Штраф за неуплату страховых взносов в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за неуплату страховых взносов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Если в первичном расчете вы допустили ошибку, но при этом до подачи уточненки уплатили недоимку по взносам и пени, штраф вам не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).

Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).

Пример 1

В ООО «Орион Люкс» в 1 квартале наблюдалась острая нехватка специалистов по бухучету и налогообложению. По этой причине отчетностью по страховым взносам занимался неопытный бухгалтер. В результате первоначально исчисленная сумма страхвзносов, отраженная в расчете, составила 34 200 руб.

После того как в штат «Орион Люкс» был принят опытный специалист, страховые обязательства были пересчитаны и составили 36 740 руб. При этом сумма из первоначального расчета к моменту подачи уточненки не была уплачена.

В этом случае штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 540 руб. (36 740 руб. – 34 200 руб.) — разницы между первоначальными и уточненными страховыми обязательствами (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Помимо штрафа налоговики взыщут и пени.

Какова ответственность за неуплату страховых взносов?

Штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно.

По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок.

В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.

\n\n

С начала 2021 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.

\n\n

Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

С начала 2021 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.

Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).

Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.

Предусмотрен следующий алгоритм:

  1. По результатам выездной или камеральной проверки инспекторы принимают решение о возмещении излишне понесенных расходов.
  2. В течение 5-ти рабочих дней с момента вынесения решения вручают его тому лицу, в отношении кого оно принято — страхователю или застрахованному работнику. Решение вступает в силу по истечении 10-ти рабочих дней после его вручения.
  3. В течение 10-ти рабочих дней с момента, когда решение вступило в силу, ФСС направляет работодателю или застрахованному лицу требование о возмещении.
  4. На исполнение требования отводится 10 календарных дней с даты его получения (если не указан более длительный период).
  5. Если требование не будет исполнено, ФСС вправе подать в суд заявление о взыскании. Но есть условие: в общем случае суммарная величина расходов, излишне понесенных фондом, должна превышать 3 000 руб. В такой ситуации заявление подается в суд течение 6-ти месяцев после окончания срока, отведенного на добровольное исполнение требования о возмещении.
  6. Не исключено, что одному и тому же лицу ФСС выставит несколько требований. Тогда срок обращения в суд будет зависеть от общей суммы излишне понесенных расходов, которая образовалась в течение 3-х лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования. Если такая сумма превысила 3 000 руб., заявление можно подать в суд в течение 6-ти месяцев с момента превышения. Если такая сумма не превысила 3 000 руб., заявление допустимо подать в течение 6-ти месяцев со дня окончания указанного трехлетнего срока.

Сейчас по результатам камеральной или выездной проверки инспекторы вправе принять решение о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении.

С января 2022 года по итогам «камералки» ФСС сможет также выносить решения (новый п. 5.1 ст. 26.15 Закона № 125-ФЗ):

  • об отказе в назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

А по итогам выездной проверки также решения (новые подп. 3 и подп. 4 п. 8 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ):

  • об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2022 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):

  • об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
  • о возмещении излишне понесенных расходов.

Свои выводы по делу о наложении штрафа за неуплату страховых взносов изложил Верховный суд в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2018 № 305-КГ17-20241.

Суть дела заключалась в следующем. Организация представила в управление ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР за II квартал 2016 года, в котором за указанный период отсутствовало начисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Через несколько месяцев был представлен скорректированный расчет за тот же период с указанием начисленных страховых взносов в определенной сумме. По результатам камеральной проверки было принято решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах: был наложен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

Напомним, что ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, выразившееся в неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, в виде взыскания штрафа в размере 20 неуплаченной суммы страховых взносов. Как видим, эта норма идентична той, которая содержится в ст. 122 НК РФ и применяется к плательщикам страховых взносов после передачи функции администрирования страховых взносов налоговым органам.

К сведению: по мнению Минфина, выраженному в Письме от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343, ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ целесообразно было применять с учетом практики применения ст. 122 НК РФ, согласно которой несвое­временная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа. При этом на момент подписания данного письма финансовое ведомство было уполномочено давать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов (ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ).

Организация не согласилась с решением ПФР и обжаловала его в суд.

Однако суд первой инстанции пришел к выводу, что совершенное организацией правонарушение повлекло причинение внебюджетным фондам ущерба. Судьи посчитали, что заявитель скрыл от ПФР действительный размер своих обязательств по перечислению страховых взносов и не уплатил их. Кроме того, арбитры отметили, что последующее представление скорректированной отчетности не устраняет состав выявленного Пенсионным фондом правонарушения и вину заявителя в его совершении.

По мнению Судебной коллегии ВС РФ, указанные выводы являются неверными, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает применение санкций за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по страховым взносам: нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). Это правило относится в том числе к порядку уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ).

Поскольку общество было привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов за II квартал 2016 года, а расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ), решение управления ПФР о взыскании штрафа суд счел неправомерным.

К сведению: при вынесении решения ВС РФ также учел разъяснения, приведенные в п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.

Итак, по результатам рассмотрения дела ВС РФ отменил принятые по делу судебные акты и признал недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.

К сведению: согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (утверждены Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р) плательщик взносов не должен привлекаться к ответственности на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов.

Следует отметить, что арбитры неоднократно рассматривали вопрос о правомерности привлечения контролирующими органами страхователя к ответственности за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов.

К сведению: из разъяснений контролеров следует, что судебную практику, основанную на утратившем силу Федеральном законе № 212-ФЗ, в настоящее время применять нельзя (письма Минфина РФ от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, ФНС РФ от 23.08.2017 № БС-4-11/16742@). Однако, по нашему мнению, выводы, сделанные на основании положений названного закона, применимы и сейчас, поскольку аналогичные положения содержатся в Налоговом кодексе.

В таблице приведена подборка судебных решений.

Взносы состоят из двух частей:

  1. Фиксированные страховые взносы ИП — платят подавляющее большинство предпринимателей — на ОПС (пенсионное страхование) и на ОМС (медицинское).
  2. 1% «с превышения» — платят только с доходов свыше 300 000 р. в год, зачисляется на ОПС.

Максимальный страховой взнос на ОПС за год не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС.

Взносы на ОПС формируют будущую пенсию ИП, добавляют ему стаж и баллы для выхода на пенсию.

В 2021 году размер страховых взносов не индексируется и оставлен как в 2020 году. А с 2022 года взносы снова повышаются. Точные размеры смотрите в табличке.

Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) Взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) Всего взносов
2020 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2021 32 448 + 1% макс. 259 584 8 426 40 874 + 1%
2022 34 445 + 1% макс. 275 560 8 766 43 211 + 1%
2023 36 723 + 1% макс. 293 824 9 119 45 842 + 1%

Пример:
В 2021 году ИП заработал 2 млн. рублей. Рассчитаем страховые взносы:

  • Фиксированная часть: 40 874 р.
  • 1% с превышения: (2 000 000 р. — 300 000 р.) x 1% = 17 000 р.
  • Сумма страховых взносов всего: 57 874 р.

Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:

  • УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
  • УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
  • ЕНВД — облагается только вмененный доход.
  • Патент — облагается только потенциально возможный доход.
  • ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
  • ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.

Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.

ИП, который не ведет деятельность, может уменьшить или не платить взносы, если:

  • служил в армии по призыву;
  • был в декретном отпуске до 1,5 лет;
  • ухаживал за инвалидом (период ухода устанавливается решением ПФР);
  • уехал с супругом военнослужащим или с супругом, работающим в определенной организации (консульства, ООН, ЮНЕСКО и т.д.) и там нет возможности работать.

Чтобы подтвердить льготу, требуется собрать подтверждающие документы, такие как: справка о получении пособия по уходу за ребенком, военный билет, письменное подтверждение инвалида об уходе за ним, выписка из акта освидетельствования инвалида, справка из воинской части, справка из службы занятости и им подобные.

Льгота для уменьшения страховых взносов ИП действует только в случае, если за льготный период деятельность не ведется и сдается «нулевая» декларация.

Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:

  1. Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
  2. 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).

ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.

Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:

  1. фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
  2. 1% — не позже 1 июля 2021 г.

Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.

Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.

ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.

Фиксированный платеж на пенсионное страхование:

  • 32 448 / 12 = 2 704 р.
  • (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.

Фиксированный платеж на медстрахование:

  • (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.

1% с превышения:

  • (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.

Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.

С 2017 года страховые взносы на медицинское, пенсионное и социальное страхование регулируются нормами Налогового кодекса РФ. Для взносов на травматизм существует отдельный нормативный документ — Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», однако общий порядок привлечения к ответственности в случае неуплаты отчислений на страхование одинаковый.

Законодательством предусмотрены 2 вида ответственности: налоговая и уголовная.

Привлечь к налоговой ответственности могут плательщика взносов (ИП или организацию) за неуплату или неполную уплату положенной суммы (ст. 122 НК РФ). Штраф составит от 20 до 40 процентов неперечисленной в бюджет выплаты, если правонарушение стало причиной:

  • занижения базы для начисления сумм (за исключением ситуаций, когда занижение произошло вследствие невключения прибыли контролируемой иностранной компании либо в результате неприменения положений о контролируемых сделках);
  • неправильного исчисления суммы к уплате;
  • иных действий либо бездействия.

Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов наступает при наличии одновременно двух обстоятельств (ст. 199 УК РФ). Первое — страхователь уклоняется от уплаты. Второе — сумма, не поступившая в бюджет, крупная — долг за три года превышает 5–15 млн рублей (более 25 % от общей суммы), очень крупная — не выплачено 15–45 млн рублей (более половины общей суммы, подлежащей уплате за последний 3 года). В зависимости от размера ущерба госказне санкции могут быть следующими:

  • если долг от 5 до 15 млн рублей:
    • штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо в размере заработной платы осужденного за 1-2 года;
    • принудительные работы на срок до 2 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
    • арест на срок до полугода;
    • лишение свободы на срок до 2 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • если долг превышает 15 млн рублей либо правонарушение совершено группой лиц по предварительной договоренности:
    • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы осужденного за 1-3 года;
    • принудительные работы на срок до 5 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью в течение 3 лет или без такового;
    • лишение свободы на срок до 6 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью в течение 3 лет или без такового.

Отметим, что за неуплату взносов на травматизм в УК РФ предусмотрена отдельная статья — 199.4. Какие составы нарушений и меры наказания для страхователей в ней содержатся, удобно изучить по таблице ниже.

Неуплата взносов в крупном размере (от 2 до 6 млн рублей за последние три года)

Неуплата взносов в особо крупном размере (от 10 до 30 млн рублей за последние 3 года) либо по предварительному сговору

  • штраф от 100 000 до 300 000 рублей;
  • принудительные работы на срок до 1 года с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
  • лишение свободы на срок до 1 года.
  • штраф от 300 000 до 500 000 рублей;
  • принудительные работы на срок до 4 лет с возможным запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на тот же срок или без такового;
  • лишение свободы на срок до 4 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

В законодательстве четко прописано, какие меры наказания могут назначить за неуплату страховых взносов. Здесь же упоминается, что плательщиков освобождают от уголовной ответственности, если они впервые допустили нарушения и полностью расплатились, в том числе уплатили пени и выписанные на основании НК РФ штрафы.

Однако бухгалтерам и руководителям, которые могут быть наказаны за несвоевременную и некорректную уплату страховых взносов в бюджет, необходимо знать еще несколько вещей:

  • плательщику, который не перечислил в бюджет правильно исчисленные взносы и отраженные в отчетности, грозят только пени (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);
  • в случае невнесения или неполной уплаты страховых взносов по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев) с плательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2018 № 305-КГ17-20241 по делу № А41-306/2017, Письмо ФНС от 26.07.2018 № СА-4-7/14490@);
  • на основании ч. 1 ст. 199 УК РФ для определения размера задолженности страхователя могут быть суммированы долги по всем обязательным платежам — налогам, сборам и страховым взносам;
  • ответственность по ст. 122 НК РФ не наступит, если у плательщика имеется переплата, которая при вынесении решения по результатам налоговой проверки не зачтена в счет иных задолженностей (Письмо Минфина от 24.10.2017 № 03-02-07/1/69682).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *