Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Минимальный срок полиса ОСАГО в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
С 29 августа 2021 года приобретение полиса ОСАГО не требует предъявления страховщикам диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра. Соответствующие изменения в законодательство российская Госдума приняла 15 июня, а главным мотивом к отмене действовавшей на протяжении последних 10 лет нормы стало повышение доступности ОСАГО путем упрощения процесса заключения договора обязательного автострахования.
Необходимость отвязки «автогражданки» от техосмотра обсуждалась на протяжении нескольких последних лет. Страховщики отмечали, что серьезное обновление автопарка в стране и достаточно ответственное в своей подавляющей массе отношение российских автовладельцев к техническому состоянию транспортных средств, значительно уменьшили количество ДТП, вызванных неисправностями автомобилей. Кроме того, доказательство вины со стороны «техники» продолжает требовать прохождения дорогостоящих экспертиз и длительных судебных разбирательств, что также стало одной из причин, побудивших законодателей отвязать ОСАГО от техосмотра.
Вместе с тем, опасения, связанные с непрохождением автовладельцами технического осмотра после введения новых норм, вскоре рискуют стать не актуальными: с 1 марта 2022 года за отсутствие техосмотра вводится административная ответственность: согласно КоАП собственник автомобиля вынужден будет заплатить штраф в размере 2000 рублей. Кроме того при отсутствии соответствующей отметки в диагностической карте и совершении ДТП по причине неисправности транспортного средства, «автогражданка» может сыграть против обладателя полиса. В данной ситуации, как и в случае отсутствия страхования, с виновника аварии может взыскиваться ущерб, причиненный другим участникам дорожного происшествия.
Все изменения ОСАГО в 2022 году: что ждет водителей — хорошего и плохого
На многих сайтах в сети интернет вы можете рассчитать стоимость «автогражданки» для своего автомобиля и сравнить предложения сразу 18 страховых компаний. Чтобы произвести расчет на калькуляторе ОСАГО онлайн укажите госномер, полученный при регистрации автомобиля. Далее заполните небольшую анкету, содержащую данные о транспортном средстве и имеющемся у вас на руках ПТС (СТС, еПТС). После этого система отобразит актуальные расценки на полис обязательного страхования и позволит вам выбрать наиболее выгодное предложение!
Наш онлайн калькулятор позволит сэкономить время и еще перед обращением к страховщикам узнать точную стоимость полиса ОСАГО для вашего авто и региона вашей регистрации. Помните, что данные из документов используются для проверки истории вашего вождения, поэтому для получения скидок (как и возможных надбавок) важно указывать персональные данные и реквизиты документов максимально корректно.
Руководитель центра управления страховым портфелем по ОСАГО СК «ВСК» Татьяна Кудрявцева сообщила «Интерфаксу», что «убытки по жизни и здоровью в ОСАГО по портфелю ее компании составляют относительно небольшое количество, но заметна тенденция к увеличению таких выплат и росту показателя средней выплаты».
Глава дирекции розничного бизнеса СПАО «Ингосстрах» Виталий Княгиничев, комментируя тему, отметил, что «основная масса выплат в ОСАГО связана с причинением вреда имуществу в результате ДТП, и, как правило, выплаты по ущербу жизни и здоровью в ОСАГО связаны с крупными ДТП». По оценке Княгиничева, «пока в России уровень мошенничества в сфере страховых выплат по жизни и здоровью ниже, чем в Европе».
По данным департамента безопасности СК «РЕСО-Гарантия», основной схемой страхового мошенничества в этой сфере остается предоставление подложных документов.
«Как правило, это документы несуществующих уголовных дел, изготовленных несуществующими должностными лицами МВД, судов, медицинских учреждений, в отношении пострадавших либо не существующих, либо существующих в реальности, но не имеющих отношение ни к ДТП, ни к вреду здоровью», — сообщил «Интерфаксу» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.
«В общем объеме выплат по ОСАГО доля выплат по жизни и здоровью находится на уровне 4-5%, имеет тенденцию к росту. Причинами роста выплат следует считать улучшение информированности граждан и упростившуюся процедуру выплат», — продолжил он.
Решение об увеличении лимитов выплат в том числе зависит от правительства страны, считает Иванов (оно коснется всех бюджетных автопарков — прим. ИФ). Если такие поправки будут приняты, то, скорее всего, не в этом, а в следующем году. Он напомнил еще об одной отложенной новелле с изменениями в закон об ОСАГО, предусматривающей переход на выплаты без учета износа деталей автомобилей при расчете выплат. Ее появления также ожидают в новом законопроекте об ОСАГО, она также повлечет рост тарифов.
«Несомненно, все это приведет к увеличению цены полиса ОСАГО. Если говорить о влиянии отмены износа в выплатах, то повышение ожидается на уровне 35-40%. В случае увеличения лимита по жизни и здоровью до 2 млн рублей, с учетом прогнозируемой динамики обращений, рост может составить до 70%. При этом сдерживающим фактором роста средней премии по полису «автогражданки» останется жесткая конкуренция на рынке ОСАГО. Влияние конкуренции было неоднократно продемонстрировано: даже при росте цен на ремонт автомобилей средняя премия оставалась стабильной», — сказал Иванов.
По данным РСА, по итогам 1-го полугодия 2021 года более 94% водителей получили скидку по КБМ, а общее количество «аккуратных» водителей выросло на 3,3 млн человек. «Это косвенно свидетельствует об эффективности уже состоявшихся изменений системы тарификации в ОСАГО», — уверен Княгиничев из «Ингосстраха». Водители понимают, что аккуратная манера вождения приводит к снижению стоимости ОСАГО. На текущий момент, несмотря на комплексное улучшение ситуации, рынок все еще нуждается в дальнейшем реформировании, сохраняются «недотарифицированные» сегменты — это такси, общественный транспорт и грузовые ТС, принадлежащие физическим лицам, ситуация в этих сегментах уже «давит» на тарифы в ОСАГО, отметил представитель «Ингосстраха».
По данным РСА, за период с сентября по декабрь 2020 года, после начала действия очередного этапа реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, средняя премия оказалась немного ниже, чем в среднем за год, и составила 5410 рублей, это меньше показателей 2019 года. В 2019 году вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор был расширен на 20% вверх и вниз. Теперь страховщики ОСАГО рассчитывают начать с регулятором новый тур переговоров о границах тарифного коридора в ОСАГО, они обращают внимание, что стоимость корзины основных запчастей в ремонте автомобиля растет несколько лет подряд в среднем на 0,9% в месяц. Новые границы ценового коридора в ОСАГО пока не обсуждались, но при корректировке должны будут учитываться предстоящие законодательные инициативы и их влияние. Предполагается, что работа будет вестись одновременно по всем направлениям.
По прогнозу агентства «Эксперт РА», общие сборы страховщиков ОСАГО в 2021 году могут увеличиться на 4-5% к уровню прошлого года. Сборы российских страховщиков ОСАГО в 2020 году, согласно данным Банка России, выросли на 2,4% по сравнению с 2019 годом и составили 220 млрд рублей.
Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:
- Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
- Водительские удостоверения;
- СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
- Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
- Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.
При оформлении страхования гражданской ответственности транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам или предпринимателям, дополнительно к общему перечню документов нужно будет представить:
- Актуальную выписку из ЕГРЮЛ (ИП);
- Доверенность на имя заявителя, если это не директор компании;
- Паспорт страхователя.
Для подписания договора страхования потребуется печать юридического лица.
Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:
- Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
- Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.
Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.
Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.
Что изменится в страховании ОСАГО
В конце октября 2021 появились свежие новости о полисе ОСАГО: в 2022 году изменения, по мнению экспертов Центрального банка России, должны коснуться оплаты. Разработанный проект, опубликованный на официальном сайте ведомства для обсуждения общественности, не встретил одобрения аналитиков в СМИ. Они уверены, что существующих расценок достаточно и необходимости в введении новых нет.
В первой декаде ноября текущего года в СМИ появились свежие новости об изменениях в законодательстве и ОСАГО: в 2022 якобы начинает действовать отмена техосмотра для физлиц. Такое умозаключение было сделано на основании новости о приеме Госдумой соответствующего законопроекта в первом чтении. Специалисты указывают, что для превращения в полноценный закон, ему необходимо пройти еще два чтения в ГД, получить одобрение Совфеда и главы государства.
Отмена техосмотра не означает, что страховые компании будут снисходительно относиться к виновникам ДТП, которые произошли из-за неисправности транспортного средства. Практика регресса будет по-прежнему задействована по отношению к таким автовладельцам. Они будут вынуждены компенсировать расходы страховщика, если на руках не будет диагностической карты, подтверждающей, что причиной аварии не была неисправность автомобиля.
Перечисляя все нововведения в 2021 году, свежие новости неизменно напоминают, что в 2022 начинают действовать и другие изменения в ОСАГО. Закону об обязательном страховании в следующем году исполняется 20 лет, но он не может существовать в первозданном виде по нескольким причинам: меняются реалии (оснащенность ГИБДД и правила дорожного движения), появляются новые автомобили.
Отмечается, что, несмотря на вносимые изменения, проблемы все еще остаются, например, кроме благонадежных компаний, на рынке есть мошенники. Они работают на водителей, превратно понимающих возможность сэкономить на оформлении страховки, за что в дальнейшем и расплачиваются: получают неполную компенсацию, отказы в выплатах или исчезновение инстанции для обращения по адресу оформления полиса.
Каким будет ОСАГО в 2022 году?
Это уже не эксперимент, как было заявлено 2 года назад, а полноценное внедрение отслеживания водителей без диагностической карты автоматическими камерами. Фиксация номера теперь будет означать не предупреждение, а полноценный штраф, согласно изменениям, внесенным в Кодекс административных правонарушений. Штраф в 2000 руб. автомобилисту будут выписывать хоть каждый день. Законодатели надеются, что разумные люди подсчитают убытки, полученные при попытке сэкономить, и озаботятся получением необходимого документа.
Направлены на предупреждение фальсификаций и введены из-за прекращения коронавирусного моратория. Начало и окончание диагностики фиксируется на видео, где есть координаты и время. Информация выкладывается в базу данных, обращаться к которой могут страховые компании и ГИБДД. Нет диагностической карты – нет страхового полиса, это уже устаревшее правило. Точнее будет формулировка – нет законной диагностики, нет гарантии безопасности, нет и страхового возмещения.
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Кроме лихачей изменения в ФЗ «Об ОСАГО» затрагивают еще несколько категорий автовладельцев. Во-первых, поправки подразумевают изменения ставок для юридических лиц на автомобили, которые планируется эксплуатировать с прицепами. То есть за то, чтобы на машинах с прицепами ездили наемные сотрудники, фирмам придется заплатить больше. Во-вторых, в пункте «г» поправок в Статью 9 Федерального закона сказано, что при определении базовой ставки страховая компания сможет учитывать «иные факторы, существенно влияющие на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда».
Строго говоря, указание Банка России, позволяющее страховщикам применять такие факторы, характеризующие вероятность наступления страхового случая, заработало еще 5 сентября 2020 года. Что именно к ним относится, решает каждая страховая компания в отдельности. Можно было бы предположить, что в первую очередь в категорию риска и более дорогих тарифов попадают владельцы спорткаров. Но сами страховщики по своей практике отмечают, что в данную формулировку объединяются различные характеристики автомобилей. «Это не только мощность. Это может быть и цвет, и марка/модель, и тип ТС, когда, к примеру, речь идет о грузовом автомобиле, на который требуется в/у категории «В». Поэтому выделять исключительно мощность — некорректно. У нас обратная статистика: с учетом обязательного коэффициента ЦБ владельцы мощных (более 150 л.с.) легковых автомобилей оплачивают полис с повышающим значением 1,6, что уже делает цену вполне достаточной [для страховщика], — рассказал Дрому руководитель сервиса онлайн-страховок Prosto.Insure Артем Климов. — Вероятнее всего, подорожание ОСАГО может произойти адресно, для наиболее убыточных сегментов — регионов, водителей с высокой аварийностью и типов ТС, которые подтвердили высокую убыточность. Для менее убыточных категорий водителей и ТС, скорее, наоборот, будет заметное снижение стоимости полиса с целью привлечения подобных клиентов», — пояснил эксперт.
В РСА Дрому подтвердили данную практику. Так, средняя цена полиса «автогражданки» после вступления в силу новых правил практически не изменилась и составила 5437 рублей против 5409 рублей годом ранее. И это несмотря на то, что стоимость так называемой «корзины запчастей» (обновленные справочники средней стоимости автозапчастей, материалов и нормо-часа работ) за год выросла сразу на 23% из-за роста курсов валют. Таким образом, подобный индивидуальный подход к каждому автомобилисту можно считать скорее благом. По крайней мере, если водитель не часто попадает в ДТП.
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Изменения ОСАГО в 2022 году и свежие новости
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
?
Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.
В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.
Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.
Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.
У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.
Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.
Расчеты
БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса
5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля
При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).
Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Существует две цели, которые преследует эта процедура:
- подтверждение безопасности автомобиля — ТО выявляет неисправности и важен для их своевременного устранения;
- получение ОСАГО — если автомобилю более 3 лет, без прохождения ТО полис не выдадут.
Если у вас есть страховка ОСАГО, но техосмотр вы не прошли, получить выплаты от страховой компании вы не сможете.
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
Вступили в силу новые правила расчета тарифов ОСАГО
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Базовая ставка в 2022-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2021-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2021-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2021-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Нет диагностической карты на автомобиль – плати штраф
В своем постановлении Центробанк определил новые расценки на следующий год. Нововведения затронули:
- тарифы ОСАГО;
- базовые ставки;
- опыт вождения, а также возраст автомобилистов;
- число страхуемых.
В расчете стоимости ОСАГО будут использоваться новые базовые значения, которые обязательны для всех категорий транспорта. Государством были определены минимальные и максимальные величины, чтобы автовладелец смог выбрать для себя из представленного ценового диапазона подходящий тариф.
Страховка ОСАГО на машину рассчитывается следующим образом: берется имеющаяся базовая ставка и умножается на несколько различных коэффициентов. Новые поправки, введенные в 2020 году, повлияли на размер базовой ставки. Так, полис станет дороже тем автолюбителям, которые:
- оставляют места дорожно-транспортного происшествия;
- лишались прав из-за вождения в нетрезвом состоянии;
- повторно управляли транспортным средством в пьяном виде;
- лишались прав по причине отказа от медицинского освидетельствования;
- регулярно нарушают ПДД, что влечет за собой вред здоровью или жизни других людей.
Повышенная ставка будет применяться в случае, если эти нарушения были неоднократными, а также зафиксированы на месте сотрудниками ГИБДД. Подробная информация предоставляется страховым компаниям госавтоинспекцией.
В нашей стране с августа 2020 года действуют измененные правила, по которым производится расчет стоимости ОСАГО. Основное нововведение заключалось в появлении понятия «коэффициент страховщика» – специальные наценки, заранее заложенные в сумму страховки. Выделены несколько десятков критериев, согласно которым можно будет рассчитать, сколько стоит ОСАГО в 2022 году:
- стаж вождения;
- нарушения ПДД или имеющийся в прошлом году страховой случай;
- профессия автовладельца;
- пол и возраст водителя;
- марка автомобиля;
- цвет кузова.
Согласно измененным правилам, при расчете стоимости полиса будет учитываться множество различных факторов-коэффициентов, которые определяются непосредственно страховой компанией.
Например, в одной страховой компании были проведены исследования, согласно которым мужчины-отцы старше 50 лет реже попадают в аварии. И если раньше такая информация не имела никакого значения, то после принятия новых норм страховщики могут установить для такой категории водителей минимальную стоимость полиса. Такое решение будет выгодно и автовладельцам – они сэкономят на страховке, и самим компаниям – вероятность делать выплаты минимальна.
Согласно принятым нововведениям, получить страховку может не только автовладелец, но и водитель, который управляет транспортным средством по доверенности. Для этого ему необходимо заполнить следующую информацию:
- данные паспорта;
- номер водительского удостоверения;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- документ, в котором подтверждается право;
- диагностическая карта (если авто старше трех лет);
- заявление.
Страховая сама решает, в каком виде принимать документы – оригиналы или в электронном формате. Если полис оформляется на сайте компании, то готовый вариант присылается на электронную почту водителя.
ОСАГО без ТО: новые правила получения страховых полисов вступили в силу
С 2022 года будут действовать новые правила технического осмотра автомобиля. Как известно, чтобы застраховаться в ОСАГО, необходимо вначале пройти техосмотр в сервисе. Все манипуляции с автомобилем фиксируются на фото с обязательной привязкой к координатам сервиса, проводящего осмотр.
Полученная информация о состоянии транспортного средства и результаты фиксируются в специальной базе, находящейся в ведении МВД. Параллельно оформляется диагностическая карта на автомобиль.
При обнаружении случая фальсификации, выданная карта автоматически аннулируется, а сама страховая компания привлекается к ответственности – ей придется выплатить штраф в размере 300 тысяч рублей.
При этом автовладельца информировать о недействительности диагностической карты никто не обязан. И если случится страховой случай, то выплаты по ОСАГО водитель не получит. Ему придется возмещать причиненный ущерб самостоятельно в полном объеме.
12. Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается исходя из введенных Вами данных. В результате Вы получаете две цифры: минимальное значение и максимальное значение.
Если Вам предлагают купить полис ОСАГО, стоимость которого не попадает в выбранные пределы, то речь скорее всего идет о мошенничестве. Либо Вам предлагают поддельный полис (в случае низкой цены), либо Вам «незаметно» навязывают дополнительные услуги.
В любом случае калькулятор ОСАГО 2022 года позволит Вам вовремя заметить неладное и пойти в другую страховую компанию.
Для повышения в целом цены ОСАГО в 2022 году Банк России пока оснований не находит, но возможно ее увеличение для некоторых категорий автовладельцев. Прежде всего, речь идет о такси. Со стороны страховщиков поступило предложение увеличить базовую ставку для таксистов на 60%, но даже такое повышение несколько ниже, чем диктует количество происшествий с участием водителей такси, которое достигает трети от всех аварий. Пока этот вопрос не решен и обсуждается с участием всех заинтересованных сторон: Минфина, страхового сообщества, Центробанка.
В 2022 году страховщики, вероятно, отдадут предпочтение дополнительным коэффициентам:
- за управление ТС в состоянии токсического, наркотического или алкогольного опьянения;
- за грубое нарушение правил ДД;
- за превышение скорости больше чем на 60 км/час;
- за проезд на красный;
- за оставление места аварии;
- за намеренную организацию ДТП;
- за выезд на «встречку».
Не исключено, что может появиться наценка за оформление ОСАГО онлайн. Изменение электронного ОСАГО диктуется интернет-издержками, которые несут страховщики и маркетплейсы. Сейчас такое повышение стоимости считается недопустимым. Теоретически оформление ОСАГО онлайн и в офисе должно стоить одинаково, но сейчас в некоторых случаях разница в стоимости существует. Эти вопросы пока тоже находятся на уровне обсуждения.
В 2022 году всех ждет продолжение перехода на цифровой документооборот. Ожидается более полный переход с бумажных носителей на электронные. В Госдуме рассматривается проект о переносе урегулирования убытков в интернет. Тогда автовладельцу будет проще общаться со страховой, ОСАГО в которой было оформлено, и не нужно будет собирать все документы, так как они существуют в электронном виде в различных базах данных или у клиента. Но сколько времени уйдет на рассмотрение проекта в Госдуме, не известно.
Дискутируется также вопрос, нужно ли внести изменения в ОСАГО, касающиеся отмены коэффициента мощности, который повышает результат расчета уже при мощности свыше 100 л.с., так как для современных автомобилей средняя мощность значительно выше этого показателя. Вместо коэффициента мощности страховщики смогут применять коэффициент, отражающий манеру вождения. Он может быть и повышающим, и понижающим в зависимости от результатов, зафиксированных телематическим оборудованием, установленным на ТС. Устройство будет запоминать данные:
- о резкости торможения;
- особенностях езды;
- о скорости разгона;
- частоте эксплуатации машины.
Такое оборудование уже используют некоторые страховщики для расчета более индивидуального тарифа по КАСКО. Когда ожидать подобные изменения, пока не известно.
ОСАГО в 2021 году: какие изменения ждут автовладельцев?
Несмотря на установленный законом стандартный период, страховщики в целях привлечения клиентов готовы предложить договор с более коротким сроком действия. Также на время актуальности полиса может повлиять категория транспорта. Он может быть не предназначен для круглогодичной эксплуатации.
Минимальные сроки составляют:
- 3 месяца для физических лиц;
- 6 месяцев для юридических лиц.
Уменьшение периода действия страховки напрямую влияет на ее стоимость. Она уменьшается. Но застраховать машину 2 или 3 раза в течение года существенно дороже, чем оформить один стандартный договор.
Для расчета стоимости страховки на срок менее года устанавливается отдельный коэффициент сезонности, который можно увидеть в таблице.
Кол-во месяцев |
Коэффициент |
3 |
0,5 |
4 |
0,6 |
5 |
0,65 |
6 |
0,7 |
7 |
0,8 |
8 |
0,9 |
9 |
0,95 |
10 и больше |
1 |
Цена полиса при уменьшении периода его действия меняется непропорционально числу месяцев. Коэффициент 0,5 (при покупке на 3 месяца) – это половина стандартной стоимости, при страховании на срок 10-11 месяцев скидка не предусмотрена вовсе.
Обратите внимание! Оформление нескольких страховок за 12 месяцев не будет выгодно также из-за особенностей расчета КБМ, так как безаварийное вождение определяется за годовой период.
Можно оформить ОСАГО на период, составляющий менее 3-х месяцев. Это возможно в двух случаях.
- Для авто, зарегистрированных в других государствах, первичное страхование на территории страны временного пребывания оформляется на 5-15 дней, в дальнейшем срок продлевается каждые 3 месяца.
- Если автомобиль новый, имеет транзитные номера и перегоняется на территорию дальнейшего нахождения для постановки на учет, то можно оформить страховку сроком на 20 дней.
Чтобы узнать точную стоимость полиса, можно воспользоваться:
- формулой;
- онлайн калькулятором на сайте страховщика.
В первом случае используется стандартная формула:
Стоимость = Бт* Кт * КБМ * Квс * Ко * Км * Кп* Кн,
в которую нужно подставить коэффициенты:
- базового тарифа Бт (зависит от конкретной страховой);
- территориальности Кт (для физлиц учитывается место регистрации авто, для юрлиц – организации);
- бонус-малус КБМ (учитывает историю вождения, предполагает скидки за безаварийность за предыдущий период);
- возраста и стажа Квс (чем старше водитель и чем больше его стаж, тем дешевле страховка);
- ограниченности Ко (учитывает число лиц, включенных в договор и имеющих право на управление авто);
- мощности двигателя Км;
- периода страхования Кп (учитывает количество месяцев, на которые оформляется соглашение);
- нарушений Кн (учитывает наличие и количество штрафов за истекший период).
Если после оформления «короткой автогражданки» возникла необходимость застраховать машину на более долгий срок, это не представит сложностей. Нужно доплатить за оставшийся период полисного года и пользоваться документом в обычном режиме.
Продлить «автогражданку» можно как при личном визите в офис, так и через интернет на сайте страховщика. Предыдущий документ в этом случае теряет силу.
Наказание за езду с просроченным полисом регламентируется ч. 1 ст. 12.37 КоАП РФ, согласно которой водителя ждет штраф в размере 500 рублей. Важно учитывать, что, кроме денежного взыскания, пребывание на дорогах с недействительным ОСАГО чревато проблемами в случае ДТП. Если водитель без страховки станет виновником аварии, он будет выплачивать компенсацию потерпевшему из собственных средств.
На следующий год стоимость ОСАГО составит:
было ДТП | новая цена ОСАГО | переплата |
---|---|---|
без аварий | 7512 руб | |
авария с 1 выплатой | 12257 руб | 4745 руб |
авария с 2 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
авария с 3 выплатами | 19373 руб | 11861 руб |
В любом составленном полисе ОСАГО всегда указан период действия в 1 год. Страховая компания отдельно прописывает количество месяцев, в течение которых водитель будет использовать ТС.
К примеру, владелец автомобиля оформляет страховой бланк на трехмесячный период. Ему предоставляется право выбора: 1 месяц зимой, 1 осенью и 1 весной, как удобно покупателю полиса. Страховка будет дешевле, если приобретать ее на небольшие отрезки времени.
Если сравнить цену 3 месяцев, которые находятся в годовом ОСАГО, и стоимость отдельного ограниченного срока – первый вариант будет более экономным.
Можно ли оформить ОСАГО на месяц? Нет, но можно, выбрав наименьший срок страхования, подобрать удобные периоды для использования ТС.
Какие минимальные рамки по срокам установлены на уровне законодательства? Ответить на этот вопрос не получится однозначно, все зависит от того, к какой категории относится машина. В сумме их 3:
- ТС, которые эксплуатируются только в РФ. Минимальный ОСАГО – 3 месяца, а максимальный – 1 год. Зачастую сокращенный период подходит водителям, которые используют личный автомобиль сезонно, к примеру, весной и летом (чтобы бывать на дачном участке).
- Машины, у которых установлены транзитные номера. В данной ситуации страховка не может длиться дольше 20 суток. Это считается временным полисом. В обозначенные сроки водитель должен успеть снять или поставить ТС на учет в отделении ГИБДД.
- Автомобили, у которых оформлена постоянная регистрация в другом государстве. Обычно эти ТС принадлежат путешественникам, проживающим в ближнем зарубежье. Им разрешено страховать автомобиль на период не меньше 5 и не больше 15 суток. Это правило работает даже в том случае, если путешественнику необходимо находиться в России всего 1 день.
Чтобы понять, как сэкономить владельцу ТС при оформлении страховки, необходимо ознакомиться с таблицей коэффициентов:
№ | Срок страхования | Коэффициент |
1 | От 5 до 15 сут. | 0,2 |
2 | От 16 сут. до 1 мес. | 0,3 |
3 | 2 мес. | 0,4 |
4 | 3 мес. | 0,5 |
5 | 4 мес. | 0,6 |
6 | 5 мес. | 0,65 |
7 | 6 мес. | 0,7 |
8 | 7 мес. | 0,8 |
9 | 8 мес. | 0,9 |
10 | 9 мес. | 0,95 |
11 | 10 и больше мес. | 1 |
Минимальный период ОСАГО для юридических лиц отличается от того, на который могут рассчитывать физические. Первому типу граждан нельзя оформить страховку меньше, чем на 6 месяцев. При этом необходимо отдельно прописывать тот вид транспорта, который может застраховать юридическое лицо.
Владельцам автомобилей не нужно беспокоиться о том, что после завершения минимального срока полиса придется оформлять новый документ. Можно продлить действие первого бланка.
Выбирая минимальный срок страхования ОСАГО, следует внимательно следить за периодом действия полиса. Если документ будет просрочен, то водитель получит штраф 500 руб..
Если оплатить необходимо неполный срок, то нужно опираться на данные расчетного коэффициента. Например, сумма, которую нужно внести за период в 3 месяца, равна половине цены за годовой полис.
Стоимость годового ОСАГО не будет меняться в течение всего срока, который обозначен в составленном документе, даже если за это время произойдет изменение тарифов.
При оформлении документа на минимальный период необходимо ознакомиться со стоимостью обязательной страховки на 1 год. Этот шаг понадобится для того, чтобы быть в курсе последующей доплаты (если водитель захочет увеличить срок полиса).
Провести расчет стоимости минимального периода страхования можно с помощью калькулятора ОСАГО, который находится ниже.
Когда минимальный срок страхования автомобиля подойдет к концу, владельцу нужно будет оформить продление. Для этого необходимо обратиться в ту же страховую компанию, которая ранее уже выписывала документ. В таком случае сохранятся те же условия сотрудничества.
Если необходимо изменить детали, к примеру, нужно прописать другие даты использования или внести новые лица, которые будут водить машину, придется заниматься переоформлением бланка.
Для того, чтобы продлить минимальный полис ОСАГО, следует оставить запрос в офисе страховой или же на ее официальном сайте в интернете. После этого владелец ТС должен уплатить страховую премию. Не придется заново собирать документы для предоставления страховщику и составлять новый договор.
В некоторых компаниях предусмотрено автоматическое продление срока ОСАГО – водителю нужно будет только вовремя решать вопрос со страховой премией.
Автопродление можно получить только в том случае, если у страхователя оформлен электронный полис.
Некоторые владельцы ТС думают, что после того, как полис закончится, они могут воспользоваться «льготным месяцем», бонусным периодом, который предоставляется страховой компаний. Это мнение является ошибочным. Подобная норма действовала до 2008 года.
Следует внимательно следить за сроками ОСАГО. Если владелец машины забыл продлить документ, то ему нельзя будет пользоваться транспортным средством. При встрече с сотрудниками ГИБДД придется заплатить штраф, сумма которого – 500 руб. Наказание последует даже в том случае, если водитель случайно забыл бланк дома.