Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы ветеранам Чернобыльцам в 2022 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
- Ежемесячная денежная выплата — это материальная помощь, предоставляемая государством отдельным категориям граждан для обеспечения социальной поддержки.
- Часть суммы ЕДВ может быть направлена на предоставление получателю набора социальных услуг с законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социально помощи».
Законодательно определен перечень федеральных льготников, кому положена ЕДВ:
- участники и инвалиды ВОВ;
- ветераны боевых действий;
- инвалиды всех групп, включая детей-инвалидов;
- бывшие несовершеннолетние узники фашизма;
- лица, перенесшие воздействие радиации во время аварий и ядерных испытаний;
- получившие звания Героя Советского Союза, Героя РФ либо кавалера ордена Славы трех степеней (в том числе и члены их семей);
- получившие звания Героя Социалистического Труда, Героя Труда РФ, либо награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней и др.
Повышение ЕДВ в 2022 году инвалидам, ветеранам и другим льготникам
Ветеранам боевых действий назначается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ). Такое право ВБД предоставлено согласно ст. 23.1 закона № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах». Ежегодно сумма ЕДВ увеличилась с 1 февраля в зависимости от роста цен в прошедшем году (т.е. индексация на уровень инфляции).
- По предварительным расчетам Росстата инфляция за 2021 год составит 5,8%, поэтому с 1 февраля 2022 года ЕДВ ветеранам боевых действий повысят тоже на 5,8%.
- При этом суммы ЕДВ в 2022 году будут отличаться в зависимости от выбранного ветераном способа предоставления набора социальных услуг НСУ (см. таблицу повышения ЕДВ для ВБД).
Согласно материалам законопроекта о бюджете ПФР на 2022 г. и плановый период 2023-2024 гг., размеры ЕДВ федеральным льготникам планируют проиндексировать:
Кому положено звание «Ветеран боевых действий»?
Закон №5-ФЗ, изданный в январе 1995 года, устанавливает перечень лиц, которые наделены правом стать обладателем звания «Ветеран военных операций»:
- Граждане, находившиеся на государственной должности в момент прохождения службы в Афганистане в 1980-х годах. При этом они должны полностью отработать установленный период или досрочно откомандироваться на основании какой-либо важной причины.
- Граждане, осуществлявшие обслуживание армейских частей РФ или Союза, которые расположены в пределах иностранной державы. Эта категория людей должна быть ранена, изувечена либо контужена при выполнении воинских обязанностей. Также к данной группе могут относиться люди, которые представлены к награде (медали, ордена РФ, СССР за участие в военных операциях).
- Лица, состоящие в лётном составе вооружённых сил, совершавших полёты по маршруту из СССР в Афганистан и в обратном направлении во время проведения боевых операций.
- Служащие армейских автотранспортных батальонов, осуществлявших перевозку грузов по афганской территории во время проведения боевых мероприятий.
- Военнослужащие начальственного и рядового корпуса МВД, лица в отставке и в запасе, принимающие участие в исполнении заданий Правительства по нахождению и ликвидации мин (траление и их уничтожение через подрывание) территорий Союза и соседних стран в 1945-1951 годах.
- Лица, состоящие на военной службе либо находящиеся в запасе, служащие МВД, которые приняли участие в военных действиях в составе боевых подразделений СССР или России.
Статус ветерана военных операций подтверждается специальным удостоверением.
Где оформить документ и куда обращаться за его получением?
Оно выдаётся Министерствами Обороны или МВД на основании заявления гражданина (посмотреть и скачать можно здесь: [Заявление о выдаче удостоверения ветерана боевых действий]) и предоставленного им пакета правоустанавливающей документации. Выбор нужной госструктуры зависит от рода войск, в которых проходил службу ветеран.
К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:
- Афганистан.
- Таджикистан.
- Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
- Сирия.
ЕДВ является денежным пособием от государства, которая устанавливается отдельным категориям льготников. В их число включены и ветераны военных действий.
- ЕДВ не назначается автоматически. Для этого нужно собрать требуемый пакет документов и подать его в госорган.
- Сумма ЕДВ будет зависеть от того, использует ли льготник все входящие в ЕДВ услуги в натуральной форме, либо оформил отказ от них и получает денежную доплату.
- ЕДВ увеличивается каждый год исходя из зафиксированного размера инфляции в прошедшем году.
- Данная выплата может быть назначена только со дня обращения с соответствующим заявлением. Но не раньше, чем у льготника возникло право на эту доплату.
Внимание! Если у гражданина имеется несколько возможностей получать ЕДВ (например, он является ветераном БД и у него имеется инвалидность), то он должен сам выбрать, по какой льготе получать выплату. Закон запрещает суммировать одинаковые выплаты.
Размер ежемесячной выплаты зависит от категории, к которой относится федеральный льготник. Кроме того, сумма определяется с учетом решения конкретного получателя выплаты относительно формы получения набора соцуслуг, финансирование которого происходит за счет ЕДВ.
- Если льготник отказывается от соцпакета, тогда выплачивается полный размер ЕДВ, установленный для конкретной категории получателей.
- Если НСУ частично или полностью предоставляется в натуральной форме, тогда денежный эквивалент оказываемых услуг удерживается из полной суммы ЕДВ.
Размеры ЕДВ, которые будут выплачиваться в 2022 году при условии отказа от НСУ, представлены в таблице. При этом суммы после 1 февраля 2022 указаны с учетом плановой индексации — предварительно на 5,8%.
Борьба с нелегальной занятостью пенсионеров – Законопроект № 1262117-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, отменяющий норму об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что по данным Росстата по состоянию на 1 января 2016 года в России насчитывалось 15 259 000 работающих пенсионеров. Однако в докладе Счётной палаты РФ об исполнении бюджета приводится информация о резком сокращении числа работающих пенсионеров за I квартал 2016 года с 15 млн. человек до 9,6 млн. человек.
Первый законопроект Думы нового созыва об индексации пенсий работающим пенсионерам – Законопроект № 1451-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, который отменяет нормы, препятствующие индексации пенсий работающим пенсионерам. В Пояснительной записке указывается, что отмена индексации крайне негативно сказалась на финансовом положении пенсионеров и привело к существенному снижению покупательной способности граждан.
Порядок предоставления гос.пенсии народам Севера – Законопроект № 6599-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому социальная пенсия по старости гражданам может устанавливаться на основании сведений, содержащихся в списке лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Российской Федерации. Гражданин, сведения о котором не содержатся в указанном списке, при обращении за установлением пенсии вправе представить документы, подтверждающие его принадлежность к малочисленным народам Севера. В Пояснительной записке указывается, что проектируемые нормы позволят создать более удобные условия реализации гражданами из числа малочисленных народов Севера права на назначении социальной пенсии по старости, учитывая, что правоустанавливающие сведения, необходимые для назначения такой пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, будет получать посредством межведомственного информационного взаимодействия от Федерального агентства по делам национальностей.
Обзор налоговых новостей за октябрь 2021
Расширение компенсации чернобыльцам за коммуналку – Законопроект № 1262119-7 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50 процентов будет предоставляться гражданам пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС в отношении как приватизированного, так и приобретенного по иным основания жилья. В Пояснительной записке указывается, что законопроектом предлагается устранить неравный подход в предоставлении мер социальной поддержки для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, установив право указанных граждан на получение соответствующих мер социальной поддержки независимо от основания возникновения права собственности на жилое помещение, в котором они проживают.
За неверный расчет коммуналки привлекут к административной ответственности – Законопроект № 5795-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому нарушение ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами установленного порядка расчета платы за коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей. В Пояснительной записке указывается, что отсутствие в КоАП РФ специальной нормы, предусматривающей возможность привлечения к административной ответственности ресурсоснабжающих организаций и региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги аналогично норме об административной ответственности управляющих организаций за аналогичные нарушения, не способствует соблюдению единых принципов установления юридической ответственности, юридического равенства и справедливости.
Комментарий к налоговым спорам за сентябрь 2021
Прокуроры и следователи станут ветеранами боевых действий – Законопроект № 3060-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому устанавливается статус ветерана боевых действий прокурорам и следователям, выполнявшим свои служебные обязанности в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона. Это позволит им предоставить право на меры социальной поддержки. В Пояснительной записке указывается, что законопроект направлен на исполнение поручений Президента РФ.
Дети ветеранов боевых действий получат право на бесплатное обучение в Вузах – Законопроект № 5463-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджета получают дети ветеранов боевых действий, погибших в ходе боевых действий или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими в ходе боевых действий. В Пояснительной записке указывается, что данное предложение обусловлено тем, что после потери своих кормильцев данная категория граждан является слабозащищенной в социальной сфере и нуждается в дополнительной защите государства.
Дайджест налоговых новостей за октябрь 2021
Расширение оснований для получения материнского капитала – Законопроект № 5790-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому в отдельных регионах (перечень установит Правительство РФ) право на получение материнского капитала предоставят женщинам, родившим третьего ребенка после 1 января 2022 года, либо четвертого ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2022 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки. Данная мера распространяется также на мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка, четвертого ребенка или последующих детей. Размер маткапитала при рождении третьего ребенка предлагается установить в том же размере, в котором МСК установлен при рождении первого ребенка (с 1 января 2022 года — 503 237,10 руб.).
Бесплатное горячее питание для учащихся средних классов – Законопроект № 1849-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому закрепляется обязанность образовательных организаций обеспечивать не менее одного раза в день бесплатным горячим питанием обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования. В Пояснительной записке указывается, что принятие законопроекта позволит обеспечить сбалансированное питание учеников средних классов, включающее горячее питание, с учетом утвержденных норм по формированию рациона питания и его соответствия положениям санитарно-эпидемиологических требований.
Налоговые споры за 2020
Как пятьдесят тысяч ликвидаторов аварии в Чернобыле остались без льгот
Выплаты ухаживающим за инвалидами – Законопроект № 1488-8, 1509-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому проживающие на территории Российской Федерации неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом, инвалидом с детства I группы или инвалидом I группы, имеют право на получение ежемесячной выплаты. Размер выплаты составит 13 000 рублей. В Пояснительной записке указывается, что Уход за инвалидами, особенно за детьми-инвалидами, инвалидами с детства I группы и инвалидами I группы — это физически и психологически очень сложная работа. Такой уход осуществляется, как правило, оставившими свою работу членами семьи в объеме, эквивалентном средней продолжительности рабочего дня.
Законодательное понятие меда – Законопроект № 8788-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому мед — природный пищевой продукт – результат жизнедеятельности пчел, вырабатываемый из нектара растений, выделений живых частей растений, или выделений насекомых, паразитирующих на живых частях растений, которые пчелы собирают, преобразуют, смешивая с производимыми ими особыми веществами, складывают в ячейки сотов, обезвоживают, накапливают и оставляют в сотах для созревания. Также проект содержит понятия фальсифицированный мед — мед, в котором присутствуют ингредиенты, несвойственные его природному составу. В Пояснительной записке указывается, что отсутствие сформулированных критериев идентификации меда используется для его фальсификации.
Программы развития поставщиков – Законопроект № 9703-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому крупнейшие Заказчики вправе утверждать программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) и обеспечивать реализацию указанных программ. Программы партнерства могут предусматривать мероприятия, направленные на оказание крупнейшими заказчиками финансовой, правой, методической, информационной и иной поддержки субъектам МСП в целях стимулирования их развития в качестве потенциальных поставщиков (исполнителей, подрядчиков). В Пояснительной записке указывается, что практика показывает отсутствие у субъектов МСП профессиональных и финансовых возможностей обеспечить исполнение договоров, заключенных по результатам закупки, а также несоответствие субъектов МСП требованиям, предъявляемым заказчиками к участникам закупки, влекущие неспособность субъектов МСП обеспечить исполнение договоров, заключенных с крупнейшими заказчиками.
Террористы и экстремисты не смогут работать в авиации – Законопроект № 9760-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому на должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица:
• имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления
• включенные в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
Изменение правил получения охотничьего билета – Законопроект № 10309-8 (подробнее)
В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, которым предлагается за гражданами, впервые претендующими на получение охотничьего билета, законодательно закрепить обязанности по прохождению обучения требованиям охотминимума и проверки на знание требований охотминимума, включающих в себя требования правил охоты, требования техники безопасности при осуществлении охоты и основы биологии диких животных, а также предоставить выписку о результатах медицинского освидетельствования, содержащую сведения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием. В Пояснительной записке указывается, что в настоящее время законодательством Российской Федерации об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов определено, что граждане, получающие охотничий билет, обязаны под роспись ознакомиться с требованиями охотминимума. Такая процедура не гарантирует приобретение гражданином минимального необходимого ему для осуществления охоты набора знаний и навыков.
Практика Конституционного Суда по налогам за 2020
-
Размер пособия по безработице в 2022 году
36 0
-
Транспортный налог по опытному образцу автомобиля
25 0
-
Автоматическое выявление малоимущих для предоставления мер поддержки
29 0
-
Учет расходов при аннулировании чека самозанятого
103 0
Настоящий Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
Размеры выплат, установленные настоящим Законом, подлежат индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ)
Настоящий Закон в части, определяющей условия проживания населения на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывается на следующих положениях:
1. Основным показателем для принятия решения о необходимости проведения защитных мероприятий, а также возмещения вреда является уровень дозы облучения населения, вызванного радиоактивностью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
2. Является допустимым и не требующим каких-либо вмешательств дополнительное превышение (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующее в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, не превышающую 1 мЗв (0.1 бэр).
3. Защитные мероприятия (контрмеры) проводятся при дополнительном превышении (над уровнем естественного и техногенного радиационного фона для данной местности) облучения населения от радиоактивных выпадений в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, образующем в 1991 году и в последующие годы среднегодовую эффективную эквивалентную дозу, превышающую 1 мЗв (0.1 бэр) в год.
Комплекс защитных мероприятий должен быть направлен на постоянное снижение дозовой нагрузки (в том числе за счет уменьшения загрязнения продуктов питания) при одновременном ослаблении ограничений привычного образа жизни. Оптимизация достижения этих целей осуществляется с учетом условий непревышения средней эффективной эквивалентной дозы облучения населения 5 мЗв (0,5 бэр) в 1991 году и максимально возможного, оправданного экономическими и социальными факторами снижения этой дозы до 1 мЗв (0,1 бэр) в год. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
4. Необходимо завершение обязательного отселения граждан из населенных пунктов, указанных в Единой государственной программе по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1993 — 1995 годы и на период до 2000 года.
5. Гражданин, проживающий на загрязненной радионуклидами территории за пределами зоны отчуждения и зоны отселения, из которых население подлежит обязательному отселению в соответствии со статьей 9 настоящего Закона, имеет право на основании предоставляемой ему объективной информации о радиационной обстановке, дозах облучения и возможных их последствиях для здоровья самостоятельно принимать решение о дальнейшем проживании на данной территории или переселении на другое место жительства. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Действие настоящего Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
из которых в 1986 году и в последующие годы проведена эвакуация и отселение граждан; (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
на которых начиная с 1991 года среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр);
на которых начиная с 1991 года плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 превышает 1 Ки/кв. км.
Указанные территории подразделяются на следующие зоны:
зона отчуждения;
зона отселения;
зона проживания с правом на отселение;
зона проживания с льготным социально — экономическим статусом.
Границы этих зон и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Плотность радиоактивного загрязнения почв территорий населенных пунктов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС определяется в соответствии с актами, принятыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в области мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 28.12.2016 N 509-ФЗ)
Зона отчуждения (именовавшаяся в 1986 — 1987 годах 30-километровой зоной, а с 1988 года до 15 мая 1991 года — зоной отселения) — территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также часть территории Российской Федерации, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 и в 1987 годах население было эвакуировано. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
В зоне отчуждения на территории Российской Федерации запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 24.11.95 N 179-ФЗ)
Зона отселения — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239, 240 — свыше 0.1 Ки/кв. км.
На территориях зоны отселения, где плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения от радиоактивных выпадений может превысить 5.0 мЗв (0.5 бэр), население подлежит обязательному отселению, переселению людей на указанные территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие решение о выезде на другое место жительства, также имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
В зоне отселения обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровней облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания жителей в зоне отселения, порядок хозяйственного использования ее территории устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Зона проживания с правом на отселение — часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Граждане, проживающие в населенных пунктах этой зоны, в которых среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения превышает 1 мЗв (0.1 бэр), и принявшие решение о выезде на другое место жительства, имеют право на возмещение вреда и меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 31.12.2005))
С учетом ландшафтных и геохимических особенностей почв территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие чернобыльской катастрофы, в том числе наличия территорий с почвами, способствующими высокой миграции радионуклидов в растения, законодательством Российской Федерации к указанной зоне могут быть отнесены отдельные территории с более низкими уровнями радиоактивного загрязнения.
Дополнительные критерии по определению границ зоны проживания с правом на отселение в зависимости от степени радиоактивной загрязненности ее территории другими (кроме цезия-137) долгоживущими радионуклидами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В зоне проживания с правом на отселение обеспечивается обязательный медицинский контроль за состоянием здоровья населения и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через средства массовой информации.
Режим проживания населения в указанной зоне, порядок добровольного отселения из нее жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Соответствующую категорию и полагающиеся льготы предоставляют россиянам или же иностранным гражданам, а также лицам без гражданства, только в том случае, если они постоянно проживают в России. Без российского гражданства или при временном проживании на территории страны, необходимо иметь вид на жительство, чтобы получать социальные привилегии в рамках статуса и финансовые выплаты.
Какие льготы есть у ветеранов боевых действий
Выдачей удостоверения занимается особая комиссия Министерства обороны России. Для его получения надо обратиться в центральную комиссию ведомства, если вы являетесь военнослужащим Вооружённых сил РФ.
Как правило, претендующим на статус необходимо выяснить местонахождение комиссии военного округа или военный комиссариат по месту постановки на воинский учет или жительства. В них и надо обращаться с заявлением.
Немного иначе дела обстоят для проживающих в Мурманской и Архангельской областях, а также в Республике Коми. Им заявление и все положенные бумаги надо нести в комиссию Северного флота.
Претендующим на получение статуса ВБД необходимо предоставить:
- оригинал и копию паспорта;
- удостоверение военнослужащего;
- два матовых снимка формата 3×4 (при этом военнослужащим нужно фото в форме).
Вместе с этим надо приложить бумаги, свидетельствующие об участии в бою, например, командировочные удостоверения или же выписки из приказов об участии в боевых действиях.
Для некоторых отдельных случаев необходим дополнительный комплект документов.
Так, например, участникам вооружённого конфликта в Чеченской Республике понадобятся выписки из приказов начальников или командиров, документальное подтверждение данных о полученных в регионе во время боёв травмах или же контузиях.
Также надо показать все имеющиеся бумаги по наградам, если такие были, к примеру, копию наградного листа.
По официальным правилам документы могут изучаться в течение 30 дней, с возможность продления этого срока на такое же количество дней. В реальности же это может занять больше времени по разным причинам, чаще же всего это связано с тем, что для регистрации надо искать документы в архивах.
Удостоверение человек получает под расписку. Оно содержит идентификационный номер, ФИО получающего, его фото, а также печать Минобороны России.
В отдельной строке прописана категория, к которой относится ветеран. Она представлена в формате цифр от 1 до 3. К номеру «1» относятся люди согласно пунктам с 1 по 4 статьи Федерального закона, под «2» идут лица из пункта 5 закона, а к «3» относятся отработавшие в Афганистане или на сирийской территории, согласно пунктам 6 и 7.
Полученный ветераном документ регистрируется в книге учёта, которая соответствующим образом пронумерована и оформлена, а также скреплена печатью. Помимо этого в ней обязана быть подпись ответственного за выдачу удостоверения.
Дубликат повреждённого или потерянного документа выдаётся лишь по новому заявлению с предоставлением необходимого пакета бумаг. Если удостоверение было, например, порвано, то его утилизируют.
Инвалиды-чернобыльцы вправе получать две пенсии
Льготы также положены супруге или супругу, а также детям и родителям. При этом муж или жена получат льготы, если не вступили в новый брак с кем-либо, а другие члены семьи (исключая родителей), если они имеют статус нетрудоспособных граждан и были на иждивении обладателя статуса ВБД.
К ним относятся:
- ежемесячная денежная выплата;
- преимущественное право вступления во всякие кооперативы;
- возмещение всех трат, связанных с похоронами погибшего, за счёт бюджета;
- обеспечение жилой площадью один раз;
- компенсация в 50% на оплату услуг ЖКХ и жилых помещений;
- право на приобретение садовых или огородных земельных участков в первой очереди;
- путевки в санатории по медицинским показаниям;
- прием в первой очереди в организации социального обслуживания;
- другие.
Ликвидаторам последствий аварии на чернобыльской АЭС предоставляют различную социальную поддержку. Например, чернобыльцам выплачивают деньги на ежемесячную оплату ЖКХ и оформляют льготы, при применении которых восстанавливают утраченное здоровье.
На заметку! В 2021 году правительство России планирует ввести новые законы, по которым ликвидаторы ЧАЭС получат повышение размера ежемесячных выплат. Пособия повысят и тем чернобыльцам, кто после аварии стали инвалидом и получил 1,2 или 3 группу.
Вышеприведенные льготы предоставляют и вдовам, при утере кормильца. В этой ситуации оформляют различные выплаты.
Важно! Овдовевшим женам или мужьям дают 50% скидку на оплату ЖКХ. Подобную господдержку распространяют на большинство коммунальных услуг. После смерти мужа-чернобыльца (основного кормильца) вдовам ежемесячно выплачивают 6199,81 руб.
Чернобыльцам оформляют и различные налоговые вычеты. Так, инвалидам ВОВ или иных боевых действий уменьшают размер ежемесячных доходов при подсчете НДФЛ.
Важно! Героям РФ, СССР и инвалидам 1, 2 группы снижают налогооблагаемую базу по всем доходам. В итоге, размер НДФЛ становится меньше.
При получении статуса «чернобылец» и соответствующего удостоверения идут в местное Управление соцзащиты населения. При этом заранее подготавливают необходимую документацию.
Важно! При получении господдержки также обращаются в местный орган соцзащиты — лично или через МФЦ. При оформлении некоторых видов выплат составляют заявление и берут необходимые справки с места работы или учебы.
Льготы и выплаты ветеранам боевых действий в 2021 году
Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1, последний раз измененный законодателем в апреле 2020 года, является основным нормативным актом, регулирующим статус чернобыльца. Он устанавливает социальные гарантии и льготы чернобыльцам.
Основной целью названного акта является социальная поддержка граждан, которые пострадали от неблагоприятных факторов, возникших после чернобыльской катастрофы.
Законодатель устанавливает ряд прав для лиц, пострадавших от радиации после катастрофы на Чернобыльской АЭС. Среди них:
- Право на возмещение вреда здоровью.
- Право на возмещение вреда имуществу.
- Право на возмещение вреда за риск, возникший в результате проживания в местности, которая подверглась заражению радиацией.
- Право на возмещение вреда за риск, возникший из-за работы на территории, подвергшейся радиоактивному заражению.
- Право на социальную поддержку.
Одним из важнейших факторов при принятии решения о необходимости социальной помощи гражданам является уровень радиоактивного излучения в той области, где они постоянно проживают или осуществляют трудовую деятельность.
Доза негативного излучения измеряется специалистами в зивертах. Так, согласно положениям ч. 2 ст. 6 закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1, допустимым признается показатель облучения, который не превышает 1 мЗв (миллизиверт).
Закон установил, что лица, находящиеся в зоне облучения, должны быть отселены от опасных населенных пунктов в рамках Единой государственной программы.
При этом гражданам оставили возможность самостоятельно выбирать место проживания согласно данным о радиационной обстановке и предельных дозах облучения на зараженной в результате катастрофы территории.Вся зона, подвергшаяся негативному радиоактивному воздействию вследствие катастрофы, была разделена на 4 территории, в которые вошли:
- Область отчуждения. Это земли, расположенные вокруг здания АЭС, из которых было эвакуировано население. На данной территории прямо запрещено постоянное проживание населения. Законодатель ограничивает возможности природопользования и хозяйственной деятельности, производимой в данной области.
- Область отселения. Отселение жителей этой зоны на другие участки осуществляется до понижения риска радиационного ущерба. Лица, принявшие решение о выезде с загрязненной радиацией территории, могут рассчитывать на социальную поддержку и возмещение вреда.
-
Зона, где проживают лица, имеющие право на отселение. В данной зоне ведется постоянный медицинский контроль состояния здоровья граждан. Здесь проводятся мероприятия по охране здоровья жителей, а также по снижению риска заболеваемости населения.
Граждане, которые выезжают с территории, где показатель излучения превышает допустимый уровень, имеют право на установленные российским законодательством льготы. - Зона, где проживают граждане, имеющие право на социально-экономические льготы. Эта территория с допустимым уровнем радиации.
Какие льготы положены ветеранам боевых действий?
Вдовы чернобыльцев и иные родственники, проживающие с ними, имеют право на оплату половины площади в государственных домах и в приватизированных квартирах. Одновременно с этим им полагается 50% оплаты коммунальных услуг или цены на топливо.
Нетрудоспособные вдовы и иные родственники умерших чернобыльцев-инвалидов, которые находились у них на иждивении, могут получать ежемесячную компенсацию.
Такие перечисления осуществляются в целях возмещения вреда здоровью. Сумма компенсационных выплат зависит от числа нетрудоспособных членов семьи и группы инвалидности умершего.
Кроме этого члены семей чернобыльцев могут рассчитывать на улучшение жилищного положения, преимущественное право оставаться на работе при проведении сокращения, внеочередное обеспечение детей местами в образовательных учреждениях.
Вдовы и иные члены семьи чернобыльцев могут получить внеочередное место в доме-интернате для престарелых.
Общие выплаты для пострадавших
К денежным выплатам, которые перечисляются в отношении чернобыльцев, можно отнести следующие:
- Доплата до размера прежней заработной платы, если лицо было переведено на другую работу по медицинским показаниям. Такие суммы доплачиваются трудоустроенным гражданам:
• до момента восстановления их трудоспособности;
• до момента установления инвалидности. - Пособие по временной нетрудоспособности. Его размер составляет 100% от среднего показателя заработка гражданина.
- Ежемесячная компенсация для чернобыльцев и проживающих с ними детей в возрасте до 14 лет. Данная компенсация перечисляется с целью приобретения продовольствия и составляет 970,38 руб.
- Ежемесячная компенсация, выплачиваемая с целью возмещения вреда здоровью. Средства перечисляются в сумме:
• 20 289,67 руб. инвалидам 1-й группы:
• 10 144,84 руб. инвалидам 2-й группы;
• 4 057,91 руб. инвалидам 3-й группы.
Выплаты для переселившихся и эвакуированных пострадавших
С 01.02.2020 размеры ежегодной компенсации за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление составляют:
- для инвалидов 1, 2 группы – 1 617,30 руб.
- для инвалидов 3 группы – 1 293,86 руб.
- для ликвидаторов 86-87 годов – 970,38 руб.
- для ликвидаторов 88 года – 646,88 руб.
- для ликвидаторов 89-90 годов – 323,47 руб.
Лицам, эвакуированным или переселившимся из области отселения, гарантируется перечисление таких выплат, как:
- Компенсация материального ущерба при утрате имущества, которая включает в себя стоимость:
• жилых помещений, дач, гаражей и хозяйственных построек, находившихся у граждан в собственности по состоянию на 1 января 1994 года;
• домашнего имущества, зараженного радиацией;
• сельскохозяйственных животных, подвергшихся облучению;
• утраченных садово-ягодных насаждений и иных посевов. - Компенсация расходов на проезд.
- Оплата стоимости услуг по погрузке и разгрузке багажа, которая перечисляется:
• нетрудоспособным лицам;
• многодетным семьям;
• одиноким матерям;
• одиноким женщинам. - Ежемесячная компенсация на оздоровление.
Приведенный перечень выплат не является исчерпывающим — их количество зависит от множества факторов: состояния здоровья гражданина, даты переселения из зоны отчуждения и т. д.
Денежных выплат много, все они выплачиваются в виде компенсаций – ежегодных, ежемесячных или единовременных. Но не все они значительные. Так ежемесячные выплаты (помимо пенсии) положены в 2019 году:
- инвалидам 1-3 групп, а также инвалидам вследствие катастрофы – ЕДВ от 2162 до 3782 руб.;
- ежемесячная компенсация на покупку продовольственных товаров – 942 руб. инвалидам и их детям, и по 628 руб. ликвидаторам и эвакуированным;
- ежемесячная компенсация возмещения вреда – 3939 руб. для инвалидов 3 группы, 9849 руб. для 2 группы и 19698 руб. для 1 группы, 984 руб. без установления инвалидности;
- компенсация за потерю кормильца – 238 руб.
Ежегодные компенсации включают такие виды:
- компенсация за вред здоровью – 1570 руб. инвалидам 1 и 2 групп, 1256 – инвалидам 3 группы;
- компенсация ликвидаторам и эвакуированным на оздоровление – от 314 до 942 руб.;
- компенсация детям, потерявшим кормильца – 314 руб.
Размер единовременной компенсации зависит от группы инвалидности и в 2019 году составляет 15701 до 31403 руб. Кроме того, семья может получить пособие на погребение чернобыльца в размере 11948 руб.
Размер указанных компенсаций и выплат ежегодно индексируется, а потому в 2020 году суммы будут выше.
Государство обязуется предоставить социальную поддержку и членам семей чернобыльцев. Прежде всего, это льготы вдовам чернобыльцев. Они получают:
- ежемесячную компенсацию на приобретение продовольствия;
- право на жилищные сертификаты, если нуждаются в жилье;
- компенсацию 50% оплаты коммунальных услуг;
- преимущественное обеспечение местами в пансионатах ветеранов или домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Если вдова была нетрудоспособна на момент смерти чернобыльца, она может получать компенсацию по потере кормильца. Кроме того, у вдов сохраняется право на получение одновременно двух пенсий – пенсии по потере кормильца и страховой пенсии по старости.
Льготы детям чернобыльцев еще уже. Если родитель-чернобылец скончался, они могут получать пенсию по утрате кормильца + компенсацию по утрате кормильца. До достижения 18 лет они также могут получать ежемесячную денежную выплату, положенную инвалидам и компенсацию на приобретение продовольствия. Кстати, право на ЕДВ сохраняется и за внуками. Кроме того, за детьми умерших чернобыльцев сохраняется право на:
- жилищный сертификат;
- компенсацию 50% расходов на коммуналку;
- преимущественное право на сохранение рабочего места при сокращении.
Как видим, перечень льгот огромен. Другой вопрос, насколько хорошо работают механизмы их предоставления. И судя по постоянным жалобам со стороны чернобыльцев, они-то как раз оставляют желать лучшего.
18 ноября на совещании по социальным вопросам с Правительством В.В. Путиным было дано поручение о подготовке предложений по индексации пенсий выше уровня инфляции.
По с словам экспертов изначально, при подготовке бюджета Пенсионного фонда России на 2022-2024 годы, было заложено, что повышение пенсий неработающих пенсионеров в 2022 году составит 5,9%. В 2023-м предполагается, что пенсии должны вырасти на 5,6%, в 2024-м — на 5,5%. При этом среднегодовой размер страховой пенсии в следующем году должен составить более 17 тысяч рублей, в 2023-м — около 18 тысяч, в 2024-м — более 18,7 тысячи.
В 2022 году размер страховых пенсий для неработающих пенсионеров будет проиндексирован и увеличится на 5,9%. Размер индексации меняется ежегодно:
-в 2022 году – 5,9%;
-в 2021 году – 6,3%
-в 2020 году – 6,6%;
-в 2019 году – 7,05%.
Для того, чтобы самостоятельно рассчитать величину своей пенсии после индексации, следует текущий ее размер умножить на 1,059.
Стоимость одного пенсионного балла с января 2022 года составит 104,69 рублей.
Размер фиксированной части будет равен 6401,10 рублей.
Также с января на 5,9 % повысят доплаты пенсионерам за иждивенцев, за северный стаж, за сельский стаж и возраст старше 80 лет.
По словам Татьяны Голиковой средний размер пенсии в 2022 году составит 18521 рубль, в 2021 году средний размер страховых пенсий составляет – 15744 рубля. Эти суммы рассчитываются на основе всех выплат, положенных пенсионеру.
В 2023 и 2024 годах страховые пенсии по старости проиндексируют не менее чем на 5,6 и 5,5 процентов соответственно. Данное увеличение не коснется работающих пенсионеров.
В случае отсутствия минимальной продолжительности страхового стажа, гражданам положена социальная пенсия. Получателями социальных пенсий могут быть:
-мужчины, достигшие 70 лет, и женщины, достигшие 65 лет, не получающие страховой пенсии;
-иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ не менее 15 лет и достигшие возраста 70 и 65 лет (мужчины и женщины);
-инвалиды, инвалиды с детства и дети-инвалиды;
-дети в возрасте до 18 лет (старше этого возраста — на период очного обучения но не дольше достижения возраста 23 лет), потерявшие одного или обоих родителей либо оба родителей которых неизвестны;
-граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет, постоянно проживающие в районах проживания таких народов.
С 1 апреля 2022 года размер социальных пенсий вырастет на 7,7%. Таким образом, процент индексации социальных пенсий впервые больше процента индексации страховых пенсий.
Более точная информация появится чуть позже, после издания соответствующего Постановления Правительства РФ.
Индексация социальной пенсии привязана к изменению размера прожиточного минимума пенсионера. В 2023-м их планируется увеличить только на 0,3%. Но уже в 2024-м индексация должна составить 9%.
Для трудоустроенных граждан индексация заморожена с 2016 года. Конечно, наилучшей новостью для работающих пенсионеров была бы новость об индексации и их пенсий. Но, увы, индексация пенсий в 2022 году их не коснется. Все законопроекты об индексации пенсий работающим пенсионерам были отклонены.
Ежегодно выплаты работающим пенсионерам увеличивают максимум на 3 балла ПФР. Соответственно, работающие пенсионеры могут рассчитывать лишь на увеличение пенсий в среднем на 300 рублей с 1 августа 2022 года
По предварительным данным пенсии военным пенсионерам в 2022 году должны увеличиться не менее чем на 7,9%:
-5,9% — прогноз уровня инфляции на 2021 год, который был дан на последнем заседании правительства;
-2% — это “президентские” два процента сверх уровня инфляции по указу №604.
С 1 февраля 2022 года буде проиндексирована ежемесячная денежная выплата некоторым категориям граждан, имеющим федеральные льготы: ветераны боевых действий, инвалиды, лица, пострадавшие в результате радиации и пр.
В связи с чем, пенсионеры, имеющие право на данную социальную выплату, получат ее в повышенном размере одновременно с пенсией за февраль 2022 года.
Какие льготы и выплаты положены чернобыльцам (вдовам) в 2021 году
Российские пенсионеры получат по 5 000 рублей от правительства в 2022 году. Для этого власти уже выделили 134 миллиарда рублей. Выплаты получат пенсионеры, пенсии которых меньше обязательного минимума, в среднем по России он составляет 10 022 рублей, но в каждом регионе его размер отличается.
Согласно заявлений Пенсионного фонда России, подобные выплаты получат около 6 миллионов российских пенсионеров.
Точное решение о размере индексации пенсий будет принято после 23 ноября, так как на этот день запланировано второе чтение проекта бюджета. Это подтвердил и глава Пенсионного фонда Андрей Кигим, отметив, что до первого квартала 2022 года еще есть время.
К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.
Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:
- Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
- Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
- Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
- Проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.
Всего есть 4 категории чернобыльцев:
- Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
-
Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
- с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
- с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
- в течение 1987 года — от 14 суток;
- те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
-
Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
- находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
- пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
- был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
- работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
- жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
- Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.
То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.
Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.
При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).
Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.
Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.
Инвалидность Ежемесячный размер* 1 группа 23 845,45 2 группа 11 922,73 3 группа 5 961,36 * — может изменяться из-за индексации
Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:
- Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
- Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
- Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
- НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.
Обратите внимание! Налоговые вычеты стандартной группы не суммируются – предоставляется только один – больший по размеру.
Если у чернобыльца нет жилья, либо же он проживает в объекте, жилая площадь которого меньше установленной нормы, то он вправе рассчитывать на помощь в улучшении жилищных условий от государства вне очереди. Воспользоваться таким правом можно только один раз.
Также данная категория льготников наделена правом внеочередного вступления в жилищные кооперативы, огороднические и садовые товарищества, получение мест в гаражных комплексах.
Похожие записи: