Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за неуплату страховых взносов в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Если в первичном расчете вы допустили ошибку, но при этом до подачи уточненки уплатили недоимку по взносам и пени, штраф вам не грозит (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Штраф по ст. 122 НК РФ последует в том случае, если неуплаченные по первоначальному расчету страховые обязательства были откорректированы в сторону увеличения в уточненном расчете (уточнены по причине неверного первоначального расчета).
Пример 1
В ООО «Орион Люкс» в 1 квартале наблюдалась острая нехватка специалистов по бухучету и налогообложению. По этой причине отчетностью по страховым взносам занимался неопытный бухгалтер. В результате первоначально исчисленная сумма страхвзносов, отраженная в расчете, составила 34 200 руб.
После того как в штат «Орион Люкс» был принят опытный специалист, страховые обязательства были пересчитаны и составили 36 740 руб. При этом сумма из первоначального расчета к моменту подачи уточненки не была уплачена.
В этом случае штраф за неуплату будет рассчитан исходя из суммы 2 540 руб. (36 740 руб. – 34 200 руб.) — разницы между первоначальными и уточненными страховыми обязательствами (письмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692). Помимо штрафа налоговики взыщут и пени.
Какова ответственность за неуплату страховых взносов?
Штраф за неуплату страховых взносов предусмотрен по ст. 122 НК РФ и ст. 26.29 закона № 125-ФЗ в размере 20% от неуплаченной суммы взносов. Он увеличивается в 2 раза, если будет доказано, что взносы не попали в бюджет умышленно.
По ст. 15.11 КоАП штрафуют должностных лиц фирмы на сумму от 10 до 20 тыс. руб., если недоплата взносов произошла по причине грубых учетных ошибок.
В отдельных случаях за неуплату взносов может наступить и уголовная ответственность.
\n\n
С начала 2021 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.
\n\n
Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).
С начала 2021 года все без исключения субъекты РФ перешли на систему прямых выплат. Работодатели по-прежнему платят взносы «на больничные» и «на травматизм». Но большинство пособий, в том числе больничные (кроме оплаты первых трех дней болезни), фонд теперь перечисляет сам. Деньги поступают напрямую от ФСС к застрахованному лицу. Что касается страхователя, то он передает в фонд сведения, необходимые для начисления и выплаты пособий.
Данные новшества отразятся на проверках. Согласно комментируемым поправкам, с января 2022 года инспекторы ФСС будут, в числе прочего, анализировать сведения, полученные от работодателей. Если окажется, что сведения недостоверны, и это повлекло переплату пособия, компанию или ИП обяжут возместить фонду излишне перечисленную сумму. В случае, когда переплата произошла по вине самого застрахованного лица, представившего неверные сведения, то именно он должен будет возместить излишние расходы фонда (новый подп. 12 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ, новый подп. 9.1 п. 1 ст. 18 Закона № 125-ФЗ).
Правила, по которым работодатели и застрахованные лица станут возмещать расходы, излишне понесенные фондом, приведены в новых редакциях статьи 26.20 Закона № 125-ФЗ и статьи 4.7 Закона № 255-ФЗ.
Предусмотрен следующий алгоритм:
- По результатам выездной или камеральной проверки инспекторы принимают решение о возмещении излишне понесенных расходов.
- В течение 5-ти рабочих дней с момента вынесения решения вручают его тому лицу, в отношении кого оно принято — страхователю или застрахованному работнику. Решение вступает в силу по истечении 10-ти рабочих дней после его вручения.
- В течение 10-ти рабочих дней с момента, когда решение вступило в силу, ФСС направляет работодателю или застрахованному лицу требование о возмещении.
- На исполнение требования отводится 10 календарных дней с даты его получения (если не указан более длительный период).
- Если требование не будет исполнено, ФСС вправе подать в суд заявление о взыскании. Но есть условие: в общем случае суммарная величина расходов, излишне понесенных фондом, должна превышать 3 000 руб. В такой ситуации заявление подается в суд течение 6-ти месяцев после окончания срока, отведенного на добровольное исполнение требования о возмещении.
- Не исключено, что одному и тому же лицу ФСС выставит несколько требований. Тогда срок обращения в суд будет зависеть от общей суммы излишне понесенных расходов, которая образовалась в течение 3-х лет со дня окончания срока исполнения самого раннего требования. Если такая сумма превысила 3 000 руб., заявление можно подать в суд в течение 6-ти месяцев с момента превышения. Если такая сумма не превысила 3 000 руб., заявление допустимо подать в течение 6-ти месяцев со дня окончания указанного трехлетнего срока.
Сейчас по результатам камеральной или выездной проверки инспекторы вправе принять решение о привлечении страхователя к ответственности, либо об отказе в привлечении.
С января 2022 года по итогам «камералки» ФСС сможет также выносить решения (новый п. 5.1 ст. 26.15 Закона № 125-ФЗ):
- об отказе в назначении и выплате обеспечения по страхованию;
- об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
- о возмещении излишне понесенных расходов.
А по итогам выездной проверки также решения (новые подп. 3 и подп. 4 п. 8 ст. 26.20 Закона № 125-ФЗ):
- об отмене решения о назначении и выплате обеспечения по страхованию;
- о возмещении излишне понесенных расходов.
Сейчас по итогам проверок (камеральных и выездных) ФСС может принять решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения. С января 2022 года инспекторы смогут также выносить следующие виды решений (новая редакция ч. 4 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ):
- об отказе в назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
- об отмене решения о назначении и выплате страхового обеспечения (возмещении расходов страхователя);
- о возмещении излишне понесенных расходов.
Свои выводы по делу о наложении штрафа за неуплату страховых взносов изложил Верховный суд в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2018 № 305-КГ17-20241.
Суть дела заключалась в следующем. Организация представила в управление ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР за II квартал 2016 года, в котором за указанный период отсутствовало начисление страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Через несколько месяцев был представлен скорректированный расчет за тот же период с указанием начисленных страховых взносов в определенной сумме. По результатам камеральной проверки было принято решение о привлечении организации к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах: был наложен штраф по ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ.
Напомним, что ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ установлена ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах, выразившееся в неуплате или неполной уплате сумм страховых взносов в результате занижения базы для их начисления, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов, в виде взыскания штрафа в размере 20 неуплаченной суммы страховых взносов. Как видим, эта норма идентична той, которая содержится в ст. 122 НК РФ и применяется к плательщикам страховых взносов после передачи функции администрирования страховых взносов налоговым органам.
К сведению: по мнению Минфина, выраженному в Письме от 26.09.2011 № 03-02-07/1-343, ч. 1 ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ целесообразно было применять с учетом практики применения ст. 122 НК РФ, согласно которой несвоевременная уплата налога влечет начисление пеней без взимания штрафа. При этом на момент подписания данного письма финансовое ведомство было уполномочено давать разъяснения по вопросам уплаты страховых взносов (ст. 3, п. 3 ч. 3 ст. 29 Федерального закона № 212-ФЗ).
Организация не согласилась с решением ПФР и обжаловала его в суд.
Однако суд первой инстанции пришел к выводу, что совершенное организацией правонарушение повлекло причинение внебюджетным фондам ущерба. Судьи посчитали, что заявитель скрыл от ПФР действительный размер своих обязательств по перечислению страховых взносов и не уплатил их. Кроме того, арбитры отметили, что последующее представление скорректированной отчетности не устраняет состав выявленного Пенсионным фондом правонарушения и вину заявителя в его совершении.
По мнению Судебной коллегии ВС РФ, указанные выводы являются неверными, поскольку законодательство о налогах и сборах не предусматривает применение санкций за неуплату или неполную уплату авансовых платежей по страховым взносам: нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). Это правило относится в том числе к порядку уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 58 НК РФ).
Поскольку общество было привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов за II квартал 2016 года, а расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 212-ФЗ), решение управления ПФР о взыскании штрафа суд счел неправомерным.
К сведению: при вынесении решения ВС РФ также учел разъяснения, приведенные в п. 16 Информационного письма ВАС РФ от 17.03.2003 № 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которым в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ.
Итак, по результатам рассмотрения дела ВС РФ отменил принятые по делу судебные акты и признал недействительным решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности.
К сведению: согласно п. 2.2 Методических рекомендаций по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (утверждены Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 № 120р) плательщик взносов не должен привлекаться к ответственности на основании ст. 47 Федерального закона № 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов.
Следует отметить, что арбитры неоднократно рассматривали вопрос о правомерности привлечения контролирующими органами страхователя к ответственности за несвоевременную уплату правильно исчисленных страховых взносов.
К сведению: из разъяснений контролеров следует, что судебную практику, основанную на утратившем силу Федеральном законе № 212-ФЗ, в настоящее время применять нельзя (письма Минфина РФ от 13.03.2018 № 03-15-06/15287, ФНС РФ от 23.08.2017 № БС-4-11/16742@). Однако, по нашему мнению, выводы, сделанные на основании положений названного закона, применимы и сейчас, поскольку аналогичные положения содержатся в Налоговом кодексе.
В таблице приведена подборка судебных решений.
Взносы состоят из двух частей:
- Фиксированные страховые взносы ИП — платят подавляющее большинство предпринимателей — на ОПС (пенсионное страхование) и на ОМС (медицинское).
- 1% «с превышения» — платят только с доходов свыше 300 000 р. в год, зачисляется на ОПС.
Максимальный страховой взнос на ОПС за год не может превышать 8-кратного размера фиксированного взноса на ОПС.
Взносы на ОПС формируют будущую пенсию ИП, добавляют ему стаж и баллы для выхода на пенсию.
В 2021 году размер страховых взносов не индексируется и оставлен как в 2020 году. А с 2022 года взносы снова повышаются. Точные размеры смотрите в табличке.
Взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) | Взносы на обязательное медицинское страхование (ФФОМС) | Всего взносов | |
---|---|---|---|
2020 | 32 448 + 1% макс. 259 584 | 8 426 | 40 874 + 1% |
2021 | 32 448 + 1% макс. 259 584 | 8 426 | 40 874 + 1% |
2022 | 34 445 + 1% макс. 275 560 | 8 766 | 43 211 + 1% |
2023 | 36 723 + 1% макс. 293 824 | 9 119 | 45 842 + 1% |
Пример:
В 2021 году ИП заработал 2 млн. рублей. Рассчитаем страховые взносы:
- Фиксированная часть: 40 874 р.
- 1% с превышения: (2 000 000 р. — 300 000 р.) x 1% = 17 000 р.
- Сумма страховых взносов всего: 57 874 р.
Расчет дохода напрямую зависит от применяемой системы налогообложения:
- УСН 6% — облагается полностью полученный доход (с учетом максимальной суммы взноса).
- УСН 15% — облагается полученный доход за минусом расходов.
- ЕНВД — облагается только вмененный доход.
- Патент — облагается только потенциально возможный доход.
- ОСНО — берутся доходы за минусом расходов как для НДФЛ.
- ЕСХН — берете реальный доход без учета расходов.
Совмещаете несколько налоговых режимов — указанные доходы придется сложить.
ИП, который не ведет деятельность, может уменьшить или не платить взносы, если:
- служил в армии по призыву;
- был в декретном отпуске до 1,5 лет;
- ухаживал за инвалидом (период ухода устанавливается решением ПФР);
- уехал с супругом военнослужащим или с супругом, работающим в определенной организации (консульства, ООН, ЮНЕСКО и т.д.) и там нет возможности работать.
Чтобы подтвердить льготу, требуется собрать подтверждающие документы, такие как: справка о получении пособия по уходу за ребенком, военный билет, письменное подтверждение инвалида об уходе за ним, выписка из акта освидетельствования инвалида, справка из воинской части, справка из службы занятости и им подобные.
Льгота для уменьшения страховых взносов ИП действует только в случае, если за льготный период деятельность не ведется и сдается «нулевая» декларация.
Взносы для ИП без работников платятся в налоговую инспекцию:
- Фиксированные — не позже 31 декабря соответствующего года (а если он выпадает на официальный нерабочий, то не позже первого рабочего).
- 1% — не позже 1 июля следующего года (аналогичное правило с нерабочим днём).
ИП вправе заплатить взносы в течение года частями, или разово всю сумму.
Пример
Взносы за 2021 год уплачиваются:
- фиксированные — до 31 декабря 2021 г. включительно.
- 1% — не позже 1 июля 2021 г.
Актуальные КБК можно посмотреть на сайте налоговой инспекции. Платежное поручение на уплату налогов можно заполнить через сайт ФНС.
Если человек в середине года зарегистрировался как ИП или, наоборот, снялся с регистрации, либо присутствовали льготные периоды — взносы рассчитываются только за время деятельности как ИП. За каждый полный месяц — в размере 1/12 тарифа. В неполных месяцах — пропорционально отработанному количеству календарных дней.
ПримерДата регистрации ИП — 23 октября 2020 г. Доходы — 400 000 р.
Фиксированный платеж на пенсионное страхование:
- 32 448 / 12 = 2 704 р.
- (2 704 х 2 мес. + 2 704 х 9 дн. / 31 дн.) = 6 193,03 р.
Фиксированный платеж на медстрахование:
- (8 426 / 12 мес х 2 мес + 8 426 х 9 дн. / 366 дн.) = 1 611,53 р.
1% с превышения:
- (400 000 — 300 000) x 1% = 1 000 р.
Итого за 2020 г.: 6 193,03 + 1 611,53 + 1 000 = 8 804,56 р.
С 2017 года страховые взносы на медицинское, пенсионное и социальное страхование регулируются нормами Налогового кодекса РФ. Для взносов на травматизм существует отдельный нормативный документ — Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», однако общий порядок привлечения к ответственности в случае неуплаты отчислений на страхование одинаковый.
Законодательством предусмотрены 2 вида ответственности: налоговая и уголовная.
Привлечь к налоговой ответственности могут плательщика взносов (ИП или организацию) за неуплату или неполную уплату положенной суммы (ст. 122 НК РФ). Штраф составит от 20 до 40 процентов неперечисленной в бюджет выплаты, если правонарушение стало причиной:
- занижения базы для начисления сумм (за исключением ситуаций, когда занижение произошло вследствие невключения прибыли контролируемой иностранной компании либо в результате неприменения положений о контролируемых сделках);
- неправильного исчисления суммы к уплате;
- иных действий либо бездействия.
Уголовная ответственность за неуплату страховых взносов наступает при наличии одновременно двух обстоятельств (ст. 199 УК РФ). Первое — страхователь уклоняется от уплаты. Второе — сумма, не поступившая в бюджет, крупная — долг за три года превышает 5–15 млн рублей (более 25 % от общей суммы), очень крупная — не выплачено 15–45 млн рублей (более половины общей суммы, подлежащей уплате за последний 3 года). В зависимости от размера ущерба госказне санкции могут быть следующими:
- если долг от 5 до 15 млн рублей:
- штраф от 100 000 до 300 000 рублей либо в размере заработной платы осужденного за 1-2 года;
- принудительные работы на срок до 2 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- арест на срок до полугода;
- лишение свободы на срок до 2 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью на срок до 3 лет или без такового;
- если долг превышает 15 млн рублей либо правонарушение совершено группой лиц по предварительной договоренности:
- штраф от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы осужденного за 1-3 года;
- принудительные работы на срок до 5 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью в течение 3 лет или без такового;
- лишение свободы на срок до 6 лет с запретом занимать некоторые посты или заниматься какой-то деятельностью в течение 3 лет или без такового.
Отметим, что за неуплату взносов на травматизм в УК РФ предусмотрена отдельная статья — 199.4. Какие составы нарушений и меры наказания для страхователей в ней содержатся, удобно изучить по таблице ниже.
Неуплата взносов в крупном размере (от 2 до 6 млн рублей за последние три года) |
Неуплата взносов в особо крупном размере (от 10 до 30 млн рублей за последние 3 года) либо по предварительному сговору |
|
|
В законодательстве четко прописано, какие меры наказания могут назначить за неуплату страховых взносов. Здесь же упоминается, что плательщиков освобождают от уголовной ответственности, если они впервые допустили нарушения и полностью расплатились, в том числе уплатили пени и выписанные на основании НК РФ штрафы.
Однако бухгалтерам и руководителям, которые могут быть наказаны за несвоевременную и некорректную уплату страховых взносов в бюджет, необходимо знать еще несколько вещей:
- плательщику, который не перечислил в бюджет правильно исчисленные взносы и отраженные в отчетности, грозят только пени (п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57);
- в случае невнесения или неполной уплаты страховых взносов по итогам отчетных периодов (квартал, полугодие, 9 месяцев) с плательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный ст. 122 НК РФ (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 18.04.2018 № 305-КГ17-20241 по делу № А41-306/2017, Письмо ФНС от 26.07.2018 № СА-4-7/14490@);
- на основании ч. 1 ст. 199 УК РФ для определения размера задолженности страхователя могут быть суммированы долги по всем обязательным платежам — налогам, сборам и страховым взносам;
- ответственность по ст. 122 НК РФ не наступит, если у плательщика имеется переплата, которая при вынесении решения по результатам налоговой проверки не зачтена в счет иных задолженностей (Письмо Минфина от 24.10.2017 № 03-02-07/1/69682).