Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила охраны магистральных газопроводов статус на 2022 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
На основании пунктов 6 и 25 статьи 105 и пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3128; 2007, N 21, ст. 2455; N 31, ст. 4009; 2011, N 30, ст. 4594; N 50, ст. 7343; N 51, ст. 7448; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225; 2015, N 29, ст. 4339, 4350; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4267, 4269, 4282, 4298, 4306; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4765, 4766; 2018, N 1, ст. 90; N 28, ст. 4139, 4149; N 32, ст. 5133, 5134) и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации приказываем:
Считать не подлежащими применению Правила охраны магистральных трубопроводов, утвержденные заместителем Министра топлива и энергетики России А.Т. Шаталовым 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9, с 1 января 2022 г.
Руководитель Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
А.В. АЛЕШИН
Министр энергетики
Российской Федерации
А.В. НОВАК
Приказ Ростехнадзора N 352, Минэнерго РФ N 785 от 15.09.2020
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Ноя | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
12 мая 2020 г. 18:52
- Здравоохранение (81)
- Праздник (178)
- ОЖКХ информирует (125)
- Сельское хозяйство (104)
- Информация для населения (229)
- Общество (290)
- Церковь (62)
- Совет депутатов (96)
- Образование (83)
- Налоги (69)
- МЧС (139)
- Культура (115)
- Мероприятия (231)
- Линия sms-сообщений (63)
- Единый день информирования (33)
- Спорт (63)
- Власть (139)
- Рубрика вопрос-ответ (23)
- Предпринимательство и торговля (37)
- Работа с населением (133)
- Общественные обсуждения (39)
- Безопасность горожан (20)
- Промышленность (78)
- Глава города (7)
- Природа (70)
- Благоустройство (131)
- ЖКХ (16)
- Экология (15)
- Профсоюзы (20)
- Происшествия (9)
- Эканоміка (1)
- Охрана труда (12)
- Градостроительство и архитектура (4)
- Культурно-массовые мероприятия (34)
Общее регулирование правового статуса зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) появилось с принятием Федерального закона от 03.08.2018 № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – закон № 342-ФЗ). До этого момента в законодательстве лишь разрозненно содержались некоторые общие положения о таких зонах, однако главным образом их статус регулировался нормативно-правовыми актами в отношении конкретных видов зон, что существенно затрудняло применение этих норм и приводило к многочисленным судебным спорам.
В целях установления единых подходов к правовому регулированию режима ЗОУИТ и ограничений использования земельных участков[1] ЗК РФ был дополнен новой главой 19 «Зоны с особыми условиями использования территорий».
Кроме того, были внесены изменения в ЗК РФ в части регулирования вопросов возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением ЗОУИТ (ст.ст. 57, 57.1 ЗК РФ), а также в иные нормативно-правовые акты.
Большинство новых норм ЗК РФ в отношении ЗОУИТ вступило в силу со дня официального опубликования закона № 342-ФЗ (04.08.2018).
Вместе с тем в конце 2019 года были внесены значительные изменения в переходные положения закона № 342-ФЗ, которые фактически влекут отложение начала действия нового регулирования на несколько лет (закон № 455-ФЗ[2], изменения вступили в силу 31.12.2019).
Указанные изменения во многом приводят к тому, что нормы гл. 19 и ст. 57.1 ЗК РФ становятся некой декларацией, которая начнёт в полном объёме действовать только с 01.01.2022 (если не состоится очередной перенос срока).
При этом внесение анализируемых изменений в 2019 году имеет ряд недостатков с точки зрения юридической техники. Во-первых, срок вступления в силу нового регулирования ЗОУИТ фактически был перенесён задним числом (для ЗОУИТ, устанавливаемых после принятия закона № 342-ФЗ, нормы уже вступили в силу 04.08.2018, однако 31.12.2019 начало действия многих из них было перенесено на 01.01.2022). Также сложности в применении норм создаёт то, что сами положения ЗК РФ не претерпели изменений, и, чтобы понять, действует конкретная норма или нет, нужно разобраться в большом количестве переходных положений.
Понятие и виды ЗОУИТ
Необходимо отметить, что, несмотря на большой объём нового регулирования ЗОУИТ, определение и признаки ЗОУИТ так и не были сформулированы законодателем. В п. 4 ст. 1 ГрК РФ определение ЗОУИТ по-прежнему даётся лишь путём перечисления некоторых видов ЗОУИТ, а в ст. 104 ЗК РФ указываются только цели установления ЗОУИТ.
На основании системного толкования законодательства можно выделить следующие признаки ЗОУИТ:
1) наличие пространственных границ;
2) существование ограничений прав на земельные участки (в части использования/размещения объектов капитального строительства, использования участков для определённых видов деятельности), попадающие в ЗОУИТ, которые устанавливаются не в пользу конкретного лица;
3) установление их в связи с существованием определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов;
4) установление их в публично-значимых целях: либо необходимость охраны указанных объектов капитального строительства, территорий, природных объектов, либо, наоборот, необходимость обеспечения безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.
Используя указанные признаки, под ЗОУИТ можно понимать территории, в границах которых в публично-значимых целях устанавливаются ограничения использования земельных участков, направленные на охрану определённых объектов капитального строительства, территорий, природных объектов либо обеспечение безопасной эксплуатации определённых объектов в целях защиты жизни, здоровья граждан.
Перечень видов ЗОУИТ, состоящий из 28 позиций, приведён в новой ст. 105 ЗК РФ. В целом все перечисленные в данной статье виды ЗОУИТ в той или иной мере существуют и в настоящее время, но их регулирование является несистематизированным.
Необходимо отметить, что соответствующий перечень ЗОУИТ является закрытым, из чего следует, что для введения новой ЗОУИТ недостаточно предписаний специальных нормативно-правовых актов, но необходимо и наличие данного вида ЗОУИТ в перечне ст. 105 ЗК РФ, без которого такая ЗОУИТ не может быть установлена.
Введение закрытого перечня ЗОУИТ, безусловно, необходимо приветствовать. Такой закрытый перечень существенно снижает риски для правообладателя участка, так как в настоящее время даже профессионалы не могут с уверенностью утверждать, что выявили все ограничения в отношении участка, так как количество вариаций возможных ограничений стремится к бесконечности.
Вместе с тем по вопросу закрытого перечня видов ЗОУИТ необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, существует значительная вероятность того, что при возникновении соответствующего спора суды, руководствуясь правилами действия закона во времени, будут исходить из того, что ЗОУИТ, установленные до 04.08.2018, существуют вне зависимости от попадания в перечень ст. 105 ЗК РФ, поскольку на момент их установления исчерпывающий перечень видов ЗОУИТ не был установлен.
Во-вторых, можно с уверенностью утверждать, что не все территории, в границах которых предусмотрены различного рода ограничения использования участков, вошли в перечень ст. 105 ЗК РФ. В связи с этим, в отсутствие законодательно установленного перечня признаков и определения понятия ЗОУИТ, не исключены споры, связанные с тем, относятся ли сущностно те или иные зоны к ЗОУИТ и могут ли они существовать при отсутствии в перечне ст. 105 ЗК РФ.
Правила охраны магистральных трубопроводов
Санитарно-защитные зоны (далее – СЗЗ) устанавливаются вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, и обеспечивают уменьшение химического, биологического и физического воздействия загрязнения на атмосферный воздух. Порядок их установления регулируется положениями Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – закон № 52-ФЗ), Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2018 № 222 (далее в настоящем подразделе – Правила), и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)[31].
Отметим, что Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 является одним из наиболее поздних нормативно-правовых актов, регулирующих статус конкретного вида ЗОУИТ (СЗЗ), и в значительной части соответствует новому общему регулированию о ЗОУИТ, рассмотренному ранее. Тем не менее, поскольку оно не учитывает всех особенностей, предусмотренных ст. 106 ЗК РФ, регулирование правового статуса СЗЗ также должно быть изменено Правительством РФ в рамках концепции утверждения новых положений в отношении всех видов ЗОУИТ.
СЗЗ устанавливаются в отношении объектов, соответствующих одновременно следующим критериям:
- действующие, планируемые к строительству, реконструируемые объекты капитального строительства;
- указанные объекты являются источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека;
- за контурами таких объектов формируется химическое, физическое и (или) биологическое воздействие, превышающее санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
По своей сути установление СЗЗ – это планировочное решение, направленное на соблюдение обязанности обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. СЗЗ призвана обеспечивать уменьшение воздействия загрязнения по большей части на атмосферный воздух, по своему функциональному назначению она является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме и не может рассматриваться как резервная территория объекта, в связи с которым она установлена, и использоваться для расширения промышленной территории без соответствующей корректировки границ СЗЗ.
Специальный закон прямо не указывает на обязательность введения таких зон в градостроительную документацию. Они упоминаются лишь в контексте разработки нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов (ст. 12 закона № 52-ФЗ), а также обеспечения качества воздуха в городских и сельских поселениях, в жилых помещениях (ст. 20 закона № 52-ФЗ).
Отметим, что внесение сведений о СЗЗ в Генеральный план поселения является не очень удачным вариантом, так как в силу особенностей СЗЗ они подвержены корректировке, и в этом случае надо будет либо вносить изменения в Генеральный план поселения, либо будут существенные расхождения в градостроительной документации. Но как дополнительный источник информации о наличии СЗЗ в условиях переходного периода в части внесения сведений о ЗОУИТ в ЕГРН информация из документов территориального планирования (градостроительного зонирования) может являться полезной.
Размеры санитарно-защитной зоны
До недавнего времени законодательством было предусмотрено два способа определения размера СЗЗ: в соответствии с указанными в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 нормативными размерами для различного рода объектов (по степени вредности для человека) (нормативная или ориентировочная СЗЗ) либо на основании проекта СЗЗ, разрабатываемого правообладателем объекта, в связи с которым подлежит установлению СЗЗ. При этом в последнем случае изначально на основании проекта СЗЗ устанавливалась расчётная (предварительная) СЗЗ, а в дальнейшем по результатам наблюдений и измерений утверждалась установленная (окончательная) СЗЗ. Разработка проекта СЗЗ для объектов I–III классов опасности являлась обязательной.
До утверждения Правил существующая система норм не обеспечивала нормального функционирования режима ограничений, особенно в части доступности сведений об установленных зонах. Как и в отношении многих других ЗОУИТ, сведения о СЗЗ в ЕГРН часто отсутствуют. Например, в Санкт-Петербурге в 2018 году были внесены сведения только об одной (первой в Санкт-Петербурге) санитарно-защитной зоне. В последующем установление СЗЗ существенно ускорилось, но цифры по-прежнему незначительные. При этом в соответствии со сформированной ранее судебной практикой отсутствие сведений в ЕГРН не означает, что данная зона не была установлена[32]. Это приводило к легализации существования СЗЗ даже при неуведомлении или неосведомлённости собственника участка о наличии обременения.
С утверждением Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 Правил регулирование в данной части существенно изменилось[33]. Однако ввиду наличия переходного периода вступления в силу новых норм о ЗОУИТ, предусмотренные в т. ч. Правилами, гарантии в настоящее время не действуют в полном объёме (см. далее).
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Зона ограничения представляет собой территорию, на внешних границах которой на высоте от поверхности земли более 2 м уровни ЭМП превышают ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 (таблица предельно допустимых уровней ЭМП для населения, условия при одновременном облучении от нескольких источников).
Внешняя граница зоны ограничения определяется по максимальной высоте зданий перспективной застройки, на высоте верхнего этажа которых уровень ЭМП не превышает ПДУ по п.п. 3.3 и 3.4 СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03.
Зона ограничения, как и СЗЗ, устанавливается Роспотребнадзором.
Зона ограничений не может иметь статус селитебной территории, а также не может использоваться для размещения площадок для стоянки и остановки всех видов транспорта, предприятий по обслуживанию автомобилей, бензозаправочных станций, складов нефти и нефтепродуктов и т. п.
При анализе земельного участка особое внимание следует уделять размещённым в его границах либо на прилегающих участках инженерным сетям. Например, вокруг надземного или подземного трубопровода возникает охранная зона, режим которой может стать неприятным сюрпризом для многих застройщиков. При этом особо остро стоит вопрос определения охранной зоны вокруг подземных сооружений, которые визуально обнаружить не представляется возможным.
Установление минимальных расстояний до трубопроводов предусмотрено различными нормативно-правовыми актами. Например, в ст. 28 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» указывается, что владельцы земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ей организацией. В абз. 4 ст. 32 данного закона указывается, что здания, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счёт средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
В настоящее время сами минимальные расстояния от объектов капитального строительства различных категорий до трубопроводов устанавливаются нормативно-правовыми актами в области технического регулирования (например, СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы», СП 125.13330.2012 «Нефтепродуктопроводы, прокладываемые на территории городов и других населённых пунктов»).
Так, в СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» предусмотрено, что расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населённых пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 (данное положение является обязательным в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 № 985).
Определение понятия водоохранной зоны и особенности её правового режима закреплены в ст. 65 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ). Согласно п. 1 указанной статьи водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Из данного определения следует, что к водоохранным зонам относятся территории по факту их примыкания к водным объектам (т. е. это ЗОУИТ, возникающая в силу закона). В связи с этим на них устанавливается особый правовой режим хозяйственной деятельности, и специального акта об отнесении такой территории к водоохранной зоне не требуется, однако необходимо определение границ такой зоны и внесение их в ЕГРН (с учётом переходного положения в отношении «старых» ЗОУИТ). В 2019 году[48] неожиданно утратило силу положение п. 5(1) Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов[49], в соответствии с которым границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос водных объектов считались установленными с даты внесения сведений о них в государственный кадастр недвижимости.
Нахождение на земельном участке береговой линии водного объекта (даже в отсутствие сведений о таком водном объекте в Государственном водном реестре[50]) является безусловным подтверждением расположения земельного участка в водоохранной зоне[51].
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территории которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
За пределами территорий городов и других населённых пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьёв, каналов, озёр, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы – от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
Ширина водоохранной зоны составляет:
1) для рек или ручьёв протяжённостью от их истока:
до 10 км – 50 м (совпадает с прибрежной защитной полосой);
от 10 до 50 км – 100 м;
от 50 км и более – 200 м;
2) для озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 кв. км – 50 м;
3) для водохранилища, расположенного на водотоке, – равна ширине водоохранной зоны этого водотока;
4) для моря – 500 м;
5) для магистральных или межхозяйственных каналов – совпадает по ширине с полосами отводов таких каналов;
6) для рек, их частей, помещённых в закрытые коллекторы, – не устанавливается.
Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются законом РФ от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».
Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья – 50 м.
Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет от 30 до 50 метров.
Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере 200 метров.
Для расположенных в границах болот проточных и сточных озёр и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере 50 метров.
На территориях населённых пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии (границы водного объекта).
Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначения на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в настоящее время в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 № 17 (в ред. 2019 года). Указанное Постановление Правительства применяется до 01.01.2022[52].
Уполномоченные органы государственной власти в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах направляют такие сведения:
а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в Государственный водный реестр;
б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия);
в) в Росреестр (его территориальные органы) для внесения в ЕГРН[53].
1.4. Зоны с особыми условиями использования территорий
В соответствии с п. 16 ст. 1 ВК РФ затопление и подтопление являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определённые территории и объекты. Исходя из положений ст. 67.1 ВК РФ, установление зон затопления и подтопления является специальным защитным мероприятием и осуществляется для предотвращения негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Порядок установления зон затопления, подтопления и их границы определяются на основании Постановления Правительства РФ от 18.04.2014 № 360 «О зонах затопления, подтопления» (вместе с «Положением о зонах затопления, подтопления») (далее – Постановление Правительства РФ № 360).
Так, в соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления устанавливаются решением Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов) на основании предложений органа исполнительной власти субъекта РФ, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об установлении границ зон затопления, подтопления (далее – предложения) и сведений о границах этих зон, которые должны содержать графическое описание местоположения границ этих зон, перечень координат характерных границ таких зон в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Форма графического описания местоположения границ зон затопления, подтопления, а также требования к точности определения координат характерных точек границ ЗОУИТ, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зон затопления, подтопления, устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Решение об установлении зон затопления, подтопления оформляется актом Федерального агентства водных ресурсов (его территориальных органов)[57].
В соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ № 360 зоны затопления, подтопления считаются установленными, изменёнными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в ЕГРН. Зоны затопления, подтопления считаются прекратившимися со дня исключения сведений о них из ЕГРН. Границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. На практике даже до реформирования законодательства о ЗОУИТ это означало, что в отсутствие сведений в ЕГРН и указанных документах данная зона не может считаться установленной, а значит, государственные и муниципальные органы не вправе ссылаться на имеющиеся в её границах ограничения, например, отказывая в выдаче разрешения на строительство. Такой подход нашёл отражение и в судебной практике[58]. Налицо явное различие с СЗЗ, отсутствие сведений в ЕГРН о которой, как было изложено ранее, не является для судов препятствием к признанию её существования.
Приложение к Постановлению Правительства РФ № 360 содержит требования к территориям, входящим в границы зон затопления, подтопления.
Так, зоны затопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к:
- незарегулированным водотокам, когда территории затапливаются при половодьях и паводках однопроцентной обеспеченности (повторяемость один раз в 100 лет) с учётом фактически затапливаемых территорий за предыдущие 100 лет наблюдений;
- устьевым участкам водотоков, затапливаемых в результате нагонных явлений расчётной обеспеченности;
- естественным водоёмам, затапливаемым при уровнях воды однопроцентной обеспеченности;
- водохранилищам, затапливаемым при уровнях воды, соответствующих форсированному подпорному уровню воды водохранилища;
- зарегулированным водотокам в нижних бьефах гидроузлов, затапливаемым при пропуске гидроузлами паводков расчётной обеспеченности.
Зоны подтопления устанавливаются в отношении территорий, прилегающих к зонам затопления, повышение уровня грунтовых вод которых обусловливается подпором грунтовых вод уровнями высоких вод водных объектов.
В границах зон подтопления определяются:
а) территории сильного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод менее 0,3 м;
б) территории умеренного подтопления – при глубине залегания грунтовых вод от 0,3–0,7 до 1,2–2 м от поверхности;
в) территории слабого подтопления – при глубине залегания грунтовых вод от 2 до 3 м.
Правовой режим зон затопления, подтопления
Согласно п. 6 ст. 67.1 ВК РФ в границах зон затопления, подтопления запрещается:
- Размещение новых населённых пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населённых пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Здесь следует подчеркнуть, что, исходя из буквального толкования указанной нормы, в ней не содержится безусловного запрета на строительство объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых возлагается на собственника водного объекта. Вывод о том, что само по себе отнесение земельного участка к зоне затопления, подтопления не препятствует осуществлению на нём строительства, содержится в судебной практике[59].
Уважаемые землепользователи, землевладельцы, арендаторы и организации осуществляющие сельскохозяйственную и другие виды деятельности вблизи трасс и в охранной зоне нефтепроводов.
Администрация Ачинского района сообщает, что трасса нефтепровода, а так же пересечение нефтепровода с автомобильными и железными дорогами, водными преградами обозначаются знаками «МАГИСТРАЛЬНЫЙ НЕФТЕПРОВОД» с указанием названия и километра нефтепровода, адреса и телефона организации его эксплуатирующей.
«Правилами охраны магистральных трубопроводов», утвержденными Министерством топлива и энергетики и Постановлением Гостехнадзора России от 2 апреля 1992 года, устанавливаются охранные зоны, являющиеся участками земли, ограниченными условными линиями, проходящими в 25 метрах от оси нефтепровода (от крайнего нефтепровода- при многониточном нефтепроводе) с каждой стороны, а так же вдоль подводных переходов в виде участка пространства от водной поверхности до дна, заключенного между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток нефтепровода на 100 метров с каждой стороны.
В охранных зонах нефтепровода запрещается производить всякого рода действия, которые могут нарушать нормальную эксплуатацию нефтепровода, либо привести к его повреждению. Запрещается разводить огонь, размещать какие- либо открытые или закрытые источники огня, проводить плановые выжигания травы, разводить огонь в охранной зоне магистральных трубопроводов. Производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
По вопросам получения согласований на производство работ в охранной зоне нефтепровода, обращаться в Красноярское РНУ АО «Транснефть- Западная Сибирь». Письменный запрос направлять по адресу: 660043, г. Красноярск, ул. Водянникова, д. 2/1, телефон: 8(391) 263-28-00, факс: 8(391)263-27-62.
Нарушение данных правил, может привести к экологической катастрофе и многомиллионным штрафам, а так же административной и уголовной ответственности.
Муниципальный инспектор
администрации Ачинского района В.В. Колесников
Не всегда стоит прокладывать газопровод. И для того, чтобы отказаться от такого решения, сегодня найдется масса причин. Таковые важно учесть, ведь тогда, возможно, удастся найти куда более грамотное, безопасное и выгодное решение в конкретной ситуации.
Вот что стоит учесть:
- другие возможные варианты и их охранную зону по СНиП;
- насколько безопасен газопровод в конкретном случае;
- что можно делать качественно по финансам.
Далеко не всегда и не везде газопровод – лучшее решение. Хотя бы потому, что сам по себе газ таит в себе значительно большую опасность, чем многие другие варианты.
Скачать Правила охраны магистральных трубопроводов
Прежде всего, когда мы находимся в области технического регулирования, то надо и руководствоваться нормами о техническом регулировании, то есть, прежде всего — Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании».
В силу ст.4 Закона №184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
СНиП 2.05.06-85 не относится вообще к указанному законодательству. Однако, имеется дедушкина оговорка и старые технические нормы могут действовать.
В силу ч.1 ст.46 Закона №184-ФЗ:
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям:
защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей;
обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
Во исполнение Закона №184-ФЗ был принят «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», причём это Федеральный закон!
В ч.1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» определено, что Правительство РФ утверждает Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
В п.24 данного перечня указан СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы» разделы 1 (пункт 1.1), 5 (пункты 5.5 — 5.6), 7 (пункты 7.6 — 7.10, 7.15 — 7.18, 7.20, 7.22, 7.24, 7.25), 8 (пункты 8.1.3, 8.2.6, 8.2.11), 10 (пункты 10.2.1 — 10.3.7), 11-14, 16, 17 (пункты 17.1.1 — 17.1.21).
Получается, что п.7.7 Свода Правил (это актуальная редакция СНиП 2.05.06-85, вообще приводить «СНиП» неверно, как видно, такого акта в области технического регулирования вообще не существует), содержащий в себе таблицу 4, устанавливающую зону минимально допустимых расстояний до объектов газоснабжения, является обязательным для исполнения.
Но вот что там обязательно, а что нет?
Прежде всего в п.1.1. СП 36.13330.2012, как и в любом нормальном акте указано как, когда, где, кем и для чего он применяется, читаем:
Настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них номинальным диаметром до 1400 включительно, с избыточным давлением среды свыше 1,2 до 10 МПа включительно (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования:
…
б) сжиженных углеводородных газов фракций и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;
Хорошо, запроектировали правильно, но жизнь не стоит на месте, город растёт, расширяет границы, вместе с ним «отодвигаются» и «раздвигаются» сельские поселения, дачные участки. Что будем делать?
Таблица 4 не только устанавливает минимальные расстояния до газопроводов, но также ограничивает срок их действия ввиду будущего развития населённых пунктов.
Суды не указывают в чём конкретно состоит опасность для ответчиков, которые имеют недвижимость в пределах этих самых «минимально допустимых расстояний». То ли туда метеориты притягиваются, то ли землю там пучит, то ли вообще семь казней египетских неведомо каких должно обрушиться и весь народ уйдёт из России, обидевшись на фараона и тех, кто ему верно служит, искать новую землю обетованную.
В силу ст.1, ч.3 ст.2, ст.3 ст.5, ст.13 Федерального закона от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования к промышленной безопасности производственного объекта должны быть конкретными, учитывать и описывать конкретные факторы производственного риска, характеристики и последствия воздействия этих факторов, пределы риска их наступления.
Если Вы видели хоть раз декларацию промышленной безопасности, то понимаете о чём речь, поскольку в этой декларации указывается сам риск, его пределы, каковы последствия, какова вероятность, меры по предупреждению и действия на случай, если риск наступит. Рассчитываются там и возможные «потери».
Подробнее о том, что содержится в декларации промышленной безопасности можно посмотреть в РД-03-14-2005.
А знаете, что написано в этой декларации в отношении «минимально допустимых расстояний» от газопровода? Верно, ничего.
Например, в отношении распределительного узла там будет написано что-то типа «тут может рвануть, погибнут два оператора и пламя может перекинуться на ближайший лес, если появятся не вырубленные заросли в пределах 25 метров от оси газопровода». А про минимально допустимые расстояния там нет ничего. Так о чём тогда сыр бор? А ни о чём, суды эти декларации не запрашивают, им достаточно просто слова «опасно». Конкретно в чём эта опасность, насколько она велика, это не важно.
2.1. Трубопроводы, на которые распространяется действие настоящих Правил, относятся к объектам повышенного риска. Их опасность определяется совокупностью опасных производственных факторов процесса перекачки и опасных свойств перекачиваемой среды.
2.2. Опасными производственными факторами трубопроводов являются:
разрушение трубопровода или его элементов, сопровождающееся разлетом осколков металла и грунта;
возгорание продукта при разрушении трубопровода, открытый огонь и термическое воздействие пожара;
взрыв газовоздушной смеси;
обрушение и повреждение зданий, сооружений, установок;
пониженная концентрация кислорода;
дым;
токсичность продукции.
13599
Видео 42141
Новые правила безопасности для магистральных трубопроводов
Видео 25357
45892
Фото 17473
Фото 16319
Настоящие правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие либо действия в районе прохождения трубопровода.
Предприятия не реже одного раза в месяц давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.
Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами – указателями) высотой 1,5-2метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500м, и на углах поворота.
Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.
На щите – указателе должны быть приведены:
1. Наименование трубопровода или входящие в его состав сооружения и его техническая характеристика; а) местоположение оси нефтепровода от основания знака. б) привязка знака (км) к трассе. в) размеры охранной зоны.
г) телефоны и адреса диспетчерской и аварийной служб производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующей данный участок трубопровода.
Предупредительными знаками должны быть также обозначены линейные задвижки, краны, вантузы и другие элементы трубопровода, выступающие над поверхностью земли.
В местах пересечения трубопроводов с автомобильными дорогами всех категорий, предприятием трубопроводного транспорта совместно с дорожными управлениями по согласованию с Госавтоинспекцией устанавливается дорожный знак, запрещающий остановку транспорта.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде прокладки) устанавливаются охранные зоны:
вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородный газ – в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах, от оси трубопровода с каждой стороны, а многониточных трубопроводов от осей крайних трубопроводов.
вдоль подводных переходов – в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключённого между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100метров с каждой стороны.
вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции – в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территории указанных объектов на 50 метров во все стороны.
Вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов – в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящих от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, либо привести к их повреждению. Все работы, которые необходимо провести сторонними организациями или частными лицами, производятся только с письменного разрешения эксплуатирующей организации магистральный трубопровод.
Правила охраны магистральных нефтепроводов от 1991г, утверждённым Госгортехнадзором от 29.04.1992г
Настоящие правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие либо действия в районе прохождения трубопровода.
Предприятия не реже одного раза в месяц давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.
Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами – указателями) высотой 1,5-2метра от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500м, и на углах поворота.
Установка опознавательных знаков трубопроводов оформляется совместным актом предприятия трубопроводного транспорта и землепользователя.
На щите – указателе должны быть приведены:
Наименование трубопровода или входящие в его состав сооружения и его техническая характеристика; а) местоположение оси нефтепровода от основания знака. б) привязка знака (км) к трассе. в) размеры охранной зоны.
г) телефоны и адреса диспетчерской и аварийной служб производственного подразделения предприятия трубопроводного транспорта, эксплуатирующей данный участок трубопровода.
Предупредительными знаками должны быть также обозначены линейные задвижки, краны, вантузы и другие элементы трубопровода, выступающие над поверхностью земли.
В местах пересечения трубопроводов с автомобильными дорогами всех категорий, предприятием трубопроводного транспорта совместно с дорожными управлениями по согласованию с Госавтоинспекцией устанавливается дорожный знак, запрещающий остановку транспорта.
Для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде прокладки) устанавливаются охранные зоны:
вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородный газ – в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 метрах, от оси трубопровода с каждой стороны, а многониточных трубопроводов от осей крайних трубопроводов.
вдоль подводных переходов – в виде участка водного пространства от водной поверхности до дна, заключённого между параллельными плоскостями, отстоящими от осей крайних ниток переходов на 100метров с каждой стороны.
вокруг емкостей для хранения и разгазирования конденсата, земляных амбаров для аварийного выпуска продукции – в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящей от границ территории указанных объектов на 50 метров во все стороны.
Вокруг технологических установок подготовки продукции к транспорту, головных и промежуточных перекачивающих и наливных насосных станций, резервуарных парков, компрессорных и газораспределительных станций, подземного хранения газа, пунктов подогрева нефти, нефтепродуктов – в виде участка земли, ограниченного замкнутой линией, отстоящих от границ территорий указанных объектов на 100 метров во все стороны.
В охранных зонах трубопроводов запрещается производить всякого рода действия, могущие нарушить нормальную эксплуатацию трубопроводов, либо привести к их повреждению. Все работы, которые необходимо провести сторонними организациями или частными лицами, производятся только с письменного разрешения эксплуатирующей организации магистральный трубопровод.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 294;
1.1. Настоящие Правила вводятся в целях обеспечения сохранности, создания нормальных условий эксплуатации и предотвращения несчастных случаев на магистральных трубопроводах (далее трубопроводах), транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, сжиженные углеводородные газы, нестабильный бензин и конденсат, жидкий аммиак (далее продукцию).
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.11.94 N 61)
1.2. В состав трубопроводов, на которые распространяются настоящие Правила, входят:
трубопровод (от места выхода подготовленной к транспорту товарной продукции до мест переработки и отгрузки нефти, потребления нефтепродуктов или перевалки их на другой вид транспорта и реализации газа, в том числе сжиженного, потребителям) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения насосных и компрессорных станций, узлами пуска и приема очистных и диагностических устройств, узлами измерения количества продукции, конденсатосборниками, устройствами для ввода ингибиторов гидратообразования, узлами спуска продукции или продувки газопровода;
установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;
линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов, устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;
противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;
емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска продукции;
сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;
вдольтрассовые проезды и переезды через трубопроводы, постоянные дороги, вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов, сигнальные знаки при пересечении трубопроводами внутренних судоходных путей;
головные и промежуточные перекачивающие, наливные насосные и напоропонижающие станции, резервуарные парки, очистные сооружения;
компрессорные и газораспределительные станции;
станции подземного хранения газа, нефти и нефтепродуктов;
автомобильные газонаполнительные станции;
наливные и сливные эстакады и причалы;
пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;
раздаточная станция жидкого аммиака.
(в ред. Постановления Госгортехнадзора РФ от 23.11.94 N 61)
1.3. Настоящие Правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
1 … 15 16 17 18 19 20 21 22 … 31
3.2. Зоны минимально-допустимых расстояний (санитарные разрывы) и охранные зоны магистральных и промысловых трубопроводовПо территории муниципального образования проходят магистральные трубопроводы, для которых требуется установление санитарных разрывов (санитарных полос отчуждения). Минимальные расстояния учитывают степень взрывопожароопасности при аварийных ситуациях и дифференцированы в зависимости от вида поселений, типа зданий, назначения объектов с учетом диаметра трубопроводов. Минимальные размеры санитарных разрывов устанавливаются в соответствии с СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85*. Магистральные трубопроводы»(таблица 3.1.5). Для исключения возможности повреждения трубопровода (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны. Размер охранной зоны трубопровода определяется Правилами охраны магистральных трубопроводов(утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992 г. №9), в соответствии с которыми для трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, охранная зона устанавливается в размере 25 м. Также по территории района проходит множество промысловых трубопроводов, от которых согласно СП 34-116-97 «Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции нефтегазопроводов» устанавливается санитарный разрыв в 75 м. Для исключения возможности повреждения промысловых трубопроводов устанавливаются охранные зоны. В соответствии с Постановлением КМ РТ № 395 от 20.08.2007 г. «Об утверждении порядка использования земель в охранных зонах трубопроводов» охранные зоны составляют 25 м от оси трубопроводов с каждой стороны.
Регламенты использования зон минимально-допустимых расстояний и охранных зон магистральных и промысловых трубопроводов |
№ п/п | Название зоны | Режим использования указанной зоны | Нормативные документы, регулирующие разрешенное использование |
1 | Зона минимально-допустимых расстояний (санитарный разрыв) |
Не допускается размещение:
|
СП 36.13330.2012 «СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы». СП 34-116-97 Инструкция по проектированию, строительству и реконструкции промысловых нефтегазопроводов |
2 | Охранные зоны трубопроводного транспорта | В охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: |
Правила охраны магистральных трубопроводов (утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 22.04.1992) Постановление КМ РТ №395 от 20.08.2007 г. Об утверждении порядка использования земель в охранных зонах трубопроводов |
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
|
|||
-
Арбитражный процессуальный кодекс РФ
-
Бюджетный кодекс РФ
-
Водный кодекс Российской Федерации РФ
-
Воздушный кодекс Российской Федерации РФ
-
Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ
-
ГК РФ
-
Гражданский кодекс часть 1
-
Гражданский кодекс часть 2
-
Гражданский кодекс часть 3
-
Гражданский кодекс часть 4
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Жилищный кодекс Российской Федерации РФ
-
Земельный кодекс РФ
-
Кодекс административного судопроизводства РФ
-
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ
-
Кодекс об административных правонарушениях РФ
-
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ
-
Лесной кодекс Российской Федерации РФ
-
НК РФ
-
Налоговый кодекс часть 1
-
Налоговый кодекс часть 2
-
Семейный кодекс Российской Федерации РФ
-
Таможенный кодекс Таможенного союза РФ
-
Трудовой кодекс РФ
-
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ
-
Уголовный кодекс РФ
-
ФЗ об исполнительном производстве
-
Закон о коллекторах
-
Закон о национальной гвардии
-
О правилах дорожного движения
-
О защите конкуренции
-
О лицензировании
-
О прокуратуре
-
Об ООО
-
О несостоятельности (банкротстве)
-
О персональных данных
-
О контрактной системе
-
О воинской обязанности и военной службе
-
О банках и банковской деятельности
-
О государственном оборонном заказе
-
Закон о полиции
-
Закон о страховых пенсиях
-
Закон о пожарной безопасности
-
Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
-
Закон об образовании в Российской Федерации
-
Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации
-
Закон о защите прав потребителей
-
Закон о противодействии коррупции
-
Закон о рекламе
-
Закон об охране окружающей среды
-
Закон о бухгалтерском учете
-
Федеральный закон от 22.11.2021 N 377-ФЗ
«О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 19.11.2021)
«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
-
Федеральный закон от 25.10.2021 N 363-ФЗ
«Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2020 год»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 675
«О директоре Федеральной службы исполнения наказаний»
-
Указ Президента РФ от 25.11.2021 N 674
«О Калашникове А.П.»
-
Распоряжение Президента РФ от 24.11.2021 N 332-рп
«О внесении изменений в состав Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 5 ноября 2019 г. N 380-рп»
Правила технической эксплуатации магистральных газопроводов
-
Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2021 N 3308-р
«О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 22.02.2019 N 265-р»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3302-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на социальные выплаты безработным гражданам»
-
Распоряжение Правительства РФ от 23.11.2021 N 3301-р
«О внесении изменений в распределение субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконур на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»
Магистральный газопровод (МГП) — это трубопровод, по которому природный или сжиженный углеводородный газ перемещается от места добычи к пункту переработки. Он отличается от обычных газовых труб размерами: его диаметр составляет 1–1,5 метра.
Магистральные газопроводы делят на 2 вида:
- Однониточный. Состоит из одной трубы. Диаметр может меняться на разных участках газопровода.
- Многониточный. Состоит из нескольких труб, связанных в одну систему. Они идут параллельно в 3–5 метрах друг от друга.
МГП часто путают с газораспределительной сетью, по которой газ попадает к конечным потребителям. Правила охраны МГП и газораспределительной сети урегулированы разными нормативными актами:
- для МГП действуют Правила охраны магистральных газопроводов, утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083 (далее — Правила охраны МГП);
- сетей — Правила охраны, утв. постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 № 878.
Обратите внимание! Давление труб в магистральных газопроводах выше, чем в газораспределительных сетях. В распределительных газопроводах — от 0 до 1,2 МПа, в МГП — от 1,2 до 10 МПа.
Классификация магистральных газопроводов по давлению приведена в п. 6.1 Свода правил (СП) 36.13330.2012.
Класс газопровода
Рабочее давление в газопроводе
Класс I
Свыше 2,5 до 10 МПа включительно
Класс II
Свыше 1,2 до 2,5 МПа включительно
У распределительных сетей другая классификация. Они делятся на 3 типа и 2 категории по п. 4.3 СП 62.13330.2011.
В нормативной документации по охранным зонам газопроводов легко запутаться. Есть несколько постановлений Правительства, СП и СНиПов. С какими документами работать?
Основа законодательства об охране магистрального газопровода — постановление Правительства РФ от 08.09.2017 № 1083. В документе есть основные термины, правовой режим охранных зон МГП, их ширина и правила использования.
Типы трубопроводов по давлению газа, целевое назначение различных видов труб, правила их строительства и обслуживания изложены в СП 36.13330.2012. Его предыдущая версия — Строительные нормы и правила (СНиП) 2.05.06-85. Она продолжает действовать в части правил, не урегулированных СП.
Ширина охранной зоны магистрального газопровода высокого давления приведена в п. 3 Правил охраны МГП. Для каждого объекта — отдельное правило определения ширины:
- Линейная часть однониточного МГП — 25 метров с каждой стороны от оси.
- Линейная часть многониточного МГП — 25 метров с каждой стороны от оси крайних трубопроводов. От крайней правой трубы — только вправо, от крайней левой трубы — только влево.
Важно! Ширина зоны высчитывается в обе стороны от центральной оси трубы. Если трубопровод многониточный, расстояние нужно считать от центральных осей труб, расположенных по краям трубопровода, для каждой стороны.
- Подводные переходы МГП через водные преграды — часть водного объекта от поверхности до дна на 100 метров с каждой стороны. Фактически это окружность радиусом 100 метров.
- МГП, соединяющие объекты подземных хранилищ газа, — 25 метров с каждой стороны от оси. Охранная зона подземного газопровода считается по аналогии с надземными линейными частями МГП.
- Вокруг компрессорных, газораспределительных станций, станций охлаждения газа — территория в виде окружности радиусом 100 метров. Считается от внешней границы каждого объекта.
- Вокруг наземных сооружений подземных хранилищ газа — территория в виде окружности радиусом 100 метров. Считается от внешней границы объектов.
Соберем все виды и размеры охранных зон в сводной таблице.
Тип объекта магистрального газопровода
Охранная зона
Линейная часть однониточного МГП
Полоса шириной 50 м
Линейная часть многониточного МГП
Полоса шириной 50 м
Подводные переходы МГП через водные преграды
Окружность радиусом 100 м
МГП, соединяющие объекты подземных хранилищ газа
Полоса шириной 50 м
Компрессорные, газораспределительные станции, станции охлаждения газа
Окружность радиусом 100 м
Наземные сооружения подземных хранилищ газа
Окружность радиусом 100 м
Охранная зона распределительного газопровода гораздо меньше — от 4 до 20 метров. Исключение — подводные переходы газопроводов. Здесь показатель, как у МГП, — окружность радиусом 100 метров.
Обратите внимание! Вести хозяйственную деятельность на территориях охранных зон газопровода высокого давления можно. Но только с предварительного согласия собственника МГП и в пределах разрешенных работ.
В охранной зоне допускается (п. 6 Правил охраны МГП):
- сажать и вырубать деревья, кустарники;
- делать запруды на водоемах;
- размещать гаражи, парковки, туристические стоянки;
- прокладывать инженерные и транспортные коммуникации;
- бурить скважины и выкапывать шурфы;
- проводить сельскохозяйственные, строительные и изыскательные работы;
- работать на объектах транспортной инфраструктуры;
- создавать пляжи и причалы для судов;
- складировать сельскохозяйственную продукцию (корма, удобрения, сено).
Заявление на разрешение нужно направить собственнику газопровода не позднее чем за 20 рабочих дней до начала работ (п. 8 Правил охраны МГП). На ответ есть 15 рабочих дней, потому что собственник должен оценить техническое состояние МГП и провести осмотр территории охранной зоны.
Рекомендуем! С учетом времени уведомления и проверок лучше отправлять заявление раньше — за 30–40 рабочих дней до старта работ.
Разрешение должно включать всю информацию о работах: сроки, территории, этапы, оборудование. Собственник должен ознакомить всех, кто будет находиться в охранной зоне, с правилами безопасности.
Правила охраны магистральных газопроводов
Правовой режим охранных зон содержит ряд запретов. Они связаны с действиями и работами, которые могут нарушать безопасность эксплуатации газопровода. В охранных зонах запрещается (п. 4 Правил охраны МГП):
- подключаться к МГП без разрешения собственника;
- строить ограждения на территории охранной зоны и вокруг нее;
- возводить сооружения, не относящиеся к магистральным газопроводам;
- проводить работы с использованием механических средств, за исключением тех, которые необходимы для обслуживания МГП;
- загрязнять территорию и складировать горюче-смазочные материалы;
- повреждать сооружения, защищающие МГП от разрушений;
- перемещать и повреждать контрольные пункты, опознавательные и сигнальные знаки МГП.
- совершать действия, которые могут привести к проникновению на объекты МГП посторонних (например, открывать двери и люки необслуживаемых усилительных пунктов).
В
6.2 Категории участков МГ в зависимости от их назначения устанавливаются в соответствии с требованиями таблицы 2. Кроме назначения участка МГ в таблице 2 учитывается также сложность его конструктивного исполнения и трудности выполнения ремонтных работ.
Таблица 2 — Категории участков магистральных газопроводов в зависимости от их назначения
Назначение участков газопроводов
Категории участков при прокладке
подземной
наземной
7.2.1 Минимальные расстояния от МГ до населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений
7.2.1.1 Трассы магистральных газопроводов и площадки КС, СОГ и ГРС должны выбираться так, чтобы населенные пункты, отдельные жилые, хозяйственные и производственные постройки и другие объекты третьих лиц находились в зоне приемлемого риска согласно СТО РД Газпром 39-1.10-084-2003.
Все объекты, здания и сооружения, располагаемые вблизи трассы МГ (таблица 3) следует разделить на группы (А-Д) по следующему принципу:
— к группе А относятся объекты с постоянным значительным скоплением людей;
— группе Б относятся территориальные образования, включающие производственные или муниципальные объекты, здания и сооружения, для которых наиболее значимым фактором является гибель людей;
— группам В-Д относятся объекты, для которых наиболее значимым является фактор вероятности их серьезного повреждения от возможных аварий на МГ.
7.2.1.3 Минимальные расстояния от оси газопровода приведены в таблице 3:
— до объектов групп А-Д (позиции 1-5) при рабочем давлении р ≤ 9,81 МПа;
— объектов, указанных в позициях 6-15, — независимо от уровня рабочего давления.
7.2.1.4 Деление объектов по группам и отнесение их к той или иной позиции в таблице 3 учитывает следующие характеристики объектов:
— объекты, здания и сооружения, минимальные расстояния до которых определяются техническими характеристиками газопровода (диаметр, рабочее давление);
— объекты, минимальные расстояния до которых регламентируются нормативными документами других ведомств;
— объекты, минимальные расстояния до которых не зависят от технических характеристик газопровода.
7.2.1.5 Минимальные расстояния L, м, от оси участков МГ при рабочих давлениях свыше 9,81 МПа до объектов групп А-Д вычисляют по формуле
Расстояния между осями смежных магистральных газопроводов, м
До 400
8
Свыше 400 до 700
9
Свыше 700 до 1000
11
Свыше 1000 до 1200
13
Свыше 1200 до 1400
15
7.2.3.5 Минимальные расстояния Lpar, м, между одновременно прокладываемыми в одном техническом коридоре параллельными нитками подземных газопроводов в случае, если рабочее давление хотя бы в одном из них превышает 9,81 МПа, вычисляют по формуле
8.2.1 На газопроводах должна устанавливаться арматура, отвечающая общим техническим требованиям в соответствии с СТО Газпром 2-4.1-212.
8.2.2 На газопроводах надлежит предусматривать установку запорной арматуры на расстоянии, определяемом расчетом, но не более 30 км.
Кроме того, установку запорной арматуры необходимо предусматривать:
— на обоих берегах водных преград и болот при их пересечении газопроводом в две нитки и более согласно требованиям 10.2.1.13 и при необходимости на однониточных переходах категории В;
— в начале каждого ответвления от газопровода на расстоянии, допускающем установку монтажного узла, его ремонт и безопасную эксплуатацию;
— на ответвлениях к ГРС при протяженности ответвлений свыше 1000 м на расстоянии 300-500 м от ГРС;
— на входе и выходе газопроводов из УКПГ, КС, СПХГ и головных сооружений (охранные краны) на расстоянии, не менее:
— газопровода Dу 1400 мм — 1000 м;
— газопровода Dу менее 1400 мм до 1000 мм включительно — 750 м;
— газопровода Dу менее 1000 мм — 500 м;
— по обеим сторонам автомобильных мостов (при прокладке по ним газопровода) на расстоянии не менее 250 м;
Примечания
1 Место установки охранных кранов от УКПГ, КС, СПХГ, ГРС принимается от границ их территорий.
2 При удалении КС от узла подключения в магистральный газопровод на расстояние свыше 700 м при наличии естественных препятствий (оврагов, сложного рельефа и т.п.) следует предусматривать установку запорной арматуры с продувочными свечами (КИП и автоматика по аналогии с кранами на узле подключения КС в магистральный газопровод) на всасывающих и нагнетательных газопроводах КС (шлейфах) на расстоянии от ограды КС, которое определяется в соответствии с 2.3.
3 Допускается совмещение охранных кранов с кранами, входящими в состав узлов пуска и приема ВТУ.
8.2.3 При параллельной прокладке двух ниток или более газопроводов узлы линейной запорной арматуры на отдельных нитках надлежит располагать на расстояниях не менее 100 м друг от друга по радиусу.
В стесненных условиях при многониточной системе газопроводов, а также в сложных условиях трассы (горный рельеф, болота, искусственные и естественные препятствия) указанные расстояния допускается уменьшать до 50 м при условии установки над наземной частью кранового узла защитного укрытия от возможного теплового воздействия пожара в случае аварии.
Расстояние от линейных (охранных) кранов до кранов на межсистемных перемычках, устанавливаемых в случае необходимости до и после линейных (охранных) кранов, должно быть не менее 50 м по радиусу.
Примечание — Требование данного пункта на линейную запорную арматуру узлов подключения не распространяется.
8.2.4 При параллельном подключении одного газопровода-ответвления к двум или нескольким ниткам газопроводов или подключении нескольких газопроводов-ответвлений к одному газопроводу узлы линейной запорной арматуры на газопроводах-ответвлениях необходимо размещать на расстоянии не менее 100 м от ближайшего линейного крана на магистрали независимо от диаметра ответвления и смещать друг от друга на расстояние не менее 50 м для ответвлений диаметром более 700 мм и на расстояние не менее 30 м для ответвлений диаметром 700 мм и менее.
Допускается при однониточной системе совмещать подключение газопроводов-ответвлений с линейными кранами (до и после крана) в одной ограде.
В стесненных условиях (при подключении газопровода-ответвления к двум и более газопроводам) допускается помещать узлы подключения в одной ограде, разнеся врезки в МГ на 50 или 30 м в зависимости от диаметра газопровода-ответвления.
8.2.5 На обвязочных газопроводах КС, ДКС, КС ПХГ и узлах подключения крепление трубопровода в месте установки запорно-регулирующей арматуры производится с помощью двух трубопроводных опор, расположенных с обеих сторон ЗРА. Тип опорных конструкций определяется проектом.
8.2.6 Надземная часть арматуры (включая в обязательном порядке импульсные трубки, блок дистанционного управления крановым узлом, кабельные линии управления) должна выполняться в огнезащитном варианте. На охранных кранах УКПГ, КС, СПХГ и головных сооружений, а также на крановых площадках многониточных газопроводов должны предусматриваться мероприятия по огнезащите надземной части арматуры (включая арматуру перемычек).
8.2.7 Газопроводы и арматура обвязки линейной запорной арматуры, находящейся под давлением, — байпасы, продувочные линии и перемычки — следует предусматривать в подземном исполнении с кранами бесколодезной установки.
8.3.1 На газопроводе должны быть предусмотрены узлы пуска и приема ВТУ. Конструкция данных узлов определяется проектом.
Газопровод в пределах одного очищаемого участка должен иметь постоянный внутренний диаметр и равнопроходную линейную арматуру без узлов или деталей внутри газопровода.
8.3.2 При проектировании узлов равнопроходных ответвлений от основного газопровода, а также неравнопроходных ответвлений, диаметр которых составляет свыше 0,3 диаметра основного газопровода, должны предусматриваться проектные решения, исключающие возможность попадания ВТУ в ответвление.
8.3.3 На участках переходов газопровода через естественные и искусственные препятствия, диаметр которых отличается от диаметра основного газопровода, допускается предусматривать самостоятельные узлы пуска и приема ВТУ.
8.3.4 Газопровод и узлы пуска и приема ВТУ должны быть оборудованы сигнальным! приборами, регистрирующими прохождение очистных и диагностических устройств.
8.3.5 Узлы очистки полости газопровода следует назначать в соответствии с требованиями раздела 6.4 СТО Газпром 2-3.5-051.
8.3.6 Для повышения уровня безопасности и организации работ, связанных с пропуском ВТУ по магистральным газопроводам, необходимо применить систему автоматизированного и дистанционного управления процессами и этапами проведения работ, включаюших вытеснение газовоздушной смеси из полости камер приема, заполнение природным газом, подъем давления, пуск, контроль прохождения и приема ВТУ.
9.1.1 Заглубление газопроводов до верха трубы надлежит принимать, м, не менее:
— при Dу менее 1000 мм — 0,8;
— при Dy 1000-1400 мм — 1,0;
— на болотах или торфяных грунтах, подлежащих осушению, — 1,1;
— в песчаных барханах, считая от нижних отметок межбарханных оснований, — 1,0;
— в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин — 0,6;
— на пахотных и орошаемых землях — 1,0;
— при пересечении оросительных и осушительных (мелиоративных) каналов (от дна канала) — 1,1.
Примечание — Заглубление газопровода с балластом определяется как расстояние от поверхности земли до верха балластирующей конструкции (здесь имеются в виду жесткие балластирующие конструкции — металлические, железобетонные).
9.1.2 Заглубление газопроводов, транспортирующих горячий газ при положительном перепаде температур в металле труб, должно быть дополнительно проверено расчетом на общую устойчивость газопроводов под воздействием сжимающих температурных напряжений н соответствии с указаниями главы 13.
9.1.3 Ширину траншеи по низу следует назначать не менее:
— Dy плюс 300 мм — для газопроводов диаметром до 700 мм;
— 1,5 Dy — для газопроводов диаметром 700 мм и более.
При диаметрах газопроводов 1200 и 1400 мм и при траншеях с откосом свыше 1:0,5 ширину траншеи понизу допускается уменьшать до величины Dy плюс 500 мм, где Dy — условный диаметр газопровода.
При балластировке газопроводов железобетонными и чугунными утяжелителями ширину траншеи следует назначать из условия обеспечения расстояния между грузом и стенкой траншеи не менее 0,2 м. Кроме того, ширина траншеи по дну при балластировке газопровода должна быть не менее 2,2Dy
9.1.4 На участке трассы с резко пересеченным рельефом местности, а также в заболоченных местах допускается укладка газопроводов в специально возводимые земляные насыпи, выполняемые с тщательным послойным уплотнением и поверхностным закреплением грунта. При пересечении водотоков в теле насыпей должны быть предусмотрены водопропускные сооружения.
9.1.5 Для газопроводов независимо от диаметра, в зависимости от рельефа местности и обеспечения беспрепятственного прохода строительных колонн и транспорта, должна предусматриваться предварительная планировка строительной полосы. При планировке строительной полосы по всей ее ширине в районе подвижных барханов независимо от диаметра прокладываемого газопровода последние следует срезать с целью удаления подверженных выдуванию частей барханов до уровня межгрядовых понижений, не затрагивая естественно уплотненный грунт, а также для обеспечения беспрепятственного прохода строительных колонн и транспортных средств. После засыпки уложенного газопровода полоса барханных песков над ним и на расстоянии не менее 10 м от оси газопровода в обе стороны должна быть укреплена связующими материалами или специальным растительным покровом.
При проектировании газопроводов на продольном профиле должны быть указаны как отметки земли, так и проектные отметки газопровода.
9.1.6 При прокладке газопроводов в скальных, гравийно-галечниковых и щебенистых грунтах и засыпке этими грунтами следует предусматривать устройство подсыпки из мягких грунтов толщиной не менее 10 см. Изоляционные покрытия в этих условиях должны быть защищены от повреждения путем присыпки газопровода мягким грунтом на толщину 20 см или применением при засыпке специальных защитных устройств.
9.1.7 Проектирование подземных газопроводов для районов распространения грунтов II типа просадочности необходимо осуществлять с учетом требований СНиП 2.02.01-83 [14].
Для грунтов I типа просадочности проектирование газопроводов ведется как для условий непросадочных грунтов.
Примечание — Тип просадочности и величину возможной просадки грунтов следует определять в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83 [14].
9.1.8 При подземной и наземной (в насыпи) прокладках газопроводов необходимо предусматривать противоэрозионные мероприятия с использованием местных материалов, а при пересечении подземными газопроводами крутых склонов, промоин, оросительных каналов и кюветов в местах пересечений — перемычки, предотвращающие проникание в траншею воды и распространение ее вдоль газопровода.
Согласно СП 62.13330.2011 этот параметр самый большой. Зона газопровода должна в идеале занимать достаточное пространство, чтобы обезопасить окружающие объекты и предоставить быстрый доступ для починки.
Ведь в газопроводе с высоким давлением выше всевозможные риски. В случае какой-то чрезвычайной ситуации газ резко вырывается наружу, выталкиваемый сам собой, а также благодаря факторам, сообщающим веществу скорость (вследствие чего оно и движется).
Откуда и вытекает, что для 2 категории (напором 0,3–0,6 МПа включительно), охранная зона газопровода высокого давления составляет 7 метров в каждую сторону. Благодаря этому удается избежать проблем в обслуживании коммуникаций или каких-то аварийных ситуаций.
С одной стороны, при небольшом напоре в трубе рисков меньше. Как в эксплуатационном контексте, так и в аварийном.
Подземный трубопровод низкого давления
Но, с другой стороны, заметить утечку в зоне газопровода, да и в нем самом труднее, чем в коммуникациях со средним или высоким давлением. И об этом важно помнить при использовании такого трубопровода.
В силу особенностей данного типа коммуникаций охранные зоны газопровода низкого давления составляют 2 м в каждую сторону. Это совсем немного. Впрочем, при аварии интенсивность утечки будет мала. Этим и объясняется действующий ныне норматив.
Если требуется проложить такой наружный газопровод, стоит учесть действующие нормативы по санитарно-защитному расстоянию до разных объектов. Эти нормы, установленные и утвержденные правительством, представлены в таблице ниже. Действуют на текущий год и, скорее всего, будут актуальны еще много лет.
Объект Расстояние от газопровода Дом 2 метра Дорога 3 метра Водопровод 1 метр Канализация 1 метр ЛЭП (1–35 кВ) 5 метров Давление в таком внешнем газопроводе достигает 0,005 МПа. Это, конечно, немного. Однако при аварии газ все равно довольно быстро начнет вытекать наружу. Так что при обнаружении стоит как можно скорее устранить проблему.
Причем спешка требуется не меньшая, чем в случае, когда прорывает газопровод с высоким давлением. Хотя бы потому, что в системе с низким давлением сложнее оценить, насколько много уже вытекло газа.
Конечно, такой газопровод организовать проще всего. Это и понятно, ведь с такой небольшой охранной зоной гораздо больше вариантов маршрута трассы, чем у газопровода со средним или, тем более, с высоким давлением.
Похожие записи:
-