Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расширенная страховка ОСАГО и все что нужно об этом знать в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Чтобы застраховать гражданскую ответственность, владелец транспортного средства должен подготовить документы для обращения в страховую компанию. Базовый перечень документов для физических и юридических лиц одинаковый, но есть нюансы в зависимости от способа страхования, юридического статуса клиента.
Все изменения ОСАГО в 2022 году: что ждет водителей — хорошего и плохого
Для оформления электронного полиса ОСАГО вам потребуется на сайте страховой компании составить заявку и отправить ее страховщику. Для ее заполнения нужны только данные документов.
Какие нужны данные:
- Серия, номер и дата выдачи паспорта и водительского удостоверения страхователя, а также всех лиц, которые будут допущены к управлению ТС. Когда страховка оформляется без ограничения, нужны только данные на страхователя;
- Свидетельство о регистрации ТС, технический паспорт;
- Номер диагностической карты и срок ее действия;
- Если вы продлеваете договор страхования, нужны данные предыдущего полиса ОСАГО.
С конца августа начал действовать временный мораторий на прохождение техосмотра и предоставление диагностических карт, т. е. оформить страховку можно будет без них.
В отдельных страховых компаниях требуется к заявлению прикрепить копии всех документов.
При продлении полиса заявление можно подавать из личного кабинета на сайте страховщика. В этом случае часть необходимой информации будет введена автоматически и вам потребуется только ее проверить.
Для оформления ОСАГО в представительстве страховщика, вам потребуется все документы представить в оригиналах:
- Паспорта водителей, допущенных к управлению автомобилем;
- Водительские удостоверения;
- СТС (свидетельство о регистрации автомобиля) или ПТС (паспорт транспортного средства);
- Карта ТО. В 2021 году внесены изменения, по которым предоставление диагностической карты может быть не обязательным;
- Если договор страхования заключает не страхователь, потребуется доверенность.
Дополнительно в зависимости от ситуации может потребоваться:
- Документ, подтверждающий право собственности на автомобиль, если он еще не зарегистрирован;
- Договор с собственником авто, если оно находится в аренде.
Уточнить точный перечень документов можно на сайте страховой компании или, позвонив в Службу поддержки.
Каким будет ОСАГО в 2022 году?
Правила прохождения техосмотра в 2021 году менялись уже не однократно. По состоянию на март, должен был быть введен штраф за его отсутствие. Без осмотра автомобиля сделать техосмотр было бы невозможно. Затем, из-за неготовности пунктов ТО к работе в новых условиях, требования изменились.
Согласно новому порядку страхования ОСАГО автомобиля с 22 августа 2021 года купить полис ОСАГО для легковых автомобилей можно без прохождения техосмотра.
Срок действия диагностических карт дополнительно продлен пока на 6 месяцев, т. е. минимально до октября 2021 г.
Тем, кто оформит полис ОСАГО в период действия моратория, будет дан месяц (до ноября 2021) на прохождение техосмотра и получение диагностической карты.
Применение штрафных санкций за отсутствие техосмотра грозит автовладельцам с марта 2022 г.
Чтобы оформить полис ОСАГО на сайте СК, нужно сделать следующее:
- Проверьте подлинность вашей диагностической карты. Это можно сделать онлайн на сайте ЕАИСТО;
- Рассчитайте стоимость полиса, изучите условия разных страховых компаний и выберите наиболее приемлемые;
- Подайте заявление на сайте страховщика с приложением необходимых документов;
- Дождитесь окончания проверки;
- Оплатите полис;
- Получите документ на электронную почту.
- Страхование ДСАГО является полностью добровольной страховой услугой. В сравнении с ОСАГО — обязательным документом для получения права на вождение — покупка и использование ДСАГО остаются на собственное усмотрение владельца авто.
- Сумма выплат по стандартной страховке ответственности перед иными лицами имеет ограниченный размер. Максимальный полис покрывает все расходы, связанные с причиненным вредом другим участникам в ходе дорожно-транспортного происшествия.
Самое главное новшество в работе ОСАГО — изменение принципа расчета коэффициента «бонус-малус» (КБМ). Теперь страховые компании при определении стоимости договора «автогражданки» будут смотреть не только на возраст, стаж водителя и количество ДТП, в которых он стал виновником, но и на число грубых нарушений ПДД.
Это одно из тех нововведений, которые были приняты прошлым летом, но в полную силу заработают лишь в этом году. Благодаря им полис ОСАГО для лихачей должен подорожать. Какие же нарушения ПДД будут влиять на его стоимость? Только самые грубые. Платить по повышенному тарифу придется тем, кто был лишен водительских прав за езду в нетрезвом виде, а также кого наказали за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу или превышение разрешенной скорости на 60 км/ч и более. Причем в «зачет» пойдут исключительно нарушения, зафиксированные неоднократно — то есть более одного раза.
Предполагается, что информацию о нарушителях страховщики будут получать из специальной базы ГИБДД. То есть страховая компания направит специальный запрос в Госавтоинспекцию, получит ответ о конкретном водителе и на основании этого примет решение о применении повышенного коэффициента. В общем, определенный шаг в сторону справедливости, пусть и шаг этот небольшой. Ведь, во-первых, как мы уже сказали, на стоимость ОСАГО будут влиять исключительно грубые нарушения. Тот, кто гоняет, но не подпадает под «лишенческую» статью или перестраивается через несколько полос, заплатит ту же сумму, что и раньше.
Во-вторых, чтобы зафиксированные нарушения сказались на стоимости «автогражданки», водителя обязательно должен остановить инспектор ДПС. «Письма счастья» с камер на цену полиса вообще никак не повлияют.
Наконец, в-третьих, хотя формально нововведения уже приняты, страховщикам еще нужно наладить регламент доступа к базе ГИБДД, а также дождаться соответствующего постановления правительства. Это должно произойти в 2021 году, но когда именно, пока неизвестно. «Взаимодействие с ГИБДД по обмену данными о грубых нарушениях ПДД сейчас находится в процессе отладки», — рассказали Дрому в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА). Там подчеркнули, что наличие неоднократных грубых нарушений станет лишь одним из тарифных факторов, которыми будут пользоваться страховые. «При этом базовая тарифная ставка по-прежнему определяется в рамках тарифного коридора, который для автомобилей физлиц находится в диапазоне от 2471 до 5436 рублей», — отметили в РСА.
Что изменится в страховании ОСАГО
Также в 2021 году у водителей может появиться возможность оформлять онлайн-заявку на выплаты по ОСАГО. Такая норма содержится в законопроекте, который в декабре 2020 года был принят Госдумой в первом чтении. Предполагается, что водителю будет необязательно отправлять документы по почте или являться в страховую лично, как сейчас — достаточно будет заполнить специальную форму в интернете. Причем такая форма должна появиться и на портале Госуслуг. Кроме того, автомобилистам не нужно будет предоставлять свое поврежденное имущество на осмотр — хватит и фотографий и видеосъемки повреждений, отправленных с помощью приложения «Помощник ОСАГО».
Изменения уже поддержали в Российском союзе страховщиков (РСА), предложив их, однако, доработать.
В частности, в РСА хотят, чтобы на первом этапе норма распространялась только на случаи компенсации материального ущерба и не затрагивала причинение вреда жизни и здоровью. «Кроме того, повреждения автомобилей в результате ДТП могут носить скрытый характер, а некоторые из них может установить только эксперт. Отдельного исследования требует и вопрос, все ли имеющиеся повреждения были получены в результате конкретной аварии. Поэтому представляется целесообразным дать страховщику право провести осмотр поврежденного автомобиля, если информация, полученная онлайн, не позволяет определить наличие страхового случая и размер выплаты», — пояснили корреспонденту Дрома в пресс-службе РСА.
Скорее всего, данные предложения найдут свое отражение в тексте законопроекта. Ожидается, что поправки будут представлены в середине января 2021 года, после чего Госдума рассмотрит законопроект во втором и третьем чтении, а затем — направит в Совет Федерации и на подпись президенту. Учитывая общий тренд на цифровизацию различных услуг, можно предположить, что новый сервис заработает уже в 2021 году.
Еще одни нововведения связаны не с самим ОСАГО, а с процессом получения диагностической карты. Уже 1 марта 2021 года в России изменятся правила прохождения техосмотра. Теперь водители смогут получить диагностическую карту только после посещения сервиса, авторизованного РСА и ГИБДД.
Сам техосмотр будет сниматься на камеру, а сотрудники сервиса должны будут в режиме реального времени внести в специальную базу фотографии и информацию об автомобиле и результатах процедуры. То есть техосмотр перестанет быть формальным.
Причем здесь ОСАГО? Все дело в том, что без прохождения техосмотра водители не смогут получить диагностическую карту. А она нужна для оформления полиса «автогражданки». Более того, если у автомобилиста нет действующей диагностической карты, страховая компания может предъявить регрессные требования и отказать ему в выплатах. Из-за этого, не исключено, что уже в феврале 2021 года водители будут массово обменивать свои диагностические карты на новые.
«Причина этого очень простая: дело в том, что даже в Москве [авторизованные] пункты технического осмотра есть. Но их количество недостаточное, чтобы обеспечить проверку 5 млн автомобилей, — пояснил Дрому координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Думаю, что если водители не найдут “обходные пути”, на пунктах техосмотра будут очереди. Лучше не участвовать в этом эксперименте, подождать до 2022–2023 года и посмотреть, чем это все кончится», — добавил эксперт. Он также добавил, что для водителей было бы лучше, если бы процедуру техосмотра можно было совместить с плановым техобслуживанием на обычной СТО.
В свою очередь в РСА считают, что процедура техосмотра ужесточается для борьбы с недобросовестными автомобилистами, которые покупают диагностическую карту без реального прохождения техосмотра. Кстати, в скором времени в РФ вернется и штраф за отсутствие техосмотра — 2000 рублей. Правда, заработает он лишь через год после введения новых правил — в марте 2022 года.
- Для чего нужна страховка ОСАГО
- От чего зависит стоимость ОСАГО для новичков
- Сколько стоит ОСАГО для начинающего водителя
- Как самому рассчитать полис ОСАГО
При покупке автомобиля нужно обязательно приобрести полис ОСАГО. Без него ГИБДД не поставит машину на учет. Новичкам из-за отсутствия стажа страховка обходится дороже, чем опытным водителям.
Как высчитать стоимость ОСАГО для начинающих автомобилистов, от чего зависит цена и что вообще дает полис, расскажем в материале.
Либерализация ОСАГО дает страховщикам возможность делать тарифы гибкими в рамках базовой ставки Центробанка России. На итоговую цену ОСАГО влияет множество фактов, среди которых пол, возраст водителя, стаж его вождения и многое другое. Теперь страховые компании при расчете стоимости полиса ОСАГО будут применять повышающий коэффициент для нарушителей ПДД.
В список нарушений вошли:
- проезд на красный свет;
- превышение скорости более чем на 60 км/ч;
- движение по «встречке»;
- управление автомобилем в пьяном виде.
Все нарушения хранятся в базе ГИБДД, доступ к которой получат страховые компании.
Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО
До 1 ноября 2020 года в связи с пандемией и карантинными мерами автолюбители могли не оформлять диагностическую карту, приобретая полис ОСАГО в страховой компании. Отсрочка перестала действовать, и водители должны были пройти техосмотр на свои автомобили и предоставить сведения страховщикам.
Те, кто не сделал этого рискуют остаться без страховых выплат. В случае ДТП страховая компания имеет право предъявить виновнику аварии без диагностической карты требование регресса.
В конце ноября прошлого года по всей России заработало бесплатное мобильное приложение «Помощник ОСАГО». С помощью сервиса можно отправить в страховую компанию электронное извещение о ДТП. Данные об участниках аварии приложение получает от портала Госуслуг и базы данных полисов ОСАГО.
С помощью сервиса можно быстро без вызова ГИБДД зарегистрировать ДТП, оформив европротокол онлайн. Важные условия: на мобильных телефонах водителей должен быть установлен «Помощник ОСАГО», а сами они не имеют разногласий по чьей вине произошла авария.
В мобильном приложении доступны оформления ДТП с фотофиксацией или без. Если приложить фото, то можно рассчитывать на выплаты до 400 тыс. руб., без фото — до 100 тыс. руб.
?
Например, вы живете и зарегистрированы в Москве. КТ в столице равен 1,9. Никаких индивидуальных скидок страховая компания не применяла, а тариф выбрала по максимуму из возможных — 5436 рублей.
В полис вы вписываете только одного водителя, то есть КО равен 1.
Последнюю страховку вам рассчитывали с КБМ 0,95, и за год вы не стали виновником ни одной аварии. Значит, новый КБМ снизится до 0,9.
Предположим, вам 35 лет и водите вы 12 лет, тогда ваш КВС — 0,95.
У вас легковой автомобиль мощностью 130 л.с., и КМ в этом случае — 1,4.
Водить автомобиль вы собираетесь круглый год, так что КС — 1.
Расчеты
БТ х КТ х КО х КБМ х КВС х КМ х КС = цена полиса
5436 х 1,9 х 1 х 0,9 х 0,95 х 1,4 х 1 = 12 364 рубля
При этом по старым правилам цена полиса не могла больше чем в три раза превышать базовый тариф, умноженный на коэффициент территории, и в пять раз — для нарушителей закона об ОСАГО. Например, при ранее действовавшем максимальном базовом тарифе аккуратным на дороге москвичам компании не должны были продавать полис дороже 29 652 рублей (4942 х 2 х 3).
Новые правила эту формулу меняют. Теперь полис ОСАГО не должен будет стоить больше, чем максимальный базовый тариф ЦБ с учетом КТ, КБМ, КМ, КО, КВС и КС. То есть максимальная цена тоже будет зависеть от индивидуальных показателей водителя.
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
В плане списка бумаг для оформления страхового полиса никаких изменений не произошло и не предполагается.
Чтобы оформить страховой полис, нужно подготовить следующие документы:
- Паспорт страхователя и владельца авто с пропиской. Если страхователь и автовладелец — одно лицо, это нужно указать в заявлении.
- ПТС или СТС автомобиля. При заполнении заявки онлайн нужно указать серию и номер документа.
- Диагностическая карта. Она представляет собой обычный лист бумаги, где прописывают все технические особенности автомобиля. Это обязательное условие для машин старше 4 лет.
- Водительские права как автовладельца, так и всех водителей, которые будут допущены до вождения конкретного авто. Это не касается открытой страховки ОСАГО. Она значительно дороже, но предполагает допуск любого человека с правами к вождению ТС.
Если вы оформляете страховку в офисе компании, бумаги нужно принести с собой. При покупке полиса через интернет практически все страховщики допускают просто точное указание данных, сканы отсылать необязательно.
При оформлении через интернет вы обязательно указываете номера СТС или ПТС, номер и период действия диагностической карты, свои паспортные данные, номера и серии прав. Внимательно проверяйте информацию перед тем, как отправить заявление. Если в нем будет ошибка, придется отправлять заявку на внесение изменений и прикладывать сканы соответствующих документов. Даже опечатка может привести к проблемам: штрафу или отказу страховой компании выплачивать компенсацию в случае ДТП.
Если вы оформили страховой полис и попали в аварию, где повредили чужое имущество или нанесли вред здоровью, страховщик оценит ущерб и предоставит пострадавшей стороне компенсацию в размере до 400 000 рублей (если был нанесен вред здоровью другого человека, то до 500 000 рублей). В этом плане изменений в 2021 году не предвидится.
После ДТП страховая выплата поступает к пострадавшему в течение 20 дней, не считая выходные и праздники. При аварии полагается выплата в следующих случаях:
- Водитель сбил пешехода или попал в ДТП, которое привело к смерти человека. Если пострадавший умер, полагается выплата по страховке в размере 475 000 рублей лицам по решению суда и еще 25 000 рублей компании, занимающейся погребением.
- Водитель нанес травмы и различные повреждения другому человека. В этом случае будет учитываться тяжесть состояния пострадавшего, стоимость его лечения, включая медикаменты и специальные средства передвижения. Максимальная сумма выплат составляет полмиллиона рублей на каждого потерпевшего.
- Автовладелец повредил чужое имущество. В этом случае выплата не будет выше 400 000 рублей с учетом нанесенных повреждений.
Если вы попадали в аварию по своей вине, то со следующего года при пересчете коэффициентов цена ОСАГО 2021 для вас возрастет.
С 2019 года считается законным показывать полис страхования в электронном виде. Инспектор ГИБДД не должен штрафовать за это, однако случаи, когда штрафы все же выписывались, бывают. Не все сотрудники знают о том, что в закон была внесена поправка, допускающая предъявление электронного документа.
Даже если в вашем городе нет проблем с предъявлением электронного ОСАГО, рекомендуется все-таки иметь в машине распечатку. В дороге может пропасть интернет или сесть батарея. В этом случае очень пригодится бумажный вариант ОСАГО.
Распечатать документ можно на любом принтере. Цветная копия необязательна. Распечатанный черно-белый полис имеет такую же силу, как и цветной, приобретенный в офисе компании.
Законодательством предусмотрено, что максимальная длительность периода действия договора ОСАГО при его заключении составляет 1 год. Например, водитель оформил документ 25 апреля текущего года на весь страховой период. Это означает, что последним днем действия финансовой защиты будет 24 апреля следующего года. То есть, уже 25 числа ездить по старому полису нельзя, необходимо оформлять новый. Во-первых, за вождение авто с документом, срок действия которого истек, представитель полиции может привлечь к административной ответственности, во-вторых, в случае аварии на дороге ни на какую компенсацию рассчитывать не стоит. Просто в этом случае отсутствуют причины обращения в страховую компанию.
Как быть, если договор страхования подходит к концу, при этом новый полис уже заказан, а на руки не выдан? В законодательстве предусмотрены некоторые исключения, когда водитель может отправляться в дорогу при отсутствии пролонгированного документа:
- в течение суток после окончания страховки можно находиться за рулем при условии оформления следующего договора;
- страховая компания выдала специальный документ, свидетельствующий о том, что владелец автомобиля в ближайшее время получит на руки оформленный договор.
Кроме того, существует положение, согласно которому при условии, что за два месяца страхователь не обращается к страховщику с заявлением о том, что он не будет оформлять новый документ, компания может продолжить действие договора автоматически еще на год.
Стоимость страховки на любой автомобиль рассчитывается по формуле:
T = TБ*КТ*КБМ*КВС*КО*КМ*КС*КН
Т – это тариф, который мы заплатим за страховой полис на год.
ТБ – базовый тариф, который устанавливает страховая компания.
Затем идут коэффициенты безаварийной езды, территориальные, возраста и стажа водителей, допущенных к управлению авто и другие.
Особое внимание в этой формуле обратим на КМ – коэффициент мощности автомобиля. Его значение можно посмотреть в таблице ниже.
Мощность двигателя (лошадиных сил) | Коэффициент |
до 50 | 0,6 |
50-70 | 1 |
70-100 | 1,2 |
100-120 | 1,2 |
120-150 | 1,4 |
свыше 150 | 1,6 |
Как мы видим, в этой таблице учитывается только мощность автомобиля — неважно, какого он возраста. Представим два авто одинаковой мощности: при прочих равных стоимость страховки ОСАГО на старый автомобиль и на новый автомобиль будет абсолютно одинаковой, даже если первый старше второго на 10 лет.
Вывод: в законодательстве нет ограничений по возрасту транспортного средства, на которое оформляется страховой полис. Также не предусмотрены повышающие коэффициенты, связанные с возрастом авто. Если вас в страховой компании заверяют в обратном, во избежание конфликта можете оформить полис в режиме онлайн. У нас на сайте есть калькулятор, который в течение нескольких минут сделает расчет стоимости ОСАГО в ведущих страховых компаниях.
В своем постановлении Центробанк определил новые расценки на следующий год. Нововведения затронули:
- тарифы ОСАГО;
- базовые ставки;
- опыт вождения, а также возраст автомобилистов;
- число страхуемых.
В расчете стоимости ОСАГО будут использоваться новые базовые значения, которые обязательны для всех категорий транспорта. Государством были определены минимальные и максимальные величины, чтобы автовладелец смог выбрать для себя из представленного ценового диапазона подходящий тариф.
Страховка ОСАГО на машину рассчитывается следующим образом: берется имеющаяся базовая ставка и умножается на несколько различных коэффициентов. Новые поправки, введенные в 2020 году, повлияли на размер базовой ставки. Так, полис станет дороже тем автолюбителям, которые:
- оставляют места дорожно-транспортного происшествия;
- лишались прав из-за вождения в нетрезвом состоянии;
- повторно управляли транспортным средством в пьяном виде;
- лишались прав по причине отказа от медицинского освидетельствования;
- регулярно нарушают ПДД, что влечет за собой вред здоровью или жизни других людей.
Повышенная ставка будет применяться в случае, если эти нарушения были неоднократными, а также зафиксированы на месте сотрудниками ГИБДД. Подробная информация предоставляется страховым компаниям госавтоинспекцией.
В нашей стране с августа 2020 года действуют измененные правила, по которым производится расчет стоимости ОСАГО. Основное нововведение заключалось в появлении понятия «коэффициент страховщика» – специальные наценки, заранее заложенные в сумму страховки. Выделены несколько десятков критериев, согласно которым можно будет рассчитать, сколько стоит ОСАГО в 2022 году:
- стаж вождения;
- нарушения ПДД или имеющийся в прошлом году страховой случай;
- профессия автовладельца;
- пол и возраст водителя;
- марка автомобиля;
- цвет кузова.
Согласно измененным правилам, при расчете стоимости полиса будет учитываться множество различных факторов-коэффициентов, которые определяются непосредственно страховой компанией.
Например, в одной страховой компании были проведены исследования, согласно которым мужчины-отцы старше 50 лет реже попадают в аварии. И если раньше такая информация не имела никакого значения, то после принятия новых норм страховщики могут установить для такой категории водителей минимальную стоимость полиса. Такое решение будет выгодно и автовладельцам – они сэкономят на страховке, и самим компаниям – вероятность делать выплаты минимальна.
Согласно принятым нововведениям, получить страховку может не только автовладелец, но и водитель, который управляет транспортным средством по доверенности. Для этого ему необходимо заполнить следующую информацию:
- данные паспорта;
- номер водительского удостоверения;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- документ, в котором подтверждается право;
- диагностическая карта (если авто старше трех лет);
- заявление.
Страховая сама решает, в каком виде принимать документы – оригиналы или в электронном формате. Если полис оформляется на сайте компании, то готовый вариант присылается на электронную почту водителя.
С 2022 года будут действовать новые правила технического осмотра автомобиля. Как известно, чтобы застраховаться в ОСАГО, необходимо вначале пройти техосмотр в сервисе. Все манипуляции с автомобилем фиксируются на фото с обязательной привязкой к координатам сервиса, проводящего осмотр.
Полученная информация о состоянии транспортного средства и результаты фиксируются в специальной базе, находящейся в ведении МВД. Параллельно оформляется диагностическая карта на автомобиль.
При обнаружении случая фальсификации, выданная карта автоматически аннулируется, а сама страховая компания привлекается к ответственности – ей придется выплатить штраф в размере 300 тысяч рублей.
При этом автовладельца информировать о недействительности диагностической карты никто не обязан. И если случится страховой случай, то выплаты по ОСАГО водитель не получит. Ему придется возмещать причиненный ущерб самостоятельно в полном объеме.
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
Итоговая стоимость полиса ОСАГО зависит от множества факторов и определяется по такой формуле:
С=БТ*РК*МК*КВС*КМБ*КО*КН, где С – это стоимость оформления полиса, БТ – базовый применяемый страховщиком в качестве основы тариф, РК – региональный коэффициент (зависит от субъекта регистрации авто), МК – мощностной коэффициент (определяется по мощности двигателя ТС), КВС – коэффициент возраста и водительского стажа автовладельца, КМБ – так называемый бонус-малус (увеличивается при авариях, наступлении страховых случаев), КО – коэффициент ограничения по управлению (растет при неограниченном количестве водителей страхуемой машины), а КН – коэффициент несоответствия, применяемый при указании неверных понижающих цену ОСАГО данных или намеренной организации ДТП с целью получения выплат от страховой компании.
Базовая ставка в 2022-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2021-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2021-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2022-ом году, так и в нынешнем 2021-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Для повышения в целом цены ОСАГО в 2022 году Банк России пока оснований не находит, но возможно ее увеличение для некоторых категорий автовладельцев. Прежде всего, речь идет о такси. Со стороны страховщиков поступило предложение увеличить базовую ставку для таксистов на 60%, но даже такое повышение несколько ниже, чем диктует количество происшествий с участием водителей такси, которое достигает трети от всех аварий. Пока этот вопрос не решен и обсуждается с участием всех заинтересованных сторон: Минфина, страхового сообщества, Центробанка.
В 2022 году страховщики, вероятно, отдадут предпочтение дополнительным коэффициентам:
- за управление ТС в состоянии токсического, наркотического или алкогольного опьянения;
- за грубое нарушение правил ДД;
- за превышение скорости больше чем на 60 км/час;
- за проезд на красный;
- за оставление места аварии;
- за намеренную организацию ДТП;
- за выезд на «встречку».
Дискутируется также вопрос, нужно ли внести изменения в ОСАГО, касающиеся отмены коэффициента мощности, который повышает результат расчета уже при мощности свыше 100 л.с., так как для современных автомобилей средняя мощность значительно выше этого показателя. Вместо коэффициента мощности страховщики смогут применять коэффициент, отражающий манеру вождения. Он может быть и повышающим, и понижающим в зависимости от результатов, зафиксированных телематическим оборудованием, установленным на ТС. Устройство будет запоминать данные:
- о резкости торможения;
- особенностях езды;
- о скорости разгона;
- частоте эксплуатации машины.
Такое оборудование уже используют некоторые страховщики для расчета более индивидуального тарифа по КАСКО. Когда ожидать подобные изменения, пока не известно.
Добровольная расширенная страховка оформляется по той же схеме, что и классический полис ОСАГО. Гражданину предстоит:
- Выбрать страховую компанию. Необходимо ознакомиться с перечнем учреждений, предоставляющих услугу, и изучить список действующих тарифных планов. Это позволит выбрать наиболее выгодные условия сотрудничества.
- Подготовить пакет документов. В обязательном порядке потребуется удостоверение личности, бумаги на транспортное средство и действующий полис автогражданки.
- Обратиться к страховщику. Допустим личный визит в офис организации, подача заявки в режиме онлайн или оформление ДСАГО у представителя страховщика за пределами офиса. Личный визит отнимает время. Однако самостоятельное посещение страховщика позволит в комфортных условиях подписать договор и убедиться в добропорядочности организации.
- Заполнить заявку. Если гражданин посетил офис учреждения лично, оформление полиса расширенной страховки ОСАГО будет производиться в присутствии представителя страховщика. Сведения о заявителе и автомобиле внесут в полис. Затем документ будет заверен подписями. Далее страховой агент скрепляет документ мокрой печатью. Если обращение выполнялось в режиме онлайн, гражданин должен будет указать данные самостоятельно. Система сформирует документ и вышлет его на электронную почту.
Страховой полис не всегда начинает действовать со дня оформления. Можно оформить документ заранее. Так, заключение договора может быть выполнено 10 числа, а страховка начинает действовать с 1 числа следующего месяца.
При оформлении добровольной страховки может возникнуть путаница. Дело в том, что некоторые лица считают, что получение ДСАГО может быть выполнено без базового полиса ОСАГО. Однако осуществить процедуру нельзя. ДСАГО – расширенный вариант документа, поэтому он может действовать только совместно с классическим вариантом полиса.
Типовой бланк для оформления расширенного полиса ДСАГО отсутствует. Это позволяет страховым компаниям разрабатывать форму документа самостоятельно. Если приобретение расширенного пакета услуг выполняется совместно с покупкой классического ОСАГО, допустимо использование единого бланка. В договоре будет присутствовать пункт, содержащий информацию, касающуюся расширения. В документе отражается сумма лимита и перечень дополнительных услуг. Если покупка ДСАГО выполняется после приобретения ОСАГО, используется отдельный полис. Обычно в документе присутствует следующая информация:
- сведения о страховщике;
- срок действия полиса;
- ФИО страхователя;
- информация о транспортном средстве;
- перечень лиц, допущенных к управлению авто;
- размер страховой премии;
- дата составления договора;
- подписи сторон.
Тарифы ДСАГО устанавливают сами страховые компании. Во время осуществления процесса используются те же коэффициенты, что и для расчёта стоимости ОСАГО. Основными факторами, оказывающими влияние на цену, выступают:
- разновидность транспортного средства и его мощность;
- год производства автомобиля;
- количество лиц, допущенных к управлению машиной;
- стаж и возраст автомобилиста.
В некоторых компаниях действуют отдельные тарифы для женщин и мужчин. Причём первые обязаны платить больше. Цена расширенного полиса ОСАГО составляет порядка 0,2-0,3% от суммы страхования. Если произошла авария, изначально пострадавшему водителю выплачивают компенсацию по классическому полису. Если размер ущерба превосходит допустимый лимит, остатки предоставляются в рамках договора ДСАГО.
В таблице приведены примерные тарифы расширенного ОСАГО страховых компаний.
Страховщик | Цена услуги | Лимит возмещения |
Ренессанс | 900 руб. | 1 млн. руб. |
Ингосстрах | 950-1950 руб. | До 3 млн. руб. |
ВКС Страхование | Минимум 750 руб. | До 15 млн. руб. |
Ресо | 1450-3600 руб. | До 30 млн. руб. |
Росгосстрах | 5000 руб. | До 1,5 млн. руб. Если клиент из СПБ, Москвы или области, максимальный размер выплаты повышается до 3 млн. руб. |
Использование расширенной страховки ОСАГО влечет за собой возникновение ряда преимуществ и недостатков. В список входят:
- цена полиса относительно небольшая;
- размер возмещения повышается;
- действует дополнительная система скидок.
Предложение считается выгодным для лиц, которые могут с большой вероятностью попасть в аварию. Обычно это темпераментные или неаккуратные водители. Покупка полиса в городах с чрезмерно интенсивным движением и дорогими транспортными средствами также делает услугу выгодной. Она подойдёт и начинающим водителям.
А вот опытным автовладельцам, которые имеют большой безаварийных стаж и проявляют аккуратность на дорогах, услуга не подойдёт. Она просто повысит цену стандартной страховки. Присутствуют и другие недостатки:
- Менеджеры страховщиков могут пытаться навязать услугу в момент продления ОСАГО. Сам водитель не может здраво оценить, насколько ему необходимо расширенное предложение.
- Ситуация, произошедшая на дороге, может быть признана не страховой. В этом случае возмещения выполняются самостоятельно.
- Нередко страховщики пытаются сэкономить, уменьшая размер выплаты или уклоняясь от обязательств. В результате можно столкнуться с длительными судебными разбирательствами.
Присутствует ряд ограничений на оформление добровольного расширенного страхования ОСАГО. Отказать в предоставлении услуги могут на следующих основаниях:
- Пакет документов не соответствует требованиям. Недочеты могут касаться бумаг, предоставленных на автомобиль или водителя.
- Возраст. Иногда устанавливается возрастной ценз. Он составляет 21 год для мужчин и 22 для женщин.
- Эксплуатация машины. Страховщик может отказать в предоставлении услуги на прокатные, лизинговые, курьерские автомобили или машины, использующиеся в качестве такси.
- Категория машины. Услуга не распространяется на автопоезда и автобусы.
Присутствует и ряд других особенностей. Тип выплат может быть агрегатным или не агрегатным. Если выбран первый вариант, возмещение предоставляется по каждому страховому случаю вне зависимости от срока действия договора. Обычно подобный принцип используется по умолчанию.
Когда применяется агрегатная выплата, сумма компенсации зависит от количества страховых случаев и размера возмещения. Это значит, что максимальная величина суммы уменьшается при каждом новом ДТП. Допустим, транспортное средство было застраховано на 1 млн руб. При первом страховом случае выплата по ДСАГО составила 900000 руб. Это значит, что в следующий раз компенсация составит лишь 100000 руб.. В третий раз страховая компания денег вообще не предоставит за исключением выплаты по классическому ОСАГО.
В настоящее время объективных предпосылок для увеличения стоимости ОСАГО в 2022 году нет. Экономические прогнозы говорят, что финансовый рынок находится, и будет находиться, в стабильном состоянии. Уровень инфляции не должен превысить ожиданий. Поэтому повышать стоимость полисов ни у правительства, ни у компаний оснований нет.
Другое дело – вопрос подорожания услуги для отдельных категорий участников дорожного движения. Самые свежие новости об изменениях в ОСАГО в 2022 году касаются автострахования для такси. Подорожает ли ОСАГО для таксистов в 2022 году, обсуждают Минфин, Центробанк и участники рынка.
Страховщики предлагают поднять ставку сразу на 60%. По их словам, сегодняшние расценки не покрывают расходов из-за слишком частого участия таксистов в авариях. Согласно статистике, в ДТП участвует каждое третье такси. У простых автолюбителей этот показатель находится на уровне 4,3%. И хотя, в 2020 году, наемным перевозчикам уже повышали стоимость полиса на 30%, этого явно недостаточно, чтобы выплат хватило на всех.
Как решится вопрос с таксистами, пока не ясно. Поэтому рассмотрим определение стоимости автостраховки, исходя из факторов, которые точно будут учитываться в 2022 году.
Страховщики, заключая договор автострахования в 2022 году, однозначно повысят тариф тем водителям, которые допустили серьезные нарушения правил дорожного движения:
- управляли автомобилем пьяными;
- превышали скорость более, чем на 60 км/час;
- проезжали на красный;
- выезжали на полосу встречного движения.
Избежать наценки не удастся, так как специализированные базы ГИБДД будут доступны страховщикам. Конечно, не в таком объеме, что любая компания сможет узнать все подробности правонарушения. Система просто выдаст положительный или отрицательный ответ о наличии того или иного противоправного события.
Кроме этого, уже сейчас существуют риски, что при расчете стоимости страховки в 2022 году будет устанавливаться наценка за ее электронное оформление. И Банк России предупредил страховые компании о недопустимости такого нарушения. Если для КАСКО повышать стоимость полиса при отсутствии автомобиля во время удаленной процедуры вполне обоснованно, то для ОСАГО это не объяснимо. Ведь то, что пришел клиент в офис или решил застраховать свою ответственность через интернет, никак не влияет на цену вопроса.
Банки, ссылаясь на какие-то онлайн-издержки, стараются убедить ЦБ в необходимости повышения расценок на Е-ОСАГО. И, даже, пытаются выдавать в офисах документы, учтенные, как полученные удаленно. Мнение Банка России однозначно – это незаконно.
По новым правилам, подать заявку на оформление ОСАГО может как собственник, так и водитель, который управляет автомобилем по согласию ее владельца. Для получения полиса необходимо предоставить следующие документы:
- заявление;
- паспорт гражданина;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- если автомобиль не зарегистрирован, то предоставляется документ, подтверждающий право собственности или аренды;
- водительское удостоверение;
- для автомобилей, старше 3-х лет, нужна действительная диагностическая карта.
Как предоставлять документы, в виде оригиналов или в электронном варианте, решает страховая компания.
Как и раньше, оформить полис можно будет на сайте компании. Договор ОСАГО, в этом случае, придет на указанную страхователем электронную почту.
Оформить договор страхования автогражданской ответственности необходимо в течение 10 дней с момента приобретения автомобиля или иного ТС. Без него не встать на учет в ГИБДД или Гостехнадзоре.
21.01.2021 вышло постановление Правительства №28, допустившее операторов цифровых финансовых площадок (маркетплейсы) к информационной автоматизированной системе ОСАГО. Это делает их полноценными участниками страхового рынка. То, что маркетплейсы будут продавать полисы различных компаний, сделает более простым выбор доступной страховки и не должно сказаться на окончательной стоимости в сторону ее повышения.