражданам, уволенным с военной службы, продолжительность службы которых составила не менее 10 лет, положено обеспечение жильем за счет государства. Им выделяют жилищную субсидию или предоставляют в собственность жилье из федерального фонда при условии, что они уволились из армии в связи:

  • с достижением предельного возраста пребывания на службе;
  • с состоянием здоровья;
  • с организационно-штатными мероприятиями.

Получив удостоверение ветерана военной службы, следует идти в территориальный отдел социальной защиты населения. Именно это ведомство занимается назначением льгот и пособий особым категориям граждан.

Отметим, что перечень привилегий может отличаться в зависимости от субъекта, так как многие социальные программы реализуются региональными органами власти, а не центром.

Полезно! Получить информацию обо всех доступных льготах и пособия можно на официальном сайте исполнительной власти субъекта.

Важной особенностью назначения социальных преференций является их региональный характер. То есть органы власти субъекта сами принимают решение о предоставлении тех или иных привилегий. В ряде регионов с небольшим бюджетом ветераны получают только федеральную помощь.

Также отметим, что, например, скидка по ЖКХ дает только на один объект недвижимости, при этом есть ограничения по стоимости квартиры.

Не все категории военнослужащих, даже имеющие выслугу лет, вправе стать ветеранами. Важно, чтобы человек получил какую-либо государственную награду. А вот ее уровень роли не играет. В данном случае и почетное звание, и медаль дают равные социальные преференции.

С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда. (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица. принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:

1) участники Великой Отечественной войны:

а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;

б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;

г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;

д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;

е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)

ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;

з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

1. К ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

2.1) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 320-ФЗ)

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 256-ФЗ)

2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

3. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также — инвалиды войны) относятся: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;

2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения. контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;

3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

Действие положений подпункта 3 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)

4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;

Подпункт 5 ст. 4 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 21 (часть 1) и 39 (часть 1), в той мере, в какой он не позволяет относить к инвалидам Великой Отечественной войны лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при проведении указанных работ ранее февраля 1944 года (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П).

5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)

6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.

Льготы ветеранам боевых действий в 2021: какие положены и как их оформить

1. Ветеранами труда являются лица:

1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;

2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

1.1. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ)

2.-3. Пункты утратили силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

4. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2005 N 163-ФЗ)

Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:

1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;

2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))

4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.

В начале 2000-х годов рабочей группой под руководством депутата А.Г. Арбатова (Н.М.Безбородов, В.Н.Волков, Э.А.Воробьев, Е.А.Зеленов, С.В.Иваненко, В.П.Лушин, А.И.Николаев, Д.Ф.Солдаткин, В.В.Чайка, П.Т.Бурдуков, М.И.Гришанков, В.А.Лекарева, В.И.Орлов) был разработан законопроект «О статусе участников боевых действий».

Разработка данного законопроекта была обусловлена тем, что статус участников и ветеранов ВОВ, других войн и боевых действий, которые проводились Советским Союзом и РФ, определяется целым рядом федеральных законов, таких как:

  • Федеральный Закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ (ред. от 30.04.2021) «О ветеранах»;

  • Федеральный закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О статусе военнослужащих»;

  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обороне»;

  • Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»;

  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 01.09.2021) «О воинской обязанности и военной службе»;

  • Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 22.12.2020) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел…»;

  • Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 (ред. от 01.09.2013) «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» и другие.

Положения всех этих законов зачастую не стыкуются между собой и, кроме того:

  • многие участники реальных боевых действий, например, участники контртеррористической операции в Чеченской Республике, получают дополнительные льготы и выплаты в соответствии с указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,

  • которые не имеет достаточного юридического оформления, что в дальнейшем может привести к произволу в отношении участников этих боевых действий.

Поэтому авторам законопроекта представлялось целесообразным, чтобы:

  • статус участников боевых действий, в том числе и таких операций, которые проводились в Чеченской Республике, регулировался одним общим федеральным законом,

  • в соответствии с которым государство взяло бы на себя определенные материальные и моральные обязательства перед участниками боевых действий.

Пункт 3:

  • изложить в редакции «обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ветераны боевых действий имеют возможность получить жильё или денежную компенсацию из расчёта стоимость жилья в данном регионе и в районе проживания ветерана.»

В пункте 3 статьи 16 действующей редакции Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от 30 апреля 2021 года прописана дискриминационная дата 1 января 2005 года. В настоящее время право на получение жилья имеют лишь те ветераны боевых действий, что встали на учёт до этого срока, а тем, кто встал на учёт после этой даты, субсидия не полагается и жилье выдается по договору социального найма на общих основаниях с другими нуждающимися гражданами, стоящими в очереди (многодетными семьями, сиротами и т.д.).

Статью 16 дополнить в следующими пунктами:

  • «бесплатный проезд во всех видах городского и пригородного транспорта с финансированием из федерального бюджета»;

  • «ветераны боевых действий освобождаются от налога на доходы физических лиц»;

  • «ветераны боевых действий освобождаются от уплаты транспортного налога независимо от количества лошадиных сил и региона».

Практика показывает, что перекладывание финансирования на региональные бюджеты льгот по транспорту приводит к тому, что часть регионов ссылаясь на убыточный бюджет региона вообще отказывают ветеранам боевых действий в праве на бесплатный проезд.

Статью 23.1 «Ежемесячная денежная выплата ветеранам» изложить в следующей редакции:

  • «Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере минимального прожиточного минимума принятым в РФ и

  • индексируется не менее одного раза в год.»

При выполнении такого условия размер ЕДВ для ветеранов боевых действий в 2021 году составил бы 12 702 рублей, в то время как сейчас размер выплаты составляет 3 212,04 рублей с учетом прошедшей с 1 февраля 2021 г. индексации на 4,9%.

«Ветераны боевых действий могут получить единовременную выплату на строительство или покупку жилья, если они нуждаются в улучшении жилищных условий, — пояснил юрист. — Для этого они должны были встать на учет до 1 января 2005 года. При этом размер финансовой поддержки определяет регион, в котором живет ветеран. Сертификат, выданный на жилье, действует в течение 6 месяцев. Если человек им не воспользовался, то его аннулируют».

Ветераны боевых действий в Афганистане имеют право на федеральные и региональные льготы:

  • —жилищные и коммунальные льготы;
  • —налоговые;
  • —медицинские, в том числе путевки в санаторий, бесплатное лечение в военных госпиталях, протезирование;
  • —бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • —ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное время и дополнительный неоплачиваемый отпуск до 35 дней в году;
  • —льготы при поступлении в вуз;
  • —получение профессионального образования с сохранением оклада;
  • —доплаты к пенсии;
  • —полное или частичное освобождение при оплате госпошлин.

Льготы положены военнослужащим, принимавшим участие в боевых действиях на территории Сирии по направлению РФ и те, кто служил в Сирийской Арабской Республике с 30.09.2015 года. Список льгот:

  • —доплаты к пенсии;
  • —налоговые, жилищные и коммунальные льготы;
  • —отпуск по месту работы вне графика;
  • —отпуск без сохранения зарплаты на срок до 35 дней в году;
  • —бесплатный проезд городским и пригородным транспортом;
  • —путевки для реабилитации или отдыха;
  • —обеспечение протезами и протезно-ортопедическими товарами;
  • —полное или частичное освобождение при оплате госпошлин;
  • —обслуживание в медучреждениях МО РФ и других профильных ведомств.

«На льготы имеют право члены семей ветеранов — родители, супруг или супруга, если они не вступили в новый брак после смерти ветерана. А также другие члены семьи погибшего могут получить льготы, если являются нетрудоспособными и жили на иждивении у ветерана», — объяснил юрист.

Льготы вдовам ветеранам боевых действий предоставляются вне зависимости от трудоспособности, получения заработной платы или пенсии. Они могут рассчитывать на:

  • —обеспечение жильем, если нуждаются в улучшении жилищных условий и встали на учет до 01.01.2005 года;
  • —компенсацию на оплату коммунальных услуг в размере 50%;
  • —внеочередное оказание медицинской помощи, а также прием в организациях социального обслуживания;
  • —обеспечение путевками в санатории при наличии медицинских показаний;
  • —преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы;
  • —получение медпомощи в медорганизациях, к которым они были прикреплены при жизни ветерана;
  • —ежемесячная денежная выплата.

Военные пенсионеры имеют ряд льгот:

  • —налоговые;
  • —право на улучшение жилищных условий;
  • —доплаты к пенсии;
  • —лечение в военных медучреждениях, бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов, бесплатное снабжение лекарствами;
  • —75% скидка при покупке путевок в военные санатории, также бесплатный проезд к местам лечения и обратно один раз в год;
  • —скидки на оплату услуг ЖКХ;
  • —бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • —освобождение от уплаты госпошлины.

Федеральный закон «О ветеранах»

Соответствующую категорию и полагающиеся льготы предоставляют россиянам или же иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, только в том случае, если они постоянно проживают в России. Без российского гражданства или при временном проживании на территории страны, необходимо иметь вид на жительство, чтобы получать социальные привилегии в рамках статуса и финансовые выплаты.

Выдачей удостоверения занимается особая комиссия Министерства обороны России. Для его получения надо обратиться в центральную комиссию ведомства, если вы являетесь военнослужащим Вооружённых сил РФ.

Как правило, претендующим на статус необходимо выяснить местонахождение комиссии военного округа или военный комиссариат по месту постановки на воинский учет или жительства. В них и надо обращаться с заявлением.

Немного иначе дела обстоят для проживающих в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Им заявление и все положенные бумаги надо нести в комиссию Северного флота.

Претендующим на получение статуса ВБД необходимо предоставить:

  • оригинал и копию паспорта;
  • удостоверение военнослужащего;
  • два матовых снимка формата 3×4 (при этом военнослужащим нужно фото в форме).

Вместе с этим надо приложить бумаги, свидетельствующие об участии в бою, например, командировочные удостоверения или же выписки из приказов об участии в боевых действиях.

Для некоторых отдельных случаев необходим дополнительный комплект документов.

Так, например, участникам вооружённого конфликта в Чеченской Республике понадобятся выписки из приказов начальников или командиров, документальное подтверждение данных о полученных в регионе во время боёв травмах или же контузиях.

Также надо показать все имеющиеся бумаги по наградам, если такие были, к примеру, копию наградного листа.

По официальным правилам документы могут изучаться в течение 30 дней, с возможность продления этого срока на такое же количество дней. В реальности же это может занять больше времени по разным причинам, чаще же всего это связано с тем, что для регистрации надо искать документы в архивах.

Удостоверение человек получает под расписку. Оно содержит идентификационный номер, ФИО получающего, его фото, а также печать Минобороны России.

В отдельной строке прописана категория, к которой относится ветеран. Она представлена в формате цифр от 1 до 3. К номеру «1» относятся люди согласно пунктам с 1 по 4 статьи Федерального закона, под «2» идут лица из пункта 5 закона, а к «3» относятся отработавшие в Афганистане или на сирийской территории, согласно пунктам 6 и 7.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *