Пособия родителям по уходу за деььмт инаалидами в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособия родителям по уходу за деььмт инаалидами в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Льготы для родителей ребенка с инвалидностью

  • Сотрудника уволили за прогул. Как быть с отчётами СЗВ-М и СЗВ-ТД

    335 0

    Пакет документов, которые работник должен подать для предоставления ему дополнительных оплачиваемых выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, определен п. 2, 3 Правил предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.10.2014 № 1048. Это:

    1) заявление, составленное по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 19.12.2014 № 1055н. Периодичность подачи заявления определяется родителем по согласованию с работодателем в зависимости от необходимости использования дополнительных оплачиваемых выходных дней:

    • ежемесячно;

    • один раз в квартал;

    • один раз в год;

    • по мере обращения или др.;

    2) копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной бюро медико-социальной экспертизы (форма справки утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н). Отметим, что справка имеет ограниченный срок действия (представляется в соответствии со сроками установления инвалидности – один раз, раз в год, раз в два года, раз в пять лет), поэтому необходимо следить, чтобы в бухгалтерии всегда находилась копия актуальной справки;

    3) документы, подтверждающие место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида (представляются один раз);

    4) копия свидетельства о рождении (усыновлении) ребенка либо документ, подтверждающий установление опеки, попечительства над ребенком-инвалидом (представляется один раз);

    5) справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично, либо справка с места работы другого родителя (опекуна, попечителя) о том, что от этого родителя (опекуна, попечителя) не поступало заявление о предоставлении ему в этом же календарном месяце дополнительных оплачиваемых выходных дней (данная справка должна представляться при каждом обращении с заявлением). Справка не требуется, если имеется документальное подтверждение факта смерти другого родителя, признания его безвестно отсутствующим, лишения (ограничения) родительских прав, лишения свободы, пребывания в служебной командировке свыше одного календарного месяца или других обстоятельств, свидетельствующих о том, что другой родитель не может осуществлять уход за ребенком-инвалидом, а также если один из родителей уклоняется от воспитания ребенка-инвалида.

    По сути, перечень документов, приведенный выше, является исчерпывающим, и требование от работника иных документов неправомерно (Письмо Минтруда РФ от 28.03.2016 № 17-1/ООГ-451).

    В то же время при проверке правильности оплаты четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, предоставляемых одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, проверяющие из ФСС пользуются Методическими указаниями о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам, утвержденными Постановлением ФСС РФ от 07.04.2008 № 81, в соответствии с п. 87 которых в бухгалтерии страхователя должны храниться на каждого получателя, в частности:

    1) заявление о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

    2) справка из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не находится на государственном обеспечении (в интернате или ином подобном учреждении), представляемая ежегодно;

    3) копия приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом;

    4) справка с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы;

    5) если работающим по трудовому договору является один родитель:

    • справка из органов государственной службы занятости населения, подтверждающая факт отсутствия работы у другого родителя;

    • свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве ИП – если второй родитель является самозанятым;

    • гражданско-правовой договор – если второй родитель работает по такому договору.

    В этой же методичке указано, что в случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей и т. п.) работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются одиноким матерям.

    Для справки: согласно ранее действовавшему Постановлению Минтруда РФ № 26, ФСС РФ № 34 от 04.04.2000 «Об утверждении Разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами» для получения дополнительных выходных дней работник должен был представить, кроме прочих документов, справку из органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что он не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении. При этом указывалось, что детские дома-интернаты на условиях пяти– или шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся.

    Согласно новому порядку такая справка не представляется. Вместо нее требуется подача документа, подтверждающего место жительства (пребывания или фактического проживания) ребенка-инвалида. При этом в Методические указания о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам поправки, устраняющие разночтения, до настоящего времени не внесены. Таким образом, вопрос о том, нужно ли представлять эту справку, является спорным. По нашему мнению, это делать необязательно.

    Новые правила выплаты пособий по уходу за детьми-инвалидами

    Согласно ст. 139 ТК РФ оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка, определяемого в соответствии с Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение).

    Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в котором работнику предоставляется дополнительный выходной день по уходу за ребенком-инвалидом. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно) (ч. 3 ст. 139 ТК РФ, п. 4 Положения). Так, расчетным периодом для исчисления среднего заработка для оплаты предоставленных в феврале 2019 года дополнительных выходных дней является период с 01.02.2018 по 31.01.2019.

    При определении среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемых в соответствующем учреждении, независимо от источников этих выплат, в том числе начисленная работнику заработная плата (пп. «а» п. 2 Положения). При этом из расчетного периода исключаются время, а также начисленные за это время суммы, если (п. 5 Положения):

    • работник находился в очередном оплачиваемом отпуске, служебной командировке, ему выплачивался средний заработок по иным основаниям, предусмотренным ТК РФ (пп. «а»);

    • работник получал пособие по временной нетрудоспособности (пп. «б»);

    • работнику предоставлялись дополнительные оплачиваемые выходные дни для ухода за детьми-инвалидами (пп. «д»).

    Кроме того, при расчете среднего заработка не учитываются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.) (п. 3 Положения).

    На практике при проверке правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию между инспекторами ФСС и работодателями нередко возникают споры о правомерности включения в расчет среднего заработка тех или иных выплат. Например, арбитры СЗО полагают, что если материальная помощь предусмотрена системой оплаты труда, то она должна включаться в расчет.

    Вывод судей

    Реквизиты постановления

    Сумма материальной помощи правомерно включена в расчет среднего заработка для оплаты дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами, поскольку относится к выплатам стимулирующего характера и является частью системы оплаты труда (в рассматриваемом случае материальная помощь работникам государственного казенного учреждения выплачивалась в соответствии с положением об оплате труда при их уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск)

    Постановления АС СЗО от 27.09.2018 № Ф07-11091/2018 по делу № А66-8838/2017, от 27.11.2017 № Ф07-12522/2017 по делу № А66-13705/2016 (Определением ВС РФ от 10.05.2018 № 307-КГ18-918 отказано в передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ)

    Во избежание возникновения споров бухгалтер учреждения должен взвесить все за и против в отношении применения такого подхода.

    В силу п. 1 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ государственные пособия, кроме пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, осуществляемые в соответствии с действующим законодательством.

    На протяжении длительного времени вопрос о том, применяется ли эта норма налогового законодательства к выплате среднего заработка за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами, в соответствии со ст. 262 ТК РФ, был спорным. Чиновники давали отрицательный ответ. Однако в настоящее время вопрос решился в пользу налогоплательщиков. Президиум ВАС высказал мнение, что выплаты за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами не облагаются НДФЛ, и налоговикам не осталось ничего иного, как согласиться:

    – Постановление Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 № 1798/10;
    – Письмо ФНС РФ от 11.12.2018 № БС-3-11/9358@.

    В случае если работодатель удерживал НДФЛ с сумм оплаты дополнительных дней отдыха, предусмотренных ст. 262 ТК РФ, работник вправе вернуть излишне удержанную сумму налога, представив работодателю соответствующее заявление.

    Вопрос о начислении страховых взносов на выплаты родителям за предоставление дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом также является спорным.

    Официальная позиция состоит в том, что страховые взносы с указанных сумм исчислять необходимо (ч. 17 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, Письмо Минфина РФ от 30.03.2017 № 03-15-05/18599). В частности, в соответствии с п. 17 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ финансовое обеспечение расходов на оплату дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами согласно ст. 262 ТК РФ, включая начисленные страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету ФСС.

    То есть должны быть начислены и уплачены (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»):

    • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

    • страховые взносы на медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

    • страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

    Существует и альтернативная позиция, поддерживаемая судьями всех округов. По мнению арбитров, поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых для ухода за детьми-инвалидами, не относится к категории вознаграждений за труд, а является средством обеспечения социальной защиты соответствующих категорий граждан, она не облагается страховыми взносами:

    • Определение ВС РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3498 по делу № А12-8078/2017;

    • Определение ВС РФ от 19.04.2018 № 306-КГ18-3492 по делу № А12-8081/2017;

    • Постановление АС ВВО от 03.10.2018 № Ф01-4399/2018 по делу № А29-16002/2017;

    • Постановление АС ВСО от 02.07.2018 № Ф02-2352/2018 по делу № А74-12264/2017;

    • Постановление АС ДВО от 08.11.2017 № Ф03-3640/2017 по делу № А73-1890/2017;

    • Постановление АС ЗСО от 30.05.2018 № Ф04-1817/2018 по делу № А70-9326/2017;

    • Постановление АС МО от 28.06.2018 № Ф05-8607/2018 по делу № А40-136588/2017;

    • Постановление АС ПО от 15.08.2018 № Ф06-35197/2018 по делу № А06-8864/2017;

    • Постановление АС СЗО от 19.09.2018 № Ф07-10646/2018 по делу № А13-19088/2017;

    • Постановление АС СКО от 08.06.2017 № Ф08-3553/2017 по делу № А32-23265/2016;

    • Постановление АС УО от 09.11.2018 № Ф09-6672/18 по делу № А76-24776/2017;

    • Постановление АС ЦО от 22.03.2018 № Ф10-520/2018 по делу № А48-3193/2017.

    Справедливости ради отметим, что все принятые на сегодняшний день постановления судов основываются на положениях Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 01.01.2017, а не на нормах НК РФ. Однако, поскольку формулировки этих двух документов практически идентичны, полагаем, что арбитры и в будущем не поменяют своего мнения.

    Что посоветовать страхователям? Если они не боятся оказаться в зале суда, выплаты за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, имеющим детей-инвалидов, можно не облагать страховыми взносами. Более осторожным – во избежание спорных ситуаций – страховые взносы лучше начислить.

    Собянин повысил минимальную пенсию в Москве

    В целях сохранения уровня социальной поддержки и социальной стабильности и в соответствии с полномочиями Правительства Москвы, установленными правовыми актами города Москвы в сфере социальной защиты населения, Правительство Москвы постановляет:

    1. Установить размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год (приложение 1).

    2. Утвердить перечень единовременных социальных выплат на 2022 год, размеры которых устанавливаются отдельными правовыми актами Правительства Москвы (приложение 2).

    3. Установить величину городского социального стандарта в целях определения размера региональной социальной доплаты к пенсии в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП «О региональной социальной доплате к пенсии» и назначения в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы» ежемесячной компенсационной выплаты к пенсии некоторых категорий работающих пенсионеров, указанных в пункте 6 приложения к постановлению Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП «Об утверждении Положения о назначении и выплате ежемесячных компенсационных выплат (доплат) к пенсиям и единовременных выплат, осуществляемых за счет средств бюджета города Москвы», в размере 21 193 рублей.

    4. Признать утратившими силу:

    4.1. Постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных выплат на 2016 год».

    4.2. Постановление Правительства Москвы от 22 декабря 2015 г. № 905-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 828-ПП».

    4.3. Пункт 3 постановления Правительства Москвы от 17 мая 2016 г. № 238-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

    4.4. Постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2017 год».

    4.5. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. № 956-ПП «О внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 января 2006 г. № 37-ПП и от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП».

    4.6. Пункт 2 постановления Правительства Москвы от 22 февраля 2017 г. № 56-ПП «Об организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации».

    4.7. Постановление Правительства Москвы от 24 мая 2017 г. № 273-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 6 декабря 2016 г. № 816-ПП».

    4.8. Пункты 1-3, 5 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП «Об установлении размеров отдельных социальных и иных выплат на 2018 год и о внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 27 ноября 2007 г. № 1005-ПП».

    4.9. Пункты 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2017 г. № 818-ПП «О внесении изменений в правовые акты города Москвы».

    4.10. Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2017 г. № 881-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП».

    4.11. Постановление Правительства Москвы от 10 июля 2018 г. № 675-ПП «О внесении изменения в постановление Правительства Москвы от 31 октября 2017 г. № 805-ПП».

    5. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 г.

    6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Ракову А.В.

    Мэр Москвы С.С.Собянин

    Все о выплатах за дополнительные выходные дни по уходу за детьми-инвалидами

    1.2.1 Ежемесячное пособие на ребенка:

    1.2.1.1 семьям, уровень имущественной обеспеченности которых не превышает уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, установленный Правительством Москвы, и среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы в расчете на душу населения:

    1.2.1.1.1 на детей в возрасте от 0 до 3 лет:

    1.2.1.1.1.1 одиноких матерей (отцов), военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов — 17 216

    1.2.1.1.1.2 в остальных семьях — 11 477

    1.2.1.1.2 на детей в возрасте от 8 до 18 лет:

    1.2.1.1.2.1 одиноких матерей (отцов), военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов — 6 887

    1.2.1.1.2.2 в остальных семьях — 4 592

    1.2.1.1.3 на детей в возрасте от 3 до 7 лет (включительно) — 8 087

    1.3.1 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни семьям:

    1.3.1.1 с 3-4 детьми — 1 379

    1.3.1.2 с 5 и более детьми — 1 722

    1.3.2 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 5 и более детей — 2 067

    1.3.3 Ежемесячная компенсационная выплата на приобретение товаров детского ассортимента семье, имеющей 10 и более детей — 2 067

    1.3.4 Ежемесячная компенсационная выплата семьям, имеющим 10 и более детей — 1 722

    1.3.5 Ежемесячная компенсационная выплата многодетной матери, родившей 10 и более детей и получающей пенсию — 22 954

    1.3.6 Ежегодная компенсационная выплата семье, имеющей 10 и более детей, к Международному дню семьи — 22 954

    1.3.7 Ежегодная компенсационная выплата семье, имеющей 10 и более детей, ко Дню знаний — 34 430

    1.3.8 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги семьям:

    1.3.8.1 с 3-4 детьми — 1 199

    1.3.8.2 с 5 и более детьми — 2 397

    1.3.9 Ежемесячная компенсационная выплата за пользование телефоном семьям, имеющим трех и более детей — 264

    1.3.10 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477

    1.3.11 Единовременная выплата родителям (усыновителям), награжденным Почетным знаком «Родительская слава города Москвы» — 229 528

    1.4.1 Ежемесячная компенсационная выплата лицу, занятому уходом за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства в возрасте до 23 лет — 13 772

    1.4.2 Ежемесячная компенсационная выплата на ребенка в возрасте до 18 лет неработающим родителям, являющимся инвалидами I или II группы — 13 772

    1.4.3 Ежемесячная компенсационная выплата потерявшим кормильца детям-инвалидам и инвалидам с детства в возрасте до 23 лет — 1 666

    1.4.4 Ежегодная компенсационная выплата на приобретение комплекта детской одежды для посещения занятий на период обучения — 11 477

    1.5.1 Ежемесячная компенсационная выплата на детей в возрасте до полутора лет — 1 722

    1.5.2 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с ростом стоимости жизни отдельным категориям семей с детьми:

    1.5.2.1 на детей одиноких матерей (отцов):

    1.5.2.1.1 получающих ежемесячное пособие на ребенка — 862

    1.5.2.1.2 не получающих ежемесячное пособие на ребенка — 345

    1.5.2.2 на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву — 690

    1.5.2.3 на детей из семей, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 690

    1.5.2.4 на детей в возрасте до 1,5 лет, родители которых являются инвалидами и (или) пенсионерами — 690

    1.5.3 Ежемесячная компенсационная выплата на возмещение роста стоимости продуктов питания отдельным категориям граждан на детей до 3 лет:

    1.5.3.1 одиноким матерям, многодетным семьям, семьям с детьми-инвалидами, семьям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, семьям, в которых один из родителей уклоняется от уплаты алиментов — 776

    1.5.3.2 студенческим семьям — 2 153

    2.1 Единовременная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье попечителя, приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет — 26 083

    2.2 Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, поступившим на обучение по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих — 22 431, из них:

    2.2.1 единовременное денежное пособие — 13 042

    2.2.2 единовременная денежная компенсация в целях приобретения одежды и обуви — 9 389

    2.3 Единовременная денежная выплата детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, потерявшим в период обучения обоих родителей или единственного родителя, по окончании обучения в образовательной организации по очной форме обучения за счет средств бюджета города Москвы по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих (за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме обучения по указанным образовательным программам за счет средств бюджета города Москвы) — 86 309, из них:

    2.3.1 единовременное денежное пособие — 13 042

    2.3.2 денежная компенсация для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря, оборудования — 73 267

    Размеры отдельных социальных и иных выплат на 2022 год

    Нормы действующего федерального законодательства предусматривают финансовые гарантии для совершеннолетних физических лиц, которые опекают:

    • детей с инвалидностью без установления группы, которые на момент назначения выплаты не достигли 18-летнего возраста;
    • инвалида 1 группы, который получил значительные увечья на протяжении жизни и не может самостоятельно обеспечивать собственную жизнедеятельность;
    • лиц, которым положена опека согласно выводам медико-социальной экспертизы;
    • представителей старшего поколения в возрасте от 80 лет и более.

    Опекун получает выплаты ежемесячно, а помощь оказывает в зависимости от медицинских показаний:

    • постоянно;
    • при необходимости.

    Сумма получаемой опекуном выплаты зависит от группы инвалидности подопечного. Пособие назначается после установления группы инвалидности решением органа МСЭК и указания учреждению социальной защиты населения, что гражданин нуждается в дополнительном стороннем уходе.

    По состоянию на 2020 год в действующем российском законодательстве не предусмотрены дополнительные выплаты для лиц, которые помогают или ухаживают представителям 2 группы инвалидности. Почему возникает такая ситуация?

    Во-первых, по медицинским показаниям данная группа присваивается россиянам с нарушениями:

    • функционирования кровеносной системы;
    • психики;
    • чувствительности тела полностью или в отдельных частях;
    • речи;
    • в плане размеров частей тела.

    Практически все указанные выше проблемы не являются серьезными препятствиями для самостоятельного ухода за собой. Люди могут приготовить еду, постирать одежду в стиральной машине, сходить за покупками, провести санитарно-гигиенические процедуры.

    Во-вторых, при создании специальных компенсирующих условий 2 группа ограничений – это рабочая группа, то есть человек может материально обеспечивать удовлетворение своих потребностей.

    Материальное обеспечение лиц, оформленных по уходу за инвалидами 1 группы, зависит от юридического статуса этой особы касательно гражданина с ограниченными физическими возможностями вследствие увечья или рождения с повреждениями. Сумму в размере 10000 рублей получают:

    • биологические родители;
    • приемные родители;
    • опекуны особы из числа детей -сирот до достижения данной особой 23-летнего возраста.

    Всем остальным лицам, оформленным по уходу, государство выплачивает всего лишь 1200 рублей. Представители общественных организаций, которые поддерживают инвалидов и членов их семей, неоднократно выступали с протестами по поводу мизерности данной выплаты. Кроме этого, в Правительство направлялись официальные обращение с просьбой увеличить размер пособия, но пока все нормы остаются в силе.

    Перечень льгот для опекунов зависит от категории инвалида, поэтому необходимо рассматривать вопрос касательно каждой категории по отдельности. Лица, которые ухаживают за детьми — инвалидами, имеют право на такие привилегии от государства:

    • льготы на коммунальные услуги в размере 50%;
    • 4 выходных в год с сохранением оплаты по основному месту работы;
    • 10 дней дополнительного отпуска;
    • льготный выход на пенсию – на 5 лет раньше основного пенсионного возраста;
    • право на налоговый вычет в 12000 рублей;
    • бесплатный проезд в общественном транспорте на территории города и в пригородном сообщении.

    Лица, которые ухаживают за инвалидами 2 группы, имеют право на ограниченное количество льгот:

    • проезд в транспорте;
    • скидки для оплаты коммунальных услуг;
    • получение скидок на путевку в санаторий (в случае поездки вместе с подопечным).

    Опекуны инвалидов 1 группы пользуются более широким спектром льгот, в частности:

    • имеют 50% скидку на оплату коммунальных услуг;
    • бесплатно ездят в транспорте;
    • освобождаются от траспортного и имущественного налогов;
    • время нахождения в статусе по уходу за инвалидом зачисляется в трудовой и страховой стаж;
    • работодатели не имеют права привлекать данную категорию граждан к работе на выходных и сверхурочно.
    • минимальный возраст – 16 лет;
    • трудоспособность, то есть отсутствие физических ограничений к выполнению обязанностей опекуна физического лица;
    • отсутствие дохода. Если человек трудоустроен, он может быть опекуном, но не будет получать материальную помощь от государства;
    • проживание в одном городе или селе с подопечным.

    Пособия по уходу за инвалидом в 2021 году — кто может получить, сколько и как?

    Для оформления и последующего получения физическим лицом пособия по причине ухода за инвалидом необходимо предоставить следующие документы:

    • заявление потенциального опекуна и особы, которой необходима сторонняя поддержка;
    • паспорт помощника;
    • трудовая книга опекуна;
    • справка об отсутствии пенсионных выплат из ПФР;
    • подтверждение факта, что потенциальный опекун не зарегистрирован в центре занятости как ищущий работу;
    • заключение МСЭК о необходимости стороннего ухода;
    • врачебное освидетельствование.

    До совершеннолетия ребенка все выплаты от государства направляются в пользу его родителей. В их состав входит:

    — социальная пенсия ребенку-инвалиду;

    — ЕДВ;

    — родительское пособие по уходу за ребенком.

    Пенсия по инвалидности подлежит ежегодной индексации. В последний раз она была проведена в апреле 2020 года, после чего размер социальных пенсионных выплат для детей-инвалидов составил 12577,42 рубля. При проживании в регионах с суровыми климатическими условиями данная сумма дополнительно корректируется с учетом районного коэффициента.

    Родителю, которому состояние здоровья ребенка не позволяет выйти на работу, от государства положено пособие. Его размер зависит от характера родственных связей. Кровным родителям и опекунам ежемесячно положено 5500 рублей. Если за несовершеннолетним ухаживает иное лицо, независимо от того, родственник это или нет, ему причитается только 1200 рублей в месяц.При усыновлении ребенка с проблемами со здоровьем также положены повышенные выплаты. Вместо стандартных 16759,09 рубля такие усыновители могут рассчитывать на 128053,08 рубля.

    Семьи с детьми-инвалидами, стесненные в жилищных условиях, могут рассчитывать на получение помощи от государства.

    Меры государственной поддержки будут зависеть от даты постановки несовершеннолетнего инвалида на учет. Если это произошло до 2005 года, помощь с жильем ему полагается в соответствии со ст. 17 федерального закона № 181. Здесь возможно как обеспечение квартирой в рамках договора соц. найма, так и передача недвижимости в собственность. Все зависит от тяжести заболевания и политики местных органов власти.

    Получить жилье от государства вправе не любая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, а только те, кто действительно в этом нуждается:

    — не имеющие собственной жилплощади;

    — владеющие жильем, не отвечающим санитарным требованиям к проживанию;

    — проживающие в стесненных условиях (менее учетной нормы площади жилого помещения на одного человека, установленной в Санкт-Петербурге);

    — имеющие в собственности только комнату в коммунальной квартире или общежитии.

    Если семья отвечает одному из вышеуказанных требований, ей необходимо встать в очередь на получение жилплощади. Сделать это можно в местном муниципалитете (жилищный отдел). Требования по документам стоит уточнить на месте, так как они существенно различаются в отдельных регионах.

    Дети из детских домов, стоящие на учете по инвалидности, получают собственное жилье при достижении совершеннолетия во внеочередном порядке.

    Детям, вставшим на учет по инвалидности после 2005 года, помощь с жильем предоставляется уже в рамках федерального законодательства, а именно – ст. 57 ЖК РФ. Жилищный кодекс предусматривает обеспечение инвалидов жильем только по договору соц. найма. Квартиры предоставляются в порядке очередности, и часто ожидание растягивается на долгие годы.

    Также существует категория лиц, которым жилплощадь положена вне очереди:

    — проживающие в домах, официально признанных аварийными;

    — страдающие от тяжелых форм заболеваний.

    Во вторую категорию входят дети с психическими отклонениями, ДЦП, туберкулезом и другими серьезными проблемами со здоровьем. Список заболеваний, дающих право на внеочередное обеспечение жильем, представлен в приказе Министерства здравоохранения РФ № 987Н от 29.11.2012

    Пока ребенок с инвалидностью не достиг совершеннолетия, его родители (опекуны) наделяются широким кругом трудовых льгот.

    — Право на сокращенный рабочий день (ст. 93 ТК РФ)

    Им могут воспользоваться оба родителя, предоставив по месту работы справку МСЭ. Новый рабочий график должен составляться исходя из потребностей работника. Работодатель не вправе отказать ему в реализации положенных по закону прав. Если это все же произошло, можно обратиться за помощью в трудовую инспекцию. Оплата труда за неполный рабочий день осуществляется исходя из фактически отработанного времени. Но на продолжительности отпуска и иных трудовых правах новый график сказываться не должен.

    — Право на 4 дополнительных выходных дня в месяц (ст. 262 ТК РФ)

    Дополнительные выходные должны предоставляться по заявлению работника с сохранением заработной платы. Форма заявления утверждена приказом Минтруда № 1055н от 19.12.14. В полных семьях 4 выходных предоставляется сразу на двух родителей, поэтому к заявлению обязательно должна прикладываться справка с работы второго родителя о том, что он не израсходовал положенные по закону дни. Если в течение месяца все дни не были использованы, они не переходят на будущие периоды. Кроме того, их нельзя прибавить к ежегодному оплачиваемому отпуску. Родителям, воспитывающим сразу нескольких несовершеннолетних инвалидов, также положено только 4 дополнительных выходных дня.

    — Право на дополнительные 14 дней отпуска (ст. 263 ТК РФ)

    Родитель (опекун) может воспользоваться им только в том случае, если подобный пункт прописан в коллективном договоре организации. Дополнительный отпуск предоставляется по запросу работника и за его счет. Переносить неиспользованные дни на следующий год запрещено. Кроме того, ежегодный оплачиваемый отпуск один из родителей ребенка-инвалида может брать в удобное для себя время, независимо от графика отпусков (ст. 262.1 ТК РФ).

    — Право отказаться от командировок, ночных смен и сверхурочной работы (ст. 259 ТК РФ)

    Родителей детей с ограниченными возможностями к подобным работам можно привлекать только после ознакомления с правами, данными им по Трудовому кодексу (под подпись), и оформления их письменного согласия.

    — Право на увеличение страхового стажа на период ухода за несовершеннолетним инвалидом (ст. 12 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»)

    Данным правом может воспользоваться только один из родителей (опекунов). Причем для этого необходимо написать соответствующее заявление в ПФР, так как зачет в стаж периода ухода за больным ребенком осуществляется только по инициативе заявителя.

    — Право выйти на пенсию раньше срока (ст. 32 закона № 400-ФЗ)

    Одному из родителей пенсия может быть назначена на 5 лет раньше, но только при соблюдении определенных условий: должны быть выполнены требования по страховому стажу (20 лет отцам и 15 лет матерям), индивидуальный пенсионный коэффициент должен иметь значение не менее 30 баллов, а ребенка-инвалида данный родитель должен воспитывать минимум до 8 лет.

    Требования к опекунам аналогичны, но сокращение возраста выхода на пенсию в случае с ними происходит несколько иным способом. Им убирают по 1 году за каждые 1,5 года опеки над больным ребенком, но не более 5 лет в общей сложности.

    Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, могут рассчитывать на ослабление налоговой нагрузки. Налоговые льготы родителям, прежде всего, касаются уплаты НДФЛ.

    Им положен вычет в повышенном размере:

    — 12000 рублей – при воспитании ребенка с инвалидностью биологическими родителями или усыновителями;

    — 6000 рублей – для опекунов и попечителей.

    Кроме того, таким родителям полагается и стандартный налоговый вычет за ребенка в размере 1400 рублей. Необходимость суммирования вычетов по двум основаниям подтверждается письмом Минфина РФ № 03-04-06/15803 от 20.03.2017 г.

    В полной семье родитель с меньшей заработной платой может отказаться от своего права на вычет по НДФЛ. Тогда родитель с более высоким доходом сможет применять вычет в двойном размере.Право на льготы по подоходному налогу необходимо подтвердить в налоговой инспекции, предоставив туда свидетельство о рождении ребенка и подтверждающие инвалидность медицинские справки. Для начала применения налогового вычета также нужно написать заявление по месту работы. Пишется оно в свободной форме с приложением копий тех же документов, которые подавались в ИФНС.

    Льготы по транспортному налогу

    В ряде субъектов РФ семьи с детьми-инвалидами могут рассчитывать на освобождение от уплаты налога на транспорт. Этот налог идет в местные бюджеты, поэтому и установление по нему льгот находится в компетенции региональных властей. Возможность не платить налог за автомобиль получили семьи Москвы, Санкт-Петербурга, Свердловской и Волгоградской областей, а также ряда других регионов. Ознакомиться с действующими в субъекте налоговыми льготами можно в любом местном отделении налоговой службы.

    Выплаты и льготы ребенку-инвалиду и его семье

    Дети-инвалиды имеют право на зачисление в ВУЗ вне конкурса. Если абитуриенту уже исполнилось 18 лет, данное право сохраняется только при назначении 1 или 2 группы инвалидности. Инвалиды 3 группы поступают в ВУЗ на общих условиях. Зачисление вне конкурса не подразумевает освобождения от экзаменов. Результаты ЕГЭ абитуриентов-инвалидов также должны соответствовать проходному баллу по заявленной специальности. Но если количество бюджетных мест ограничено, инвалиду будет отдан приоритет.

    Возможностью поступить в ВУЗ вне конкурса можно воспользоваться только раз в жизни, поэтому к выбору учебного заведения стоит отнестись максимально ответственно.

    Вид транспорта Получатели льгот Виды льгот
    Общественный транспорт городского и пригородного назначения (трамвай, автобус, троллейбус, метро, пригородный жд-транспорт) Дети-инвалиды, а также один сопровождающий (папа или мама, опекун, попечитель, социальный работник, ухаживающий за ребенком с ОВЗ)

    Бесплатный проезд на неограниченное число поездок.

    Исключение: такси, это частный вид транспорта, поэтому льгота не действует.

    Поезд (междугороднее сообщение и поезда дальнего следования) Дети-инвалиды, а также один сопровождающий

    1 раз в год — бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в вагонах любых категорий, кроме двухместных купе и вагонов с повышенным комфортом.

    Ребенок также в праве воспользоваться льготами, которые ОАО «РЖД» предоставляет всем семьям, независимо от статуса инвалидности:

    — бесплатный проезд для детей до 5 лет, не занимающих отдельного места;

    — скидка 50% для школьников старше 10 лет с 1 сентября по 31 мая при предъявлении справки из школы.

    Автобус (пригородное и междугороднее сообщение) Дети-инвалиды, а также один сопровождающий 1 раз в год — бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны.
    Самолет Дети-инвалиды, а также один сопровождающий

    1 раз в год — бесплатный проезд к месту оздоровления или лечения и обратно внутри страны в эконом-классе при следующих условиях:

    — отсутствие железнодорожного сообщения в нужном направлении;

    — меньшая стоимость авиабилета в сравнении с билетом на поезд;

    — наличие у ребенка-инвалида заболевания или травмы спинного мозга.

    При перевозке самолетом дети-инвалиды будут пользоваться рядом нематериальных привелегий: обслуживание вне очереди, право первым занять место в салоне, предоставление коляски авиакомпанией.

    Некоторые авиакомпании, участвующие в государственной программе, предлагают билеты по субсидированным тарифам для людей с ОВЗ по ряду маршрутов.

    Дети-инвалиды являются получателями набора социальных услуг, в который, помимо ранее упомянутого проезда до места лечения, входит обеспечение бесплатными лекарствами и путевками в санаторно-курортные учреждения (закон № 178-ФЗ от 17.07.1999).

    По рецепту врача ребенок-инвалид может бесплатно получать:

    лекарственные препараты (их перечень ежегодно обновляется и публикуется на сайте Минздравсоцразвития РФ);

    — технические средства реабилитации (костыли, трости, опоры и пр.);

    — кало- и мочеприемники;

    — перевязочные материалы;

    — глюкометры, тест-полоски и шприцы для больных диабетом;

    — лечебное питание.

    Чтобы получить льготный рецепт в поликлинике, необходимо предварительно подтвердить свое право в отделении ПФР. После предоставления туда свидетельства о рождении, СНИЛС и медицинского заключения МСЭ вам будет выдана справка, с которой уже можно направляться к врачу за рецептом на бесплатные препараты.

    Льготные лекарства выдают далеко не во всех аптеках, а только в тех, которые заключили договор с государственными органами. С их перечнем и адресами вас обязаны ознакомить в поликлинике.

    Воспользоваться рецептом может любое лицо, то есть брать с собой ребенка в аптеку нет необходимости. При отсутствии нужного лекарства вам обязаны предоставить его аналог либо заказать требуемый препарат в течение 10 дней. Бесплатные медикаменты выдаются без ограничений по количеству и стоимости, в соответствии с установленной доктором дозировкой.

    Для возмещения расходов на оплату дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами страхователь представляет в территориальный ФСС:

    • заявление по форме Фонда соцстраха;
    • удостоверенную работодателем копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами.

    Принятие решения

    ФСС проверяет указанные документы на полноту и достоверность аналогично оплате случаев временной нетрудоспособности и материнства.

    Срок принятия Фондом решения – 10 рабочих дней со дня получения документов.

    ФСС дано 2 рабочих дня со дня принятия такого решения на перечисление средств на расчетный счет страхователя.

    Как получить пособие по уходу за инвалидом в 2021 году

    Российское законодательство предусматривает сразу два вида пособия по уходу за недееспособными гражданами. Условия назначения выплаты зависят от категории лица с ограниченными возможностями.

    На кого дают пособия:

    Несовершеннолетние Совершеннолетние
    1. Соцпособие ухаживающим за ребенком-инвалидом до 18 лет.
    2. Выплата ухаживающим за инвалидом I группы с детства.
    1. Инвалиды I группы, кроме инвалидов с детства.
    2. Граждане 80 лет и старше.
    3. Иные престарелые граждане, которые нуждаются в постоянной опеке по заключению медицинского учреждения.

    А вот государственное пособие по уходу при инвалидности 3 группы или 2 группы не предусмотрено российским законодательством. Считается, что II и III группы инвалидности — это ограничения дееспособности, позволяющие человеку самостоятельно себя обслуживать и обеспечивать. Следовательно, выплат по опеке за лицами с такими ограничениями не предусмотрено. Обратите внимание, что уход за престарелыми инвалидами 1 группы в возрасте от 80 лет и старше оплачивается на общих основаниях, никаких дополнительных преференций не предусмотрено.

    Но есть исключения. Например, госорганы вправе установить доплаты для отдельной категории населения, которые ухаживают за инвалидами II и III групп. Например, если получено специальное заключение от лечащего врача о необходимости постоянного присмотра за больным. На региональном уровне иногда устанавливают особые условия для таких нуждающихся категорий населения.

    Люди часто задаются вопросом: если я ухаживаю за инвалидом 1 группы, какую социальную помощь могу получить — компенсационные доплаты положены не всем. Государство устанавливает отдельные требования к опекунам. Это лица, которые непосредственно ухаживают за недееспособными гражданами.

    ВАЖНО! Факт наличия родства не имеет никакого значения для назначения выплат. Пособие вправе получить как родственники, так и лица, не состоящие в родстве, но фактически ухаживающие за недееспособным человеком.

    Требования к опекунам установлены Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ). В нем указано, кто может оформить уход за инвалидом 1 группы в 2021 году (и за другими категориями недееспособных лиц), — граждане, одновременно отвечающие следующим условиям:

    • полностью трудоспособные;
    • достигшие возраста 16 лет;
    • безработные: официально не трудоустроены, не зарегистрированы в качестве ИП или самозанятого и не получают пособие по безработице;
    • нет дохода (зарплата, пенсии, пособия, иное денежное довольствие от государства, организаций);
    • проживают в одном населенном пункте, а вот проживать совместно (на одной жилплощади) не обязательно.

    В законе указано, может ли пенсионер оформить пособие по уходу за инвалидом, — нет, человек, получающий пенсионные выплаты от государства, не вправе претендовать на роль опекуна. Пособие положено только трудоспособным неработающим гражданам. Например, если россиянин встал на учет в качестве безработного и ему назначены выплаты, то компенсационное пособие по уходу отменят. Центр занятости населения подаст сведения о новом безработном в ПФР, где на основании полученной информации отменят соцпособие.

    Перечень, какие документы нужны для ухода за инвалидом детства или для оформления пособия по уходу за ребенком с инвалидностью, установлен регламентом. Теперь их требуется значительно меньше:

    • заявление с указанием даты начала присмотра и вашего места жительства;
    • заявление лица о согласии на осуществление за ним ухода. Заявление подписывается законным представителем ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или лично инвалидом с детства I группы. Ребенок-инвалид, достигший возраста 14 лет, вправе подать заявление от своего имени. Если лицо, нуждающееся в опеке, признано недееспособным, заявление подается от имени его законного представителя, за исключением родителей (усыновителей) и опекунов (попечителей), ухаживающих за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, от которых это заявление не требуется;
    • документ, удостоверяющий личность;
    • документы, подтверждающие, что вы являетесь родителем (усыновителем) или опекуном (попечителем) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или инвалида с детства I группы;
    • справка образовательного учреждения, подтверждающая факт вашего обучения по очной форме;
    • документы, подтверждающие полномочия представителя гражданина, за которым осуществляется забота (при подаче заявления через представителя).

    Перечень документов для пособия по уходу за инвалидом I гр., престарелыми гражданами старше 80 лет или по медпоказаниям:

    • заявление с указанием даты начала опеки и вашего места жительства;
    • заявление гражданина, который нуждается в заботе, о его согласии на то, что вы будете ухаживать за ним;
    • заключение лечебного учреждения о нуждаемости престарелого гражданина в постоянном постороннем присмотре;
    • документ, удостоверяющий вашу личность;
    • документ, удостоверяющий личность нетрудоспособного гражданина;
    • справка образовательной организации, подтверждающая факт вашего обучения по очной форме.

    ВАЖНО! Пенсионный фонд получит все необходимые сведения, включая данные о группе инвалидности или потребности в постоянном уходе, самостоятельно через систему межведомственного взаимодействия.

    Подробные разъяснения, как оформить выплату 1200 руб. по уходу за инвалидом 1 группы, смотрите на сайте Пенсионного фонда.

    Установленный на 2021 год размер пособия по уходу за инвалидом зависит от категории недееспособного и его опекуна:

    Величина ежемесячной выплаты по заботе за ребенком-инвалидом до 18 лет и инвалидом с детства I группы Величина компенсационной выплаты по опеке за инвалидом I гр., пожилым 80+ или по медицинским показаниям

    Родитель, усыновитель, опекун, попечитель, приемный родитель — 10 000 рублей в месяц.

    Иной гражданин — 1200 рублей в месяц.

    Независимо от категории получателя (опекуна) — 1200 рублей в месяц.

    ВАЖНО! Региональные власти вправе установить дополнительные доплаты и надбавки по уходу за инвалидами. Уточните, какие выплаты предусмотрены в вашем субъекте РФ. Информация доступна в МФЦ или ПФР и на официальных сайтах по вашему субъекту.

    Как получить помощь для семей с детьми-инвалидами

    Заявление на выплату по уходу за недееспособным лицом

    Скачать согласие лица или его законного представителя

    Скачать заявление на выплату по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства 1 группы

    Скачать согласие ребенка (с 14 лет) или его законного представителя

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *