Полномочия прокурора по отношению к следователю

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Полномочия прокурора по отношению к следователю». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Главные направления работы данных органов включают контроль над правильным применением закона и выполнение роли гаранта охраны прав гражданских лиц России.

Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения.

Полномочия помощников прокурора

В приказе № 31 от 18 июня 1997 г. «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием и дознанием» Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Интересы потерпевшего может представлять представитель. Если это физическое лицо, то это может быть или адвокат или любое лицо на основании доверенности.

Процессуальным статусом следователя обладают лица, состоящие в должности следователя (старшего следовате­ля, следователя по особо важным делам, старшего следователя по особо важным делам), органов прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотиков.

В соответствии с ч. 1 коммент. статьи прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной УПК, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

УПК РФ Прокурор 1. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. 2.

По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

Прокурор вправе знакомиться с документами, на основании которых лица задержаны или заключены под стражу, а также требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных и заключенных под стражу.

Однако, в определенных законом случаях, он вступает в различные правоотношения с руководителем следственного органа и прокурором. От результатов их совместной деятельности, строго регла­ментированной уголовно-процессуальным законодательством, в немалой степени зависит обеспечение законности расследования преступлений, прав, законных интересов и свобод участ­ников уголовного судопроизводства.

19 полномочий прокурора согласно 37 статье УПК РФ

Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Осуществляя надзор за соблюдением закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, прокурор проверяет исполнение не только требований федерального закона, но и ведомственных нормативных актов, которыми урегулирован порядок регистрации и учета заявлений (сообщений) о преступлении.

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, устанавливаются не только коммент. ст., но и некоторыми другими статьями УПК.

В частности, допустимость обвинительных доказательств во многом зависит от того, насколько при их собирании были обеспечены права подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и других лиц. Поэтому, предупреждая и пресекая нарушения уголовно-процессуального закона в досудебном производстве, прокурор тем самым создает условия для предстоящего поддержания государственного обвинения в суде.

Прокурор как основное должностное лицо прокуратуры

Прокуроры в рамках уголовного судопроизводства реализуют функции прокурорского надзора. Функции — это основные направления деятельности прокуратуры по решению задач и достижению целей прокурорского надзора.

На стадии судебного производства сотрудник прокуратуры преследует такие основные цели:

  • противостояние преступности во всех ее проявлениях;
  • организация правовой защиты;
  • обвинение по конкретному делу.

Прокурор всё также оказывает значительное влияние на результат и качественность досудебного следствия, подавая дело наиболее перспективному и проверенному следователю (с разрешения руководителя организации следствия).

Дело в том, что преступление не только нарушает закон и наносит ущерб пострадавшему. Уголовное правонарушение оказывает влияние на общество, затрагивает сложившиеся в стране отношения, подтачивает веру людей в справедливость. Поэтому принципиальные задачи прокуратуры – это поддержка:

  • законности и конституционных устоев в государстве и обществе;
  • прав каждого гражданина;
  • главенства закона.

Концентрация работы прокурора на дознании, то есть на процедурах, рассматривающих противоправные деяния незначительной и средней тяжести, — очень спорная инициатива, учитывая, что за работой дознавателя ведут наблюдение и начальник, и руководитель организаций дознания.

Надзор за соблюдением законов органами следствия и дознания является основным из направлений деятельности прокуратуры, и согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» выделяется в самостоятельную отрасль прокурорского надзора.

Руководитель обладает всеми полномочиями следователя: вправе возбудить уголовное дело, провести предварительное следствие, создать следственную группу, вправе отменить незаконное решение следователя.

С точки зрения процессуального положения- потерпевший появляется после того как вынесено постановление о признании его потерпевшим. До этого они пострадавшие.

Аннотация. В статье исследуются полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием и дознанием. Прокурор представляет собой гарант обеспечения законности на всех стадиях уголовного судопроизводства. Делается вывод о том, что прокурору не были в полной мере возвращены полномочия, необходимые для эффективного осуществления надзора на стадии предварительного следствия и дознания права.

Федеральные законы от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» дополнили полномочия следователя и руководителя следственного органа, конкретизировали права прокурора.

По мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.

В случае несогласия руководителя следственного органа либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителю вышестоящего следственного органа.

Письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю, данные в порядке, установленном настоящим Кодексом, являются обязательными. Обжалование полученных указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей статьи 38 настоящего Кодекса».

Осуществление уголовного преследования и надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия являются взаимосвязанными составляющими деятельности прокурора.

А прокурор в уголовном процессе является гособвинителем, то есть действует от имени госсистемы. У такового должностного лица широкий круг полномочных прав, описанный в тексте Уголовно-процессуального кодекса (УПК) РФ.Сотрудники прокуратуры могут влиять на ход расследования на всех этапах такового в рамках законодательства.

26. ПРОЦЕСС ДОКАЗЫВАНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЕГО ЭЛЕМЕНТОВ

Процедура рассмотрения уголовного преступления состоит из нескольких этапов, описанных в кодексе (УПК). На каждом этапе прокурору законодатель отвел определенную роль. Все основные полномочия и требования к работникам госоргана описаны в УПК. Участие прокурора в уголовном производстве как едином процессе сводится к следующему:

  • координирование мероприятий, проводимых правоохранительными госорганами на досудебном этапе;
  • контролирование процедуры возбуждения преследования;
  • поддержка обвинения во время судебного заседания;
  • обеспечение конституционных прав граждан – участников процесса;
  • контроль действий иных субъектов производства.

Поэтому, по моему мнению, классифицировать полномочия прокурора в области надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия довольно затруднительно и не имеет особой важности.

Положения комментируемой статьи связаны с процессуальными полномочиями прокурора и его процессуальным статусом при производстве по уголовным делам.

По аргументированному прошению прокурора ему предоставляются документы и (или) предметы по возбуждённому делу.

Полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования.

Демократия предполагает деление власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Последняя независима от первых двух. С этим связано включение в уголовный процесс государственного обвинителя.

Наряду с достижением своих непосредственных целей реализация полномочий прокурора одновременно позволяет решать задачи предупреждения нарушений законности органами расследования преступлений. Некоторые процессуалисты выделяют особенности полномочий прокурора по отношению органов дознания и предварительного следствия.

В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение, обеспе­чивая его законность и обоснованность (ч. 3 ст. 37 УПК РФ). Полномочия прокурора учитывают особенности нарушений закона, которые в силу своих опасных и часто необратимых последствий нуждаются в незамедлительном устранении. Характер нарушений закона органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, диктует необходимость обращения требований прокурора непосредственно к субъектам расследования преступлений.

24. ГРАЖДАНСКИЙ ИСК В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ И ЕГО ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

В этой связи прокурор должен следить, чтобы возбуждение уголовных дел имело место в каждом случае установления достаточных данных, указывающих на признаки преступления, как этого требует уголовно-процессуальный закон (часть 2 статьи 140 УПК РФ).

Необходимо отметить, что состояние прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства пока еще имеет существенные недостатки.

Есть еще полномочие – рассматривать представленную руководителем СО информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора.

36. ПОНЯТИЕ, ЗНАЧЕНИЕ И ВИДЫ МЕР ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Закон в ряде случаев предписывает руководителю следственного органа давать согласие на проведение следственных и иных процессуальных действий, обязывает прокурора требовать от следствен­ных органов устранения нарушений федерального законодательст­ва, допущенных в ходе предварительного следствия.

Эти особенности полномочий прокурора полностью сохраняются в современных условиях, несмотря на существенные изменения в законодательном определении правового статуса прокурора в досудебных стадиях уголовного судопроизводства.

Назначение прокурорского надзора состоит в обеспечении соблюдения законности органами дознания и предварительного следствия.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *